Тотемическая преемственность

Из всех ныне существующих духовных учений лишь шаманизм не отрицает прямую связь человека с животным и растительным миром. Человек и Природа мыслятся неразделимыми и существуют в сложных системах взаимодействия и взаимозависимости. Все, что делает человек, отражается на окружающей Природе и, наоборот, события, происходящие во Вселенной, накладываются на человека и оказывают влияние на его судьбу. Эта система взаимоотношений называется тотемизмом, а выход за ее пределы — табу. Точное значение термина «тотемизм» передать невозможно, по причине великого разнообразия всех связей, действующих внутри системы традиционных представлений. «Любое определение тотемизма является либо столь специфическим, что исключает многие системы, называемые все же в обиходе “тотемическими”, либо столь общим, что включает в себя всякие явления, которые нельзя было бы так обозначить»,— пишет В. Риверс. Тотемизм — это сама жизнь, где отдельный тотем служит единицей понимания происходящих в ней процессов.

Слово «тотем» происходит из языка североамериканских индейцев оджибве (алгонкинская группа), где оно звучит как «отеотем» (ototem) и означает «принадлежать к роду». С началом этнографических и антропологических изысканий этот термин вошел во все европейские языки. Такое широкое распространение и приятие связано со звучанием этого слова, сходным с местными обозначениями явлений того же порядка. Индейское «оте», входящее в состав слова «тотем», означает родство конкретного человека с другим человеком мужского или женского пола. Такие сочетания, как «от» («од») и «ат>», встречающиеся в некоторых языках, понимаются аналогично — «родственник», «предок». В славянских языках они входят главной составной частью в слова «мать», «отец» (в тюркском — «эти»), брат, рол (антоним: урод — «человек не нашего рода»), рать, родник, родитель и т. д. Помимо этого суффикс и окончание «ать» в русском языке имеет значение «выполнять каку ю-либо работу», то есть жить в системе взаимоотношений «Человек — Природа»: копан*. сажать, убирать. В ряде случаев к изначальному «ат» добавляется разделительный гласный и звук «р». В результате смысл, не меняясь по сути, приобретает значение «земного» родства (от пракорней «тр» — «территория», «терра», «твердь», «трава» или «др» — «древо», «дерево»): англ. mother (матерь), father, brother и т. п. Несколько особняком стоит в этом перечне родства слово «сестра» (англ. sister), где второе «с» разбивает «ет» пополам и образует новое слово — «есть», в значении «поглощать пищу». Это очень интересный случай, поскольку во многих языках слова «есть» и «соитие» (в древнеславянск. «еть», «еться») звучат одинаково. Более того, К. Леви-Строс указывает, что у африканских племен машона и матабеле слово «тотем» может восприниматься и в значении «вульва сестры». Причин тому несколько. Во-первых, рот и вульва в мифологическом понимании мыслятся как взаимозаменяющие органы (именно поэтому Великий Ворон и «перепутал рты» в легенде о зачатии Первого Шамана); во-вторых, бытовое употребление тотемиче- ского животного в пищу равнозначно каннибализму и инцесту. Особые соотношения подкрепляет одно из главных табу, запрещающее человеку иметь половой контакт со своей сестрой. В мировой мифологии тема инцеста освещена довольно широко. Часто брат и сестра являются родоначальниками всех людей, но из-за своей связи приносят на Землю первое зло.

Практически все собственные имена, даваемые человеку духами или родителями, вне зависимости от национальной, языковой и религиозной принадлежности, имеют под собой некую тотемическую силу — название животного, растения или их атрибуты. В древности считалось, что вместе с таким именем человеку передаются качества того или иного тотемиче- ского персонажа. При соблюдении особого ритуала, проводимого раз в год, допускалось нарушение повседневного табу, и плоть тотемического животного употреблялась в пищу. Это делалось для того, чтобы впитать в себя его силу, истраченную за долгое время. Христианам подобная процедура известна как обряд причастия. Обретению тотема, его последующему поеданию и почитанию посвящена одна из легенд индейцев хайда:

«Человек по имени Маленькая Лягушка со своей семьей голодал. Жилище его стояло на берегу реки, но в реке не было рыбы. Из леса скрылись животные, и даже птицы не летали над этими местами. Семья Маленькой Лягушки так ослабла от голода, что не могла уйти в другие края. Несчастный Маленькая Лягушка сидел на берегу, погруженный в горькие мысли, но ничего не мог придумать.

