Охарактеризовать личностные особенности детей и школьников психопатов.

В современной дефектологии к психопатиям относят такие особенности личности, которые характеризуются дисгармоничностью ее психического склада. Они относительно постоянны, практически необратимы и тотальны, оказывают сильное влияние на определение всей психической структуры человека. Было выявлено, что патологические личностные особенности выражены настолько значительно, что препятствуют дальнейшей полноценной социальной адаптации и самоопределению личности.

Считается, что определенный клинический тип психопатии формируется не ранее 18 лет. В связи с этим постановка диагноза «психопатия» ребенку неправомерна. Действительно, в большинстве случаев до начала юношеского возраста патологические черты характера лишены двух главных признаков психопатии: стабильности и тотальности. Но при этом достаточно очевидным является третий признак психопатии - школьная диэадаптация, которая у детей с разными типами психопатии протекает по-разному. У детей с шизоидной психопатией уже в раннем возрасте наступает несоответствие между ускоренным умственным развитием и недоразвитием двигательной сферы. Развитие речи у таких детей обгоняет развитие моторики. Они с трудом овладевают навыками самообслуживания, отказываются принимать участие в подвижных играх.

Если в дошкольном возрасте не принимать мер коррекционно-воспитательного воздействия к преодолению недостатков в поведении, то такие дети, как правило, оказываются неподготовленными к школьному обучению. Они не умеют подчиняться школьным требованиям, не выполняют учебных заданий, вступают в конфликты с товарищами и педагогом, нарушают дисциплину, иногда убегают из школы и из дома. При неблагоприятных условиях они могут оказаться под влиянием правонарушителей.

Несмотря на то, что интеллект у детей с органической психопатией не нарушен, продуктивность в обучении у них часто бывает недостаточно высокой, поскольку они приступают к выполнению задания без предварительного обдумывания, не сосредоточены на нем, не удерживают в памяти отдельные элементы задания, не умеют преодолевать препятствий. Все эти компоненты, т.е. сохранность интеллекта при нарушении интеллектуальной деятельности; сохранность элементарных эмоциональных образований при недоразвитии более сложных форм эмоционально-волевой сферы и определяют своеобразие структуры дефекта в развитии ребенка с органической психопатией, где все особенности его поведения вытекают из нарушения ядра его личности. Степень выраженности дефекта бывает различной, но его структура всегда остается единой.

Особенности мышления детей с психопатией нередко находят отражение в необычных, оригинальных, творческих работах. Иногда имеет место одаренность, и тогда дети достигают определенных успехов, особенно на поприще абстрактных наук. В то же время им чужды нормальные человеческие потребности, они равнодушны к нуждам семьи.

Детям с психастенической психопатией свойственно обладание хорошими интеллектуальными способностями, иногда бывает даже одаренность в определенных сферах науки или искусства. Несмотря на это, многие из них учатся средне ли ниже среднего.

Причина кроется в характерологических особенностях детей с психастенической психопатией. Они педантично и скрупулезно подходят к подготовке домашнего задания, но в то же время чрезмерно волнуются при устных ответах, находятся в состоянии паники при написании контрольных и проверочных работ, постоянно сомневаются в правильности полученных результатов и тратят большее количество времени на перепроверку.

Характерными особенностями детей и подростков с циклоидной психопатией являются колебание настроения от бодрого, приподнятого до подавленного, появление апатии, резкого снижения умственной и физической активности. В таком состоянии дети и подростки испытывают серьезные затруднения при обучении в школе. Иногда они прекращают посещать школу, избегают общества друзей, быстро устают от общения с людьми, предпочитая проводить все время дома перед компьютером или телевизором. Такие состояния продолжаются 1-3 недели и сменяются у детей обычным настроением или приподнятым настроением с повышением активности и ощущением физической бодрости и силы.

Также выделяют группу детей с так называемой конституциональной психопатией. Этиологическим фактором этой психопатии является патологическая наследственность. Так, в семьях, где имеются случаи эпилепсии, встречаются психопатические личности с эпилептоидными чертами характера. Основные особенности данной группы — вязкость и тугоподвижность эмоциональных проявлений. Для эпилептоидов характерны застревания на переживаниях, угрюмость, подозрительность, недовольство, склонность к резким аффективным вспышкам, мстительность, злобность, скупость и жадность. Конечно, эти симптомы не всегда встречаются сразу у одного лица, и степень выраженности этих проявлений может быть различной. У людей с эпилептоидной психопатией есть много положительных черт: хорошая работоспособность, тщательность в выполнении заданий, целенаправленность, умение сосредоточиться на работе и преодолевать трудности.

