Пара на стадии обучения-раппорта
Ответы Меган и Клэя на диагностический вопросник (см. Главу 10)
1. Из-за каких проблем вы решили начать посещать сеансы пси
хотерапии?
Меган: Нам нужен совет, что нам делать с нашим браком, чтобы прекратить бесконечную борьбу за первенство. В последнее время произошло много ссор, которые мы не можем разрешить.
Клэй: Нам нужно стать лучше и укрепить наш брак.
2. Как долго вы были вместе с вашим партнером? Какой у вас был
тип отношений (брак, свидания, совместное проживание)?
Мы женаты 20 лет. До этого мы встречались два года.
3. Что изначально привлекло вас друг к другу? Как
вы пришли к решению жениться или начать совместную жизнь?
Меган: Меня привлекло то, что Клэй был очень сильным, образованным и у него была перспективная работа.
Клэй: Она была красивой, умной, хотела завести детей и создать счастливую семью.
4. Что вам больше всего нравится в ваших отношениях?
Меган: Не могу сказать, что мне нравятся наши отношения в последнее время. Раньше мне многое нра-
вилось, мы много путешествовали, у нас не было сек^ретов друг от друга, и все нам было по плечу.
Клэй: Она - мой лучший друг.
■
5. Расскажите, как начались ваши отношения. Как долго про
должался этот период?
Меган: Мы вели очень активную жизнь, это было здорово, мы много общались с людьми.
Клэй: Это было великолепно! Это была настоящая любовь, потому что я с самого начала знал, что мы поженимся. Ни с одной девушкой у меня такого не было.
6. Расскажите о своем первом разочаровании. Что произошло
в этот момент и как вы это обнаружили?
Меган: Я поняла, что по работе Клэю приходится часто ездить в командировки (он был менеджером по маркетингу). Сначала я злилась. Мне не легко было справиться с этим. Часто бывало так, что когда он возвращался, я игнорировала его. В конечном итоге мы обратились к психотерапевту (это было 15 лет назад) и научились решать конфликты более открыто.
Клэй: Когда я обнаружил, как может себя вести Меган, если ей не нравится то, что я делаю. Мне кажется, без помощи специалиста мы бы не смогли решить наши проблемы.
7'. Когда ваши отношения менее всего устраивают вас?
Меган: Когда мне приходится жертвовать своими интересами во имя семьи или Клэя.
Клэй: Когда Меган требует от меня поддержки и опоры, но при этом совершенно не думает о моих нуждах.
8. Какие важные черты вашего характера совпадают с партнером? Какие различаются? Что вы сделали для того, чтобы
сгладить противоречия между ватними характерами или найти компромисс?
Меган: У нас много общего: возраст, вероисповедание, происхождение, мы оба любим семейную жизнь. Наше различие в том, что со временем я стала более погруженной в себя, а Клэй — более открытым и общительным. До недавнего времени мы могли спокойно сесть и обсудить наши противоречия.
Клэй: (а) Мы оба любим поесть! Мы любим семейную жизнь и простые вещи, такие как поэзию, искусство и музыку; (б) Мы находимся на разных жизненных стадиях. Раньше мы могли сгладить противоречия. Теперь это стало сложнее.
9. У вас есть хобби, которым вы занимаетесь отдельно от пар
тнера? Если да, то как часто? Случается ли вам проводить вре
мя в компаниях людей, которые не являются вашими общими
друзьями? Служат ли такие ситуации поводом для конфликта с
супругом?
Меган: Я так много времени проводила дома с детьми, что только недавно начала самостоятельную жизнь. Я долго ждала этого и не собираюсь отступаться.
Клэй: Мне очень много приходилось ездить по работе, и я много времени проводил с друзьями, на конференциях. В начале нашей совместной жизни мы ссорились из-за этого, но теперь проблемы возникают из-за того, что я хочу больше времени проводить дома с Меган.
10. Насколько спокойно вы себя чувствуете, когда занимаетесь
чем-то без участия вашего супруга? Насколько спокойно вы
себя чувствуете, если ваш супруг занимается чем-то без вашего
участия?
