Модели дисгармонического психического развития.

Психопатия представляет собой стойкий дисгармонический склад психики. Причиной психопатии являются патологическая наследственность, либо неблагоприятные воздействия на ребенка внешних факторов во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах его жизни. Основные признаки психопатии – это тотальность психологических черт (т.е. их одинаковое присутствие во всех сферах жизнедеятельности человека), относительная стабильность во времени (малая подверженность изменениям на протяжении жизни человека), социальная дезадаптация человека.

Классификации психопатий различны и могут быть представлены через труды Е.Крепелина, К.Шнайдер, П.Б.Ганнушкина, Г.Е.Сухаревой, О.В.Кербикова.

Несмотря на разнообразие классификаций, сложности вопросов патогенеза, клинико-психологическая структура отдельных вариантов психопатий различными авторами описывается достаточно сходно.

Ядерную группу составляют конституциональные психопатии, как правило имеющие наследственное происхождение. Сюда относятся шизоидные, эпилептоидные, циклоидные, психастенические и истерические психопатии.

Психопатии характеризуются неравномерным (дисгармоничным) развитие отдельных психических функций и систем. Так, наряду с полноценным умственным развитием у детей-психопатов наблюдаются недоразвитие и своеобразные изменения в эмоционально-волевой сфере. Одни дети чрезмерно чувствительны, обидчивы, ранимы, болезненно привязаны к кому-нибудь из близких при равнодушном отношении к остальным членам семьи. Другие дети, наоборот, эмоционально холодны, не имеют привязанностей, замкнуты, несколько эгоистичны. В некоторых случаях в чертах характера детей – психопатов выступает эгоцентризм, переоценка своих возможностей, подчеркнутое самоутверждение, что нередко приводит к конфликтам с окружающими. При психопатии отмечается повышенная возбудимость, склонность к аффективным вспышкам, недоразвитие воли, неустойчивое поведение, повышенная внушаемость. Детское поведение носит импульсивных характер, у ребенка снижена работоспособность, он недостаточно внимателен, не может сосредоточиться, преодолеть трудности при выполнении заданий.

Органические психопатии связаны с ранним поражением нервной системы во внутриутробном периоде, при родах, в первые годы жизни (Г.Е.Сухарева, О.В.Кербиков). Среди органических психопатий наиболее часто встречается возбудимый (эксплозивный) тип и бестормозной тип. Возбудимый тип чаще встречается у мальчиков. Его клинической основой является аффективная и двигательная возбудимость. Уже в возрасте 2-3 лет эти дети обращают на себя внимание легкостью возникновения аффективных вспышек со злобностью, агрессией, упрямством, негативизмом. Эти дети представляют значительные трудности в коллективе: они бьют сверстников и младших, дерзят взрослым. Наблюдаются немотивированные колебания настроения в виде дисфорий. В ответ на малейшее замечание у детей возникают бурные реакции протеста, уходы из дома, школы. Для психопатии по бестормозному типу характерны повышенный эйфорический тон настроения с грубой отвлекаемостью на все внешние раздражители, некритичность при достаточно сохранном интеллекте. Любое внешнее впечатление легко вызывает аффективную реакцию, однако очень короткую.

Следует отметить, что по мнению большинства исследований, клинически «чистые» варианты психопатий достаточно редки. Большей частью имеется переплетение черт, свойственных разным видам психопатий.

Патологическое формирование личности является еще одной моделью дисгармонического психического развития. Его этиологией являются неблагоприятные условия воспитания, длительная психотравмирующая ситуация.

В патогенезе патологических формирований личности основная роль принадлежит двум факторам:

1) закреплению патологических реакций (имитация, протест, активный и пассивный отказ), представляющих собой форму ответа на психотравмирующую ситуацию; фиксируясь, они становятся свойствами личности (Н.Д.Левитов);

2) «воспитанию» таких патологических черт характера, как возбудимость, неустойчивость, истеричность в результате прямой стимуляции отрицательным примером (О.В. Кербиков, В.Я. Гиндикин, Л .Мишо).

В систематике патохарактерологического формирования личности различаются следующие основные варианты: аффективно возбудимый, тормозимый, истероидный, неустойчивый. Каждый их них связан с определенными особенностями неблагоприятной среды.

К дисгармоническому развитию можно отнести и невропатию – особый вид аномалии эмоционально-волевой сферы, обусловленный неустойчивостью регуляции вегетативных функций и наиболее распространенный в детские возраста. По мере созревания вегетативной нервной системы в школьном возрасте она часто сглаживается, но при неблагоприяных условиях может стать основой для тормозимого типа патологического развития личности.

Особый вид дисгармонического психического развития – отклонение темпа полового созревания. Речь идет о нарушении вегетативно-эндокринной регуляции, в одних случаях приводящей к замедлению темпа полового созревания (ретардации), в других – ускорению (акселерации).Эти аномалии развития могут быть обусловлены как генетическими особенностями, так и экзогенно обусловленной органической недостаточностью нервной системы.

Наши рекомендации