Развитие детей с эпилептоидной психопатией имеет свои закономерности. Уже в раннем детстве у них появляется повышенная раздражительность, причем она бывает длительной и плохо переключаема. В дошкольном возрасте у таких детей нарастает аффективное напряжение, выражающееся в «застревании» на своих переживаниях, действиях. В школьном возрасте из сочетания этих особенностей формируется ряд вторичных характерологических черт, как положительных, так и отрицательных. С одной стороны, эти дети целенаправленны в своей деятельности, аккуратны и педантичны при выполнении заданий, продуктивны в работе, активны. С другой стороны, они злопамятны, мстительны, скупы, склонны к аффективным вспышкам. В переходном возрасте к этому добавляется неустойчивое настроение, замкнутость, подозрительность, недоверчивость к окружающим.

Патологические черты характера у этих детей формируются постепенно и возникают лишь на определенных этапах развития. Своевременное коррекционно-педагогическое воздействие может значительно смягчить особенности характера детей с эпилептоидной психопатией. И чем раньше будет начата коррекционно-воспитательная работа, тем большего эффекта можно добиться. Главным в этой коррекционно-воспитательной работе должно быть стремление преодолеть имеющуюся у этих детей склонность к «застреванию» на своих переживаниях. Для этого нужно включать их в различные виды деятельности и оказывать необходимую помощь в процессе ее выполнения. При проявлении упрямства, негативизма, озлобленности педагогу не следует авторитарно воздействовать на ребенка. Лучше всего переключить его на какую-либо деятельность, с которой он хорошо справляется. Поскольку у таких детей наблюдается некоторая замедленность мышления, целесообразно в процессе дополнительных занятий предварительно пройти с ребенком учебный материал. Их следует привлекать к общественно полезной кружковой работе. Особенно благоприятно на воспитание этих детей действует труд, поэтому очень важно включать их в различные виды трудовой деятельности. При аффективном возбуждении, которое может проявиться в неблагоприятных условиях, ребенка лучше всего изолировать, то есть поместить в спокойную обстановку, и дать по предписанию врача необходимые лечебные средства, снижающие возбуждение.

Недоверчивость и раздражительность, повышенная обидчивость этих детей часто приводят к появлению враждебного отношения не только к товарищам, но и к педагогу. Поэтому очень важно установить хороший контакт с ребенком, убедить его в том, что педагог старается ему помочь. Индивидуальный подход к этим детям с учетом особенностей их характера обычно дает положительные результаты.

Для детей с истерической психопатией наиболее характерен эгоцентризм. Они склонны к хвастовству и приукрашиванию своих качеств, стремятся выставить свою личность на первый план. Эти качества обычно сочетаются с повышенной внушаемостью, нестойкостью эмоциональных проявлений, неустойчивостью настроения. Уже в дошкольном возрасте дети с истерическими чертами конфликтуют со сверстниками, капризничают, они раздражительны, не всегда послушны, склонны к истерическим реакциям — бросаются на пол, плачут, стучат ногами, всячески стараясь настоять на своем. В школьном возрасте к проявлениям эгоцентризма у этих детей присоединяется неусидчивость в работе, неумение доводить начатое дело до конца.

Итак, психопатия - отклоняющееся от нормы характерное поведение, не обусловленное физической болезнью.

Говоря о психопатии, чаще имеют в виду поведение трудных подростков, чем неправильное поведение детей более младшего возраста. Поведение психопатов-подростков часто становится асоциальным, и поэтому они попадают в поле зрения детской комнаты милиции.

Социальные условия развития имеют огромное значение для коррекции психопатии. Когда ребенок с психопатией воспитывается в асоциальной обстановке, его патологические наклонности усиливаются. Однако и хорошие условия в семье далеко не всегда обеспечивают оптимистический прогноз развития и социальной адаптации такого подростка.

