Менеджмент как наука. История развития. Методы и стиль управления.
В истории развития менеджмента выделяют четыре основные школы:
1. Школа научного управления (1885-1920 гг.).
2. Административная или классическая школа (1920-1950 гг.).
3. Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.).
4. Математическая школа управления (с 50-х годов).
Школа научного управления.
Связана с именем Ф. У. Тейлора. Основные положения теории Тейлора изложенные в работе «Принципы и методы научного управления» (1911):
1. Создание научного фундамента, заменившего собой старые, традиционные, практически сложившиеся методы работы;
2. Отбор рабочих на основе научных критериев, их тренировка и обучение
3. Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научной организации труда
4. Равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими.
Ф. Тейлор впервые поставил под сомнение существующую в то время «линейную» структуру управления, при которой рабочий получал указания от одного непосредственного начальника и заменил ее функциональной, при которой рабочий стал получать указания от восьми узкоспециализированных руководителей. Идеи функционального управления были прогрессивными для своего времени.
Административная или классическая школа управления.
Развитие административной школы происходило по двум основным направлениям - рационализация производства и исследование проблем управления. Основной задачей этой'школы было создание универсальных принципов управления, реализация которых в любой организации должна привести к успеху.
Основные представители-Г. Эмерсон, А. Файоль, М. Вебер, Г. Форд
Таким образом, в начале XX века в связи с увеличением организаций, появлением филиалов, возрастанием объемов документации произошел значительный рост административного персонала.
Заслугой представителей административной школы управления прежде всего является создание рациональных бюрократических структур с широкими возможностями их универсальною применения в различных организациях.
Внедрение научных принципов управления позволило на практике реализовать власть менеджера над исполнителями. Однако уже в 20-30-е годы жесткая централизация управления, жесткое регламентирование управленческой деятельности стали определенным тормозом в развитии организаций, и следствием этого стало развитие школы человеческих отношений.
Школа человеческих отношений.
Основоположник Элтон Мейо.
Представители этой школы впервые стати рассматривать каждую организацию как социальную систему и исходили из того, что эффективно управлять можно только при умелом воздействии на систему социально-психологических факторов. Элтон Мейо указывал, что формальная структура организации должна дополняться неформальной, а менеджер наряду с экономической функцией должен выполнять и социальную по созданию трудовых объединений и социальных групп, эффективно работающих вместе и эффективно управлять ими.
Математическая школа управления.
Возникла в 40-е годы и ее принципы широко использовались в управлении войсками в период второй мировой войны.
Основой математической школы является теория исследования операций и моделирование, а также использование системного и ситуационного подхода в управлении в соответствии с которым весь окружающий мир представлен бесчисленным множеством динамических систем разной сложности, пребывающими в постоянном взаимодействии. В свою очередь, ситуационный подход к управлению предполагает, что внутреннее построение систем управления есть ответ на воздействие внешней среды.
Методы и стиль управления
Стиль управления - система сложившихся отношений между руководителем и подчиненными в процессе принятия управленческих решений.
Стиль управления может быть авторитарным, либеральным, демократическим.
Авторитарный стиль управления предполагает минимальную контактность руководителя и подчиненных, централизацию разработанных решений, навязывание решений подчиненным, преобладание административных методов и тд.
При либеральном стиле управления руководитель единолично ничего не решает - решения согласовываются с подчиненными.
Демократический стиль основан на активном привлечении подчиненных не только к труду, но и к определению целей организации и контролю за их реализацией.
Методы управления - это способы и приемы воздействия на коллектив и отдельных работников в процессе трудовой деятельности. Группы методов управления:
Административные
1. Стабилизирующие (регламентирующие): нормативы, нормы нагрузки, положения о структуре подразделений и тд.
2. Распорядительные - направлены на решение конкретных задач, которые не предусмотрены стабилизирующими методами. К распорядительным методам относятся письменные (директивы и постановления) и устно-письменные (приказы, распоряжения, указания)
3. Дисциплинарны е
2)Экономические - воздействия на работников и целый коллектив с помощью экономических категорий с целью экономического стимулирования коллектива, создания материальной заинтересованности отдельных работников
3) Социально-психологические - основаны на межличностных отношениях и использовании социально-психологических закономерностей развития личности и трудового коллектива
1. Прямые методы - внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение, побуждение
2. Косвенные - создание благоприятных условий труда, определенного социально-психологического климата
54. Функции управления. Управленческий цикл и алгоритм принятия управленческих решений.
Функции управления
Основными функциями управления являются:
1. Планирование
2. Организация
3. Координация и регулирование.
4. Стимулирование и мотивация.
5. Контроль.
1) Планирование представляет собой процесс определения целей и путей их достижения. Реализуется через прогнозирование, моделирование, программирование.
Планирование может быть долгосрочным (15-20 лет), среднесрочным (обычно на 5 лет) и краткосрочным или текущим (обычно на год). Текущее планирование является необходимым элементом управленческой деятельности в любой организации. В последние годы некоторые медицинские учреждения (в первую очередь с негосударственной формой собственности) составляют бизнес-планы.
2) Организация включает в себя разработку структуры управления; определение рациональных форм разделения труда; распределение работ среди подразделений и отдельных работников; регламентацию функций, подфункций, работ, операций, выполняемых работниками; установление прав и обязанностей органов управления и должностных лиц; подбор и расстановку кадров.
3) Регулирование - это деятельность но поддержанию в динамической системе управления заданных параметров. Целью данной функции является сохранение состояния упорядоченности как в подсистеме производства, так и в подсистеме управления.
Координация - это обеспечение согласованности действий во времени и в пространстве всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) и обмена информацией между ними.
4) Стимулирование - это побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов. Стимулирование может быть материальным и моральным.
Активизация или мотивация - это создание у работников внутреннего побуждения к труду.
5) Контроль включает выявление соответствия процесса плановым показателям или естественному ходу процессов. В функцию контроля входят сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах деятельности организации, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ их причин, разработка мероприятий для достижения поставленных целей.
Выделяют стратегический контроль, связанный со стратегическим планированием и тактический или административный контроль за обеспечением выполнения текущих задач, программ и планов.