Управление финансово-материального обеспечения
3.1. Центральная бухгалтерия
3.2. Финансово-экономическое отделение
3.3. Контрольно-ревизионное отделение
3.4. Касса
3.5. Отдел материально-технического и транспортного обеспечения
Содержание работы центров ГСЭН:
Организационная, Нормативная, методическая, консультативная работа, контроль.
Предупредительный санитарный надзор обеспечивает:
1. Учет всех проектируемых, строящихся или реконструируемых объектов и сооружений;
2. Согласование отвода земельного участка под строительство;
3. Согласование и составление гигиенического заключения, утверждение проекта строительства, реконструкции объекта, сооружения;
4. Проведение систематического санитарного контроля за ходом строительства или реконструкции в соответствии с утвержденным проектом;
5. Прием выстроенного или реконструированного объекта. Предупредительный санитарный надзор устанавливает санитарно-гигиенические нормы, утверждает их согласно требований государственных стандартов на все промышленные изделия, продукты питания, школьную и детскую мебель, красители и т.п., нарушение которых может повлиять на здоровье населения. Предупредительному санитарному надзору подлежат все медицинские биологические препараты, вакцины, сыворотки и пр.
Текущий санитарный надзор включает:
1. Изучение санитарно-гигиенических условий труда (воспитания, обучения) и гигиеническая оценка производственной среды (характер технологического процесса, уровень механизации процессов производства и тд.)
2. Осуществление систематического лабораторного контроля и повседневное наблюдение за санитарным состоянием предприятий, коммунальных сооружений, учебных заведений и государственных детских учреждений, производственных, жилых и общественных культурно-бытовых зданий и соблюдением в них санитарных норм и правил;
3. Изучение заболеваемости и травматизма у рабочих, служащих, подростков и детей; проведение мероприятий по профилактике заболеваний, травматизма, профессиональных заболеваний;
4. Организация и контроль за проведением осмотров
5. Контроль за соблюдением гигиенических условий обучения
6. Гигиеническое изучение и контроль за состоянием воздушной среды, водоемов, почвы;
7. Санитарная охрана границ;
8. Обеспечение соблюдения санитарно-гигие_нических норм при производстве пищевых продуктов питания, их транспортировке, хранении и реализации;
9. Разработка и внедрение мероприятий по организации рационального питания населения;
10. Организация и проведение комплекса мероприятий по повышению санитарной культуры работы предприятий;
11. Контроль за выполнением оздоровительных мероприятий, предусмотренных комплексным планом, коллективными договорами и тд.
43. Система контроля качества медицинской помощи, критерии и компоненты качества медицин
ской помощи. Средства и механизм контроля качества медицинской помощи. Роль стандартов в
системе контроля качества медицинской помощи.
1. Участники (субъекты) контроля - те кто должен осуществлять контроль
2. Средства контроля — с помощью чего осуществляется контроль
3. Механизмы контроля - каким образом осуществляется контроль
Субъекты контроля:
Медицинские учреждения, Общественные объединения потребителей, Органы управления здравоохранением, Лицензионно-аккредитационные комиссии, Страховые медицинские организации, Профессиональные медицинские ассоциации, Фонды обязательного медицинского страхования, Государственные медицинские образовательные учреждения; медицинские научно-исследовательские учреждения, осуществляющие послевузовское или дополнительное профессиональное образование Страхователи, Госстандарт России и его территориальные органы Государственный комитет по антимонопольной политике и его территориальные органы, Органы государственной санитарно-эпидемиологической службы Органы государственного пожарного надзора, Государственная инспекция по охране труда, Комитеты по управлению государственным имуществом
Принято выделять два звена качества медицинской помощи:
Ведомственное звено - медицинские учреждения и органы управления здравоохранением
Вневедомственное звено - все остальные учреждения
Средства контроля
К основным средствам контроля относятся:
1. Медицинские стандарты
2. Экспертная оценка
3. Показатели деятельности медицинского работника, ЛПУ, показатели
здоровья населения
Медицинские стандарты — это нормативно-технические документы, регламентирующие нормы, правила, обязательные требования к объекту стандартизации и утвержденные компетентным органом.
Экспертная оценка - такое средство контроля качества, когда эксперт на основе своих представлений и знаний выносит суждение об уровне того или иного компонента качества и предлагает пути повышения этого уровня. В настоящее время используется наиболее широко.