Меган: Я хочу вести еще более активную самостоятельную жизнь, чем сейчас. Я боюсь, что мне не удастся реализовать себя.
Клэй: Меня вполне устраивает, что я занимаюсь чем-то отдельно от Меган, и я не против, что она делает что-то свое, но я не хочу быть совершенно один. Мне хочется более насыщенных отношений, чем сейчас.
11. Легко ли вы рассказываете супругу о своих личных пережива
ниях и чувствах? В какой форме вы просите оказать вам эмо
циональную поддержку, когда вы чувствуете, что не уверены в
себе? Рассчитываете ли вы на то, что действительно получите
поддержку?
Меган: Обычно это не трудно, хотя в последнее время я не чувствую потребности высказывать свои глубокие чувства кому-либо.
Клэй: Я совершенно спокойно говорю о своих чувствах, хотя мне кажется, что в последнее время Меган считает, что я излишне "эмоционален ".
12. Может ли ваш партнер сказать, что вы эмоционально отвечаете
на его волнение и поддерживаете его? Объясните, почему.
Меган: Клэй много лет обращался ко мне за поддерж^кой, и я думаю, что я помогала ему.
Клэй: Иногда - да, иногда - нет.
13. Принимаете ли вы активное участие в развитии отношений?
Делает ли то же самое ваш партнер? Каким образом?
Меган: Я всегда принимала большее участие в развитии наших отношений; теперь мне бы хотелось стать менее активной в этом вопросе.
Клэй: Меган всегда была более активна. Я отвечал на ее порывы. Надеюсь, в будущем наши отношения станут более стабильными.
14. Поддерживаете ли вы вашего супруга в его личном развитии?
Как именно (приведите пример). Поддерживаете ли вы его индивидуальное развитие, даже если вы не согласны с тем, что он делает? Как именно (приведите пример).
Меган: Я много лет разделяла его энтузиазм по поводу карьерного роста. Не уверена, что я могу поддерживать его сейчас. Если я буду продолжать его поддерживать, я не смогу осуществить свои желания в этой жизни.
Клэй: Вообще я поддерживаю ее начинания, но мне одиноко, когда она слишком увлекается своими делами. Тогда я злюсь и расстраиваюсь.
15. Считаете ли вы, что ваш супруг отдает по меньшей мере
половину своих сил на развитие отношений?
Меган: Думаю, в последнее время он очень старается, но у него не вполне получается. Многие годы он обеспечивал материальную основу семьи.
Клэй: Да, иногда даже больше половины.
16. Участвуете ли вы совместно в какой-либо деятельности,
работе, общественных программах? Если да, то в каких?
Меган: Нет.
Клэй: Мы вместе ходим в церковь и ездим по экзотическим туристическим маршрутам.
17. В каких из вышеперечисленных занятий вы принимаете
участие с удовольствием?
Меган: (нет ответа)
Клэй: Ни в каких. Мне нравится планировать поездки, связанные с работой.
18. Участие в этой работе помогает вам сблизиться или разъ
единяет вас?
Меган: (нет ответа)
Клэй: Нам нравится путешествовать вместе. В такие дни мы проводим время как настоящая супружеская пара.
19. Если представить ваши отношения в качестве спектакля, фильма или книги, как можно было бы назвать это произведение? Чем бы закончился сценарий или книга?
Меган: Я все еще плохо представляю себе, чем это может закончиться, поэтому не могу ответить на этот вопрос.
Клэй: Лучшее - впереди.
