Как категории специальной психологии
Адаптация в широком смысле в психологии понимается как приспособление человека к окружающим условиям.
Адаптация – приспособительные акты человека, представляющие внутренние изменения его самого и направленные на восстановление нарушенного равновесия между индивидом и средой, вследствие возникших изменений в окружающей среде.
Адаптация человека имеет два аспекта:
1) биологический (приспособление организма) и
2) психологический – приспособление человека как личности к существованию в обществе (микро- и макросоциальной среде) в соответствии с требованиями общества и собственными потребностями, мотивами и интересами.
Своеобразие адаптационных процессов при нарушениях развития характеризуется:
* недостатками определенных функциональных систем, вызванными органическими повреждениями анализаторов или ЦНС;
* проявлениями некоторых общих закономерностей нарушенного психического развития – наибольшее влияние на процесс адаптации оказывают:
а) трудности взаимодействия с окружающими людьми и
б) замедленная скорость приема и переработки информации.
* своеобразием адаптации органов чувств, функции которых частично нарушены.
Процессы адаптации у детей с недостатками развития протекают медленнее, состояние дезадаптации возникают легче, чем у нормально развивающихся детей.
Уменьшение трудностей адаптации и максимально возможное приближение психического развития аномальных детей к нормальному (нормализация) достигаются путем коррекции и компенсации недостатков развития.
Коррекция в современном понимании – это преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития посредством различных психолого-педагогических воздействий.
Коррекция – мероприятия, направленные на исправление нарушений различных сторон психического функционирования.
В отечественной дефектологии термин «коррекция» (педагогическая коррекция) впервые применен В.П.Кащенко по отношению к детям с отклонениями в поведении. Затем он был распространен на умственно отсталых детей. Сейчас коррекционная направленность обучения рассматривается как один из основных принципов работы всех специальных образовательных учреждений.
Как отмечал Л.С.Выготский, коррекция наиболее успешно осуществляется по отношению к вторичным недостаткам развития, первичные же недостатки лишь в небольшой мере могут быть уменьшены с помощью коррекционных (психолого-педагогических) воздействий.
Компенсация. Каждая живая саморегулирующая система должна обладать определенной степенью «прочности», т.е. способностью удерживать и восстанавливать свою целостность в случае воздействия различных патогенных факторов. Способность к восстановлению называется компенсацией (лат «возмещение»).
Компенсация – сложная ответная реакция индивида на факт внутренних нарушений, препятствующей возможной утрате целостности и потере равновесия с окружающей средой.
Компенсация – восстановление утраченной или глубоко нарушенной функции за счет внутрисистемных и межсистемных перестроек.
Компенсация функций – восполнение или замещение функций, недоразвитых, нарушенных или утраченных вследствие дефектов развития, перенесенных заболеваний и травм.
Пластичность психики лежит в основе компенсаторных механизмов, основная сущность которых сводится к замене выпавшего ее звена на сохранное, в результате чего восстанавливается целостность функциональной системы и ее способность достигать необходимый результат.
Все компенсанаторные процессы протекают одновременно на нескольких уровнях (В.М.Сорокин)
Первый - биологический (или телесный).
Второй – психологический уровень компенсации – сложен по своему содержанию. Он включает в себя работу защитных механизмов, т.е. неосознаваемых процессов, обеспечивающих снижение тревоги и внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях. На этом уровне разворачивается действие сознательных действий усилий личности, направленных на поддержание позитивной самооценки в угрожающих для нее ситуациях.
Третий уровень – социально-психологический, связанный с общественным характером человеческого бытия - процесс восстановления тех или иных нарушений во многом зависит от характера внешней помощи, в частности, от позиции окружающих по отношению к инвалиду.
Четвертый (высший) уровень организации компенсаторных процессов – социальный. Его реализация связана с отношением в целом общества к инвалидам. Эти отношения во многом определяются национальными и религиозными традициями общества, способствуя или препятствуя социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями.
В реализации компенсаторных процессов принимают участие как биологические, так и социальные факторы – они присутствуют на каждом из перечисленных уровней – в разных пропорциональных отношениях. Чем выше уровень, тем больше удельный вес социального фактора и наоборот.
Обычно в процесс компенсации вовлекается весь организм – поскольку при нарушении функционирования какой-либо системы (первичные нарушения) возникают нарушения других, связанных с ней функций (вторичные нарушения). Возникает ряд изменений в организме, которые связаны с вторичными дефектами (дефекты третьего порядка).
Выделяют 2 вида компенсации нарушенной функции (уровни):
• внутрисистемная компенсация осуществляется за счет использования резервных возможностей данной функциональной системы – происходит перестройка деятельности частично нарушенной функции (иногда с включением других систем);
• межсистемная компенсация происходит при более грубых нарушениях функции. Представляет более сложную перестройку деятельности организма с включением в процесс компенсации других непострадавших функциональных систем путем усиления их деятельности (замещение функции поврежденной системы – деятельностью другой, сохранной).
Компенсация играет более значительную роль в преодолении первичных недостатков, особенно недостатков зрительного и слухового восприятия, а также моторики.
Компенсация функций более эффективна в детском возрасте - так как пластичность нервной системы у детей, по сравнению со взрослыми, намного выше.
Компенсация сложных психических функций осуществляется путем сознательного переобучения. Например, компенсация недостаточности запоминания производится путем рациональной организации запоминаемого материала, введением приемов запоминания (мнемотехники).
При нарушениях развития, связанных с дефектами анализаторов (например, зрения) процесс компенсации осложняется отрицательным влиянием сенсорной депривации. Сенсорная депривация вызывает при длительном действии значительные изменения в деятельности нервных центров анализатора (вплоть до дегенерации нервных клеток). Такое влияние может быть преодолено через активное и более раннее обучение. Компенсация недостатков познавательной деятельности осуществляется путем развития (в ходе специальных занятий) незначительных остатков зрения, которые обычно не используются детьми.