Экспертом может быть заведующий отделением, заместитель главного врача по медицинской части, зам. главного врача по клинико-экспертной работе, эксперт страховой медицинской организации, эксперт лицензирующего органа.
Показатели деятельности ЛПУ, здоровья населения сравнительно давно используются как средство контроля качества медицинской помощи. Наименование показателей, методика их расчета представлены в соответствующих разделах учебного пособия.
Ведомственное звено - медицинские учреждения и органы управления здравоохранением
Вневедомственное звено - все остальные учреждения
Показатели деятельности ЛПУ, здоровья населения сравнительно давно используются как средство контроля качества медицинской помощи. Наименование показателей, методика их расчета представлены в соответствующих разделах учебного пособия.
1. Медицинские стандарты +:1. Относительно высокая объективность (по сравнению с экспертной оценкой)
2. Высокая «пропускная способность» - возможность оценки большего числа объектов -: 1. Значительные финансовые и' трудовые затраты при разработке стандартов. 2. Необходимость регулярного пересмотра стандартов, 3. Далеко не везде можно разработать и применить стандарты
2. Экспертная оценка +:1. Значительная экономия средств (по сравнению с разработкой стандартов)
2. В отличии от стандартов эксперт в состоянии учесть все многообразие факторов, влияющих на уровень качества медицинской помощи. -: 1, Значительно большая степень субъективности оценки по сравнению с показателями и стандартами. 2. Низкая «пропускная способность» экспертной оценки
3. Показатели +:1. Не требуют значительных расходов 2. Относительно высокая объективность -: Узкая область применения
Механизм контроля
К этапам механизма обеспечения контроля качества относятся:
1. Сбор и анализ информации
2. Принятие управленческих решений (корректирующих воздействий), направленных на создание благоприятных условий для оказания качественной медицинской помощи
3. Анализ эффективности принятых решений
44. Задачи ведомственного контроля качества медицинской помощи, его субъекты, средства и механизм контроля.
Выделяют три компонента качества медицинской помощи:
1. Структурное качество (качество структуры)
2. Качество технологии (качество процесса)
3. Качество результата
Структурное качество — это составляющая качества медицинской помощи, описывающая условия ее оказания. В понятие «условия» включаются: квалификация кадров, наличие и состояние оборудования, состояние зданий и помещений, лекарственное обеспечение в медицинском учреждении, наличие и пополнение расходных материалов рациональность использования всех видов ресурсов, финансирование ЛПУ и т. д.
Структурное качество может определяться на двух уровнях:
1. По отношению к медицинскому учреждению в целом с его материально-технической базой, кадровым обеспечением, организацией работы, сервисными условиями
2. По отношению к каждому медицинскому работнику в отдельности --оценка профессиональных качеств медицинского работника
Качество технологии - это составляющая качества медицинской помощи, описывающая процесс оказания медицинской помощи.
Качество технологии описывает алгоритм оказания медицинской помощи от момента постановки диагноза до окончания лечения. Проверяется, насколько комплекс лечебно-диагностических мероприятий, оказанных конкретному больному, был оптимален. При этом предполагается, что объем выполненных манипуляций должен быть не меньше, но и не больше оптимального, а последовательность их выполнения - строго выдержана.
Качество технологии оценивается только па одном уровне по отношению к конкретному пациенту.
Качество результата это составляющая качества медицинской помощи, описывающая результат оказания медицинской помощи, т.е. соотношение фактически достигнутых результатов с реально достижимыми (планируемыми).
Качество результата можно оценивать на трех уровнях: 1. По отношению к конкретному больному - оценивается, насколько достигнутые результаты лечения данного пациента близки к возможным результатам его лечения. По отношению ко всем больным, обратившимся в ЛПУ за какой-либо период (обычно за год). Оцениваются летальность, послеоперационная летальность, частота послеоперационных осложнений и др. По отношению к населению в целом — оцениваются показатели здоровья населения (заболеваемости, смертности, младенческой смертности, рождаемости и т. д.)
Цель ведомственного контроля- контроль всех компонентов качест-ва медицинской помощи.
Задачи ведомственного контроля:
1. оценка состояния и использования ресурсов
2. оценка профф свойств работников
3. экспартиза проц оказания мед помощи
4. выявление и обоснование дефектов, врачебн ошибок
5. подготовка рекомендаций для руководителя.
