Три синдрома и три стадии развития наркомании

Все вещества, которыми злоупотребляют в надежде вызвать состояние опьянения, объединяет то, что они вызывают кратковременное субъективно положительное психическое состояние. Для описания вызванных этим болезней используют общий термин «токсикомания», который включает в себя все существующие формы злоупотребления препаратами седативного, в том числе и наркотического действия, стимулирующего, смешанного действия, галлюциногенами, алкоголем и табаком.

Опьянение сопровождается эйфорией и изменением сознания. Передозировка лекарственных препаратов при наркомании является обязательным условием возникновения эйфории, и смерть от этого может наступить и при первом приеме наркотика.

С течением опьянения эйфория уменьшается, а помрачение сознания углубляется.

Даже при однократном употреблении наркотика молекулы наркотического вещества образуют биокомплексы с биомолекулами организма. Белковые молекулы организма, участвующие в таком комплексе, при этом блокируются и не могут уже выполнять свои функции. В теории старения это называется «перекрестным связыванием молекул». Такие взаимодействия осуществляются и с молекулами ДНК, вызывая «точечные мутации». Нарушается жидкокристаллическое состояние мембран и нервный импульс не может проходить, возникают нарушения сознания.

Для возникновения эйфории важно блокирование молекулами наркотика болевых рецепторов. При этом в головном мозгу блокируются системы, ответственные за отрицательные эмоции, так называемые «системы наказания». Нарушение баланса систем положительных и отрицательных эмоций, т.е. «системы наказания» и «системы наградного механизма» выражается всплеском суммы положительных эмоций, что и составляет суть эйфории, при которой помимо подъема настроения, благодушия, чувства веселья, радости, возникают приятные телесные ощущения. Возникающий сразу после эйфории длительный сон можно объяснить тем, что в организме при блокировании специфических рецепторов происходит ослабление возбуждающей синаптической передачи нервных импульсов. Блокирование других рецепторов приводит, как в случае с ЛСД, к усилению возбуждающей синаптической передачи и принявший их человек может в бешенном темпе танцевать всю ночь, а к утру умереть от истощения нервной системы.

Так как блокированные белковые молекулы организма могут оказаться рецепторами любой функциональной системы, то работа этих функциональных систем грубо нарушается. Действие наркотика и привыкание к нему может бытьбыстрым и или медленным, что определяется геометрией расположения в молекуле взаимодействующих групп атомов. В зависимости от числа взаимодействующих групп атомов, и от того, как много рецепторов боли сможет сразу блокировать один прием наркотика, состояние эйфории будетслабым, как при курении табака, илисильным, как при приеме героина.

При блокировании большого количества болевых рецепторов организм старается компенсировать это синтезом большого количества еще более чувствительных болевых рецепторов. Состояние эйфории быстро угасает. Из-за синтеза большого количества болевых рецепторов, происходит увеличение суммы отрицательных эмоций. Человек впадает в состояние депрессии. Появляются эффекты, страха, злобы. Наркоман способен к агрессии, даже по отношению к самому себе. Он может стать жертвой насилия или несчастного случая. Проснувшись утром, он чувствует сильный голод, так как для синтеза белковых молекул нужен материал, и боль во всем теле, как будто по нему проехали трактором.

При постоянном приеме наркотических веществ организм, предвосхищая следующее употребление наркотика, заранее вырабатывает много болевых рецепторов, и длительность эйфории уменьшается. Наконец, состояние эйфории больше не возникает, хотя наркоман, желая его восстановить, увеличивает дозу до смертельно опасной.

При первой же пробе наркотиков возникают срочные приспособительные реакции, характеризующиеся синдромом стресса (токсикационный стресс). Возникает стадия тревоги, призыв к мобилизации всех защитных сил организма. Развивается общий адаптационный синдром, являющийся клиническим проявлением стресс-реакции. Наиболее тяжелым проявлением этого синдрома является шок и последующая гибель организма.

Неспецифическая активация мозга обеспечивает формирование структурного следа памяти и объединение анатомически и функционально разобщенных элементов ЦНС в единую функциональную систему. Фактически эта система, созданная для достижения конкретного адаптационного эффекта, и является так называемым «центром наркотической зависимости». При сформированном системном структурном следе памяти периодически возникает неосознанная (неконтролируемая, на уровне подсознания) мысль попробовать наркотик еще раз.

Реакция на первый прием наркотика может быть индивидуальной. Массивный выброс гормонов стресса приводит к интенсивному распаду белка и деструкции клеточных мембран, и к гибели человека. На бытовом языке это называют передозировкой. Но если даже не случилась передозировка, мощная активация мозга вызывает мозговые явления, состоящие в головокружении, тошноте, рвоте, мышечной дрожи, бледности, связанной с сужением поверхностных сосудов, с последующим слишком глубоким сном (режим «охранительного торможения»), с желудочно-кишечными болями и т.д.

Деструктивные изменения в синаптических мембранах головного и спинного мозга (микрогрануляция, кристаллизация) приводят к распаду этих мембран и грубому нарушению нервного контакта в этом участке мозга. В быту говорят, что у наркомана – «дырки» в мозгу, и это недалеко от истины. Так же молекулы холестерина в составе биокомплексов образуют микрокристаллы в просвете кровеносных сосудов, вызывая атеросклероз.

Для всех наркотиков наблюдаются три синдрома:

1- Синдром измененной реактивности (толерантности). Чувствительность к наркотику постепенно снижается, что отражает общую физиологическую способность к адаптации. Через некоторое время смертельная доза для здорового человека легко переносится наркоманом. А через несколько лет регулярного употребления наркотика из-за накопления его в организме, происходит снижение переносимости. Теперь прежние дозы могут вызвать острое отравление.

