Основы организации медицинской помощи населению
КЕМЕРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ПРОБЛЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
(лекция)
Г.Н. Царик
ИнСЭПЗ - 2001
Печатается по решению Ученого совета Кемеровской государственной медицинской академии.
Рецензенты:
д.м.н. проф. В.М. Ивойлов
заслуженный
работник здравоохранения
Российской Федерации
д.м.н. проф. Г.И. Чеченин
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
План лекции
1. Основы организации медицинской помощи населению.
2. Анализ деятельности лечебно-профилактических учреждений.
3. Организация медицинской помощи в условиях нового хозяйственного механизма.
4. Принципиальные аспекты организации медицинской помощи в условиях ОМС.
5. Организация многоуровневой (многоэтапной) системы оказания медицинской помощи.
Деятельность стационара
Анализ деятельности стационара включает следующие разделы:
I. Общие сведения о стационарной помощи населению;
II. Организация работы стационара;
III. Качество медицинского обслуживания в стационаре.
Общие сведения
В данном разделе дают характеристику стационарного обслуживания: обеспеченность больничными койками с учетом специализированной помощи; ее доступность (уровень госпитализации населения). Необходимо учесть динамику коечного фонда, распределение коек по специальностям, затем определить укомплектованность стационара кадрами: врачами, средним и прочим мед. персоналом. Далее определяют показатели нагрузки врача: среднее число коек на одного врача в целом по больнице и отделениям.
Организация работы стационара
Анализ организации работы стационара основан на показателях использования коечного фонда: среднее число работы койки в году, степень выполнения плана койко-дней, средняя продолжительность пребывания больного на койке, оборот больничной койки.
Качество медицинского обслуживания населения в стационаре
Данные этого раздела свидетельствуют о составе больных стационара и качестве их лечения (см. отчетную форму 14 «Отчет о деятельности стационара»).
Этот раздел характеризуется следующими показателями:
· Состав больных в стационаре;
· Средняя длительность пребывания больных в стационаре по отдельным заболеваниям;
· Больничная летальность по отдельным заболеваниям.
На величину показателя влияют тяжесть заболевания, возраст, сроки госпитализации, качество лечения, совпадение поликлинических и стационарных диагнозов и т.п.
Принципиальные аспекты организации медицинской помощи
В условиях ОМС
28 июня 1991 года принят Закон «О медицинском страховании граждан РСФСР», который должен был обеспечить дополнительное финансирование здравоохранения и гарантировать гражданам при возникновении страхового случая, получение медицинской помощи за счет накопленных средств.
Закон «О медицинском страховании граждан в РСФСР» (28 июня 1991 г.) определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования и направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций за здоровье.
Медицинское страхование – это форма социальной защиты интересов населения в области охраны здоровья.
Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательное и добровольное. Обязательное страхование является всеобщим и реализуется в соответствии с программой обязательного медицинского страхования.
Добровольное реализуется через соответствующие программы и обеспечивает получение дополнительных медицинских услуг сверх установленных обязательным страхованием.
Дополнительное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным.
Права и обязанности страхователя
Страхователь имеет право участвовать во всех видах медицинского страхования, выбирать страховую организацию, осуществлять контроль за выполнением условий договора, возврат части средств при добровольном страховании в соответствии с условиями договора, на уменьшение размеров страховых тарифов в случае снижения заболеваемости за ряд лет и т.д.
Общая врачебная практика
Объем и диапазон медико-социальной помощи, оказываемой в ОВП, определяется лицензией и сертификатами специалистов.
Продолжительность рабочего дня, рабочей недели и отпуска общепрактикующего врача устанавливается контрактом между ОВП и учредителем.
Общепрактикующий врач – это врач, работающий в области общей практики. Он обычно не ограничивает свою профессиональную деятельность какими-нибудь определенными нозологическими единицами или лечением каких-либо определенных возрастных групп населения. Больные имеют возможность обратиться к нему непосредственно, и на нем лежит ответственность за предоставление или за организацию предоставления им постоянной и всесторонней медицинской помощи, как лечебной, так и профилактической.
По принятой ВОЗ терминологии общепрактикующий врач (врач общего профиля) - это любой медицинский специалист, оказывающий первичную медицинскую помощь. Таким образом, кроме врачей общей практики к общепрактикующим врачам относятся педиатры, акушеры-гинекологи, если они оказывают первичную медицинскую помощь в учреждениях «первой линии».
