Здравоохранение СССР в период Великой Отечественной Войны и в послевоенные годы.
В годы Великой Отечественной войныслужбы здравоохранения были нацелены на выполнение задач, обусловленных военным временем: оказание медицинской помощи раненым на этапах эвакуации, быстрейшему восстановлению их боеспособности, предупреждению эпидемий.
Решение этих задач на начальных этапах проходило с неимоверными трудностями, что было обусловлено рядом факторов: нехваткой медицинских кадров, неудовлетворительной подготовкой медицинского персонала по вопросам военно-полевой хирургии, организации и тактики медицинской службы. В первые 2 года войны только благодаря самоотверженной и героической работе медиков удалось предотвратить массовые эпидемии, добиться возвращения в строй значительного процента раненых и больных.
Спустя некоторое время па основе единой военно-полевой медицинской доктрины была создана система этапного лечения раненых и больных с эвакуацией по назначению.
Впервые в истории отечественной военной медицины была организована специализированная медицинская помощьв соответствующих профилированных госпиталях.
Была разработана и быстро внедрена система лечения легкораненых. Были разработаны методы лечения ран, травм, восстановления трудоспособности, переливания крови и кровезаменителей, борьбы с шоком и послераневыми осложнениями, предложены эффективные лекарственные средства, продолжались фундаментальные исследования, определившие перспективы важнейших направлений современной медицинской науки.
В 1944 г.была учреждена Академия медицинских наук СССР,объединившая ведущие научно-исследовательские институты медицинского и медико-биологического профиля. Первым президентом АМН СССР стал Н. Н. Бурденко,
Была создана эффективная система санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий,охватывающих войска и гражданское население
В послевоенные годы шли поиски новыхчформ и методов оказания лечебно-профилактической помощи населению.
Была проведена реформа управления здравоохранением в сельской местности. Районные отделы здравоохранения были упразднены и все административные и хозяйственные функции по отношению к учреждениям здравоохранения района были переданы районной больнице, главный врач которой становился главным врачом района. Центральные районные больницы стали организационно-методическими центрами квалифицированной медицинской помощи.
В 60-е годы наряду с дальнейшим развитием сети медицинских учреждений все больше внимания уделялось развитию специализированных служб, обеспечению населения скорой и неотложной медицинской помощью, стоматологической и рентгенорадиологической помощью. Были проведены конкретные мероприятия по снижению заболеваемости туберкулезом, полиомиелитом, дифтерией.
Был взят курс на строительство крупных многопрофильных больниц и увеличение мощности существующих центральных районных больниц до 300 - 400 коек со всеми видами специализированной помощи министр здравоохранения
Больше внимания стали уделять организации медицинской помощи больным с патологией органов дыхания; сердечно-сосудистыми, онкологическими, аллергическими заболеваниями.
В 1978 г. ВОЗ назвало принципы организации советской медицинской помощи одними из лучших в мире и рекомендовало их другим странам.
Наряду с позитивными изменениями уже в 70-80-е годы отчетливо наметились отрицательные стороны советской системы здравоохранения:
1. Финансирование по остаточному принципу
2. Отставание материально-технической базы здравоохранения, связанное с недостатком финансирования
3. Экстенсивные пути развития здравоохранения (увеличение количественных, а не качественных показателей) и др.
С началом перестройки состояние здравоохранения в стране стало еще более тяжелым, резко обозначилась недостаточность финансирования отрасли. Плачевное состояние здравоохранения и резко упавший социально-экономический уровень основной части населения привели к еще более выраженному ухудшению таких показателей как смертность, рождаемость, заболеваемость и тд.
В настоящее время наметились определенные положительные сдвиги в связи с некоторой стабилизацией экономической ситуации в стране, однако медицинское обслуживание населения все еще очень далеко от удовлетворительного.
4. Правовые основы здравоохранения в России. Конституция РФ об охране здоровья граждан. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993). Основные принципы охраны здоровья. Врачебная тайна.
К правовым основам здравоохранения в РФможно отнести:
1) Конституцию РФ
2) Федеральные законы РФ в области здравоохранения: «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», «О медицинском страховании граждан », «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О трансплантации органов и тканей человека» и др.
3) Приказы, Инструкции и Положения Министерства здравоохранения РФ
4) Указы президента РФ
5) Постановления Правительства РФ
Конституция РФ- основной закон страны - устанавливает право каждого человека на охрану здоровья.
В статье 41 говорится: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений... В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и'укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию»
22 июля 1993 г. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации были приняты «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».На сегодняшний день это основной нормативный акт в области здравоохранения.
Основы включают 12 разделов и 69 статей. Приведем краткое описание разделов.
Раздел 1. Общие положения- содержит определение понятия «охрана здоровья граждан», основные принципы охраны здоровья граждан и прочие организационные положения.
Раздел 11.Компетенция в области охраны здоровья граждан РФ, Республик в составе РФ, автономных областей, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления.
Раздел III. Организация охраны здоровья граждан в РФ -освещает вопросы управления, финансирования, описание государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия и др.
Раздел IV. Права граждан в области охраны здоровья- освещает •соответствующие вопросы
Раздел V. Права отдельных групп населения в области охраны здоровья- посвящен правам несовершеннолетних, пожилых, беременных женщин, военнослужащих, инвалидов и др.
Раздел VI. Права граждан при оказании медико-социальной помощи- описаны права граждан на информацию о состоянии своего здоровья, согласие на медицинское вмешательство и отказ от него и пр. Раздел VII. Медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека— посвящен вопросам искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона, абортов и тд.
Раздел VIII. Гарантия осуществления медико-социальной помощи гражданам- говорится о скорой медицинской помощи, специализированной помощи, медицинской помощи при социально значимых заболеваниях; рассматриваются правовые аспекты эвтаназии, трансплантации, патологоанатомических исследований.
Раздел IX. Медицинская экспертизапосвящен экспертизе временной нетрудоспособности, медико-социальной, судебно-медицинской, судебно-нсихиатрической и др. экспертизам.
Раздел X. Права и социальная защита медицинских и фармацевтических работников- оговаривает возможность осуществления медицинской и фармацевтической деятельности, вопросы лицензирования, врачебной тайны, социальной и правовой защиты медработников и др.