Приложение Е
Схема модели развития отношений в паре
ОПИСАНИЕ СТАДИИ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ
Стадия | Характер | Тупик | Общие | Действия |
отношений | признаки | психотерапевта | ||
Симбиозно- | Установление | Супруги | Невербальное | Установить |
симбиозная | тесной вязи, | осознают, что | манипулятив- | проблемы, |
(единство) | любовь | им нужно быть | ное общение, | которые требу- |
вместе | направленное | ется решить | ||
"Мы - од но | Супруги обра- | на то, чтобы | ||
целое" | щают внима- | Взаимозависи- | скрыть разли- | Договориться, |
ние на то, что | мость | чия | что ни один | |
их объединяет | Потеря дове- | из супругов не | ||
рия | Во время | станет покуш- | ||
Забота друг о | сеансов у | вться на свою | ||
друге | Потеря инди- | специалиста | жизнь или | |
видуальности | супруги чаще | разводиться, | ||
Супруги | говорят "мы" | если есть такая | ||
ощущают себя | Страх остаться | яли "нам", чем | опасность | |
парой | одному | "я" У ребенка | ||
Супруги ведут | или одного из | Создать | ||
себя пассивно | упругов наблю- | пртнерские | ||
и реактивно, | дается тяжелая | отношения с | ||
не принимают решений | симптоматика Упражнение | парой (семьей) и попросить их более ответс- | ||
Общение сво- | с бумагой: | твенно отно- | ||
дится к тому, чтобы скрыть | немедленно проявляются | ситься к браку | ||
противоречия | признаки заданных отно- | При работе с семьей исполь- | ||
Отношения | шений: явный | зуется твор- | ||
принимают | недостаток самоидентификации и четкое жела- | ческий подход, чтобы понять его предствле-ние о семье в целом |
эгосинтонный характер | ние скрыть конфликт Диагностический вопросник: показывает, что время от времени у супругов возникает ощущение, что они запутались | При возможности переходите от обсуждения семьи в целом к обсуждению отношений супругов Используйте гештальт-тера-пию или тран-сактный анализ при взаимодействии пациента с членами его семьей Поощряйте процесс дифференциации между супругами | ||
Симбиозно-симбиозная (враждебно-зависимая) "Я не могу жить с тобой, но и без тебя не могу" | Установление тесной связи Забота друг о друге Супруги ощущают себя парой | Конфликты и агрессия используются для поддержания дистанции и эмоционального общения Чувство собственного я развито слабо;слабая дифференциация Ощущение тупика возникает, когда представления о совместной жизни сталкиваются с реальностью и не | Как можно скорее устранить конфликт Установить рамки и договориться о поведении во время ссор (см. Вопросник определения рамок поведения в приложении Б) Оба супруга должны думать, когда они сердятся. Почувствуйте их гнев Научить супругов достигать результатов в общении |
реализуются
Наблюдаются похожие пограничные состояния и самолюбование
Супруга постоянно открыто выражают свой гнев, горечь и обвинения в адрес друг друга
Постоянная борьба запре-восходство, которая часто доходит до применения физического насилия
Супруги не могут договориться. Не могут
представить, как их поведение действует на партнера
Супруги часто домысливают чувства друг друга
Парадоксачъная модель взаимодействия: Каждый требует заботы, но отвергает ее, когда
Взаимная чуткость: Супруги ожидают, что каждый будет угадывать мысли другого, поэтому пожелания формулируются вяло, супруги требуют заботы в общем и целом, и не получают ответа; у супругов нет возможности общаться по отдельности, и как только один из них начинает это делать, другой наказывает его или перестает разговаривать с ним
Сообщать супругам, когда между ними начинается конфронтация
Предсказывать ссоры
Поддерживать и обеспечивать положителную стимуляцию супругов во время приемов
Помочь супругам научиться извиняться
Способстввать непосредственному положительному взаимодействию
Развивать последовательные, заботливые отношения