Нарушения поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста часто рассматривают в ином контексте, связывая их, в частности, с неправильным воспитанием или неуспеваемостью в школе. Только такие крайние поступки, как воровство, поджоги, взрывы и пр., заставляют родителей обращаться к специалистам.

Дети-психопаты часто расторможены, неуправляемы, взрывчаты, агрессивны. Достаточно рано они могут обратить на себя внимание тем, что им приятно сказать какую-то гадость, не испытывая при этом чувства вины. Таким детям не стыдно, слезы их часто не от раскаяния, а от злобы. Они эгоистичны, им чуждо сопереживание, они могут проявить жестокость.

В зависимости от вида психопатии их поведение может носить налет шизофрении (шизоидная психопатия), эпилепсии (эпилептоидная психопатия), истерии (истероидная психопатия).

Следует отметить, что психопатия может наблюдаться как у детей и подростков с высоким и нормальным уровнем интеллектуального развития, так и у детей и подростков с задержкой психического развития и олигофренов.

  1. Назовите типы коррекционных образовательных учреждений.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида

1. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида создается для обучения и воспитания неслышащих детей, их всестороннего развития в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и мышления на слухо-зрительной основе, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии, для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида

1. Коррекционное учреждение II вида создается для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), всестороннего их развития на основе формирования словесной речи, подготовки к свободному речевому общению на слуховой и слухо-зрительной основе.

2. Обучение слабослыщащих детей имеет коррекционную направленность, способствующую преодолению отклонений в развитии. При этом в ходе всего образовательного процесса особое внимание уделяется развитию слухового восприятия и работе над формированием устной речи. Воспитанникам обеспечивается активная речевая практика путем создания слухо-речевой среды (с использованием звукоусиливающей аппаратуры), позволяющей формировать на слуховой основе речь, приближенную к естественному звучанию.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения III и IV видов

1. Коррекционные учреждения III и IV видов обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе.

При необходимости может быть организовано совместное (в одном коррекционном учреждении) обучение незрячих и слабовидящих детей, детей с косоглазием и амблиопией.

Для формирования у воспитанников компенсаторных процессов проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия по развитию осязательного (III вид) и зрительного восприятия, речи, социально-бытовой и пространственной ориентировке, ритмике, лечебной физкультуре, формированию навыков общения.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида

1. Коррекционное учреждение V вида создается для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида

1. Коррекционное учреждение VI вида создается для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности, детским церебральным параличом, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парапарезами нижних и верхних конечностей), для восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида

1. Коррекционное учреждение VII вида создается для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида

1. Коррекционное учреждение VIII вида создается для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.

  1. Функциональные расстройства центральной нервной системы.

У детей дошкольного и школьного возраста встречаются различные формы нарушения поведения и вредные привычки, которые могут самостоятельно исчезнуть, но нередко, являясь начальными формами проявления нервно-психического заболевания, возобновляются в более позднем возрастном периоде. Хотя функциональные (невротические) нарушения отнюдь не свидетельствуют о поражении структур нервной системы, появляясь под действием различных вредных факторов, они как бы закладывают основу для возможных отклонений нервно-психической сферы, проявления которых будут определяться сочетанием внешних условий.Основные понятия

Страхи.Появление их довольно характерно в детском возрасте. Они могут иметь различное содержание: боязнь темноты, одиночества, разлуки с родителями и близкими, повышенное внимание к своему здоровью. По продолжительности страхи бывают кратковременными, быстро проходящими (после успокаивающей беседы) и затяжными, тогда даже лечение не всегда дает желательный результат. Страхи могут возникать после эмоционально значимых ситуаций (испуг, болезнь родных, близких, трудноразрешимый конфликт в школе и т. п.). Страхи иногда проявляются в формах навязчивости, среди которых преобладают страхи перед инфекцией, боязнь острых предметов, закрытых помещений, страх перед вызовом к доске или боязнь устных ответов у школьников.