К основным задачам, которые ВОЗ ставит перед общепрактикующими врачами, относятся: обеспечение профессиональной самостоятельности, активное сотрудничество с различными группами населения, разработка и развитие «системы постоянного семейного врача». Использование научного прогресса и передовых достижений во всех областях деятельности по охране здоровья.
В конечном итоге общепрактикующий врач должен содействовать достижению четырех классических целей медицины, а именно: укреплению здоровья, профилактике болезней, лечению и реабилитации. Чтобы решить эти главные цели в период преобразования системы здравоохранения, общепрактикующим врачам в будущем предстоит выступить в пяти главных ролях:
· Лица, оказывающие медицинскую помощь. Помимо назначения курса лечения, врачи должны учитывать и другие потребности пациента (улучшение социальных условий, охрана психического здоровья, решение семейных проблем). Они должны обеспечивать всестороннюю качественную помощь: лечебную, профилактическую и реабилитационную, причем таким образом, чтобы медицинская помощь носила взаимодополняющий, интегрированный и непрерывный характер.
· Лица, принимающие решения. Врачи должны принимать решения по оказанию всех видов медицинской помощи, исходя из принципа эффективности мероприятий и их малозатратности. Из всех возможных способов лечения конкретной болезни врачам необходимо уметь выбрать наиболее приемлемый в данной ситуации, считаясь с ограниченными ресурсами здравоохранения.
· Просветители-пропагандисты.Решающее влияние на сохранение здоровья оказывают такие важные факторы, как сбалансированное питание, соблюдение мер безопасности на рабочем месте, способы проведения досуга, бережное отношение к природе и т.д. Врачи будущего должны уметь убедить людей в том, чтобы каждый человек чувствовал ответственность за укрепление и сохранение собственного здоровья.
· Общественные лидеры. Врачи будущего должны знать потребности и проблемы общества. Зная о зависимости здоровья от состояния окружающей среды и социального окружения, оценивая последствия каждой проблемы или риска для здоровья, врачи должны не только лечить обращающихся к ним за помощью пациентов, но и организовывать мероприятия по охране здоровья населения в обществе, которые принесут огромную пользу большому числу людей.
· Руководители. Чтобы успешно выполнять перечисленные функции, врачам первичного уровня системы здравоохранения необходимо обрести управленческие навыки. Они помогут им наладить обмен информацией для принятия правильных решений и работать в многопрофильной бригаде, тесно сотрудничая с другими партнерами в деле охраны здоровья.
Семейный врач – это специалист, хорошо знающий все аспекты жизни семьи, пользующийся доверием ее членов, имеющий высокую профессиональную подготовку по терапии, педиатрии, хирургии, акушерству и гинекологии, психологии внутрисемейных отношений для проведения профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, обладающий достаточными знаниями по смежным дисциплинам, владеющий определенными практическими навыками и манипуляциями, способный оказать медицинскую помощь всем пациентам в пределах своих возможностей и компетенции.
График работы врача определяется местоположением практики, составом прикрепленного населения, обеспеченностью транспортом и включает в себя:
· амбулаторный прием пациентов;
· посещение больных на дому;
· посещение своих пациентов в стационаре;
· совместные консультации пациента у специалиста;
· посещение организаций социальной защиты;
· бухгалтерский учет и отчетность (при необходимости);
· административные дела (при отсутствии администратора).
