Что включает понятие «психосоциальная деградация» личности? Перечислите и ответ обоснуйте.

Психосоциальная деградация личности наступает при систематическом и длительном приеме наркотических веществ. Является заключительной фазой развития болезни. Она включает эмоциональную, волевую и интеллектуальную деградацию.Эмоциональная деградация заключается в ослаблении, а затем полном исчезновении наиболее сложных и тонких эмоций, в эмоциональной неустойчивости, проявляющейся в резких и беспричинных колебаниях настроения, а одновременно с этим и в нарастании дисфории – устойчивых нарушений настроения. К ним относятся: постоянная озлобленность, подавленность, угнетенность.Волевая деградация проявляется в неспособности сделать над собой усилие, начатое дело довести до конца, в быстрой истощаемости намерений и побуждений. Все у этих больных мимолетно: верить их обещаниям нельзя, даже если они клянутся(обязательно подведут). Этот больной способен проявить настойчивость только в стремлении раздобыть наркотическое вещество. Это состояние у него носит навязчивый характер. Интеллектуальная деградация проявляется в снижении сообразительности, неспособности сосредоточиться, в забывчивости, в неспособности выделить главное и существенное в разговоре, в повторении одних и тех же банальных или глупых мыслей, в стремлении рассказывать пошлые анекдоты и т.д.

Перечислите, наиболее типичные проявления осложнения алкоголизма:

ü соматические (телесные) осложнения: разрушение зубов, варикозное расширение вен пищевода, гастрит, язва желудка, рак желудка, алкогольный энтерит, приобретенный сахарный диабет, алкогольный жировой гепатоз, гепатоцеллюлярная карцинома, «алкогольное сердце», поражение иммунной системы;ü неврологические осложнения: алкогольный полиневрит;ü психические осложнения: дерилий, энцефалопатия, корсаковский психоз, алкогольная эпилепсия, деградация личности.


Нижеперечислены узловые моменты алкоголизма, определите их последовательность в ходе развития болезни:

1 Изменение характера опьянения.

2 Формирование, а затем деградация алкогольных стереотипов.

3 Возникновение психической зависимости от алкоголя.

4 Формирование физической зависимости с похмельным синдромом, потерей количественного, затем ситуационного контроля при употреблении алкоголя, повышение, а затем снижение его переносимости.

5 Нарастание признаков деградации личности.

6 Появление осложнений соматического и психического характера.

Антиалкогольное воспитание включает несколько направлений:

Нравственно-этическое - раскрытие безнравственности употребления алкоголя, в том числе даже и в небольших дозах. Следует делать акцент не только и не столько на аморальности последствий пьянства и алкоголизма, сколько на раскрытии безнравственности самого факта употребления алкоголя. Тематика ряда бесед прямо направлена на развенчание бытующего мнения о безвред­ности и допустимости так называемого «культурного» употребле­ния алкоголя.

Медико-биологическое - раскрытие вредного влияния алкоголя на организм человека, особенно на развивающийся организм подростка. У учащихся необходимо сформировать четкие представления об алкоголизме как о тяжелом заболевании, сначала пора­жающем психику, а затем и все органы, и физиологические системы человека. Особое внимание следует уделять вопросам вредного влияния алкоголя на потомство.

Правовое - распространение знаний о формах юридического отношения к лицам, употребляющим алкоголь, в том числе к подросткам и юношам, с учетом того факта, что большую часть преступлений несовершеннолетние совершают в состоянии алкогольного опьяне­ния.

Пропаганда трезвого, здорового образа жизни, содержательного досуга предусматривает раскрытие путей и способов организации здорового образа жизни, его ценности и необходимости; способов поддержания душевного равновесия, бодрости, хорошего настроения, снятия психического напряжении.

Социально-экономическое - раскрытие того урона, который наносит пьянство.