Поощрять взаимодействие и совместную деятельность Поощрят стремление супругов заводить новые знакомства и заниматься чем-то вне семьи
Проявлять чувство юмора
После того как определен
исходит от партнера Партнеры испытывают страх перед одиночеством и перед возможностью раствориться в супруге. Каждый постоянно говорит 0 ТОМ, ЧТО нужно расстаться, при этом другой отрицает это. Положительные реакции партнера часто воспринимаются как неискренность или отвергаются, так как это произошло "слишком поздно" | конфликт: Помочь партнерам улучшить представление о будущем и поддерживать это представление Помочь паре развить процесс эмпатии | |||
Стадия | Симбиозные | На первых | Гнев, печаль и | Помочь |
:имбиоза- | отношения | порах отно- | отчаяние | партнерам |
тиффе- | (см. выше) | шения не | воспринима- | разрешить |
эенциа- | стабильны | ются как ра- | проблему, | |
хии | Дифферен- | зочарование в | связанную с | |
циация | Симбиозный | романтичес- | уходом от ста- | |
'Не пре- | партнер: | ких иллюзиях | дии симбиоза | |
давай | Супруги | Чувствует | ||
пеня" | учатся выра- | угрозу и | Диагности- | Помочь |
жать свои | предатель- | ческий опрос: | партнерам | |
чувства отк- | ство | Партнер на | сформулиро- | |
рыто и ясно | стадии сим- | вать и выразить | ||
Пытается | биоза обраща- | мысли, чувства | ||
Происходит | усилить | ет больше | и желания | |
смещение к | симбиоз, | внимания на | ||
внутренне- | "цепляясь" | то, что сбли- | Помочь супру- | |
му опреде- | за супруга | жает супругов | гам прими- | |
лению себя | сейчас и на | риться с бес- |
как личности с | Характерологи- | начальном этапе, | покойством, ко- | |
независимыми | чески пассивная | а тот, что нахо- | торое они | |
чувствами, | стадия | дится на стадии | испытывают | |
мыслями и | дифференциа- | из-за различий | ||
желаниями | Требования парт- | ции, обращает | ||
нера почти не | внимание на | Поощрять же- | ||
Вновь уста- | встречают эм- | различия и | лание партнера | |
навливаются ограничения | патию | разочарования Личная история: | на стадии дифференциации к самовыраже- | |
Развивается | Используйте это | нию, при этом | ||
способность | упражнение | стараться сде- | ||
мириться с | для опреде- | лать партнера | ||
различиями | ления причин | на стадии сим- | ||
в партнере | психологического тупика, | биоза менее зависимым | ||
Супруги научаются | в котором находится партнер на | Помочь партне- | ||
не бояться | стадии симбио- | рам понять, ка- | ||
говорить о | за, как в случае, | кие их действия | ||
своих осо- | когда человек го- | привели к воз- | ||
бенностях | ворит: "Я больше никогда не | никновению трудностей в се- | ||
Четко опре- | выйду на улицу | мейной жизни | ||
деляется | один" | Установить зо- | ||
поле ответственности | (см. Гл. 2) | ны ответственности, принимая | ||
и прав | Упражнение с | во внимание об- | ||
каждого | бумагой: Партнер на стадии симбиоза не может определить, чем для | суждаемые проблемы Разделить проблемы на части | ||
него является бумага и вскоре отдает ее парт- | и дать четкие домашние задания | |||
• | неру на стадии дифференциации, котрый дает свое определение | Пробудить мотивацию в симбиозном партнере, рассказав ему, какую пользу он может извлечь из ситуации Помочь партнерам научиться управлять гневом |
Стадия диффе-ренциации-дифференци-ации
"Я изменюсь, если измнишь-ся ты"
См. выше). Зупруги активно работают, чтобы сгладить противоречия, связанные с различным стилем жизни, целями и желаниями
Супруги еще не выработали с эффективный способ выяснения отношений
Для того, чтобы заставить партнера измениться, используется проекция и управление
Трудности возникают постоянно
Следует выяснить, как супруги разрешали конфликты до сих пор
Выяснить, есть ли у супругов навыки разрешения ссор
Выяснить, усиливаются ли различия между супругами из-за того, что они занимаются различной деятельностью, общаются с разными друзьями и т. д.
