Цена как экономическая категория. Цена спроса, цена предложения. Их влияние на уровень спроса и предложения. Рыночная цена.
Цена- это денежное выражение стоимости услуг. Она формируется под воздействием спроса и предложения, т.е. в результате взаимодействия пациента и производителя.
Механизм действия рыночных отношений предполагает режим свободной конкуренции. Это значит, что на рынке множество потребителей услуг. При этом потребитель располагает определенным объемом совокупного денежного дохода, предназначенного для оплаты полученных медицинских услуг. Пациенты, желающие получить медицинские услуги, предлагают за них такие цены, которые соотносятся с их доходом. Это. так называемая. цена спроса.Цена спроса - это та максимальная цена, по которой пациент согласен получить данную услугу. Выше цены спроса рыночная цена подниматься не может, т.к. у пациентов нет больше денег для оплаты услуги.
Производителем руководит в условиях рынка желание оказывать услуги по наиболее высоким ценам. В результате образуется цена предложения. Цена предложения— это та минимальная цена, по которой производители еще готовы оказывать данную услугу пациентам.
Рыночная ценане должна опускаться ниже цены предложения, потому что тогда предпринимательская деятельность окажется неэффективной. Цена предложения на медицинские услуги должна окупать затраты на их оказание и приносить прибыль. В результате пересечения интересов потребителей и производителей формируется точка рыночного равновесия.Цена в этой точке устраивает наибольшее количество производителей и потребителей медицинской услуги и, поэтому, она получила название «равновесная цена».
Особенностью равновесной цены является ее эластичность: если под влиянием некоторых факторов произойдет повышение спроса при неизменном предложении, или снижение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет; если при неизменном предложении произойдет снижение спроса, или возрастет предложение при неизменном спросе, то цена снизится. В результате достигается оптимальный объем производства, соответствующий возможностям потребления.
66. Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательства. Ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность.
Предпринимательство (предпринимательская деятельность) - самостоятельная, осуществляемая на свет риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Предпринимательство осуществляется на основе следующих принципов(условия предпринимательской деятельности):
1. Свободный выбор рода деятельности
2. Привлечение на добровольных началах к осуществлению предпринимательской деятельности имущества и средств юридических лиц и граждан
3. Самостоятельное формирование программы деятельности и выбор поставщиков и потребителей производимой продукции, установление цен в соответствии с законодательством
4. Свободный наем работников
5. Привлечение и использование материально-технических, финансовых, трудовых, природных и других видов ресурсов, использование которых не запрещено или не ограничено законодательством
6. Свободное распоряжение прибылью, остающейся после внесения платежей, установленных законодательством.
Осуществление предпринимательской деятельности на эффективном уровне, таким образом, возможно лишь при наличии определенной экономической среды, под которой понимается прежде всего рынок, рыночная система отношений, а также индивидуальная свобода предпринимателя. т.е. его личная независимость, позволяющая принять такое предпринимательское решение, которое, с его точки зрения, будет наиболее эффективным, действенным и максимально прибыльным.
Экономическая независимость, самостоятельность предпринимателя неразрывно связана также с экономической ответственностью за результаты хозяйственной деятельности, что определяет рисковый характер предпринимательства.
-производственное предпринимательство, коммерческое, финансовое,страховое, посредничество.
В общей массе всех предприятий в отдельную группу можно выделить малые предприятия. Основными критериями отнесения организации к этой категории являются численность работающих и величина годового оборота в денежном выражении.
Законодательство предусматривает следующие формы осуществления предпринимательской деятельности:
1. Индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица.
2. Создание юридического лица
В первом случае лицо, желающее заниматься предпринимательской деятельностью, проходит упрощенную процедуру регистрации в установленном порядке и получает статус индивидуального частного предпринимателя (ИЧП).
Незаконная предпринимательская деятельность: запрещенные законодательством, не зарегистрированные)
Статьей 171 УК РФ за осуществление предпринимательской деятельности без без регистрации установления следующая ответственность:
Осуществление предпринмательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии), в случаях, когда такое разрешение обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере,-штраф 300-500МРОТ, или в размере дохода за 3-5 месяцев, или обязательными работами 180-240 часов, или арест от 4 до 6 месяцев, или лишение свободы до 3 лет.