Задачи и функции врача общей практики определяются уставом практики, видами деятельности, разрешенными лицензией и сертификатом, и включают в себя:
· организацию и оказание первичной медико-санитарной помощи населению в рамках базовой программы в системе обязательного медицинского страхования;
· реализацию целевых комплексных программ;
· оказание медицинских услуг, предусмотренных программами добровольного медицинского страхования, в рамках компетенции и полученной лицензии;
· оказание медицинской помощи при неотложных состояниях всем лицам независимо от места жительства и места прикрепления для медицинского обслуживания;
· первичную профилактику заболеваний, выявление факторов риска, предупреждение осложнений хронических заболеваний, проведение профилактических осмотров отдельных групп населения;
· оказание консультативной помощи семье по вопросам: иммунопрофилактики; вскармливания, воспитания детей, подготовки их к детским дошкольным учреждениям, школе, профориентации; планирования семьи, этики, психологии, гигиены, социальных и медико-сексуальных аспектов семейной жизни; санитарно-гигиенического воспитания; рациональной трудовой деятельности; рационального образа жизни; организации ухода, психотерапии, симптоматического лечения больных с хроническими неизлечимыми заболеваниями;
· совместную работу с органами социальной защиты, службами милосердия, другими государственными и общественными организациями по вопросам трудоспособности, выхода на инвалидность, использования льгот, предоставляемых определенным контингентам населения, организации бытовой помощи одиноким, престарелым, инвалидам, хроническим больным;
· постоянное сотрудничество и обмен информацией с центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в частности, с промышленными врачами; организация и проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских освидетельствований трудящихся (при отсутствии возможностей проведения их в отделениях профилактики);
· осуществление динамического наблюдения за группами пациентов, подверженных развитию хронических заболеваний, их обследование, оздоровление, предупреждение вредных воздействий окружающей среды;
· проведение санитарно-просветительной работы, сотрудничество по этому вопросу со школой, службами охраны материнства и детства, администрацией территории, службами социальной защиты и милосердия;
· проведение экспертизы временной нетрудоспособности в связи с болезнью, увечьем, уходом за больным членом семьи, протезированием, санаторно-курортным лечением и в иных случаях с выдачей листка нетрудоспособности, определением необходимости и сроков временного и постоянного перевода работника по состоянию здоровья на другую работу, направлением пациента в установленном порядке на медико-социальную экспертную комиссию;
· сбор статистических данных, ведение учетно-отчетной документации для амбулаторно-поликлинических учреждений, утвержденной Приказом МЗ СССР № 1030 от 04.10.80 г. и действующей на территории Российской Федерации; отчет перед органами управления здравоохранением в установленном порядке;
· обеспечение преемственности в оказании медицинской помощи населению;
· соблюдение санитарных норм и правил устройства и эксплуатации основных средств, а также требований санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;
· обеспечение соблюдения правил и норм техники безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности;
· проведение анализа заболеваемости прикрепленного контингента населения для обоснования предложений по разработке целевых программ здравоохранения и системы конкретных лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий с оценкой их эффективности.
Требования к знаниям и умениям общепрактикующего (семейного) врача подробно изложены в программе вузовской и постдипломной подготовки.
Нагрузка врача на приеме и на дому зависит от числа прикрепленного населения и его состава, наличия квалифицированных помощников. В среднем в квартал на одного общепрактикующего врача может приходится от 800 до 1200 визитов пациентов.
Дневной стационар лечебно-профилактического учреждения
Направлению на лечение в дневном стационаре подлежат больные всех профилей (при условии наличия в лечебном учреждении соответствующих специалистов).
Лечению в дневном стационаре подлежат:
· больные II категории сложности курации, нуждающиеся в ежедневном врачебном наблюдении, но не требующие круглосуточного медицинского наблюдения, в том числе направленные для завершения курса лечения в амбулаторно-поликлинических условиях;
· больные III категории сложности курации после окончания курса интенсивной терапии в стационаре и коррекции неотложных состояний;
· лица, требующие амбулаторного оперативного вмешательства.
Объем медицинской помощи устанавливается в соответствии со стандартами медицинских технологий. Оплата медицинских услуг в дневном стационаре производится в установленном порядке.
Срок лечения определяется тяжестью заболевания и эффективностью проводимого лечения, потребностью в ежедневном врачебном наблюдении.
Стационары на дому
Лечению в стационаре на дому подлежат:
Больные, выписанные из стационара интенсивного лечения и коррекции неотложных состояний для завершения курса терапии на домашней койке под наблюдением врача. Это больные средней степени тяжести и тяжелые, состояние которых позволяет организовать лечение во внегоспитальных условиях. Лечебные процедуры при этом проводятся на дому.
Отбор больных для лечения в стационаре на дому осуществляет лечащий врач стационара или амбулаторного учреждения по согласованию с заведующим отделением.
Срок пребывания больного в стационаре на дому определяется состоянием больного.
Стационар медико-социальной помощи (хоспис)
Хоспис является медико-социальным врачебным учреждением системы здравоохранения, предназначенным для временного пребывания и обслуживания на дому инкурабельных онкологических больных с целью проведения паллиативного лечения (симптоматического лечения, подбора необходимой обезболивающей терапии, осуществления ухода, социальной реабилитации онкологических больных и их родственников, проведения психотерапевтического лечения).