Упражнение с бумагой: Очень важно проанализировать, как супруги решают, кто именно первым возьмет бумагу
Взаимная чуткость: От уровня дифференциации каждого из супругов зависит, насколько четко они сформулируют требование и насколько они оценивают свою спо-
емп терапии зависит от уровня дифференциации у каждого тартнера
Для создания терапевтической среды, в которой раск-эывается дифференциация партнеров, используется неструктурированная включенность
Вопросы помогают партнерам определить, понять и выразить чувства Следует привлечь внимание супругов к определенным моментам их детства
Через усиление реакциипо типу "инициатор-реагирующий" можно помочь супругам эффективнее решать конфликты
Обсуждая с супругами их желания реализоваться специалист вводит позитивную ролевую модель
собность отвечать взаимностью | Провести различие между решением проблем и задачами, требующими дальнейшего развития Некоторые проблемы следует рассматривать в более широком контексте Поощрять дифференциацию от семьи каждого супруга Определить семейные, культурные или связанные с работой факторы, которые могут помоч дифференциации | |||
Симбиозно-обучающаяся стадия "Не оставляй меня'7"Оставь меня в покое" | Симбиоз (см. выше) Обучение Внимание уделяется внешнему миру, независимой деятельности и отношениям Человек открывает себя как личность Повышение самооценки | Партнер на стадии симбиоза: Чувствует, что супруг его предает и бросает Пытается усилить близость Страх разрыва отношений с партнером приводит к гневу и постоянным требованиям | Этой стадии предшествовала стадия симбиоза, которая устраивала обоих супругов Дифференциация между партнерами минимальная; у них практически нет наработанных схем для разрешения конфликтов, желаний, тре- | Помочь партнерам начать дифференциацию Задача психотерапевта — добиться равновесия между различными целями партнеров: Партнер на стадии симбиоза хочет, чтобы супруг был "таким, как раньше"; обучающийся партнер хочет |
и осознание | Обучающийся | ований или | продолжать | |
своих сил | шртнер: Проявляет | эмоций | самовыражение и не хочет, тобы | |
Разазвитие здо- | упрямство и | Внезапное раз- | ему мешали | |
рового стиля | эгоцентризм | витие партнера, | ||
борьбы | в результате | Необходима | ||
Потеря симпа- | которого он | изначальная | ||
Ярко проявля- | тии в отно- | требует незави- | установка раз- | |
ется индивдуа- | шении нужд | мости | личных целей | |
лизация, при этом человек | партнера | Диагностичес- | партнеров | |
находит спосо- | Недостаток | кий опрос: | Обратите вни- | |
бы творческого | эмоциональной | Показывает | мание на то, что | |
самовыражения | связи с парне- | развитие от | реактивное про- | |
ром, замкнтость | интенсной стадии симбиоза | явление гнева обоих партнеров | ||
Расценивает | до того момен- | оборачивается | ||
желание партне- | та, когда между | отрицательными | ||
ра поглотить его | супругами не | эмоциями для | ||
как предатество | было четкой дифференциации, затем один из супру- | них обоих Следует помочь партнерам орга- | ||
гов внезапно концентрируется на собственной личности Личная истрия: | низовать совместное проведение времени Помочь обучающемуся парт- | |||
это упражнение часто показыва- | неру установить самоограниче- | |||
ет сходтво между обучающимся периодом | ния, в пределах которых он может действо- | |||
. | ■ | партнера и тем, как он начинал самостояте-ную жизнь вне родительской | вать Помочь партнеру на стади симбиоза заняться чем- | |
V | семьи | то для себя Использовать "Вопросник для симбиозно-обучающейся пары", чтобы супруги могли определить, что |
лить, чего они хотят друг от друга (см. Главу 8) Идентифицировать и разршить задействованные в данной ситуации интрапсихи-ческие детские конфликты | ||||
Обучающаяся- | (См. выше) | Вся энергия | Явный недо- | Делать упор на |
обучающаяся | партнеров идет | статок эмоцио- | процесс, а не на | |
стадия | на развити собственно | нальной связи во время сеан- | суть терапии | |
"Я хочу | личности и са- | сов терапии | Помочь супру- | |
быть | мовыражение | гам научиться | ||
самим | Каждый парнер | защищать | ||
собой" | Семейные отно- | постоянно от- | собственную | |
шения воспри- | стаивает свою | индивидуаль- | ||
нимаются как | точку зрения, | ность, но при | ||
нечто второсте- | при этом взгля- | этом разрешить | ||
пенное Супруги посто- | ды супругов диаметрально противопо- | возникающие конфликты | ||