6. Изучение удовлетворенности пациентов от их взаимодействия с системой здравоохранения (контроль качества результата);
7. Расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи
8. Выбор наиболее рациональных управленческих решений, проведение оперативных корректирующих воздействий и контроль за реализацией управленческих решений.
Субъекты ведомственного контроля:
1) Медицинские учреждения
1. I ступень - заведующие подразделениями
2. II ступень - заместители руководителей учреждений по клинико-экспертной работе, лечебной помощи и др.
3. III ступень - клинико-экспертные комиссии учреждений
2) Органы управления здравоохранением - контроль осуществляется клинико-экспертными комиссиями органов, главными штатными и внештатными специалистами органов управления всех уровней.
45. Функции кабинета медицинской статистики и его роль в организации учетно-отчетной деятельности медицинского учреждения и в контроле качества медицинской помощи. Показатели, характеризующие качество оказания амбулаторной и стационарной медицинской помощи.
Решение задач по улучшению медицинского обслуживания населения невозможно без анализа статистических данных о работе лечебно-профилактических учреждений, содержащихся в годовом статистическом отчете, периодической отчетной, первичной учетной документации.
Деятельность каждого типа лечебно-профилактических учреждений оценивается с помощью определенных статистических показателей. Важно не только владеть методикой расчета показателей, но и оценивать их в динамике, сравнивать с нормативами, средними показателями по городу, показателями других однопрофильных учреждений.
Анализ деятельности учреждений здравоохранения осуществляется для:
1. Совершенствования организации работ учреждения, текущего и перспективного планирования и экономической деятельности учреждений
2. Определения эффективности различных методов лечения и диагностики, новых медицинских технологий и новых форм организации труда
3. Оценки всех компонентов (структуры, технологии и результатов) качества оказания медицинской помощи населению.
Основные задачи по организации статистического учета и отчетности в медицинских учреждениях возложены на кабинет медицинской статистики. Функции кабинета медицинской статистики:
9. Организация статистического учета в подразделениях учреждений
10. Инструктаж работников, заполняющих учетную документацию и контроль за правильным ведением документации и достоверностью содержащейся в ней информации
11. Составление сводных (ежедневных, ежемесячных, квартальных и т.д.) учетных документов и вычисление показателей, необходимых для оперативного управления
12. Составление периодических (ежемесячных, квартальных, полугодовых) отчетов и годового отчета и представление их по формам в адреса и сроки, предусмотренные табелем государственной статистической отчетности
5. Проведение специальных статистических разработок по заданию руководства
6. Подготовка статистических материалов и участие в работе по анализу
деятельности учреждения по составлению бизнес-планов
7. Подготовка статистических материалов для лицензирования и аккредитации учреждения
8. Рациональная организация хранения учетных документов и контроль за бесперебойным снабжением всех подразделений необходимыми учетными статистическими документами.
Показатели работы стоматологической поликлиники:
I. Процент больных, выявленных при плановой санации:
число нуждающихся в санации полости рта из числа осмотренных х 100%/число лиц, осмотренных в порядке плановой санации
Чем выше показатель, тем хуже проводилась профилактическая работа в предыдущие годы и наоборот, чем он ниже, тем эффективнее была работа стоматологов.
2. Полнота санации полости рта и зубов:
число санированных из числа нуждавшихся в санации х 100%/число нуждавшихся в санации полости рта
Чем ближе этот показатель к 100%, тем лучше организована работа по плановой санации полости рта и зубов,
3. Полнота диспансерного обслуживания больных:
число больных, взятых цод диспансерное наблюдение х 100%/число зарегистрированных больных
Показатель рассчитывается как в целом,.так и по отдельным нозодоги-че.ским формам заболеваний.
4. Число посещений в день на одного врача-стоматолога:
число посещений к врачу-стоматологу за месяц (год)/число раб дней за мес, год.
Этот показатель составляет по нормативам у стоматологов-терапевтов -16, у стоматологов-хирургов --25, на недифференцированном приеме 18.
5. Среднее число пломб на один рабочий день врача-стоматолога:
число пломб за месяц работы врача-стоматолога число рабочих дней врача-стоматолога
6. Среднее число санаций в день на 1 врача:
число санаций полости рта и зубов за месяц у врача-стоматолога/число рабочих дней в месяц у врача-стоматолога
Норматив - 25 санаций в месяц ( 1 санация в день)