То же деяние, совершенное организованной группой, сопряженное с получением дохода в особокрупном размере, совершенное лицом, ранее судимым наказывается штрафом от 700 до 1000 МРОТ/доход за 7-12 месяцев/ лишение свободы до 5 лет со штрафом 50 МРОТ или в размере дохода за 1 месяц.Доход в крупном размере – более 200мрот, ососбокрупном – более 500мрот.
67. Предпринимательская деятельность с образованием юридического лица. Виды коммерческих и некоммерческих организаций.
Юридическим лицомпризнается организация, которая имеет в собственности, полном хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом.
Юридическое лицо самостоятельно участвует в коммерческом обороте, в налоговых, расчетно-кредитных и других отношениях. При этом правовое положение юридического лица в сравнении с предпринимателями (физическими лицами) основывается на иных нормативных требованиях. Так, налоги с юридического лица устанавливаются иначе и в ином размере, чем налоги с предпринимательской деятельности физических лиц.
Все юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческиеорганизации, исходя из цели, ради которой они создаются. Организации, преследующие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, являются коммерческими. В отличие от этого некоммерческие организации создаются не для извлечения прибыли.
Коммерческие организации
Полное товариществопредставляет собой организацию, участники которой занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам всем своим имуществом.
Товарищество на вере (коммандитное товарищество).Эта организация состоит из двух групп участников: действительных членов, отвечающих своим имуществом по обязательствам товарищества, и членов-вкладчиков, которые участвуют в деятельности товарищества лишь своими вкладами, в соответствии с ними получают прибыль предполагает наличие другой группы учредителей (коммандитистов), не принимающих непосредственное участие в предпринимательской деятельности организации и отвечающих по ее обязательствам только в пределах своих уставных взносов.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО)форма организации, при которой его участники вносят определенный паевой взнос в уставной капитал и несут риск убытков и ответственность, связанные с деятельностью общества, в пределах стоимости своих вкладов.
Общество с дополнительной ответственностью- хозяйственное общество, участники которого несут субсидиарную ответственность своим имуществом в одинаковом для всех кратном (двух-, трех- и т.д.) размере к стоимости их вкладов.
Акционерное общество (АО)-- организация, уставной капитал которой разделен на определенное число акций. Участники АО (акционеры) несут ответственность ограниченную размером стоимости принадлежащих им акций. В зависимости от принципов формирования уставного капитала акционерные общества делятся на
1. Открытые акционерные общества (ОАО). Участники могут свободно распоряжаться (продавать) свои акции (без согласия других акционеров)
2. Закрытые акционерные общества (ЗАО). Акции распределяются только среди учредителей или заранее определенного круга лиц. Открытая подписка на акции запрещена.
Производственный кооператив(артель) - объединение граждан, которое создано для занятия совместной хозяйственной деятельностью, основанной на их личном трудовом вкладе и ином участии. Распределение дохода и право решающего голоса не зависит от размера имущественного паевого взноса.
Унитарное предприятие- коммерческая организация, создаваемая органами государственной власти или местного самоуправления и не являющаяся собственником имущества, на базе которого она создана. Такая особая организационно-правовая форма не может создаваться частными лицами и сохранена только для государственной и муниципальной собственности. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе между работниками предприятия.
Некоммерческие организации
Некоммерческие организации не имеют в качестве основной цели получение прибыли, это для них промежуточная цель. Кроме того прибыль не может распределяться среди учредителей.
В зависимости от цели создавая некоммерческие организации можно разделить на две группы:
1. Удовлетворяющие интересы общества (например, медицинские или образовательные учреждения)
2. Реализующие главным образов интересы своих членов (профессиональные союзы, ассоциации юридических организаций).
Потребительский кооператив- объединение граждан и юридических лиц. основанное на членстве участников и их паевых взносах. При этом необязательно личное участие пайщика в делах этой организации.
Общественные и религиозные организации -добровольное объединение граждан для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей.
Фонд- некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов для достижения определенных социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целей.
Ассоциации и союзы- объединение юридических лиц с целью общей координации их деятельности. При этом объединяться могут либо только коммерческие организации либо только некоммерческие. Члены ассоциации вправе безвозмездно пользоваться ее услугами и могут по своему усмотрению выйти из се состава.