И вдруг из воды вынырнуло чудовище с человеческим лицом. Звали чудовище Большие Глаза. Маленькая Лягушка убил чудовище и накормил своих жен[8] и детей. Семья была спасена, но все же люди боялись, что дух Больших Глаз будет мстить им. Поэтому устроен был праздник, на котором попросили у чудовища прощения. К его голове ставили миски с угощением, перед ним плясали женщины, а сам Маленькая Лягушка торжественно объявил, что отныне чудовище- спаситель становится уважаемым членом рода и его символом.

И чтобы доказать это, Маленькая Лягушка срубил дерево, вырезал в верхней части ствола лицо с большими глазами и вкопал этот столб перед своей землянкой. А когда умер Маленькая Лягушка, его старший сын вырезал на столбе изображение Маленькой Лягушки. То же делали потом сыновья старшего сына и сыновья его сыновей...»[9]

Родовой тогем и сам мог выступать в роли пожирателя. Часто он присутствовал в инициационных снах юноши, готовящегося стать полноправным членом общества. «По непреложному закону Природы дети всего живущего на земле по достижении своего совершеннолетия отправляются в странствие, чтобы выполнить предначертание Великого Плана — веления своей судьбы»,— замечает известный классик индейской литературы Серая Сова. Тотем поедает тело юноши, а затем изрыгает его обратно уже в облике взрослого мужчины. Анализируя славянский фольклор, В. Я. Пропп доказал, что сюжеты похищения детей в русских народных сказках базируются на древнейших обрядах посвящения: мальчик попадает н избушку на курьих ножках, где его хочет съесть Баба- Яга, у которой, как известно, была костяная нога и зубастая вульва.

-

тотемическая преемственность - student2.ru

Тотем — это сила природного порядка, объединяющая мощь всего вида, например, не конкретного медведя, а всех медведей вообще. Ее частица содержится в груди животного и составляет его суть. Все частицы свя- заны друг с другом энергетическими нитями, образующими поле группового духа — тотема. «Мы видим,— пишет К. Лсви-Строс,— что ни в коем случае животное — “тотем” или его вид — нельзя понимать как биологическую сущность; благодаря двоякой характеристике: организма - иначе говоря, системы и эманации какого-то вида, который является термином в системе,— животное выступает концептуальным инструментом для множества возможностей, чтобы дстотализировать и чтобы ретотализировать не важно какую сферу, расположенную в синхронии или в диахронии, конкретную или абстрактную, природуг или культуру». Человек также является носителем этой животной силы, доставшейся в наследство от звероподобных предков, что хорошо иллюстрируют стадии развития эмбриона (см. рис. 29). Иногда по тем или иным причинам происходит генетический сбой, и человек рождается с некоторыми чертами, присущими животным. Это может быть и наличие хвоста, и многососко- вость, и обильная волосатость (см. рис. 32). Эти признаки всегда рассматривались как избранничество духами. В зависимости от трактовки, человек с атавизмами становился либо шаманом, либо жертвой. Орочский шаман Оника (Анисим) Еминкин рассказывал: «Мой род Еминки вековечно жил на Амуре. По преданию тотемическая преемственность - student2.ru он состоял из двух ветвей: одна — от волка, другая — от тигра. Те, что от волка, встречали гостей лаем: хау-хау- хау. Их шаманы так и камлали. А я — от рода тигров. тотемическая преемственность - student2.ru Однажды в моем стойбище родился мальчик с тигриным лицом. Возле глаз много-много морщинок. Как он появился на свет, люди его рода стали очень богатыми, потому что все лесные звери стали носить ему подарки. Как-то заехали к нам эвенки. Увидев мальчика с тигриным лицом, стали смеяться и насмешничать. А мальчик что? Молчит. Ну вот отъехали эвенки, и в первую же ночь четверть стада ик оленей пала. На другую ночь — другая четверть. Догадались эвенки, отчего это, вернулись и попросили прощения. Вернулись эвенки домой — а погибшие олени встали живыми. Хорошо!»

тотемическая преемственность - student2.ru

Хранилище силы человека располагается в солнечном сплетении, и это сила животного порядка. В некоторых случаях ее сравнивают с душой, которая в измененных состояниях сознания может представать как в виде человека, так и любого другого существа, даже неодушевленного, с научной точки зрения.

