Сходство и различие запинок судорожного и несудорожного характера
запинки | Несудорожные | Судорожные |
Виды запинок | 1.многократное повторение звуков их сочетаний, слов и целых предложений 2. прерывание речи молчанием (ребенок не в состоянии сразу оформить свои мысли и желания словами) | 1.многократное повторение отдельных звуков и звукосочетаний 2. прерывание речи молчанием (ребенок не может из-за судороги в речевом аппарате начать или продолжить фразу) 3. напряженное произношение отдельных звуков или звукосочетаний |
Причины возникновения запинок | 1.неправильное развитие мыслительных и речевых возможностей ребенка (речевые запинки ест результат возрастной недостаточности координации мышления и речи или возрастных несовершенностей речевого аппарата ребенка, его словарного запаса, выразительных средств) 2. задержки психо-физического развития в результате болезней, травм, неблагоприятной наследственности 3. недостатки речи (звп, слово-фразаобразование) 4. безудержно быстрая хаотичная речь Неблагоприятное речевое окружение | 1.нарушение ВНД у ребенка в результате: ü Неблагоприятная наследственность ü Внутриутробные и послеродовые травмы ü Перенесенные болезни ü Соц-пед запущенности ü Резкая одномоментная травма (испуг) 2.от запинок несудорожного характера по типу зафиксированного патологического рефлекса |
Место запинок во фразе | 1.Определенного места не имеют 2. появляются в сложных по конструкции словах и фразах | 1. обычно появляются в начале фразы, а так же на определенных звуках или звукосочетаниях (на смычных) |
Влияние окр.их условий | 1.у детей запинки уменьшаются в незнакомой обстановке с незнакомыми людьми | 1.частота и длительность запинок увеличивается в ситуации незнакомой обстановки с незнакомыми людьми |
Отношение детей к недостаткам речи | 1.незамечают 2.небрежное | 1.обычно замечают и серьёзно переживают 2. появление психических особенностей в виде конфузливости, страха речи, ухода от себя, чувства ущемленности |
Что необходимо для устранения | 1.воспитательная работа по упорядочиванию поведения и развития речи ребенка 2.консультация у невролога | 1.лечебно-педагогический комплекс мероприятий, предусматривающий воздействие на НС и организм в целом, на его общую и речевую моторику, на речь и личность в целом 2.совметная работа УЛа, психоневролога/ невролога, воспитателя и родителей ребенка |
Методика логопедической работы при НТР несудорожного характера:
I. Логопедическая работа при брадилалии:
1.Логопедические приемы направлены на:
1. Восстановление более быстрых и четких речевых движений в процессе речи;
2. Восстановление убыстренных речевых реакций;
3. Восстановление темпа внутренней речи;
4. Воспитание темпов письма и чтения;
5. Воспитание выразительных форм сценического чтения и драматической речи, направленной на просодические стороны речи (темп, ритм, мелодика, паузация, ударение)
2. речевые упражнения:
1. Произношение речевого материала различной сложности;
2. Сопряженное чтение под отбиваемый такт с постепенным ускорением темпа чтения;
3. Слушание и воспроизведение речевого материала записанного на диктофон/видео в ускоренном темпе;
4. Запись слогов/слов с предварительным четким проговариванием логопедом;
5. Работа при различном темпе и ритме речи;
6. Заучивание и воспроизведение диалогов с акцентом на речевых особенностях разных персонажей;
7. Выработка сценического поведения в соответствии с содержанием драматизации;
8. Логоритмика (ходьба и маршировка в различных направлениях под бодрую музыку);
9. Пение (использование мелодии с короткими тональностями, темп средний/быстрый/отрывистого характера);
10. Подвижные игры (сюжетные/несюжетные)
11. Самостоятельная работа ( самостоятельная муз. деятельность, народные танцы, бальные танцы и др)
Длительность коррекционной работы 6-12 месяцев
После курса занятий необходимо длительное наблюдение и консультации УЛа и невролога.
II. При устранении тахилалии:
Коррекционная работа проводится поэтапно:
1 этап. Режим молчания
Обменивание короткими фразами
Цель: 1. Снять тревожную возбудимость
2. успокоить ребенка
3. сосредоточить внимание на занятии
Постепенно начинается усвоение темпа на простейшем речевом материале.