В широком смысле слова понятие «хоспис» означает организованную систему медико-социальной помощи умирающим больным и их семьям.
Хоспис организуется решением администрации территории по инициативе местных органов управления здравоохранением.
При реформировании системы оказания медицинской помощи незыблемыми остаются принципы:
· всеобщности, социальной справедливости и доступности медицинской помощи населению вне зависимости от социального статуса граждан, уровня их дохода и места жительства;
· профилактической направленности;
· эффективности функционирования системы оказания медицинской помощи;
· единства науки и практики;
· активного участия населения в решении вопросов здравоохранения.
Важную роль в обеспечении эффективного использования ресурсов здравоохранения и формирования оптимальной системы организации медицинской помощи следует отводить экспертной оценке и определению маршрутов движения пациентов для пребывания на вышеперечисленных этапах.
На основании экспертной оценки и определения маршрутов движения пациентов устанавливается объем медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий, осуществляется расчет фактической стоимости государственного (муниципального) заказа по профилям с последующим размещением его на базе лечебно-профилактических учреждений соответствующего уровня.
Необходимыми условиями обеспечения качества медицинской помощи являются:
· разработка и внедрение стандартов медицинских технологий и формулярных списков медикаментов;
· обоснование и разработка требований и критериев оценки деятельности лечебно-профилактических учреждений (стандартов материально-технического оснащения различных типов лечебно-профилактических учреждений);
· повышение квалификации медперсонала путем использования образовательных стандартов, программ непрерывного образования и квалификационных тестов для определения уровня подготовки специалистов.
Введение многоуровневой системы оказания медицинской помощи предполагает приведение в соответствие государственному (муниципальному) заказу базы лечебно-профилактических учреждений с учетом этапности оказания медицинской помощи.
Важное значение для решения современных проблем здравоохранения имеет определение реальной потребности населения в медицинской помощи.
Начальным этапом определения потребности населения в медицинских услугах является анализ состояния здоровья населения, который предполагает использование данных за последние 5-10 лет с последующим прогнозированием на трех-пятилетний период.
На втором этапе изучается сложившаяся система организации медицинской помощи и сформировавшиеся потоки пациентов, уровень госпитализации, структура госпитализированной заболеваемости, продолжительность стационарного лечения.
На третьем этапе планируются объемы амбулаторной и стационарной помощи с использованием расчетных показателей, представленных в методических рекомендациях по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, утвержденных МЗ РФ и РФ ОМС.
Оказания медицинской помощи
Механизм организации многоуровневой (многоэтапной) системы оказания медицинской помощи предполагает:
· проведение анализа состояния здоровья населения;
· оценку организации медицинской помощи;
· анализ систем управления и финансирования здравоохранения субъекта федерации и муниципальных образований;
· установление стратегических целей, задач и приоритетов в развитии здравоохранения и деятельности лечебно-профилактических учреждений;
· определение реальной потребности в медицинских услугах на основе экспертной оценки;
· оптимизацию сети и структуры учреждений здравоохранения в условиях реализации государственного (муниципального) заказа;
· внедрение прогрессивной системы оплаты медицинских услуг;
· внедрение методов оплаты труда в зависимости от трудозатрат персонала.
Анализ состояния здоровья населения
Оценка и прогноз состояния здоровья населения проводится с целью создания информационной базы для стратегического планирования сети ЛПУ с учетом будущих потребностей населения в медицинской помощи на этапах.
Работа осуществляется главными специалистами органов управления здравоохранением. Выявляются наиболее угрожающие тенденции с точки зрения состояния здоровья населения, муниципальные образования с наиболее неблагоприятной динамикой состояния здоровья.
Определяются возможности здравоохранения в предупреждении развития неблагоприятных тенденций в состоянии здоровья населения (например, усиление профилактической деятельности, улучшение взаимодействия с органами образования, социального обеспечения и т.д.), вносятся предложения о соответствующем корректировании политики в области здравоохранения, включая изменения в структуре помощи, содержании перспективных территориальных программ государственных гарантий и ОМС, нормативов нагрузки и т.д. Оцениваются возможные затраты и ожидаемый эффект.
Анализ состояния здоровья населения проводится с использованием демографических показателей, данных о заболеваемости, физическом развитии и инвалидности.