Чтобы походить на свое животное, дающее силу, человек часто прибегал к различным операциям, делающим его тело похожим на тело тотемического покровителя. Изменению подвергались кости черепа, шея, ноги, половые органы. Искусство деформации черепов было известно очень многим народам, но настоящими специалистами в этом деле следует признать древних перуанцев. Создавая давление дощечками в тех или иных точках мягкой черепной коробки ребенка, они добивались поразительных результатов (см. рис. 33). Профессор Г. Бушан, посвятивший деформированным черепам целу ю главу в своем курсе по антропологии «Человек» (1912 г.), писал: «Наиболее распространенное уродование черепа вызывается тем, что на него в течение продолжительного времени оказывают давление спереди и сзади, а часто и в обоих направлениях. Смотря но степени этого давления, продольный диаметр черепа укорачивается, между тем как высотный, а иногда и поперечный диаметр увеличивается. Результатом такого давления является чаще всего сплющивание затылка, а при более сильном давлении — одновременное удлинение черепа назад и кверху. Если же постоянное давление действует с боков, то череп больше увеличивается в длин)'; если давление производится со всех четырех сторон, то голова получает четырехугольную форму».

тотемическая преемственность - student2.ru

Изменение формы черепа было распространено у скифов, сарматов, венгров. Археологи находят деформированные черепа также во Франции, в Германии. Исследования показали, что в результате искусствен* но вызванного смещения происходила активизация тех участков головного мозга, которые в обычном состоянии черепа задействуются слабо. В результате человек с «черепом ягуара» не только становился похож на этого хищника, но и думал соответствующим образом. Крупнейшее открытие в этой области — феноменальная находка в пустыне Гоби: в октябре 1995 года ученые обнаружили там несколько человеческих черепов... с рогами. Как 7000 лет назад нашим далеким предкам удалось вживить бычьи рога в головы своих соплеменников, так и осталось загадкой.

Сейчас черепа в традиционной культуре уже не деформируют, чего нельзя сказать о других частях тела — носах, зубах, шеях. За изменением формы носа, самой распространенной на Западе пластической операцией, в древности стояло нечто большее, чем просто стандарт. В некоторых племенах Африки до сих пор инициация включает в себя подпиливание зубов (см. рис. 34). В американском штате Кентукки не так давно был найден череп шамана с удаленными верхними зубами. Так человеческую челюсть делали похожей на волчью. В Африке и поныне женщины вытягивают себе шеи с помощью постоянно добавляемых колец.

тотемическая преемственность - student2.ru

Гак они добиваются сходства со своим главным тоте- мнческим персонажем — жирафом. В древней Грузии для той же цели использовалась специальная колыбель, в которой голова ребенка всегда удерживалась ниже уровня плеч. Китайские женщины бинтовали своим дочерям ступни, чтобы те не росли. В результате такой процедуры нога становилась похожа на лошадиное копыто (см. рис. 35).

Изменению подвергались и половые органы. У готтентоток Африки применяется вытягивание малых половых губ до 14—18 см, а для бечуанок характерно искусственное удлинение клитора до 18 см. Именно такие размеры имеют аналогичные части тела у обезьян. А некоторые народы, наоборот, отрезают клитор и малые половые губы — у девочек и крайнюю плоть — у мальчиков. Гак, по их мнению, исправляется ошибка природы, когда у женщин сохраняется часть мужского начала, а у мужчин — часть женского. Подобные операции вошли и в нешаманские культуры нового типа. В наши дни к ним прибегают миллионы людей по всему «цивилизованному» миру, считающие, что так велел делать Господь.

тотемическая преемственность - student2.ru

Как мы уже видели, тотем представляет собой силу, объединяющую сходные объекты природы. Он присутствует в них, но в то же время ими не является. Из- за огромного потенциала тотема человек не может общаться с ним напрямую. На эту тему у индейцев оджибве есть сказание о шести духах, вышедших из вод Первичного Океана, чтобы соединиться с людьми. Одно из этих существ было так сильно, что ему завязали глаза, дабы оно, несмотря на доброжелательность, не смогло случайно причинить вред. Но дух очень хотел посмотреть на людей и снял повязку со своих глаз. Первый же взгляд духа убил человека наповал. Видя это, другие пять духов призвали своего сородича вернуться в Океан, а сами стали родоначальниками великих кланов: Рыбы, Журавля, Нырка, Медведя и Лося. Индейцы оджибве полагают, что именно от этих тотемов произошли все остальные кланы. Многие другие народы также насчитывают пять изначальных родовых кла

нов, правда с другими тотемами. В любом случае, для человека эти пять клановых существ значат то же, что для Вселенной значат пять Матерей Природы. Матери проявляют весь остальной мир, а тотемы вызывают к жизни другие мифологические персонажи. Например, Лось у оджибве порождает кланы Куницы. Оленя и Бобра; Медведь создает кланы Волка и Рыси; Журавль производит кланы Орла и Ястреба и т. п.