Учреждение- организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение - единственный вид некоммерческой организации не являющейся собственником своего имущества.
Некоммерческое партнерство- основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении некоммерческой деятельности.
Автономная некоммерческая организация- не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.
68. Особенности малого бизнеса. Достоинства и недостатки. Предпринимательская деятельность без образования юридического лица. Этапы организации предпринимательской деятельности. Бизнес-план. Его структура и функции.
В соответствии с российским законодательством субъектами малого предпринимательства являются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не превышает 25% и в которых средняя численность работников не превышает определенного уровня (в сфере оказания медицинских услуг - 50 человек).
К субъектам малого предпринимательства относятся также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Следует отметить, что термин «малое предприятие» определяет лишь количественные параметры, а формы собственности и организации хозяйственной деятельности при этом могут быть любые (хозяйственные товарищества, общества и др.).
Малые предприятия в сфере оказания медицинских услуг чрезвычайно распространены. Это прежде всего касается коммерческих медицинских учреждений, сферой деятельности которых является стоматология, гинекология, урология, дерматовенерология и др. Большинство из них являются малыми предприятиями, что дает им ряд преимуществ и недостатков.
Достоинства малых предприятий:
Возможность наиболее гибких и оперативных решений в ответ на изменение рыночной конъюнктуры
Способность быстро изменять структуру производства, быстро создавать и оперативно применять новые технологии и научные разработки
Относительно низкие изначальные затраты на создание предприятия
Более низкие операционные расходы
Шансы на быстрый материальный успех
Простота структуры
Небольшой, штат сотрудников, возможность совмещения в одном лице нескольких профессий
Сохранение предпринимательского духа, обостренное чувство поиска, усовершенствования.
Недостатки малых предприятий:
Ограниченность финансовых возможностей - трудности в переоснащении и модернизации оборудования (особенно это заметно в медицине)
Зависимость от окружающей среды, чувствительность к неблагоприятным изменениям
Низкий уровень менеджмента
Проблемы личных взаимоотношений, характерные для малых коллективов.
Малый бизнес играет очень важную роль в экономике любой страны. Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Оперативно реагируя на изменение рыночной конъюнктуры рынка, малое предпринимательство придает рыночной экономике необходимую гибкость.
В связи с этим в России по примеру многих стран принята программа государственной поддержки малых предприятий.
Вместе с тем, сегодня существует целый ряд серьезных проблем, тормозящих развитие малого бизнеса в России: нестабильность финансовой системы страны, высокие налоговые ставки, недостаточная действенность системы государственной поддержки и др. Устранение этих недостатков должно привести к значительному увеличению числа предпринимателей, к интенсивному росту малого бизнеса и в конечном счете станет мощным толчком для развития отечественной экономики.
69. Ценообразование в здравоохранении. Принципы ценообразования. Стоимость, себестоимость и прибыль.
Цена - это денежное выражение стоимости медицинской услуги. Стоимость медицинской услуги - это количество труда, вложенное в оказание медицинской услуги определенною качества.
Общественное здоровье и здравоохранение Стомат. ф-т
Ценообразование в системе здравоохранения является довольно сложным вопросом по ряду причин:
1) Относительная новизна вопроса
2) Существуют определенные трудности при расчете тарифов на медицинские услуги в связи с особенностью ведения бухгалтерского учета в бюджетной сфер в учреждениях здравоохранения
3) Отсутствует отдельный учет по услугам, службам внутри отделения
4) Медицинское учреждение имеет сложную структуру. Нельзя использовать одинаковую систему ценообразования для стационара, поликлиники итд.
5) Сложность отношения тех или иных видов затрат к стоимости медицинских услуг в медицинском учреждении.
6) Существование различных принципов расчета между медицинскими учреждениями и другими организациями, при обмене услугами с пациентом
Общие принципы ценообразования:
1. Цена должна отражать общественно необходимые затраты на оказание медицинских услуг, их потребительские свойства и качества
2. Цены должны обеспечивать получение прибыли медицинским учреждением для оказания дополнительных медицинских услуг
3. Цены должны учитывать соотношение спроса и предложения на каждый вид медицинской услуги
4. Цены должны носить противозатратный характер и стимулировать улучшение качества услуг
В здравоохранении несмотря на переход к рыночным отношениям цены на медицинские услуги формируются не по принципу спроса и предложения, а отражают затраты медицинского учреждения на оказываемые медицинские услуги.