На основании анализа состояния здоровья населения определяется численность населения в перспективе, его возрастно-половой состав, прогноз частоты и структуры заболеваемости (общей, эпидемической, неэпидемической, госпитализированной, с временной утратой трудоспособности) в возрастно-половом аспекте с учетом нозологических форм на предстоящие 3-5 лет, инвалидности и физического развития.
Источниками информации для получения показателей, характеризующих состояние здоровья населения могут быть информационно-вычислительные центры, статистические бюро, ЗАГСы, лечебно-профилактические учреждения и др.
Для получения демографических данных используются:
· медицинское свидетельство о рождении (ф. 103/у);
· врачебное свидетельство о смерти (ф. 106/у);
· фельдшерская справка о смерти (ф. 106-1/у);
· свидетельство о перинатальной смерти (ф. 106-2/у).
Учетным документом общей заболеваемости является статистический талон для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов (ф. 025-2/у).
Для учета эпидемической заболеваемости используется экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку (ф. 058/у).
Неэпидемическая заболеваемость учитывается с использованием извещения о больном с впервые в жизни установленным диагнозом активного туберкулеза, венерической болезни, трихофитии, микроспории, фавуса, чесотки, трахомы, психического заболевания (ф. 089/у) и извещения о больном с впервые в жизни установленным диагнозом рака или другого злокачественного новообразования (ф. 090/у).
Заболеваемость с временной утратой трудоспособности регистрируется на основании «Талона на законченный случай временной нетрудоспособности», уч. форма 025-9/у96 или «Книги регистрации листков нетрудоспособности» ф. 036/у.
В качестве учетного документа госпитализированной заболеваемости применяется «Статистическая карта выбывшего из стационара» (ф. 066/у).
Для экспертной углубленной оценки в вышеперечисленные документы могут быть включены дополнительные вопросы или разработаны специальные формы. Примером тому является расширенная карта выбывшего из стационара, апробированная в условиях пилотных объектов Кемеровской области.
На основе экспертной оценки
Исходным материалом для изучения потребности населения в медицинской помощи являются данные о заболеваемости, полученные:
· по обращаемости в лечебно-профилактические учреждения;
· на основании медицинских осмотров;
· при анализе причин смерти.
Указанные данные необходимо брать за последние 5-10 лет и экспертную оценку проводить на достаточном объеме наблюдений.
Цель экспертной оценки заключается в определении целесообразности, продолжительности и объема оказания медицинской помощи с учетом профиля, нозологии и тяжести заболевания на следующих этапах медицинского обслуживания:
· амбулаторное лечение;
· коррекция неотложных состояний (краткосрочное пребывание);
· интенсивное лечение;
· долечивание в стационаре с круглосуточным пребыванием;
· дневной стационар лечебно-профилактического учреждения;
· стационар на дому;
· стационар медико-социальной помощи, хоспис.
При проведении экспертной работы необходимо учитывать, что пациент может поступить на любой из вышеперечисленных этапов. При улучшении состояния здоровья его переводят на этапы с меньшей интенсивностью лечения, при ухудшении - на этапы с более интенсивными технологиями оказания медицинских услуг.
Для проведения экспертизы необходимо иметь:
· стандарты медицинских технологий с учетом этапного лечения;
· данные о числе зарегистрированных заболеваний, в том числе впервые в жизни в динамике;
· данные о числе пролеченных в стационаре с указанием средней длительности лечения;
· нормативную функцию койки по профилям на каждом этапе.
Основной задачей экспертизы является определение потребности в пребывании пациентов на каждом из вышеуказанных этапов. Экспертиза осуществляется с использованием стандарта медицинских технологий, который содержит код, шифр по МКБ, показания для пребывания на этапе, сроки лечения, диагностические процедуры (на 100 пациентов), лечебные мероприятия (на 100 пациентов), лечебные процедуры, выполняемые врачом, медсестрой, перечень консультаций на 100 пациентов, критерии завершенности этапа, дальнейший маршрут пациента.
Ключевым звеном экспертизы является формирование маршрутов движения пациентов по этапам оказания медицинской помощи, адекватным их состоянию здоровья.