Любой объект хранит в себе часть тотемической силы* но, как известно, вода тушит огонь, а огонь пожирает дерево. Другими словами, если есть тотем, значит, где-то существует антитотем, сила опасная или вредная для него. На этом основывается целый раздел шаманского целительства, описывающий воздействие духов на организм человека. Принцип дуальности (и тотемической дуальности в том числе) лежит в основе любого традиционного поселения, разделенного на две половины, которые называются фратриями (от греч. fratria — «братство»). Член одной фратрии может выбирать себе супруга только из другой фратрии. Таким образом получается, что относительно их потомков одна фратрия будет материнской, а вторая — отцовской. Ребенок принадлежит к материнской фратрии и разделяет тотем матери и деда. Его жена и дети будут уже из отцовской фратрии, а его внук — вновь из материнской. «Все у кого один и гот же тотем, будут считать себя родственниками, даже если они происходили из разных племен или деревень,— пишет этнограф В. Киниц — Когда встречались два незнакомца и обнаруживали, что у них один и тот же тотем, они тут же принимались чертить свою генеалогию (...) и один становился кузеном, дядей или дедом другого, хотя порой дед оказывался моложе внука. То- темическне связи настолько сильно поддерживались,

что в случае спора между индивидом, имевшим тот же тотем, что и сторонний наблюдатель, и каким-то кузеном или близким родственником этого, так сказать, наблюдателя последний принимал сторону человека своего тотема, которого, возможно, он никогда прежде не видел».

Каждая фратрия делится на роды. Например, у се- нека-ирокезов изначальные тотемические единицы носили имена Медведя и Оленя. От Медведя пошли роды Волка, Бобра и Черепахи, а от Оленя — роды Кулика, Цапли и Ястреба. Брачные нормы определяли, кому из какой фратрии и рода положено выбирать супруга, чтобы ненароком не попасть на близкого родственника: ведь такие браки, как известно, ведут к вырождению. Этот обычай строго соблюдался, а нарушившие его нещадно изгонялись. Вот что рассказывает о значении родовых связей М. В. Кастараков, правнук прославленного на весь Северный Алтай кумандинского шамана Страя Кастаракова: «Каждый род согласно сказаниям определен и наречен Верховным Божеством. Людям запрещалось обсуждать, почему тот назвал род так, а другой иначе: название рода — святое. Простым смертным не приходило в голову расшифровывать его на свой лад. Раньше от старшин знали, кто от какого рода произошел до девятого колена: род бабушек - по отцу и матери, род дедушек — по отцу и матери. Знали и свое происхождение по породе — кезек (колено.- О. Д.) ...К примеру, в каждом человеке течет четыре тока крови из родов бабушек (матери — отца по два рода) и четыре из родов деду шек. Каждое поколение до девятого колена продолжает жениться: 4 рода, умноженных на 9 поколений,— 36 родов. Эти 36 родов поженились меж собой без кровосмешения. Остается только три неродственных рода. Поэтому в десятом поколении приходится жениться на родственном роде... Но теперь никто до девятого поколения не помнит свой род, часто женятся по принцип)' «чтобы родня не отдалялась», а это сказывается на потомках. В близкородственных супружеских отношениях часто рождаются неполноценные дети. Мы отклонились от наказов камов (шаманов,— О. Д.), перестали признавать их — и вот к чему пришли».

Рис. 36. Алтайский знак восстановленного родословия: адак-ебк — род деда по отцу, тайдак ебк - род дела по матери, ульчек-ебк - род бабушки по отцу. тейнек-сЛк - род бабушки но матери.

