Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях голоса.

Комплекс медико-педагогических мероприятий при устранении разных форм нарушений голоса:

· Медицинские мероприятия (медикаментозное, физиолечение, по показаниям - хирургическое лечение, лечебная физкультура)

· Психотерапевтическое воздействие

· Логопедическая (фонопедическая) работа. Ортофония –специальный метод лечения расстройств голосовой функции артикуляционными, дыхательными и голосовыми упражнениями. Цель ортофонического лечения – восстановление нарушенного автоматизма в работе гортани, в функциях дыхания и артикуляции.

Восстановительная работа реализуется в 2 направлениях:

· Восстановление органической структуры артикуляционного и голосового аппарата

· Коррекция поведения и личности говорящего и выработка правильных голосовых стереотипов и техники голосообразования.

Основная задача реабилитационных мероприятий – устранение этиологического фактора, формирование оптимального звучания голоса при наименьшем мышечном напряжении. Работа направлена на формирование умения изменять тональность, интенсивность звучания в специальных упражнениях, а главное – на формирование навыка голосообразования в спонтанной речи.

Принципы, определяющие работу:

· Дифференцированного подхода: учет формы нарушений голоса

· Индивидуального подхода: учет возраста, у взрослых – социального статуса и профессии, личностных особенностей (степень фиксированности на дефекте и пр.)

· Последовательности

· Систематичности

· Активности и сознательности восстановительного обучения (механическое выполнение упражнений не приведет к положительному результату).

Фонопедия располагает большим количеством фонопедических приемов и упражнений. Коррекционная методика подбирается строго индивидуально для каждого конкретного больного.

За последние три десятилетия заметно возросло число публикаций, посвященных различным аспектам патологии голоса, подготовленных педагогами-логопедами. Так, С.Л. Таптапова разработала методику восстановления звучной речи после удаления гортани или ее частичной резекции; Е.С. Алмазова предложила систему упражнений по коррекции голоса детей при рубцовых деформациях гортани; Е.В. Лаврова изучила и описала различные расстройства голоса функциональ­ного и органического генеза. Логопед Ф.А. Ивановская обобщила свой опыт работы в Московской поликлинике слуха и речи описала методику восстановления голоса при функциональных его нарушениях у взрослых: проведение психотерапевтической беседы, гимнастика артикуляционного аппарата, дыхательные и голосовые упражнения.

О.С. Орлова исследовала сложные проблемы спастических нарушений голоса и обозначила систему коррекционной работы по предупреждению и устранению нарушений голоса у педагогов. Она выделила три этапа коррекционной работы:

1) подготовительный этап

2) этап формирование нового механизма голосообразования

3) этап закрепления и автоматизации речевого стереотипа.

Е.В. Лаврова: общие этапы коррекционной работы для абсолютного большинства нарушений голоса:

- подготовительный, включающий рациональную психотерапию;

- коррекция физиологического дыхания;

- функциональные тренировки голосового аппарата с использованием специальных упражнений;

- тренировки координации фонации и дыхания;

- закрепление коммуникативных навыков восстановленного голоса.

Каждый этап является главным в определенном периоде восстановления. Они не сменяют друг друга в строгой последовательности — просто постепенно наращивается объем функциональных тренировок голосового аппарата.

I этап — подготовительный. Задачи этапа (О.С. Орлова):

· всестороннее обследование с целью составления плана работы

· ослабление патологических речевых связей

· активное сознательное включение в тренировку

· подготовка дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата к последующим голосовым тренировкам

· развитие речевого слуха (больше – для детей): (электрон. хрестоматия: Формирование слухового восприятия у дошкольников (по материалам пособия: Черкасова Е.Л) – формирование чувства ритма и темпа,развитие фонетического, интонационного и фонематического слуха).

· координация общей и мелкой моторики (больше – для детей)

Проводится обследование. Голос и речь ребенка/взрослого записываются на магнитофоне.

Наши рекомендации