Маршрут движения пациентов может быть представлен в виде схемы, которая содержит следующие данные:
· код стандарта медицинской технологии. Например, «Гипертоническая болезнь II ст. с впервые в жизни установленным диагнозом» - «60201»;
· перечень рубрик МКБ, входящих в данный стандарт - J10, J11, J13;
· наименование стандарта медицинской технологии, например «Гипертоническая болезнь II ст. - с впервые установленным диагнозом»;
· прогнозное число заболеваний (по данным обращаемости и с учетом мнения экспертов);
· мнение экспертов об ожидаемом числе госпитализаций в год;
· удельный вес первичного «попадания» пациентов на различные этапы лечения. Полный маршрут лечения должен составить 100%.
Кроме того, устанавливается средняя длительность пребывания пациента на каждом этапе. С учетом ожидаемого числа госпитализаций, экспертных маршрутов движения по этапам, экспертной средней длительности пребывания на этапе, идет подсчет числа койко-дней на каждом этапе и в целом. В конечном итоге, суммируются данные по всем стандартам медицинских технологий, определяется необходимое число коек для каждого этапа с учетом интенсивного их использования. Возможен вариант просчета числа пролеченных и необходимого количества коек на каждом этапе традиционным методом или с использованием ЭВМ.
В качестве примера предлагается рассмотреть маршруты движения пациентов на этапах оказания медицинской помощи и определение реальной потребности в больничных койках для больных с диагнозом «Гипертоническая болезнь II ст. с впервые в жизни установленным диагнозом».
Литература
1. Здравоохранение Кемеровской области в условиях эксперимента (ред. Г.Н. Царик).-Кемерово, 1999.-169 с.
2. Здравоохранение Кузбасса в условиях нового хозяйственного механизма (ред. Г.Н. Царик).-Кемерово, 1991.-101с.
3. Лучкевич В.С. Основы социальной медицины и управления здравоохранением. СПб., 1997.-183 с.
4. Мелянченко Н.Б. Реформа здравоохранения России.-М., 1999.-87с.
5. Мелянченко Н.Б., Царик Г.Н. Здравоохранение Российской Федерации.-Кемерово: ИнСЭПЗ, 1997.-445 с.
6. Миняев В.А. и др. Социальная медицина.-СПб.: Водолей; 1998.-Т.1.-219с.
7. Общая практика. ВОЗ. Женева, 1964. С.7.-(серия технических докладов № 267).
8. Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации (ред. В.В. Гришина, В.Ю. Семенова). 359 с.
9. Седачева Л.А. и др. Создание общих врачебных практик.-Москва-Кемерово. 1998.-189 с.
10. Совершенствование деятельности здравоохранения территории на основе экономических методов управления (ред. Г.Н. Царик).-Кемерово, 1989.-104 с.
11. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения (ред. Ю.П. Лисицын).-Казань, 1998.-697 с.
12. Шейман И.М. Реформа управления и финансирования здравоохранения. М.; «Русь», «Издатцентр», 1998.-335 с.
КЕМЕРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ПРОБЛЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
(лекция)
Г.Н. Царик
ИнСЭПЗ - 2001
Печатается по решению Ученого совета Кемеровской государственной медицинской академии.
Рецензенты:
д.м.н. проф. В.М. Ивойлов
заслуженный
работник здравоохранения
Российской Федерации
д.м.н. проф. Г.И. Чеченин
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
План лекции
1. Основы организации медицинской помощи населению.
2. Анализ деятельности лечебно-профилактических учреждений.
3. Организация медицинской помощи в условиях нового хозяйственного механизма.
4. Принципиальные аспекты организации медицинской помощи в условиях ОМС.
5. Организация многоуровневой (многоэтапной) системы оказания медицинской помощи.
Основы организации медицинской помощи населению
Основными принципами отечественного здравоохранения, провозглашенными в 1919г. на VIII съезде РКП (б), являются:
· государственный характер, единство и плановость;
· бесплатность и общедоступность квалифицированной медицинской помощи;
· профилактическое направление здравоохранения; проведение широких оздоровительных мероприятий и диспансеризации;
· широкое участие общественных организаций и населения в строительстве здравоохранения; санитарное просвещение и гигиеническое воспитание;
· единство медицинской науки и практики.
К великому сожалению не все из перечисленных принципов удалось реализовать на практике.
Отрасли советского здравоохранения, по мнению Г.А. Баткиса и Л.Г. Лекарева (1969) были представлены лечебно-профилактической помощью и санитарным делом, обеспечивающими выполнение двух главных задач здравоохранения: лечение и предупреждение болезней.