тотемическая преемственность - student2.ru Рисунок М. Кастаракова

Тема родословной и преемственности поколений всегда оставалась актуальной для шаманизма. Знание своих предков рассматривается как обязательный элемент, о чем в поэтической форме рассказывается перед проведением камлания, вне зависимости от того,

известна эта информация слушателям или нет. Шаман призывает своих предков и черпает от них силу для совершения обрядового действия. Есть и специальный символ — знак восстановленного родословия, где четыре рода сплетаются в центре, накладывая на человека печать духа предков (см. рис. 36).

Родители передают своему ребенку главное — духовное наследие, тот плацдарм, без которого он не может расти. Известная бурятская шаманка из объединения «Замбуулин» («Вселенная») Алтан Эрдэни говорит по этому поводу следующее:

«Родословие — это история вашего родового древа. Каждому человеку необходимо знать свою генеалогию, своих предков, чтобы иметь связь с духами. Ваше благополучие, счастье, здоровье, долголетие и будущее ваших детей находится в прямой зависимости от прошлого и настоящего бытия вашего рода. От незнания тотемов рода человек страдает, и у него возникает много проблем. Ни один человек изначально не рождается плохим. Каждый рождается, чтобы быть талантливым,, но в полном объеме он может реализовать свои возможности, только зная и почитая своих предков. Как человек сможет уважать кого-то, если в детстве родители сами вкладывают в него неуважение к окружающим? Заблудившемуся человеку бывает трудно остановиться и найти себя. Восстановление и изучение родовых корней — святое дело каждого. Являясь продолжателем своего рода и унаследовав Божий дар своих предков, вы должны уметь их почитать. У многих народов существовала традиция вести записи о значительных событиях, а также о великих представителях рода в особой, специально для этого предназначенной книге. Эта родовая книга передавалась из поколения в поколение.

тотемическая преемственность - student2.ru

Бессмертная душа кармически воплощается в том или ином теле, но само тело дается через род. У каждого человека свой путь к возрождению своих корней. Впереди всегда имеются три дороги: белая, серая и черная. Каждый сам выбирает, по какой дороге ему идти. У всех есть своего рода Ангел-Хранитель — его интуиция. Наше тело является одеждой для души. Всем нужна чистота души, та чистота, которую мы сейчас теряем от незнания своих корней. Если мы разрушаем чистоту внутри, то мы разрушаем ее и вокруг, а когда разум и тело человека загрязняются, душа уходит.

Шаман учит любить Природ)1, предков, почитать отца и мать. Шаман разжигает огонь у священных камней, буддист зажигает лампаду, а христианин ставит свечу перед образами, но во всех случаях огонь остается огнем, разницы нет. Шаман никому не подчиняется; он - птица вольная. К будущему шаману учитель может явиться во сне, но бывает, что и сами духи приводят человека к учителю. Обращаться к духам нужно душой, а не разумом. Если душа не поет — дух не слышит. Чтобы стать настоящим шаманом, надо выдержать особое испытание — инициационную болезнь. Это может быть любая болезнь, даже рак. После обряда посвящения болезнь проходит. Из-за лишений многие сейчас отвергают шаманский дар. Одной из важнейших и тяжелейших задач шамана является восстановление родословной. Любая, даже незначительная ошибка в этом деле может привести к смерти шамана. Сейчас существует много вопросов вокруг проблемы родословия, к ним нужно относиться серьезно. Требуется основательное изучение этой проблемы»[10].