янно соблюдают установленные | ложны | Помочь супругам сделать от- | ||
границы Оба партнера | Диалог супругов превращается в соперни- | ношения более легкими | ||
опасаются, что | чество, которое | Помочь тем па- | ||
излишнее | заводит их в ту- | рам, которые не | ||
проявление | пик и не решает | прошли стадию | ||
нежности приведет к потере | проблемы | активной дифференциации, | ||
собственного я | В обучающих-ся-обучащихся | добиться дифференциации, | ||
В борьбе за | пазах, прошед- | при этом оста- | ||
первенство | ших стадию | ваясь независи- | ||
супруги часто говорят: | дифференцации вместе, наблюдается борьба за лидерство, но уже не столько | мыми Помочь супругам определить и выразить чувства |
19-6244
"Я хочу" | нтенсивная | спользовать "Тридцатиднев- | ||
Проекция и смещение | Тфажнение с умагой: | ный план" | ||
эффекта при | Оба супруга | Помочь суругам | ||
напряженных | четко опреде- | выявить и раз- | ||
ситуациях | ляют, чем в их представле- | решить интрап-сихические де- | ||
Применение готовых реше- | нии является лист бумаги, | тские роблемы | ||
ний в разных | но часто не | Помочь супру- | ||
ситуациях | могут уступить лист другому | гам разработать стратегию ри- | ||
Все вышеказан- | или пойти на | нятия решений, | ||
ное сугублется, | компромисс; | при которой | ||
если у упругое | часто отведен- | каждый посо- | ||
нет крепкой | ных пяти нинут | бен жертвовать | ||
связи друг с | не хватает на | и к жалеть об | ||
другом и активной дифференциации | завершение упражнения Диагностичес- | этом Определить | ||
кий опрос: супругов не волнует, что партнер занимается отдельной деятельностью дли общается с друзьями | временное несоответствие соответствующих стадий развития отношений | |||
Стадия обуче- | Обучение | Обучающийся | Диагностичес- | Проаналировать |
ния раппорта | (см. выше) | партнер: | кий опрос: | желания кадого |
Боится "остать- | Проясняют | партнера, чтобы | ||
"Шаг вперед, | Раппорт | ся Hf вторых | факторы, | найти точки со- |
шаг назад" | ролях" | приведшие к | прикосновения | |
Возникет сдвиг | тупику в разви- | и определить, | ||
в отношениях | Нежность | тии отношений | где возможен | |
в сторону бол- | сочетается с | (подробности | компромисс | |
шей близости и | жертвеннос- | см. в Приложе- | ||
эмоционального общения В некоторых ситуациях супруги | тью Слишком часто идет на компромисс, сужает для себя | нии Д) |
чувствуют | возможность | Партнеры | ||
себя неуверенно | выбора Эмпатия по | должны составить планы на будущее, чтобы | ||
Супругам | отношению к | иметь общее | ||
становится | желаниям пар- | представление | ||
' | проще дого- | тнера вступает | о том, какими | |
вориться | в конфликт с личными жела- | они видят себе свои отношния, | ||
Яснее опреде- | ниями роста и | учитывающие | ||
ляется разли- | индивидуали- | потребности | ||
чие между "я" и "мы" Супруги | зации Партнер на стадии раппор- | каждого из них | ||
продолжают | та: | Научить | ||
использо- | Периоды бли- | супругов | ||
вать навыки, | зости чередуют- | координировать | ||
усвоенные в | ся с усилиями | свои желания и | ||
предыдущих | добиться | потребности с | ||
стадиях Партнеры могут постоянно | независимости Конфликт | другим | ||
между желани- | ||||
отвечать на запросы друг друга Супруг продолжают разршать трудности,связанные с детством, которые мешают им | ем поддержать стремление партнера к независимости и желанием большей близости | |||
Стадия раппор- | (См. выше) | На этой стадии | Диагностика | На этой стадии |
та-раппорта | на отношнях | в этом случае, | терапия, как | |
обычноори- | как правило, | правило, лишь | ||
"Привязанность | ца-тельно | основывается | помогает уже | |
к дому" | сказываются | на определе- | идущему про- | |
не внутренние, а внешние | нии того, что правильно в | цессу | ||
факторы, как, | отношениях | Спросите парт- | ||
например, повы- | супругов: на сильных сторонах и способностях | неров, что больше всего трогает каждого из них в периоды душев- |
службе, переезд на новое место, болезнь родственника; интра- и внутриличнос-тные процессы обычно высоко развиты и взаимосвязаны
руга влиять на отношения
ного волнения
Дать установку на то, что нужно отдавать партнеру что-то даже тогда, когда это связано с неудобствами Можно предложить супругам составить планы на будущее или использовать "Тридца-тид-дневный план"
Библиография
Bach, G. The intimate enemy: How to fight fair in love and marriage. New York: Morrow, 1969.