Медицинская помощь населению в бывшем Советском Союзе оказывалась весьма обширной и разветвленной сетью лечебно-профилактических и санитарно - противоэпидемических учреждений. Номенклатура учреждений определялась приказом министра здравоохранения СССР № 1000 от 23 октября 1978 года. При этом были выделены :
I .Лечебно-профилактические учреждения.
II. Санитарно-профилактические учреждения.
III. Учреждения судебно-медицинской экспертизы.
IV. Аптечные учреждения.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 395 от 03.11.99 г. «Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения» выделяют:
1. Лечебно-профилактические учреждения.
2. Учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы.
3. Аптечные учреждения.
Основополагающими направлениями построения лечебно-профилактической помощи населению в бывшем СССР являлись:
· общедоступность, бесплатность и высокая ее квалификация;
· синтез лечебного дела и профилактики;
· диспансеризация;
· участковый принцип обслуживания;
· объединение больниц и поликлиник;
· специализация врачебной помощи;
· преимущественное лечебно-профилактическое обслуживание рабочих промышленных предприятий.
Ведущими учреждениями, оказывающими медицинскую помощь населению в СССР, были объединенные больницы, в состав которых входили амбулаторно-поликлинические и стационарные подразделения.
Медицинская помощь населению предоставлялась в сельских участковых, центральных районных, городских, областных и республиканских больницах.
Мощность учреждений определялась преимущественно числом больничных коек и количеством посещений. Участковые больницы были четырех категорий с числом больничных коек от 25 до 100. Центральные районные больницы - шести категорий с количеством больничных коек от 150 до 350 и более, городские больницы - восьми категорий с коечным фондом от 100 до 1000, областные больницы - соответственно пяти категорий с количеством больничных коек от 300 до 1000.
Категорийность поликлиник определяется числом посещений в день. Поликлиники в зависимости от мощности делятся на 5 категорий с числом посещений от 400 до 1600.
Организация медицинской помощи городскому и сельскому населению строилась на основе единых принципов.
Специфические условия труда, относительно низкая плотность населения (особенно в Сибири), сезонный характер работ на селе обусловили необходимость этапности (сельская участковая - центральная районная - областная (краевая) больницы) в оказании медицинской помощи жителям села.
Основными разделами работ амбулаторно-поликлинического звена являются:
· оказание терапевтической, хирургической, стоматологической, акушерско-гинекологической и других видов амбулаторной помощи по профилактике, диагностике и лечению пациентов в поликлинических и домашних условиях;
· оказание экстренной и неотложной помощи в случае непосредственного обращения больных;
· профилактическая деятельность:
¨ профилактические осмотры;
¨ диспансеризация, санитарное просвещение и гигиеническое воспитание населения;
¨ профилактические прививки;
· врачебно-трудовая экспертиза;
· ведение учетно-отчетной документации;
· анализ состояния здоровья обслуживаемых контингентов;
· работа по повышению квалификации специалистов;
· организационно-методическая работа;
· консультативная работа;
· анализ и оценка эффективности деятельности учреждения (подразделения).
К числу основных разделов работы стационара относят:
· оказание терапевтической, хирургической, акушерско-гинекологической и других видов стационарной помощи по профилактике, диагностике и лечению пациентов;
· оказание экстренной и неотложной помощи;
· профилактическая деятельность:
¨ санитарное просвещение и гигиеническое воспитание населения;
¨ профилактические прививки;
· врачебно-трудовая экспертиза;
· ведение учетно-отчетной документации;
· анализ госпитализированной заболеваемости;
· работа по повышению квалификации специалистов;
· организационно-методическая работа;
· консультативная работа;
· анализ и оценка эффективности деятельности стационара.
Анализ деятельности лечебно-профилактических учреждений проводится на основании учетно-отчетной документации и материалов государственного статистического годового отчета (форма № 30).
Отчет ЛПУ содержит сведения о лечебно-профилактическом учреждении по следующим разделам:
Раздел I. Штаты учреждения;
Раздел II. Деятельность поликлиники (амбулатории), диспансера, консультации;
Раздел III. Деятельность стационара;
Раздел IV. Работа лечебно-вспомогательных кабинетов;
Раздел V. Работа диагностических отделений;
Раздел VI. Антирабическая деятел