Компенсация полностью утраченных функций достигается путем замещения этих функций деятельностью других сенсорных систем. Утраченное зрение значительно компенсируется развитием осязательного восприятия с опорой на речь и мыслительную деятельность, что обеспечивает формирование адекватной картины мира.
Наиболее сложной проблемой является компенсация функций при поражении коры головного мозга – нарушаются механизмы процессов умственного развития и обучения. Компенсаторные процессы при таких поражениях наиболее сложны.
В процессе компенсации выделяют два этапа:
• срочной.
• долговременной компенсации.
Например, при утрате правой руки человек сразу же начинает использовать левую руку – срочная компенсация первое время оказывается несовершенной. В дальнейшем в результате обучения и формирования в головном мозге новых временных связей развиваются навыки, обеспечивающие долговременную компенсацию – относительно совершенное выполнение левой рукой операций, выполнявшихся ранее правой рукой.
Во многих случаях одним из условий успешности компенсации является применение медицинских мероприятий, психотерапия.
Применение психотерапии в специальной психологии долгое время ограничивалось в связи с представлением о том, что все психотерапевтические процедуры основаны на приемах, требующих от клиента вербальной коммуникации, участие интеллекта и др. компонентов, присущим людям с нормальным интеллектом.
В настоящее время взгляд на использование психотерапии в работе с нарушенным развитием изменился:
• умственно отсталым свойственна интеллектуальная деятельность – можно использовать вербальные средства;
• в работе могут быть использованы несловесные средства психотерапии (арттерапия);
• умственно отсталым детям свойственна повышенная внушаемость, что связано с недостаточным взаимодействием первой и второй сигнальных систем мозга.
С помощью психотерапии можно также воздействовать на личностные установки школьников, менять их поведение, формировать самоконтроль.
Адаптация и компенсация • это единые процессы, целью которых является восстановление равновесия между средой и индивидом путем внутренних изменений человека; • это разнонаправленные процессы | ||
Адаптация | Компенсация | |
равновесие нарушается при средовых изменениях – включаются адаптационные механизмы, приводящие к внутренним изменениям, которые уводят индивида от исходного состояния, тем самым восстанавливая равновесие. | равновесие нарушается за счет изменений в самом индивиде -включаются компенсаторные механизмы, приводящие к внутренним изменениям, направленным на возвращение индивида к исходному утерянному состоянию |
Компенсация и коррекция Различия между компенсацией и коррекцией определяются степенью или выраженностью нарушения той или иной способности или функции. | |
Компенсация – процесс возмещения нарушенной или утраченной функции | Коррекция – исправление тех или иных функций |
Компенсация играет более значительную роль в преодолении более сложных, тяжелых нарушений – первичных недостатков | Коррекция наиболее успешно осуществляется по отношению к вторичным недостаткам развития |
Коррекция и реабилитация представляют систему внешних мероприятий по отношению к человеку | |
Коррекционные воздействия ориентированы весьма локально, т.е. нацелены на исправление отдельных функций или сторон жизнедеятельности человека | реабилитационные мероприятия направленны на восстановление полноценного общественного бытия личности в целом |
Реабилитация и абилитация По содержанию мероприятия реабилитационные и абилитационные могут ничем не отличаться. Отличия касаются конечных целей и условий их достижения. | |
Реабилитация | Абилитация |
В случае возникновения нарушения в процессе жизни человека – проводится реабилитация - восстановление того, что было утрачено. Реабилитация – это система политических, экономических, медицинских, психологических, педагогических и пр. мероприятий, направленных на восстановление полноценного личностного существования человека в обществе. | В ситуации абилитации факта и момента утраты не было – человек от рождения или с раннего детства обладал тем или иным нарушением. В таком случае речи о восстановлении не идет. Абилитация– это система мероприятий, направленных на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможных для человека пределах. |
Организация системы комплексной психолого-педагогической помощи детям с нарушениями развития. Психологическая служба в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
ПМПК- психолого-медико-педагогическая консультация (городская) - комиссия (районная) - консилиум (образовательное учреждение).
Обследование детей – одна из основных задач диагностических центров, консультаций. Главная цель обследований – всестороннее изучение ребенка, определение причин нарушения его психофизического развития, нахождение возможных путей его лечения и психолого-педагогической коррекции.
В работе комиссий и центров важная роль принадлежит психологу.
Общие положения психологической диагностики отклонений в развитии детей:
1. Психологическое обследование является необходимой составляющей частью комплексного медико-физиологического, психолого-педагогического и социального обследования. До обследования – сбор разносторонней информации о ребенке. Перед обследованием необходимо иметь заключение о состоянии соматического и физического статуса ребенка
2. Обследование должно быть всесторонним. Изучение психики ребенка, всех его сторон – познавательных процессов, речи, эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обследуемого.
3. Учитывать возраст обследуемого ребенка, предполагаемый уровень его развития. Форма и содержание предъявляемого для обследования материала должны этому соответствовать в обязательном порядке.
4. Обследование должно проходить в привычной для ребенка форме деятельности.
Главное внимание при этом следует обратить на коллективную разработку программы индивидуального подхода к ученикам и классу в целом.
Основная задача психолога – оказать помощь педагогическому коллективу с разных сторон оценить особенности развития учащегося с учетом его возможностей, личностных качеств, поведения, отношений, особенностей интересов, эмоционального настроя, указать оптимистическую перспективу дальнейшего развития ребенка и наметить реальную программу работы с ребенком.