Beavers, W. R. Psychotherapy and growth: A family systems perspective. New York: Brunner/Mazel, 1977.
Blanck, R., & Blanck, G. Beyond ego psychology: Developmental object relations theory. New York: Columbia University Press, 1986.
Bowlby, J. Attachment and loss: Vol. 1, Attachment. New York: Basic Books, 1969.
Bowlby, J. Attachment and loss: Vol. 2, Separation, anxiety and anger. New York: Basic Books, 1973.
Breger, L. From instinct to identity: The development of the personality. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1974.
Campbell, S. The couple's journey. San Luis Obispo, CA: Impact Publishers, 1980.
Goulding, M. M., & Goulding R. L. Changing lives through redecision therapy. New York: Brunner/Mazel, 1979.
Goulding, R. L. Decisions in script formation. Transactional Analysis Journal, 2, 62-63,1972.
Goulding, R. L., & Goulding, M. M. The power is in the patient. San Francisco: ТА Press, 1978.
Greenacre, P. The childhood of the artist: Libidinal phase development and giftedness. The Psychoanalytic Study of the Child, 12,27-72. New York: International Universities Press, 1957.
Hatcher, C. & Himelstein, P. (Eds.) The havdbook ofgestaltpsychology. New York: Jascon Aronson, 1976.
Johnson, R. A. We: Understanding the psychology of romantic love. San Francisco: Harper & Row, 1983.
Kadis, L. В. (Ed.) Redecis ion therapy: Expanded perspectives. Watson-ville, CA: Western Institute for Group and Family Therapy, 1985.
Kaplan, L. Oneness and separateness: from infant to individual. New York: Simon & Schuster, 1978.
Krieger, S. The mirror dance: Identity in a women's community. Philadelphia: Temple University Press, 1983.
Lindenbaum, J. The shattering of an illusion: The problem of competition in lesbian relationships. Feminist Studies, 11 (1), 85-102,1985.
Loevinger, J. Ego development. San Francisco: Jossey-Bass, 1980.
Mahler, M, Pine, E, & Bergman, A. The psychological birth of the human infant: Symbiosis and individuation. New York: Basic Books, 1975.
McNeel, J. The early demand. Transactional Analysis Journal, 10(1), 47-48, 1980.
Minuchin, S. Families and family therapy. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1974.
Minuchin, S., Rosman, В., & Baker, L. Psychosomatic families: Anorexia neroosa in context. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1978.
Piaget, J. The construction of reality in the child. New York: Basic Books, 1954.
Piaget, J. The psychology of the child. New York: Harper Torch Books, 1969.
Pine, F. Developmental theory and clinical process. New Haven: Yale University Press, 1985.
Pine, F. The "symbiotic phase" in light of current infancy research. Bulletin of the Menninger Clinic, 50 (6), 564-569, 1986.
Polster, E., & Polster, M. Cestalt therapy integrated: Contours of theory and practice. New York-Brunner/Mazel, 1973.
Pope, K. On love and loving. San Francisco: Jossey-Bass, 1980.
Rajecki, D. W., Lamb, M. E., & Obmascher, P. Toward a general theory of infantile attachment: A co