Оценка организации медицинской помощи

Оценка организации медицинской помощи проводится путем составления перечня и определения мощности медицинских учреждений, их структуры, загруженности, штатной численности персонала, укомплектованности кадрами, нагрузки медработников.

Оценка организации медицинской помощи проводится главными специалистами органов управления здравоохранения по соответствующим профилям с целью определения соответствия существующей организации оказания медицинской помощи потребностям населения, оценки эффективности деятельности существующей сети ЛПУ, выявления неэффективных секторов, выработки предложений по совершенствованию деятельности сети ЛПУ.

При проведении анализа оценивается:

1. Степень доступности для населения медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий, включая наличие очередности, уровень и формы официальной и неофициальной платности при получении помощи в рамках территориальной программы, транспортную доступность. Оценка ведется по уровням, профилям и видам помощи, по муниципальным образованиям, районам городов и отдельным поселениям, а также для различных групп населения (городское, сельское, дети, взрослые, работающие, пенсионеры).

2. Качество медицинской помощи.

· по видам и профилям;

· по различным уровням помощи.

3. Эффективность использования учреждениями и их структурными подразделениями кадрового потенциала, материально-технических ресурсов, в том числе коечного фонда, оборудования, расходных материалов.

Обязательным элементом оценки организации медицинской помощи является изучение сложившихся потоков движения пациентов с учетом профилей и нозологических форм.

На заключительном этапе оценки организации медицинской помощи определяются фактические затраты на оказание медицинской помощи в разрезе служб, лечебно-профилактических учреждений и нозологий.

В результате вырабатываются предложения по изменению территориальной программы государственных гарантий и сети ЛПУ.

Формирование модели организации медицинской помощи осуществляется с учетом:

1. Показателей, характеризующих здоровье населения за 3-5 лет:

· общей заболеваемости и заболеваемости с временной нетрудоспособностью;

· первичного выхода на инвалидность;

· уровня госпитализации по профилям коек;

· обращаемости населения за скорой медицинской помощью;

· смертности в трудоспособном возрасте.

2. Показателей деятельности стационара за последние 5 лет с учетом профиля коек с выявлением простаивающих и высвобождающихся за счет:

· систематически незаполняемых коек;

· заполняемых больными I категории сложности (амбулаторными);

· коек, работающих по принципу «стационара дневного пребывания»;

· сокращения срока госпитализации за счет интенсификации лечебно-диагностического процесса.

3. Объема деятельности поликлиник: количества посещений на 1 жителя, объема помощи в дневных стационарах и стационарах на дому в разрезе специальностей.

4. Удовлетворения потребности населения в медицинской помощи при сопоставлении объемов стационарной и амбулаторной помощи с показателями здоровья населения.

Оптимальная модель организации медицинской помощи формируется в соответствии с потребностями населения:

· сокращается коечный фонд, используемый нерационально и не по назначению. При этом специализированные койки сосредотачиваются преимущественно в одном (двух) ЛПУ с наиболее подготовленными в профессиональном отношении кадрами и оснащенных современным лечебно-диагностическим оборудованием;

· дополнительный поток пациентов, переориентированный на лечение в амбулаторных условиях, в т.ч. после выписки из стационара, распределяется по схеме:

¨ до 60% пациентов - на амбулаторное лечение;

¨ до 40% - на лечение в дневном стационаре.

Конкретная схема организации потока будет зависеть от структуры сети ЛПУ, готовности стационарозамещающих служб.

Распределение заданий на реализацию муниципального заказа возможно на конкурсной основе между ЛПУ данной территории независимо от ведомственной принадлежности.

В процессе работы моделируются различные схемы организации потоков пациентов, формируются различные структуры сети и подразделений ЛПУ, определяется эффективность различных вариантов.

Наши рекомендации