Потребность – состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования.
В начале систематического приема наркогенных веществ формируется особый потребностный цикл в коре головного мозга и создается устойчивый патологический очаг в ЦНС и психики, свойственного больным наркоманией.
Нарисуйте схему элементарного потребностного цикла и поясните схему.
Колесов Д.В. (2000) выделяет три этапа в развитии новой потребности, в частности потребности в употреблении наркогенных веществ.
1 этап – первичное замыкание потребностного цикла, первое состояние удовлетворения в процессе определенного рода деятельности. На этом этапе потребностный цикл не устойчив и возникает лишь при восприятии предмета потребности (табак, алкоголь, наркотики).
2 этап – укрепление потребности. Повторное возбуждение возникает самостоятельно и независимо от внешних факторов и обстоятельств. Хотя еще могут проявлять себя моменты условно-рефлекторного характера, например, индивид может испытывать желание принимать наркогенное вещество лишь в определенное время суток, в остальное время он о нем «забывает».
3 этап – возрастание удельного веса новой потребности в мотивационном поле. Новая потребность постепенно начинает доминировать в определенной ситуации, а затем уже вне ситуации, подчиняя другие потребности, заставляя их служить себе. Эта стадия развития потребности, соответствует полностью сформировавшемуся заболеванию – алкоголизму, наркомании, токсикомании, табакокурению.
В тоже время в медицинской и психолого-педагогической науке не определены четкие причинно-следственные связи между физиологическими сдвигами, происходящими во время полового созревания и злоупотреблением токсическими веществами. Однако в равной степени довольно стойко формируется зависимость у подростков с психическим инфантилизмом и акселератов, у эмоционально расторможенных и замкнутых на внутренних проблемах, у признанных коллективом и отверженных своим окружением. Психологи выделяют следующие реакции, характерные для подросткового возраста:
Реакция эмансипации:
Отражает стремление подростка к самостоятельности, желание быстрее «стать взрослым», отделиться от родителей, иметь независимое мнение и вести свой образ жизни. При неблагоприятных условиях может выражаться аффективными вспышками, уходами из дома, бродяжничеством и асоциальными поступками.
Реакция группирования со сверстниками:
Объясняется стремлением к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения, системой внутригрупповых взаимоотношений и интересов, и своим лидером. Такая группа будет являться для подростка полем для самоутверждения и самовыражения. Склонность к этой реакции может определять поведение и быть причиной асоциального поведения при неблагоприятных условиях.
Реакция увлечения:
Так называемая хобби-реакция отражает особенности внутренней структуры личности подростка. Означает, как правило, чрезмерно интенсивное одностороннее (сверхценное) увлечение музыкой, спортом, самодеятельностью, коллекционированием, азартными играми, поглощением информации и др. Может лежать в основе нарушения поведения (ухудшение учебы, контакты с сомнительными людьми, правонарушения).
Реакция формирования сексуального влечения:
Связанная с половым созреванием данная реакция многообразна в своих проявлениях. Это и стремление быть привлекательным для противоположного пола и привлекать к себе внимание, ощущать себя сексуальным и окружать себя поклонниками. Подростки могут реализовать сексуальные впечатления путём галлюцинаций сексуального плана.
Эти реакции могут в определенных ситуациях оказаться факторами, способствующими злоупотреблениям токсическими веществами, а в других случаях – повышающими устойчивость к соблазну.
Охарактеризуете вышеперечисленные реакции и какие, по Вашему мнению, способствуют развитию злоупотребления наркогенными веществами, а какие нет?