Виды речи: 1. Сопряженная
2. отраженная
3. вопрос-ответ
Когда первый этап будет успешен совершается переход
2 этап.Работа по усвоению медленного темпа начинающаяся на материале громкого чтения
Начинается с: 1. Образец произношения логопеда
2. чтение сопряженное
3. чтение отраженное
4. чтение по очереди
5. логопед проводит анализ чтения каждого (и при индивидуальной работе и при групповой)
Все занятия начинаются с речевой зарядки (счет до 30 или 50)
Затем проводится самостоятельная и групповая речевая работа под руководством одного из детей.
Цель: 1. Выработка слитной речи отрабатываемой в замедленном темпе.
В конце (и на протяжении) данного этапа проверить самочувствие ребенка/детей, находить природу плохого самочувствия и начинать заново.
3 этап.Работа над редактированием высказываемых мыслей, над адекватностью содержания фразы.
Материал занятий: 1. Точный пересказ прочитанного по плану и без него
2. установка на детализацию пересказа
3. упражнение в произнесении различных редакций одной и той же фразы ( интонация)
Если этап прошел успешно переходим к другому
4 этап.Заключительный
Работа над комплексным рассказом
1. Поэтапность вступления в рассказ каждого ребенка
2. Медленное чтение про себя
3. Увеличение времени на индивидуальную работу над речью ( должна проводится после логопедической работы 2р/день по 10-30 минут)
5 этап.Подготовка к публичному выступлению ( в основном для взрослых)
Продолжительность курса 2,5 – 3 месяца может быть продлен до 6 месяцев
Основной прием: Аутогенная тренировка
III. Заикание
Нарушение темпа и ритма речи обусловленное судорогами мышц речевого аппарата.
Чаще возникают от 1 года до 5 лет
Наибольшее количество заикающихся в начальной школе
В период полового созревания
(не буду писать историю, ее у меня чуть чуть, от слова очень мало.)
Заикание судорожного характера является обычным обязательным симптомом заикания .
Различаются по:1. форме заикания
2. локализации судорог
3. частоте судорог
ü По форме:
1. Клонические
Навязчивое повторение стереотипных речевых движений.
2. Тонические
Сильное длительное сковывание движний
3. Смешанные
ü По месту
1. Артикуляционные
Судорога поражает мышцы языка/губ/мягкого неба и как бы закрывает свободный выдох. (преимущественно смычные звуки)
2. Дыхательные
Судорога в мышцах брюшного пресса/диафрагмы/грудной клетки. В свободной речи воздух задерживается и человек как бы замирает с открытым ртом, или наоборот воздух сильно и сразу выталкивается наружу и фраза произносится на недостаточном выдохе.
3. Голосовые
Судороги охватывают мышцы гортани - голосовые складки или смыкаются, задерживая выдох гласного звука, или голосовые складки остаются разомкнутыми. (звук произносится шепотом)
4. Смешанные
o Артикуляционно-дыхательные
o Артикуляционно-голосовые
o Дыхательно-голосовые
ü По частоте:
1. Тяжелые
2. Средние
3. Легкие
o Сочетание звуков Б,Д,Т,Р
o От формы речи говорящего
o От степени громкости речи/ритмичности/подготовленности
o Условия окружающей обстановки
o Частота и протекание заболеваний
o Соц-пед запущенность
o Нервное потрясение
o Закрепившийся неправильный речевой стереотип
Причины появления: 1. Предрасполагающие (все что ослабевает НС)
2. вызывающие (ранние одномоментные психические травмы; ЗРР; неблагоприятные условия воспитания)
Клинические формы заикания:
1. невротическая | 2. неврозоподобная |
Основная причина – травмы: а. острые однократные психологический шок вызывающий сильную эмоциональную реакцию б. хронические длительное воздействие отрицательной эмоций появляющихся в следствии эмоционально не завершенных постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций | Возникают в следствии органических, сосудистых и прочих поражений ЦНС |
Клиническая и психолого-педагогическая характеристика заикающихся с:
невротической формой речевой патологии | неврозоподобнойформой речевой патологии |