Навязчивые движения и действия.Эти самостоятельные нарушения могут иметь характер и навязчивых тиков (частое мигание, наморщивание лба, носа, подергивание головой, плечами, шмыгание носом, покашливание и др.). К навязчивым действиям относятся привычки сосания пальцев, обкусывания ногтей, выщипывание волос и др. Использование наряду с лечением мер психолого-педагогического воздействия оказывает благоприятный эффект.
У детей старшего возраста страхи усложняются, а навязчивые действия принимают характер сложных ритуалов. Частое мытье рук, чтобы не заразиться, соблюдение запретов и условностей, чтобы получить хорошую оценку в школе, для этого также выбираются «счастливые» ручка, рубашка, носки, талисманы. Навязчивости обычно возникают на фоне различных переживаний у боязливых, тревожных или мнительных детей. Одной из форм нарушения поведения в детском возрасте является двигательная расторможенность, которая проявляется в неусидчивости, множестве различных движений. Выраженная резвость, стремление постоянно двигаться, бегать наперегонки, затевать разные игры сочетается у таких детей с отсутствием способности длительно концентрировать внимание, трудностями сосредоточения. Им не удается не отвлекаться при выполнении школьного задания, в результате чего страдает успеваемость. Двигательно расторможенные дети также эмоционально неустойчивы, к тому же раздражительны, склонны к агрессивным действиям и конфликтам, нарушают дисциплину в школе.

Заикание.В детском возрасте часто возникает нарушение речи в форме заикания. По своей сути оно связано со спазмом речевой мускулатуры, из-за чего изменяются ритм и плавность речи. Заикание чаще всего возникает в результате различных психогенных факторов (испуг, перенесенная инфекция, травма, конфликт, нарушение привычных микросоциальных отношений). Нередко у родителей или других родственников также встречается подобная патология речи, что указывает на определенную предрасположенность к заиканию в таких семьях.
Вначале заикание ограничивается периодическими запинаниями в речи. Затем возникают более сложные расстройства в виде тонических судорог в дыхательно-вокальной мускулатуре с постепенным их нарастанием. Эмоциональная нагрузка усиливает заикание, иногда оно усугубляется страхом речи, отказом от устных ответов. Дети становятся малоразговорчивыми. Кроме заикания, у них также отмечаются повышенная раздражительность, быстрая истощаемость, обидчивость.

Стремление к бродяжничеству.Среди нарушений поведения у детей встречаются повторяющиеся уходы из дома, склонность к бродяжничеству, которые встречаются преимущественно в возрасте от 7 до 13 лет. В более позднем возрасте они встречаются реже и затем полностью исчезают. Нередко эти нарушения являются своеобразной формой протеста или обиды на родителей, учителей или обусловлены страхом перед наказанием за совершенный неблаговидный поступок либо плохую отметку в школе. Стремление к бродяжничеству возникает периодически и может быть связано с определенным сезоном (весенне-летне-осенним периодом) года.

Нарушение пищевого поведения.Функциональные расстройства аппетита у детей могут иметь разнообразные причины. Это — и желание похудеть, и стремление обратить на себя внимание, реакция на ссору, разлуку с родными или близкими, тяжелые переживания. Нарушение развивается постепенно и приводит в конце концов к полному отказу от еды. При насильном кормлении подростки могут вызвать у себя рвоту. Несмотря на прогрессирующее истощение, успеваемость в школе в начале не меняется, но потом активность и успехи в обучении начинают снижаться, нарастает утомляемость, нарушается менструальный цикл.

Патологическое фантазирование. Встречается в детском возрасте. В младшем возрасте темы воображаемого чаще связаны с фантастическими животными. У более старших детей фантазия садистского или эротического характера, нередко приводящие к занятию онанизмом. Школьники (мальчики) могут рассказывать о своем участии в ограблениях, воровстве, угоне машин, а у девочек-подростков оговоры могут носить характер ложных обвинений в изнасиловании.
При длительном существовании и нарастании сложности, вычурности фантазий и нелепости идей следует обратиться за консультацией к детскому психиатру для исключения хронического вяло текущего психического заболевания.