Согласно последним данным, наследование родового тотема ребенком от его отца и матери происходит по тому же принципу, что и генетическая передача других характеристик: группы крови, цвета волос, хронических заболеваний и т. д. У родителей имеется множество тотемических связей — наследственных, приобретенных, переданных через ритуал и т. д. Информация об этом содержится в ядре каждой клетки организма. Тем не менее главных тотемов у человека всего два. Один достается от матери, а друтой — от отца. Эти два тотема составляют пару. При образовании особых половых клеток пара расщепляется. Когда половые клетки партнеров сталкиваются, происходит оплодотворение с возникновением новой пары, составленной из одного тотема мужчины и одного тотема женщины. Если тотемы супругов одинаковые, в паре устанавливается равновесие. В противном случае один тотем начинает подавлять соседний, или оба тотема мутируют, приспосабливаясь друг к другу. Племенные тотемы, как правило, доминируют над родовыми, родовые — над собственными. Например, хищные тотемы подавляют нехищные, птицы властвуют над растениями и т. п. Все это очень похоже на известные нам по школьным урокам биологии рецессивные и доминантные гены: темная пигментация (кожи, глаз, волос) доминирует над светлой, узкий разрез глаз — над широким: волосатость — над слабым развитием волосяного покрова. В случае мутаций тотемы могут изменяться до неузнаваемости. Это особенно характерно для наших дней, когда образование супружеских пар в условиях города не диктуется больше сочетаемостью тотемов каждого из будущих родителей. Воспроизводство детей стало сейчас делом хаотическим и эгоистическим, имеющим мало общего с сохранением духовных ценностей рода. Поэтому мы и наблюдаем общую деградацию и извращенные последствия в виде образования таких тотемов, как «торпеда», «белый моряк», «звездный монстр» и т. д. Шаманы связывают с ними повальное бесплодие, половое бессилие и возникновение новых болезней, не излечимых обычными средствами. Действительно, каждый тотем ответствен за функцию сохранения здоровья человека. Если он действует неэффективно или потерян, идет работа над его восстановлением или возвращением. Но никто не знает, куда плывет тотем «торпеда» и что с ним делать. С этих позиций бытовавший в традиционном обществе обычай закрепления брачного союза посредством договора между родителями жениха и невесты («не-веста» — неизвестная) не кажется уже столь диким. Любовь — это очень хорошо, но любовь с головой — еще лучше, дабы впоследствии не пожалеть о напрасно прожитых годах.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ВИДЫ

Шаманизм учит, что в древности все люди были поделены на две большие группы, враждовавшие друг с другом. Первые были истинными детьми Земли — волосатыми, высокими и звероподобными, вторые — без намека на шерсть, небольшого роста и с мягкими чертами лица. И те и другие называли себя людьми, но последние прибавляли, что опи-то и есть «настоящие» люди. Это самоопределение позднее легло в основу многих коренных названий племен.

Многие сказания самых разных народов повествуют о волосатых людях. Только на Чукотке зафиксированы десятки прозвищ, которые дали своим врагам «настоящие»: гиркычавыльии (быстро бегущий), килтаня (пучеглазый), тэрыке (появляющийся на восходе), мирэгды (плечистый), арыса (полевой), джулин (острая голова) и т. д. Выдающийся этнограф В. Г. Тан- Богораз изучал чукотский фольклор о волосатых людях и четко провел границу между ними и духами: «Чукчи рассказывают также о существовании племени великанов, которые в отличие от келет (злые духи.— О. Д.) не трогали людей[11]. Они называются лолглый. Сказки о них во многом похожи на такие же сказки эскимосов. Один из рисунков, иллюстрирующих эти сказки, изображает великана по имени «Моржовым мясом одетый». Этот великан пришел из-за моря в страну

тотемическая преемственность - student2.ru

ксреков (один из палеоазиатских народов, ныне вымерший— О. Д.). Он был так тяжел, что везде оставлял следы... Однажды он лег спать на открытом месте. Три человека увидели его и поймали, привязав канатами к кольям, вбитым в землю. Потом они убили его своими копьями...»

тотемическая преемственность - student2.ru тотемическая преемственность - student2.ru Все это роднит сибирских великанов с современным понятием реликтового гоминоида, известного больше как йети, или снежный человек. Встречи с ним чаще всего происходили до 30-х годов минувшего столетия, затем он стал появляться все реже и только в таких местах, где, как говорится, не ступала нога человека (обычного). По многочисленным рассказам очевидцев. число которых перевалило за тысячи, йети выходит из своего укрытия чаще всего вечером, когда темнеет. Зимой встречается гораздо реже, чем осенью. Спит в берлоге или под корягой вниз животом, поджав под себя ноги и руки (см. рис. 39). Это существо около двух метров ростом, покрытое густой короткой и гладкой шерстью черного, серого или белесого цвета. Передвигается на двух ногах, размахивая при ходьбе руками. Все пропорции человеческие. Имеет небольшую, по сравнению с мощным туловищем, голову, слегка заостренную на макушке и с выдвинутой вперед челюстью. Шея очень короткая. Глаза — продолговатые, «горящие», глубоко посаженные. Общается со своими сородичами посредством свиста и нечленораздельных звуков. Снежный человек не носит одежд)’ и пользуется примитивными орудиями труда вроде палки или камня. Питается растениями и животными, не брезгует и падалью. В середине XIX века один из таких диких людей был пойман и убит, о чем свидетельствует «Ежегодник Тобольского губернского музея» за 1904 год: «Осенью 1845 года зверопромышленники остяк Фалалей Лыкысов и самоед Обыль в урмане (тайга.— О. Д.) убили необыкновенное чудовище: постав человеческий, росту аршин трех, глаза один на лбу, а другой на щеке, шкура довольно толстой шерсти, потонее собольной, скулы голыя, у рук вместо пальцев когти, у ног пальцев не имел, мужска пола».