2 – Синдром психической зависимости. Два симптома: неодолимое влечение к приему наркотика и достижение психического комфорта после приема вещества. Теперь психическое состояние наркомана определяется наличием или отсутсвием в его организме наркотического вещества.

Оба симптома развиваются постепенно. Сначала неосознанное влечение проявляется в виде неудовлетворенности при отсутствии наркотика, предвкушением его приема, разговорами на эту тему, положительной некритической оценкой соучастников приема и неприязненным отношением к тем, кто может этому помешать. Неодолимое влечение приобретает силу и характер инстинктивного влечения, поведенческими актами наркозависимого управляет гомеостаз, который требует непрерывного присутствия в организме человека наркотических веществ. Это инстинктивное желание даже сильнее чем, жажда и голод. Особенностью психического комфорта наркозависимых является то, что он не владеет своими психическими функциями без приема наркотика, тогда как, у здорового человека напротив, только в состоянии опъянения он не может владеть своими психическими функциями.

3- Синдром физической зависимости, характеризуется симптомами неудержимого физического влечения к приему наркотика, возможности достижения физического комфорта после приема, а также наличия абстинентного синдрома.

Физическое влечение определяет поведение наркозависимых, его называют неудержимым, так как в поисках наркотика больные не останавливаются даже перед криминальными поступками.

При отсутствии наркотика в организме наркозависимый чувствует себя больным. По мере развития наркомании получаемая доза лишь немного тонизирует, позволяет ненадолгособраться с силами.

Абстинентный синдром возникает в результате резкого прекращения введения веществ, вызывающих наркотическую зависимость, начинается в конце первых суток отсутствия наркотика в организме. В первые сутки начинается зевота, слюно- и слезотечение, насморк, чихание, гусиная кожа. На вторые сутки появляется озноб, приступы жара, потливость, напряженность в мышцах. К концу вторых суток появляются боли в суставах и в мышцах, двигательное беспокойство. На третьи сутки – диспепсические расстройства, судороги. При некоторых формах наркомании, начиная с третьих суток возможны не только судорожные припадки, но и острый психоз (сумеречное помрачение сознания).

Симптомы абстинентного синдрома похожи на симптомы защитной реакции, возникающие в начале приема наркотиков, потому что и те и другие связаны с попытками организма вернуть к первоначальному виду нарушенный гомеостаз. Но теперь эти реакции идут на фоне постоянного синтеза болевых рецепторов.

Три стадии развития наркомании:

Первая стадияограничивается первой стадией толерантности (синдрома измененной реактивности) и психической зависимостью. Клинические признаки болезни появляются только спустя некоторый промежуток времени от ее начала.

Если прием наркотика продолжается, то через головной мозг организма включаются долговременные приспособительные реакции, и как следствие - формирование центра наркотической зависимости.

При становлении качественно нового гомеостаза, при котором по организму свободно циркулируют биокомплексы с молекулами наркотического вещества, проявляются первые симптомы патологического процесса структурного изменения тканей. Начинаются аутоиммунные заболевания, возникающие из-за увеличения количества продуктов некроза биологических мембран и клеток. Эти аутоиммунные заболевания, при которых организм начинает бороться с собственной тканью, близки по своему характеру, симптомам и последствиям к СПИДу.Это состояние с качественно новым гомеостазом может формироваться несколько лет. Процесс внутреннего старения организма при наркомании убыстряется в десятки раз. Это – вторая стадия болезни. Она характеризуется закреплением максимальной дозы наркотика, полным отсутствием защитных реакций на наркотик и регулярностью его потребления. «Сохранение работоспособности организма обеспечивается контрмерами, приводящими к структурной перестройке ткани. Организм «жертвует» своей структурой ради сохранения гомеостаза, т.е. нормального баланса функций». Прекращение приема наркотика на второй стадии болезни, когда произошло привыкание к нему, вызывает такую же реакцию центра наркотической зависимости«ломку». Наркоман пытается вылечиться, начинаются долгосрочные приспособительные реакции для закрепления, создания новой структуры в мозгу. Подумайте сами, какая дезориентация организма возникнет, если человек после некоторого перерыва снова начнет принимать наркотик!

При употреблении различных наркотических веществ могут начаться различные психические болезни. Потребление героина, первитина ведет к шизофрениии, потребление анаши (гашиша) моделирует маниакально-депрессивный психоз. За полтора-два месяца регулярного приема самодельной «мульки» (эфедрон) происходит полная необратимая деградация личности с возникновением характерных черт идиотизма.

Если прием наркотика продолжается, наступает третья стадия наркомании, стадия полного истощения адаптационных ресурсов. Процессы становятся необратимыми. Патологические внутриядерные включения, повреждение ядерной оболочки клетки завершается ее некрозом, последующим «самоперевариванием». Продукты некроза клеток вызывают неизлечимые аутоиммунные заболевания, при которых организм человека «объявляет войну» собственным органам. Возникает нравственная и социальная деградация личности. В третьей стадии болезни человек становится инвалидом и практически неизлечим. В некоторых случаях от начала приема наркотика здоровым человеком до его стремительного старения и смерти проходит всего несколько лет.

Сочетательный (полинаркомания) прием наркотиков в первой стадии болезни вызывает сильное токсическое действие. Возникает помрачение сознания вплоть до ступора и комы.

Наши рекомендации