Энурез.Относится к функциональным нарушениям в детском возрасте. Это непроизвольное, неосознанное упускание мочи преимущественно во время ночного сна. К невротическому энурезу относят те случаи, причиной которых стали психологические факторы либо в виде острых аффективных реакций (страх, испуг и т. п.), либо длительно существующих психотравмирующих ситуаций. Об энурезе как о патологическом состоянии речь идет, если недержание мочи у детей начинается с 4-летнего возраста. До этого времени недержание мочи может быть обусловлено незрелостью физиологических механизмов регуляции либо отсутствием навыков опрятности.
Наряду с невротическим энурезом недержание мочи возникает на фоне неврологических нарушений, связанных с недоразвитием спинного мозга, иннервационного аппарата мочевого пузыря или его высокой рефлекторной возбудимостью. Следует иметь в виду, что частое мочеиспускание, невозможность длительно удерживать мочу могут быть связаны и с воспалительными изменениями мочевого пузыря при инфекции мочевыделительной системы. Поэтому во всех случаях необходимо сдать анализы мочи для того, чтобы исключить инфекционную природу болезни. Обращение к психоневрологу и урологу поможет быстрее уточнить характер нарушений и назначить лечение.

Патологические увлечения.В школьном возрасте у детей появляются самые различные увлечения, в некоторых случаях приобретающие патологический характер. Ведущим их признаком являются крайняя одержимость, вычурность и интенсивность занятий, когда все остальное (учеба, профессиональные занятия, развлечения, друзья) отодвигается на задний план, хотя само увлечение не обогащает и не расширяет знаний о предмете занятий, несмотря на огромную трату времени. Тяга к таким увлечениям может оставаться и в старшем возрасте.

Вредные привычки.В подростковом возрасте к ним могут быть отнесены табакокурение и употребление алкоголя. Основная причина их появления — потребность подражать взрослым не вообще, а кому-то конкретно. Обычно ребенок начинает курить в компании сверстников и скрывает свое увлечение от родителей. На организм школьника курение оказывает особенно вредное влияние, вызывает быстрое привыкание организма к никотину, которого в табаке около 1—4 %.
Угарный газ, синильная кислота и многие другие токсические продукты сгорания табака, помимо никотина, отрицательно влияющие в первую очередь на нервную систему, поражают желудочно-кишечный тракт, органы дыхания и сердечно-сосудистую систему. Курящие подростки, как правило, плохо учатся, часто болеют простудными заболеваниями, раздражительны и конфликтны, отстают в физическом развитии от сверстников. Спрашивается, как развивается пристрастие к никотинунаркоманическая зависимость?

Вначале подросток субъективно испытывает якобы положительное воздействие, считая, что повышается работоспособность, улучшается самочувствие. На фоне этого уже появляется навязчивое, труднопреодолимое желание курить. Примерно в течение 2—3 лет переносимость никотина высокая — до 10—15 сигарет в день. Далее влечение к курению принимает еще более навязчивый характер: при перерывах в курении появляется чувство психического дискомфорта, внутренняя неудовлетворенность, может возникнуть чувство необоснованной тревоги. Постепенно увеличивается «норма» выкуренных сигарет и формируются признаки болезненных нарушений со стороны внутренних органов: бронхиты, изжоги, гастриты, изменения пульса и артериального давления. Усиливаются расстройства центральной нервной системы (ухудшение сна, повышенная раздражительность).

К наркоманической зависимости приводит и употребление спиртного. В возрасте 10—14 лет подросток способен заинтересоваться алкогольным напитком, часто из любопытства, во время праздничных торжеств, обычно тайком от взрослых. Индивидуальное отношение к алкоголю уже может формироваться в старшем возрасте (15—17 лет), и здесь многое зависит от отношения к пьянству окружающих подростка людей. Между тем более раннее систематическое употребление спиртных напитков или их суррогатов почти всегда сопряжено с более быстрым формированием и злокачественностью алкоголизма — болезненного состояния с развитием наркоманического влечения к алкоголю. У больных, длительно употреблявших спиртные напитки, появляются психические расстройства и изменения со стороны внутренних органов, носящие вначале обратимый, а затем необратимый характер.
Подростки, употребляющие спиртные напитки, выглядят бледными, худыми, рано формируются патологические черты их характера — возбудимость, раздражительность, вспыльчивость, агрессивность, злобность. Замедляется интеллектуальное развитие, появляются неуспеваемость, пропуски занятий, нередки уходы из дома, а приобщение к компаниям, нередко связанным с асоциальными элементами, наркоманами ведет к опасности правонарушений.

