Менеджмент как наука. История развития. Методы и стиль управления.

В истории развития менеджмента выделяют четыре основные школы:

1. Школа научного управления (1885-1920 гг.).

2. Административная или классическая школа (1920-1950 гг.).

3. Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.).

4. Математическая школа управления (с 50-х годов).

Школа научного управления.

Связана с именем Ф. У. Тейлора. Основные положения теории Тейлора изложенные в работе «Принципы и методы научного управления» (1911):

1. Создание научного фундамента, заменившего собой старые, традици­онные, практически сложившиеся методы работы;

2. Отбор рабочих на основе научных критериев, их тренировка и обучение

3. Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практиче­ского внедрения научной организации труда

4. Равномерное распределение труда и ответственности между админист­рацией и рабочими.

Ф. Тейлор впервые поставил под сомнение существующую в то время «линейную» структуру управления, при которой рабочий получал указания от одного непосредственного начальника и заменил ее функциональной, при которой рабочий стал получать указания от восьми узкоспециализирован­ных руководителей. Идеи функционального управления были прогрессив­ными для своего времени.

Административная или классическая школа управления.

Развитие административной школы происходило по двум основным на­правлениям - рационализация производства и исследование проблем управ­ления. Основной задачей этой'школы было создание универсальных прин­ципов управления, реализация которых в любой организации должна при­вести к успеху.

Основные представители-Г. Эмерсон, А. Файоль, М. Вебер, Г. Форд

Таким образом, в начале XX века в связи с увеличением организаций, появлением филиалов, возрастанием объемов документации произошел значительный рост административного персонала.

Заслугой представителей административной школы управления прежде всего является создание рациональных бюрократических структур с широ­кими возможностями их универсальною применения в различных организа­циях.

Внедрение научных принципов управления позволило на практике реа­лизовать власть менеджера над исполнителями. Однако уже в 20-30-е годы жесткая централизация управления, жесткое регламентирование управлен­ческой деятельности стали определенным тормозом в развитии организа­ций, и следствием этого стало развитие школы человеческих отношений.

Школа человеческих отношений.

Основоположник Элтон Мейо.

Представители этой школы впервые стати рассматривать каждую орга­низацию как социальную систему и исходили из того, что эффективно управлять можно только при умелом воздействии на систему социально-психологических факторов. Элтон Мейо указывал, что формальная структу­ра организации должна дополняться неформальной, а менеджер наряду с экономической функцией должен выполнять и социальную по созданию трудовых объединений и социальных групп, эффективно работающих вме­сте и эффективно управлять ими.

Математическая школа управления.

Возникла в 40-е годы и ее принципы широко использовались в управ­лении войсками в период второй мировой войны.

Основой математической школы является теория исследования опера­ций и моделирование, а также использование системного и ситуационного подхода в управлении в соответствии с которым весь окружающий мир представлен бесчисленным множеством динамических систем разной слож­ности, пребывающими в постоянном взаимодействии. В свою очередь, си­туационный подход к управлению предполагает, что внутреннее построение систем управления есть ответ на воздействие внешней среды.

Методы и стиль управления

Стиль управления - система сложившихся отношений между руко­водителем и подчиненными в процессе принятия управленческих решений.

Стиль управления может быть авторитарным, либеральным, демокра­тическим.

Авторитарный стиль управления предполагает минимальную контактность руководителя и подчиненных, централизацию разработанных решений, навязывание решений подчиненным, преобладание администра­тивных методов и тд.

При либеральном стиле управления руководитель единолично ничего не решает - решения согласовываются с подчиненными.

Демократический стиль основан на активном привлечении подчи­ненных не только к труду, но и к определению целей организации и контро­лю за их реализацией.

Методы управления - это способы и приемы воздействия на коллек­тив и отдельных работников в процессе трудовой деятельности. Группы методов управления:

Административные

1. Стабилизирующие (регламентирующие): нормативы, нормы на­грузки, положения о структуре подразделений и тд.

2. Распорядительные - направлены на решение конкретных задач, которые не предусмотрены стабилизирующими методами. К рас­порядительным методам относятся письменные (директивы и по­становления) и устно-письменные (приказы, распоряжения, указания)

3. Дисциплинарны е

2)Экономические - воздействия на работников и целый коллектив с помощью экономических категорий с целью экономического стиму­лирования коллектива, создания материальной заинтересованности отдельных работников

3) Социально-психологические - основаны на межличностных отно­шениях и использовании социально-психологических закономерно­стей развития личности и трудового коллектива

1. Прямые методы - внушение, убеждение, подражание, вовлече­ние, принуждение, побуждение

2. Косвенные - создание благоприятных условий труда, опреде­ленного социально-психологического климата

54. Функции управления. Управленческий цикл и алгоритм при­нятия управленческих решений.

Функции управления

Основными функциями управления являются:

1. Планирование

2. Организация

3. Координация и регулирование.

4. Стимулирование и мотивация.

5. Контроль.

1) Планирование представляет собой процесс определения целей и пу­тей их достижения. Реализуется через прогнозирование, моделирование, программирование.

Планирование может быть долгосрочным (15-20 лет), среднесрочным (обычно на 5 лет) и краткосрочным или текущим (обычно на год). Текущее планирование является необходимым элементом управленческой деятельно­сти в любой организации. В последние годы некоторые медицинские учре­ждения (в первую очередь с негосударственной формой собственности) составляют бизнес-планы.

2) Организация включает в себя разработку структуры управления; определение рациональных форм разделения труда; распределение работ среди подразделений и отдельных работников; регламентацию функций, подфункций, работ, операций, выполняемых работниками; установление прав и обязанностей органов управления и должностных лиц; подбор и расстановку кадров.

3) Регулирование - это деятельность но поддержанию в динамической системе управления заданных параметров. Целью данной функции является сохранение состояния упорядоченности как в подсистеме производства, так и в подсистеме управления.

Координация - это обеспечение согласованности действий во времени и в пространстве всех звеньев организации путем установления рациональ­ных связей (коммуникаций) и обмена информацией между ними.

4) Стимулирование - это побуждение работников к активной деятель­ности с помощью внешних факторов. Стимулирование может быть матери­альным и моральным.

Активизация или мотивация - это создание у работников внутренне­го побуждения к труду.

5) Контроль включает выявление соответствия процесса плановым по­казателям или естественному ходу процессов. В функцию контроля входят сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах деятель­ности организации, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ их причин, разработка мероприятий для достижения поставленных целей.

Выделяют стратегический контроль, связанный со стратегическим планированием и тактический или административный контроль за обес­печением выполнения текущих задач, программ и планов.

Наши рекомендации