Принципы антиалкогольного воспитания:

1.системность — учёт в профилактической работе всей совокупности личностных и социальных факторов, определяющих готовность детей как к реализации безопасного поведения, так и поведения рискованного, девиантного — в их взаимосвязи и взаимодействии;

2.парциальность — представление о воспитании антинаркотической устойчивости как о части общего воспитательного процесса, который направлен к тому, чтобы формировать психогигиенические основы поведения и обеспечивать устойчивость в отношении всей «суммы» факторов риска;

3.проблемная адекватность — максимальное отражение в содержании программы реальных жизненных проблем, актуальных для конкретной возрастной группы и имеющих непосредственное отношение к возможному приобщению к ПАВ (в том числе — в конкретном городе, районе, школе);

4.когнитивная адекватность — обязательное соответствие содержания учебных материалов и методических приёмов, языка общения с детьми во время занятий по их интеллектуальному развитию, особенностям возрастной психологии восприятия и усвоения материала, в том числе в игровой практике;

5.социально-культурная адекватность — учёт свойственных именно нашей культуре (и её местным формам) социальных ценностей и механизмов личностного развития, принятых форм обучения, а также поведения, общения, проведения досуга, включая ритуалы потребления алкоголя и других ПАВ;

6.наркологическая адекватность — учёт типичных для России форм потребления различных ПАВ, видов «любимых» ПАВ, действующих механизмов вовлечения в их потребление, особенностей «народного» отношения к злоупотребляющим ПАВ — пьяным, наркоманам; использовать феномены массового сознания, массовой культуры (с учётом их возрастного аспекта);

7.персонификация — при возможности обеспечивать прямое, личное, персональное воздействие на детей, с одной стороны, их любимых героев кино и эстрады, и с другой — победивших порок — бывших больных, имеющих личное право говорить о необходимости отказа от ПАВ, чем достигается подлинность, доверительность воздействия;

8.обязательный альтернативный выигрыш — побуждать к выбору-отказу от нежелательного поведения в пользу поведения, представляющегося выигрышным в плане реализации значимых желаний и потребностей; при этом реестр альтернативных личностно-социальных ценностей должен быть адекватен уровню развития конкретной возрастной группы (для младших детей: «Я не буду курить и тем более пить, потому что я хочу быть сильным, умным, красивым»);

9.опережающее обучение — заблаговременное начало профилактического обучения — минимум за три года до возникновения необходимости принимать проблемные решения в отношении тех или иных ПАВ.

Что же происходит в организме человека при приеме алкоголя внутрь?

Алкоголь начинает всасываться уже во рту (10%). Основное же количество всасывается через слизистую оболочку желудка (20%) и верхней части тонкого кишечника (40%). Молекулы этанола диффундируют в стенки желудочно-кишечного тракта и проникают в ток крови. Часть из них проходит через стенку желудка и тонкой кишки «навылет», минуя кровеносную систему, попадают в брюшную полость. Здесь всасывание осуществляется большой поверхностью брюшины, в результате чего и эти молекулы алкоголя поступают в кровеносное русло. Скорость и полнота этого процесса зависят от многих условий (возраст, состояние барьерной функции желудка и кишечника, качество и концентрация алкогольного напитка), а соответственно и время, через которое содержание алкоголя в крови достигнет максимума, меняется в широком диапазоне. У человека, не привыкшего к спиртному, всасывание, как правило, происходит более медленно из-за паралича двигательной активности желудка и кишечника в результате токсического воздействия алкоголя на мышечный аппарат этих органов. При этом замедляется переход содержимого кишечника и площадь всасывания ограничивается.

Но это обстоятельство как раз и таит в себе опасность, маскируя черту, за которой может наступить тяжелое отравление, а иногда и смерть. Подростки составляют именно эту группу риска возникновения острых отравлений этанолом.

Примерно 95-98% алкоголя в результате цепочки химических превращений распадается на СО2 и Н2О. Остальное его количество выводится в неизменном виде с выдыханием, слюной, мочой, потом, и с молоком.

Распад молекулы спирта до СО2 и Н2О происходит в печение в несколько этапов. Ближайший продукт превращения называется ацетальдегидом. Это вещество химически высокоэффективное и чрезвычайно токсичное. И ходя его концентрация в организме значительно ниже концентрации (в 500 раз) в крови самого этанола, токсический эффект его приблизительно в 10 раз выше, чем алкоголя.

Ацетальдегид в 6 раз активнее этанола по наркотическому действию, в 24 раза активнее препятствует образованию энергии из молекулы глюкозы и в 200 раз сильнее угнетает кислородные процессы в головном мозге.

Табакокурение

Что включает понятие «психосоциальная деградация» личности? Перечислите и ответ обоснуйте. - student2.ru Курение – привычная система действий, выражающая болезненное пристрастие человека к наркотическому веществу – никотину, содержащемуся в табаке.

Наши рекомендации