Учет ВОЖАТым возрастных и индивидульных особенностей детей в лагерях

В лагере особенно проявляются возрастные и индивидуальные различия и особенности детей и подростков, на которые педагогам следует обращать особое внимание при планировании и организации временного детского сообщества.

Дети 7-9-летнего возраста имеют следующие возрастные характеристики:

· высокий уровень активности;

· процессы возбуждения преобладают над процессами торможения;

· эмоциональная непосредственность;

· повышенная работоспособность, но в то же время высокая утомляемость, в следствии чего необходим отдых в течении дня ;

· Высокая потребность в игре ,движении, во внешних впечатлениях;

· Предпочтение к шумным коллективным играм;

· Высокая чувствительность к критике со стороны взрослых;

· Сознание различий пола;

· Становление независимости;

· Развитие социальных эмоций, подчинение своих интересов интересам группы;

· Нередки случаи возникновения различных страхов ( боязнь темноты, высоты, одиночества, фантастических существ, драк, травм, неудач, антипатий окружающих );

· Желание проигрывать позитивные социальные роли;

· Желание быть полезным;

· Становление чувства ответственности;

· Стремление научиться общаться с людьми вне семьи;

Рекомендации:

· Проводите больше активных шумных игр на протяжении всего периода пребывания в лагере , желательно --- на свежем воздухе;

· Развивайте умение лазать , пользоваться качелями.

· Во избежание травматизма, уделяйте максимум внимания и не оставляйте ни в коем случае без присмотра;

· Чередуйте активные и релаксационные виды коллективной и индивидуальной деятельности;

· При коллективном чтении используйте фантастическую, приключенческую литературу, книги о путешествиях, юмористические рассказы;

· Сочиняйте небылицы, сказки ,новые продолжения известных сказок и т.п.,больше фантазируйте, развивайте воображение,память, другие психические процессы.

· Даже в шутку никогда не пугайте детей;

· Не бойтесь поручать детям ответственные дела;

· Никогда не критикуйте личность ребенка ,а только его поступок;

· Чаще замечайте в ребятах хорошее, доброе.

( игры и рекомендуемые занятия смотри в приложении)

Дети 10-12-летнего возраста имеют следующие возрастные особенности:

· Повышенный интерес к людям ,их социальным ролям , текущим событиям , природе;

· Высокий уровень активности;

· Ориентирование больше на действие, чем на размышление;

· Настроение подвержено колебаниям;

· Высокая чувствительность к обидам , критике, подвержены ревности;

· Энергичность ,настойчивость , быстрота , энтузиазм;

· Нередки непродолжительные взрывы гнева , агрессии;

· Потребность в постоянном действии, стремление к большой мускульной активности;

· Осознание себя в группе ,объединение в группы по интересам;

· Развитое самосознание , боязнь поражения;

· Девочки сильно опережают в психическом и физическом развитии мальчиков;

· Разделение полов;

· Стремление к соперничеству , частые споры со сверстниками;

· Мнение группы более важно чем у взрослых;

· Развитое воображение и эмоциональность ;

· Уверенная независимость от взрослых, в тоже время тенденция к усилению любви к некоторым взрослым;

· Повышенный интерес к деятельности вне помещений;

· Стремление к общению со взрослыми;

Рекомендации:

· Проводи больше командных игр на воздухе (веселые старты, эстафеты , спортивные командные соревнования и сюжетно – ролевые игры и др.);

· Развивай у детей чувство ответственности за собственную деятельность и ее конечный результат;

· Старайся не проводить игры соревновательного характера между мальчиками и девочками ,наоборот, добивайся сплочения посредством включения обоих полов в одинаково значимую деятельность;

· Старайся разнообразить виды взаимодействий с детьми , расширяй круг их познавательных интересов;

· Всегда поддерживай свой авторитет;

· Люби всех одинаково; не допускай появления “любимчиков”;

· Не позволяй манипулировать собой , это может стать причиной потери авторитета;

( игры и рекомендуемые занятия смотри в приложении )

Дети 13 – 16 лет характеризуются следующими возрастными особенностями:

· Достижение половой зрелости;

· Развитие девочек опережает развитие мальчиков на 2 года, но девочки интересуются мальчиками раньше, чем мальчики девочками;

· Беспокойство о внешности;

· Высокая социальная активность, особенно в группе;

· Проявление лидерских качеств;

· Увеличение сознания роли полов и обучение в этой области;

· Основная проблема – достижения независимости от семьи;

· Высокая ранимость;

· Сокрытие истинных чувств за напускной небрежностью, цинизмом;

· Подвергает сомнению авторитет взрослого;

· Потребность в общении “на равных”;

· Поиск себя и самосознания;

· Потребность в принятии ребенка среди сверстников;

· Время выбора профессии;

· Опыт первой любви.

Рекомендации:

· Руководи поведением без излишнего вмешательства и угроз;

· Предоставляй свободу выбора и возможность принятия самостоятельного решения;

· Акцентируй внимание на тех взаимодействиях, главной целью которых является сплочение группы;

· Постарайся стать для них старшим другом, но не переходи на “панибратские отношения”, держи необходимую дистанцию;

· Проводи игры и занятия на взаимодействия полов;

· Стремись создать ситуацию успеха для каждого ребенка;

· Привлекай детей к социально значимой деятельности;

· Обучай навыкам психологической защиты;

· Чаще беседуй с ребенком наедине о его проблемах;

· Проводи игры, занятия, целью которых является содействие профориентации подростка (бизнес, психология, экономика, менеджмент, интеллектуальные и деловые игры и т.п.);

· Учитывай разнообразие интересов и противоречивость подростков, которые используют “свободу” от школы и семьи для самоутверждения среди сверстников и взрослых, приспособление в изменившихся условиях их жизни.

Наши рекомендации