  1. Классификация В. В. Лебединского 6 форм дизонтогенеза.

В. В. Лебединский, положив в основу классификации вариантов психического дизонтогенеза своеобразные сочетания его патопсихологических параметров, дополнил имеющуюся клиническую классификацию. Он включил в нее варианты, которые были в лучшей степени изучены в дефектологических исследованиях дизонтогенеза, обусловленного, как правило, уже завершенным болезненным процессом (связанного с резидуальными органическими поражениями ЦНС, дефектами анализаторных систем). В. В. Лебединский выделяет следующие варианты психического дизонтогенеза: I — недоразвитие; II — задержанное развитие; III — поврежденное развитие; IV — дефицитарное развитие; V — искаженное развитие; VI — дисгармоничное развитие. Приведенная классификация не находится в противоречии с клинической классификацией типов дизонтогенеза. Она детализирует и дополняет ее. При этом варианты психического дизонтогенеза могут быть сгруппированы на основе выделения главного качества нарушения развития. Можно выделить группу аномалий, обусловленных отставанием развития (ретардация): недоразвитие, задержанное развитие. В группу аномалий, в которых ведущим признаком является диспропорциональность (асинхрония) развития, входят искаженное и дисгармоничное развитие. Поврежденное и дефицитарное развитие объединяет то, что они вызываются поломкой отдельных функций. В. В. Лебединским описаны клинические проявления, являющиеся основными моделями различных вариантов психического дизонтогенеза. Типичным примером стойкого недоразвития является олигофрения. Для этого типа дизонтогенеза характерно раннее время поражения нервной системы, когда имеет место выраженная незрелость мозговых систем, в первую очередь наиболее сложных, обладающих длительным периодом развития. Задержанное психическое развитие характеризуется замедлением темпа формирования познавательной и личностной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. При различных вариантах задержанного развития (задержках конституционального генеза, соматогенных, психогенных задержках и задержках церебрально-органического генеза) соотношение нарушения темпов развития познавательной и личностной сфер может быть различным. Поврежденное развитие имеет сходную с недоразвитием и задержанным развитием (в первую очередь, с ЗПР церебрально-органического генеза) этиологию: наследственные заболевания органические поражения ЦНС. Основное отличие заключается в более позднем времени патологического воздействия на мозг (после 2-3 лет), когда большая часть мозговых систем уже сформировалась. Характерной моделью поврежденного развития является органическая деменция.

Общее психическое недоразвитие - общая стойкая задержка психического развития при наиболее ранних поражениях мозга (генетических, внутриутробных, родовых, ранних постнатальных), что обуславливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем. Более нарушены высшие психические функции (особенно интеллект, речь), чем элементарные (непроизвольное восприятие, память, моторика, элементарные эмоции).

Задержанное психическое развитие- замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с фиксацией на более ранних возрастных этапах. М.б. вызвано генетическими факторами, хроническими заболеваниями, инфекцией, интоксикацией, травмами мозга, психогенными факторами (неблагоприятными условиями воспитания) в период до 3-х летнего возраста (пример - инфантилизм). Характерны парциальность, мозаичность поражения с недостаточностью отдельных корково-подкорковых функций и большей сохранностью высших регуляторных систем. Это отличает задержанное развитие от недоразвития по типу олигофрении и определяет лучший прогноз динамики развития и коррекции.

Задержка психического развития (ЗПР) выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, над определяемыми социальной ситуацией развития, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности, эмоциональной незрелости.

Поврежденное психическое развитие. Связано с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга и отличается парциальностью расстройств. Для дифференциальной диагностики с олигофренией имеют принципиальное значение указание на первоначально правильное и своевременное развитие ребенка до периода перенесенной инфекции, интоксикации или травмы мозга и хронологическая связь психического снижения с перенесенной вредностью. В неврологическом статусе чаще отмечаются локальные знаки (парезы, параличи, судорожные припадки).

Дефицитарное психическое развитие. Оно связано с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной (слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, дети с детскими церебральными параличами), а также рядом инвалидизирующих соматических заболеваний (сердечно-сосудистой системы, например при тяжелых пороках сердца, дыхательной - при бронхиальной астме, ряде эндокринных заболеваний и т. д.).

