Некоторые социально-психологические аспекты управления службой медицины катастроф
При рассмотрении существа и формы управления становится очевидным, что, с одной стороны, управление службой медицины катастроф (медицинским учреждением) - это целенаправленная деятельность руководства (органа управления) по поддержанию в готовности службы (формирования, учреждения), ее (его) подготовки к выполнению поставленных задач и руководству службой (формированием, учреждениями) в ходе их решения; с другой стороны, непосредственными исполнителями принятых решений являются конкретные люди, которые в конкретных условиях (формированиях, учреждениях) объединяются понятием "коллектив".
Обязательными качествами руководителя должны быть умение сплотить коллектив, четко и эффективно руководить им, видеть недостатки в управлении коллективом (табл. 4).
Таблица 4
Основные общие недостатки системы "руководитель-коллектив" в управлении медицинской службой
Основные недостатки в управлении | Результаты |
Отсутствие четкой иерархии управления, как по вертикали, так и по горизонтали | Дублирование прав и обязанностей Выполнение многими несвойственных обязанностей Решение руководителями задач нижестоящих инстанций |
Отсутствие четкой плановости в работе | Аритмия в управлении и в работе Авралы и штурмовщина, нервозная обстановка в коллективе Обострения противоречий, возникновение конфликтных ситуаций Ошибки и просчеты |
Нерациональное использование времени | Снижение эффективности и качества работы Воспитание у подчиненных сомнений в необходимости непрерывной и эффективной работы |
Местничество - стремление подчинить общие цели частным вопросам | Ухудшение результатов работы органа управления, медицинской службы в целом |
Несработанность коллектива, отсутствие взаимозаменяемости | То же |
Некомпетентность руководителя, его пассивность | То же |
Некомпетентность личного состава органа управления, его пассивность | Ухудшение результатов работы органа управления и медицинской службы в целом |
Слабая служба информации | Разобщенность, несогласованность работы отдельных звеньев Возможность появления дезинформации Снижение эффективности работы |
В успешной работе руководителя по руководству коллективом важную роль играет стиль его работы. Нет необходимости останавливаться на многочисленных определениях этого понятия. В большинстве случаев под стилем работы руководителя подразумеваются методы его работы и отношение к труду при решении возложенных на него задач. Существует много классификаций руководителей по стилю их работы. Наиболее разумной считается их распределение на руководителя формального (попустительного), динамического, авторитарного и демократического типов. Их характерные черты следующие.
1. Руководитель формального типа (попустительского, анархического):
- минимальное вмешательство в работу подчиненных людей и коллектива в целом;
- возможность присвоения властных функций неформальным лидером;
- значительная инициатива подчиненных, которая не подавляется, но и не поощряется (не замечается);
- легкие формы воздействия на людей, ориентировка на их сознательность и добросовестность.
2. Руководитель демократического типа:
-- как правило, децентрализация управленческой власти, освобождение руководителя от решения второстепенных задач; это приводит к укреплению авторитета помощников;
- советуется с подчиненными, использует их компетенцию;
- поощрение инициативы подчиненных, их стремления творчески решать поставленные задачи;
- достаточная информация коллектива о положении дел;
- контроль за деятельностью подчиненных;
- сочетание требовательности с заботой о подчиненных;
- высокий такт в обращении с подчиненными, выдержка, доброжелательность.
3. Авторитарный руководитель:
- централизация власти; помощники работают в условиях крайне ограниченных властных функций;
- решения принимает, как правило, единолично, редко консультируется с подчиненными;
- деятельность подчиненных жестко регламентируется;
- инициатива подчиненных не одобряется, не поощряется;
- подчиненные имеют минимум информации;
- жесткий личный контроль;
- в поведении часто резок, прямолинеен, болезненно реагирует на критику.
4. Динамический стиль руководства - изменение тактики управленческой деятельности в зависимости от характера коллектива и решаемых задач.
Очевидно, что показателем высокого профессионализма является владение динамическим (практически - всеми существующими) стилем руководства.
Говоря о стиле руководства, следует еще раз подчеркнуть, что руководитель должен постоянно работать над формированием и совершенствованием своего стиля работы.
Рекомендации руководителю (управленцу) по совершенствованию своего стиля работы могут быть сведены к следующим положениям:
- постоянная и настойчивая работа по совершенствованию своих специальных знаний, овладение наукой управления;
- постоянная опора на заместителей, помощников, актив;
- уметь терпеливо выслушивать людей;
- быть всегда приветливым, радушным, доброжелательным;
- высокий интеллект и глубокие знания; скромность в оценке своей личности, своих знаний;
- предоставление исполнителям определенной свободы действий;
- умение подготовить коллектив к решению сложных задач;
- благодарность за хорошо выполненную работу;
- умение четко и кратко излагать свои мысли, ставить задачи, делать анализ работы исполнителей и коллектива;
- запоминать имена людей.