Выживание в стрессовых ситуациях

Увеличение количества и масштабности стрессирующих событий становится главным признаком нашей эпохи. Жизнь людей стала разделяться на отрезки от одного мирового потрясения до другого — от взрывов в Нью-Йорке до захвата заложников в Москве. Защиту от стрессов не гарантируют никакие меры, даже государственной безопасности, ни в развитых странах, ни в бедных. Сложившаяся ситуация по своей остроте и неразрешимости является всеобщим кризисом. События показывают, что современный человек должен избавляться от комплекса иждивенчества и наивности по поводу своей безопасности. Каждый человек, чтобы выжить, должен взять ответственность за свое здоровье на себя.

Стресс (англ. stress — давление, напряжение), или адаптационный синдром, или реакция напряжения, стал частью жизни большинства граждан России. Отрезок времени, равный продолжительности жизни одного человека, охватывает множество крупномасштабных политических, идеологи­ческих и социально-экономических преобразований. Несколь­ко войн и революций, переходы от капитализма к социа­лизму и обратно, техногенные катастрофы и стихийные бед­ствия, крупные террористические акты и многие другие ис­точники, представляющие опасность для жизни и благопо­лучия людей, дали возможность каждому человеку познать, что такое стресс. Все это отразилось на здоровье не только отдельных людей, но и нации в целом.

Совершенно очевидно, что отсутствуют надежная систе­ма предотвращения стрессов и достаточная подготовка лю­дей к выживанию в стрессовых ситуациях. Популярными средствами выхода из стресса стали алкоголь, сигареты, нар­котики, "безопасный секс", деструктивная музыка. Распро­страненность этих "адаптогенов" в свою очередь послужила стрессом для членов семей больных алкоголизмом, наркоманиями, ВИЧ-инфекцией.

Необходимо осознать последствия этого массового само­уничтожения населения психоактивными веществами и са­моразрушительными формами отдыха.

За отсутствие желания и неумение заботиться о себе и окружающих приходится расплачиваться самой дорогой це­ной — здоровьем и жизнью. Население России вымирает со страшной "скоростью " — 1 миллион человек в год.

Итак, есть ли желающие поскорее расстаться с жизнью? — Нет.

Существуют ли способы укрепления здоровья и продле­ния жизни? — Да.

Известны ли они? — Да, известны и всем доступны, но не используются.

На современном этапе самыми необходимыми условиями для выживания становятся знания, нравственность и воля. Этого не купишь. Духовность, знания, культура достигают­ся только собственным трудом, естественно, не без помощи человека — носителя этих знаний и достижений. Этих ре­сурсов в России достаточно, но за годы реформ между ними и народом образовался разрыв. Носителями нравственности, знаний, культуры, здорового образа жизни является одна категория населения, обладателями административных, фи­нансовых и информационных ресурсов — другая. В результа­те разрыва между людьми, ориентированными на духовные ценности, и людьми, устремленными на сверхпотребитель­ство, происходит то, что мы наблюдаем.

Чтобы выжить в современных условиях, ответственность за собственный образ жизни нужно брать на себя. Для этого, как минимум, необходимы определенные знания, а также практические рекомендации. Мы считаем, что каждому чело­веку полезно знать способы предупреждения и облегчения стресса и пользоваться этими знаниями каждый день. Самы­ми надежными и неисчерпаемыми ресурсами для выживания отдельного человека и нации в целом являются желание лю­дей жить в согласии друг с другом, способность здраво мыс­лить и поступать в соответствии со своим интеллектом и собственными интересами.Разумный эгоизм при логическом развитии переходит в альтруизм и социализм. Быть здоровым и счастливым можно только среди здоровых и счастливых людей, не обманутых, не ограбленных и не униженных.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ „СТРЕСС"

Стресс — универсальная, неспецифическая реакция орга­низма на повреждения. Это биологическое определение стрес­са. Биологические потребности у всех людей одинаковы, поэтому стресс протекает по единым закономерностям — у начальников и подчиненных, у солдат и генералов, у вра­чей и больных, у родителей и детей, у богатых и бедных, у американцев и русских. Люди стремятся выделиться, отде­литься от себе подобных — по объему доходов, уровню вла­сти — но перед стрессом, как перед смертью, все равны. Эта опасность всеобщая, и устранить ее можно только всеобщи­ми, сознательными, добровольными действиями, направлен­ными не на разделение, а на сближение людей.

В настоящее время стресс вышел из рамок биологической категории, став значимым компонентом социальной, эко­номической и идеологической политики. Выявлена следую­щая закономерность: если стрессы происходят все чаще и становятся все масштабнее, это указывает на неадекватность целей и средств политиков, взявших на себя ответствен­ность перед обществом.

Биологические и психологические проявления стресса хо­рошо изучены. Зная конструктивные элементы и законо­мерности развития стресса, можно делать прогнозы о его разрушающем воздействии на здоровье человека. Необхо­димо использовать при этом ресурсы науки и интеллект людей. Все это позволит своевременно защитить себя и ок­ружающих от стресса. Такая защита, не разделяющая, а на­против, объединяющая людей в идеологическом, социаль­ном и экономическом плане, может стать надежной и для отдельного человека.

СТРЕСС — МЕДИЦИНСКОЕ

И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

В медицину и психологию понятие "стресс" ввел Г. Селье (в 40-е гг. XX в. )- Он рассматривал стресс как характеристи­ку состояний организма при нагрузках и в процессе их пре­одоления. Г. Селье различал внешние и внутренние раздра­жители стрессогенного воздействия на организм. К внешним он относил жару, шумы, запахи, повреждения, к внутрен­ним — страхи, конфликты, заботу о будущем. На эти раз­дражители организм реагирует нарушением равновесия, для восстановления которого, по установленным Г. Селье зако­номерностям, развивается адаптационный синдром и орга­низм приспосабливается к новым условиям (адаптация). Он выделил адекватный стресс (эустресс)— конструктивный, мобилизующий, позитивный, и дистресс — разрушающий, деструктивный. Стрессы могут возникать в сфере личности и организма.

Общепринятой классификации стрессов пока не суще­ствует. В научной литературе выделяют виды стресса по при­чинам их возникновения — эмоциональный, депривационный, информационный, иммобилизационный, холодовой, социальный, общий и т. д. Они изучаются учеными разных специальностей. Мы выберем из моря знаний те, которые доступны и нужны в обычной жизни каждому. Многие мои знакомые при стрессах руководствуются рекомендациями, предложенными в этом пособии.

Наши рекомендации