Слепые дети - у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения или имеется светоощущение или остаточное зрение (острота зрения - 0,04 на лучше видящем глазу с применением очков).

Слабовидящие дети - обладающие остротой зрения на лучше видящем глазу с использованием обычных средств коррекции (очки) от 0,05 до 0,2, а также дети с более высокой остротой зрения, но имеющие некоторые другие нарушения зрительных функций (например, резкое сужение границ зрения). Дефицитарность развития у лиц с нарушениями зрения главным образом проявляется в вербализме мышления, нарушениях пространственных представлений, недоразвитию психомоторной сферы. Прогноз и коррекционные возможности у таких детей индивидуальны и зависят от ряда факторов, таких как степень нарушения зрения и время возникновения дефекта, уровень интеллектуального развития ребенка, своевременности коррекционного обучения и успешности тифлотехнической коррекции.

Глухие дети - с глубокими, стойкими двусторонними нарушениями слуха, врожденными или приобретенными в раннем детстве. Среди глухих выделяют две категории детей: глухие без речи (ранооглохшие) и глухие, сохранившие речь (позднооглохшие).

Слабослышащие дети - с частичным снижением слуха, приводящим к нарушению речевого развития. К слабослышащим относятся дети с понижением слуха от 15-20 дБ до 75 дБ.

Дефицитарность развития таких субъектов определяется прежде всего нарушением речевого развития и, вследствие этого, вторичной задержкой психического развития. Как и в случаях детей с нарушением зрения, здесь также играют первостепенную роль время возникновения дефекта, степень его выраженности, наличие и своевременность коррекционного воздействия.

Общим для любого вида дефицитарного развития является своеобразие в развитии и формировании личности. Последнее может проявляться и как следствие основного дефекта, затрудняющего полноценный контакт со сверстниками и другими людьми, так и как результат неправильного воспитания. Согласно Л. С. Выготскому, любой телесный недостаток, будь то слепота, глухота или умственная отсталость реализуются как социально ненормальное поведение. Образуется своеобразный социальный вывих. Изменяется отношение окружающих людей по отношению к дефективному ребенку, изменяется и его отношение к окружающему миру. Основная задача коррекционной педагогики - вправить социальный вывих.

Искаженное психическое развитие. Сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие в ряду качественно новых патологических образований, не присущих каждому из входящих в клиническую картину виду нарушенного развития. Искаженное развитие наблюдается при процессуальных расстройствах, раннем детском аутизме (РДА, или синдром Л. Каннера) и т. п.

РДА - это болезненное состояние психики ребенка, характеризующееся сосредоточенностью на своих переживаниях, уходом от реального внешнего мира. При аутизме часто нарушается ориентировка во времени, появляется отрыв от реальности, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой в целом. Поведение аутичного ребенка характеризуется выраженной стереотипностью, однообразием. Прежде всего, это стремление к сохранению привычного постоянства в окружающем: есть одну и ту же пищу; носить одну и ту же одежду; гулять по одному и тому же маршруту и т. п. Попытки разрушить эти стереотипные условия жизни ребенка вызывают у него диффузную тревогу, агрессию либо самоагрессию.

В моторике характерны вычурность позы, движений, мимики, ходьба на цыпочках. Движения часто неуклюжи, угловаты, замедленны, плохо координированы, лишены детской пластичности, производят впечатление «деревянных», марионеточных. Медлительность сочетается с импульсивностью.

Также своеобразны у детей речевые расстройства. Аутичность проявляется в уменьшении речевого контакта, иногда ребенок совсем перестает пользоваться речью (мутизм) и не реагирует на речь окружающих (сурдомутизм). Часто страдает выраженность речи. Речь может быть бедной, содержащей набор коротких штампов, отдельных слов. Она может быть литературной, богатой неологизмами. Главная особенность речи аутичного ребенка - автономность, неиспользование ее для диалога, общения и познания окружающего мира. Наиболее выпукло РДА проявляется в возрасте 3-5 лет.

Дисгармоническое психическое развитие. По своей структуре оно напоминает искаженное развитие. Однако, основой в данном случае является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные искажения межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий и отчасти так называемые патологические формирования личности.

Ядерную гр<

Наши рекомендации