Многие ученые с мировым именем уверены, что реликтовый гоминоид существует, и отводят ему роль промежуточного звена между обезьяной и человеком в эволюции приматов.

Шаманы говорят, что современное человечество представляет собой помесь двух изначальных типов существ — «настоящих», то есть кроманьонцев (людей духа) с «волосатыми» неандертальцами (людьми материи). Как они перемешались между собой, рассказывают сибирские старожилы: «Тунгу — дикий человек, встречается осенью, когда темнеет в тундре. Очень высокий — два метра, наверное. Живет в лесу под корягой. Разговаривать не умеет, только свистит и кричит: «Ру-ру-ру». Иногда подходит к чумам, чтобы украсть девушку»[12].

Бывало, что и «настоящие» люди искали себе подругу подобным образом, а иной раз женщины сами выходили замуж за волосатых людей и имели от них детей. Одна сибирячка рассказывала автору этих строк: «Не так давно девка одна была, гак она с диким жила и вроде как дети у нее были немые». В нганасанском историческом предании «Волосатые люди» повествуется об одном ту нгусе, который забрел в избу, где жили представители другого народа:

«Жарко, свечи горят. Три человека лежа на спине спят. Лица у всех мохнатые. Большие люди, кости большие. Без парок и одеял спят на нарах.

— Это какие люди?

Один человек носом потянул, чихнул. Смотрит тунгус: у двери одна девка спит. Лицо белое, красивое, сама большая. Лицо увидел тунгус, и пояс поверх парки расстегнул.

— Очень хороша девка! Спать с ней очень хочется.

Захотел он женщину. Парку сбросил и рядом с ней лег. Немного толкнул ее. Она спит, не слышит»[13].

тотемическая преемственность - student2.ru

Становление третьей расы людей произошло много тысячелетий назад, но отдельные характеристики, присущие тому или иному виду, сохранились до сегодняшних дней. Многие ученые делают из этого соответствующие выводы, но в целом официальная наука всячески замалчивает столь неудобный для нее факт. Согласно представлениям шаманов, все люди, вне зависимости от рода-племени и цвета кожи, довольно строго разбиваются на два вида — волки и собственно люди; и два подвида — шакалы и собаки. В научной литературе по антропологии и психиатрии они именуются соответственно: палеоантропы (суперанималы) и неоантропы; суггесторы и диффузный тип. Волки, или палеоантропы, как раз и являются генетическими предками волосатых людей. Если верить Б. Л. Диденко, продолжателю дела известного русского ученого Б. Ф. Поршнева (1905—1972), их численность составляет 15% от всего населения земного шара. Конечно, это уже не те первобытные каннибалы, но их врожденная склонность к насилию и жестокости несомненна[14].

До сих пор их отличают массивное телосложение и грубые черты лица. П. И. Ковальский в «Судебно-психиатрических анализах», предназначенных для медиков и юристов, пишет о них, как о «преступных людях». По системе Ч. Ломброзо, которая с легкой руки советских идеологов до сих пор считается «антинаучной», врожденного преступника отличают следующие антропологические характеристики: высокий рост, широкая грудная клетка, большой вес тела, уменьшенный или увеличенный объем головы, асимметрия черепа, ненормальное расположение ушей, низкий и скошенный назад лоб, жесткие волосы, сильное развитие скуловых дуг и лобных пазух, грузность нижней челюсти, волосатость кожных покровов. Другой исследователь, немец Бордиер, добавляет, что у преступников теменные доли мозга развиты за счет лобных, а четыре лобные извилины (у обычного человека их три) аналогичны таким же извилинам у человекообразных обезьян. Это и легло в основу терминов палеоантроп (древний человек) и суперанимал (высшее животное).