Стоимость это количество труда, вложенного в оказание медицинской услуги определенного (заданного) качества. При этом процесс оказания услуги совпадает с процессом реализации.
Цена медицинской услуги складывается из двух частей:
1) Себестоимость - выраженные в денежной форме материальные затраты -и оплата труда в медицинском учреждении в расчете на единицу медицинских услуг. Себестоимость показывает, во сколько обходится медицинскому учреждению данная услуга.
2) Прибыль
Структура себестоимости (С/С):
1. Заработная плата (Зп) - годовой фонд заработной платы с начислениями на социальное страхование
2. Гадовой износ основного оборудования с учетом срока службы (О)
3. Годоиог/ износ дополнительного оборудования с учетом срока службы (Од)
4. Годовой износ медицинского инструментария с учетом срока службы (И)
5. Стоимость медикаментов, реактивов, потребленных медицинским учреждением на оказание определенной медицинской услуги (М)
6. Стоимость мягкого инвентаря (в основном белье) с учетом. срока службы (Б)
7. Расходы на питание (П)
8. Прочие расходы (Пр)
Таким образом С/С =П+Пр
Прибыль рассчитывается, исходя из уровня рентабельности, который в здравоохранении составляет 20-25 %, т.е. Прибыль = С\С х 0.25
Ценаскладывается из себестоимости и прибыли. Таким образом цена определяется по формуле: цена= С/С + (С/С х 0.25)
70. Механизм формирования цен в здравоохранении. Виды цен и методы ценообразования.
Механизм формирования цен на медицинские услуги включает в себя следующие элементы:
1) Определение цели - как будет использоваться прибыль, полученная через цены на медицинские услуги. Для одних медицинских учреждений это может быть просто выживание в сложных экономических условиях, для других - максимальных захват рынка (посредством минимальных пен) и тд.
2) Оценка рыночной конъюнктуры и затрат. Включает изучение спроса на медицинские услуги, платежеспособности пациентов, конкуренции и тд.
3) Поиск нужного метода ценообразования - уровень цен определяется поставленной целью, они могут быть минимальными, максимальными, оптимальными.
4) Определение итоговой цены. При этом необходимо произвести полную калькуляцию издержек на оказание услуги, которые бывают постоянными и переменными. Постоянные издержки остаются неизменными независимо от объема медицинских услуг (затраты на аренду, амортизацию, налоги на имущество, оплата управленческого аппарата и тд.). Переменные издержки - это затраты, величина которых связана с объемом оказываемых медицинских услуг (затраты на медикаменты, питание, оплата труда наемных работников и тд.) Постоянные издержки + переменные издержки = полные издержки.
5) Контроль за ценами, т.к. соотношение рыночной цены и реальных затрат может меняться
6) Регулирование цен — через налоги (косвенное регулирование), через установление фиксированных цен (прямое регулирование), государственное регулирование
Существует три основных метода ценообразования:
1. Затратное ценообразование
2 Ценностное
3. Следование за конкурентом
Затратное ценообразование— метод ценообразования, применяющий в качестве отправной точки фактические затраты (издержки) фирмы на производство и реализацию медицинской услуги. В этом случае величин)' затрат на единицу продукции возможно определить только после того, как цена будет установлена. Это обусловлено тем, что установленная цена влияет на объем продаж услуги, и, как следствие, на возможный объем се производства. Затраты на единицу при этом зависят напрямую от объема производства. В этом заключен недостаток данного метода, однако, на нынешнем этапе функционирования медицинских учреждений он оправдан и является распростра! генным.
Ценностное ценообразование- метод ценообразования, обеспечивающий фирме получение большой прибыли за счет оптимального соотношения ценность услуги /затрата на нее.
Следование за конкурентом- метод ценообразования, при котором молодая (недавно возникшая) фирма не тратит силы на разработку стратегии и тактики ценообразования, ориентируется на цены фирм-конкурентов, считая, что последние в своей деятельности не будут работать себе в убыток.