При данной форме заикание возникает резко в возрасте от 2 до 5 лет. По анамнестическим данным у детей отсутствует патология развития и раннее психо-физическое развитие происходит в норме, моторные навыки формируются своевременно, но речевой онтогенез имеет особенности: 1.Наблюдается раннее речевое развитие (слово появляется к 10 мес., фраза к 16-18мес.) 2.темп речи как правило ускорен 3. состояние звп в норме 4. наблюдается большое количество итераций (запинок) 5. Артикулторные моторные механизмы устной речи остаются у таких детей функционально не зрелыми на более длительный срок, чем при норме Психические особенности: 1.до появления заикания дети более впечатлительны 2. более тревожны 3. более робки 4. обидчивы 5. Наблюдается колебание в режиме дня 6. Наблюдаются страхи 7. дети трудно привыкают к новой обстановке 8. введение второго языка в период с 1,5 до 2,5 лет жизни ребенка | Начало приходится на возраст 3-4 года постепенно без видимых внешних причин. В анамнезе отмечаются: 1.тяжелые токсикозы 2. беременности с угрозами выкидыша 3. асфиксии в родах 4. в грудном возрасте дети беспокойны, крикливы плохо спят У детей отмечается: 1. физическое развитие в пределах низкой возрастной нормы, либо с огромной задержкой 2. плохая координация движений, моторная неловкость 3. расторможенное поведение и высокая возбудимость 4. плохое перенесение жары, духоты, езды в транспорте 5. повышенная истощаемость и утомляемость при интеллектуальной и физической нагрузке 6. неустойчивое внимание 7. суетливость, неусидчивость 8. трудности подчинению дисциплинарным требованиям |
Динамика: Характеризуется рецидивирующим течением, временами речь без запинок, учащение запинок при психическом напряжении. 1.общая моторика развита в норме 2. легко переключаются с одного движения на другое 3. развито чувство ритма 4. движения рук и ног хорошо координированы 5. мелкая моторика развита в норме 6. жесты мимика и пантомимика эмоционально окрашены Отличия от нормы: 1.недоведение элементов движения до конца 2. некоторая их повышенная вялость 3. повышенная двигательная утомляемость 4. у некоторых детей может наблюдаться незначительный тремор пальцев рук | Речевой онтогенез: 1.первые слова к 1,5 годам 2. элементы фразовой речи формируются к 2 годам 3. развернутая фразовая речь к 3,5 годам 4. нарушения звп 5. медленное накопление словарного запаса 6. позднее, неполное освоение грамматического строя речи 7. начало заикания совпадает с периодом формирования фразы 8. при этой форме заикание в начальном периоде проявляется волнообразно (начальный период от 1 до 6 мес.) 9. характерна относительная монотонность и появления речевого дефекта 10. судорожные запинки усиливаются во время психических и физических перегрузок и соматических болезней 11. моторика выражена в разной степени от недостаточности координации в разной степени органов артикуляции до нарушения статической динамической координации рук и ног 12. мышечный тонус неустойчив 13. движения напряженные, несоразмерные 14. Наблюдаются нарушения в мимической артикуляции и тонкой моторике рук Клиническое обследование этой формы заикания: 1.нерезко выраженные органические поражения мозга 2. обнаруживаются остаточные явления поражения моторных систем мозга 3. лого. Статус: 1. Характеризуется нормальным строением речевого аппарата 2. Движения органов артикуляции характеризуются некоторой ограниченностью 3. Иногда отмечается малоподвижность нижней челюсти 4. Недостаточная подвижность языка и губ 5. … плохая координация артикуляторных движений 6. Затрудненный поиск артикуляционных поз 7. Повышеннаясоливация при речи 8. Темп речи либо резко ускорен, либо резко замедлен 9. Голос маломодулирован 10. Наблюдается резкое нарушение речевого дыхания 11. Отклонение от нормы в психомоторном и речевом развитии 12. Психическое состояние детей характеризуется повышенной ü Возбудимостью ü Либо вялостью ü Пассивностью 13. Внимание не устойчиво 14. Не обнаруживается интереса к игровой деятельности 15. Нередко снижение познавательной активности 16. Психическое развитие ребенка чаще в норме Прогноз: Благоприятен только в случае своевременной помощи, если помощи нет, то эта форма имеет склонность к прогредиентному течению, те склонность к утяжелению заикания У лиц с этой формой заикания в 14-15 лет появляются личностные переживания по дефекту речи и носят редуцированный характер, требуется работа с психотерапевтом |
Технология обследования темпо-ритмической организации устной речи при заикании:
ü Темп: скорость протекания речи в определенный промежуток времени, речевое ускорение или замедление, которое обуславливается степенью слуховой отчетливости и артикуляционной напряженности.
ü Ритм:речевая упорядоченность, закономерность расчленения временных последовательностей на группу акцентов.
ü Темпо-ритмическое нарушение:сложное психофизическое расстройство, которой связанно с нарушением плавности речи.
· Проявление:
§ Запинки
§ Ускорение темпа
§ Замедление темпа
Методика Архиповой Е.Ф.