О какой бы то ни было нравственности по отношению к людям-волкам говорить не приходится. Они тщеславны, неуравновешенны и могут быть патологически жестоки к другим видам. Для любого своего поступка они всегда находят оправдание и больше не думают о нем. К сожалению, все это люди-волки передают своим потомкам. Об этом не любят говорить открыто, но в архивах судебной медицины мы встречаем понятие «врожденный преступник», то есть человек, живущий по генетически заданной престу пной модели. Такие люди, а точнее — нелюди в человеческом обличии, черпают свою силу преимущественно из животного начала. Связь с такими тонкими телами, как семя, сияние и разум у них полностью блокирова­на. Несмотря на это, как ни странно, они иногда ста­новятся шаманами, только их транс — не откровение духа, а порождение собственного ума. На Чукотке говорят: «Не все двуногие существа — люди, есть среди них чудовища, и если их не остановить, придет воз­мездие всему человечеству». На этом основывается практика белого шаманства, ныне уже не встречающаяся даже на Крайнем Севере, где она еще недавно бытовала. Шаман должен безошибочно выделять этих существ из общей массы, поскольку оказывать им какую-либо помощь для него равносильно самоубийству. Именно поэтому подавляющее число шаманов не берутся лечить людей-волков.

тотемическая преемственность - student2.ru

Рис. 41. Красавица и чудовище. Рисунок И. Паршина
тотемическая преемственность - student2.ru

Суггесторам-шакалам свойственно подражание действию. Они стремятся быть людьми-волками, хотя по рождению являются промежуточным звеном между ними и основным населением. Этот полухищный тип по численности в два раза превосходит вид палеоантропов. Обычно они худощавы, с длинными конечностями и узкими головами. Шакалы прирожденные приспособленцы и жизнелюбы. Под словом «жизнь» они понимают земные блага и удовольствия. Высшее сознание у них отсутствует, гак как бездействуют тела семени и сияния. В ряде случаев шакалы подавляют в себе преступную модель поведения, в результате чего у них возникают психические расстройства: психоз, невроз навязчивых состояний, шизофрения. Свои действия шакалы всегда оправдывают через критику других и подчиняются только грубой силе. Суггесторы патологические лжецы и любят быть на виду. Часто они готовят почву для выхода на свет теневых хозяев положения — волков. За эго последние бросают им кость со своего стола и «встают у руля», повелевая народом, ровно половину которого составляет «пушечное мясо» — диффузники, или люди-собаки.

Диффузные собаки очень легко покупаются на самую откровенную ложь и не имеют собственного мнения. Любое их утверждение, которое они принимают за свое, на самом деле внушено им двумя предыдущими типами людей. Этот нехшцный подвид не способен критически посмогрегь на себя, что делает людей-собак упрямыми глупцами с единственной целью в жизни — произвести такое же податливое и вялое потомство. Любое указание на совершаемые ими ошибки вызывает гнев и повторение тех же самых не правильных шагов вновь и вновь. Именно диффузии* ки первыми рвутся в бой и готовы отдать свои жизни за самые сомнительные идеи. С точки зрения антропологии у людей-собак часто нарушены пропорции тела (нередко длина рук не соответствует длине ног), круглые головы и предрасположенность к полноте. Они из-за недоступности тела семени, как и хищные виды, не могут после смерти задержаться в иных мирах и кармически возвращаются на землю. В шаманизме, в отличие от индуизма и буддизма, человек не проходит через животные стадии за свои прегрешения, а изменяется согласно иерархии видов. Движение по лестнице вверх очень трудно и требует высокой самодисциплины, которая вырабатывается за десятки и сотни новых воплощений. Хищный волк принципиально может стать полухищным шакалом. Шакал при должном усердии перерождается в собаку, а собака внутренне стремится стать человеком, но внешне сосредотачивается на земных аспектах своей жизни (см. табл.).

Таблица

Виды и их характеристики

  палеоантропы (волки) сугтесторы (шакалы) диффузники (собаки) неоантропы (люди)
тип хищный полухмщиый нсхищный нсхищный
принадлеж ность неандерталец гибрид гибрид кроманьонец
тот** хищные ядовитые и падальщики нехищные и одомашненные рагппедьмые и неорганические
заблокированные тела семя, сияние, разум семя, сиянис- семя -
  змея, олень черепаха, бык паук, цапля медведь, тигр
действии свободные подряжаемые внушенные отстраненные
оправдание самооправдание самооправдание через критику критика других самокритика
направлени

Наши рекомендации