Установка по отношению к себе
Самооценка внешности – самооценка зависит от критерия, который используют дети:
а) ориентация на свое собственное представление о себе – построено на оценке своего положения;
б) ориентация на внешние оценки – зрячих людей.
Самое трудное - не слепота, а отношение зрячих к слепому.
Изменение в самооценке связано:
§ с адаптацией к своему состоянию (+);
§ с переживанием психологических кризисов (–).
Исследование подростков и старшеклассников
(Р.А. Курбанов, А.М.Виленская)
1. Уровень притязаний подростков занижен – неуверенность в себе.
Характерны - высокая самооценка и низкий уровень притязаний – их удовлетворяет средний уровень развития;
2. Для подростков личностно значимым является сфера отношений к сверстникам, близким взрослым, отношение к своему дефекту.
3. Большинство старшеклассников неадекватно относится к своему дефекту, игнорируя его или вытесняя;
4. Недостаточная адекватность оценки себя и свое место в среде зрячих – имеется у одних – тенденция к завышению самооценки, у других – к занижению.
Существенная психолого-педагогическая проблема – воспитание слепого ребенка в семье.Различают следующие модели неблагополучного семейного общения.
1. Гиперопека (чрезмерная забота, предупреждение любых желаний, захваливание, избавление от малейших проблем и усилий). | § Ребенок превращается в потребителя - избалованное, эгоистическое существо, не готовое к будущей самостоятельной жизни. § У него не развиваются такие необходимые качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициативность, чувство ответственности, что препятствует формированию волевой и эмоциональной устойчивости к жизненным трудностям. |
2. Деспотизм (подавление воли, твердость, строгость, жестокость, игнорирование трудностей слепых детей). | У ребенка формируются такие негативные качества личности, как: § чувство неприязни по отношению к родителям, переходящее в открытое неповиновение; конфликтность, агрессивность; § замкнутость, уход от действительности (ребенок предается мечтам и фантазиям); § покорность, несамостоятельность, подавленность, малоинициативность. |
3. Эмоциональная отчужденность (отсутствие взаимопонимания, разрыв духовной близости между родителями и ребенком). | § Ребенок замыкается в себе, не испытывает потребности в общении с родителями и другими людьми. § У него обостряются чувства неполноценности и ненужности, нагнетается тревожность, снижается самооценка, нарушается процесс формирования личности. |
В школе-интернате общение детей и взрослых формализованы, регламентированы, разнообразные индивидуально-эмоциональные контакты практически отсутствуют, что также неблагоприятно сказывается на личностном развитии слепых.
По мнению незрячих старшеклассников, наибольшую ценность имеют такие качества личности, как целеустремленность, терпимость, умение сдерживать себя в конфликте. Вместе с тем им свойственны социальные страхи, чувство вины, особенно по отношению к противоположному полу. Многие слепые стремятся доказать, что они лучше зрячих, в чем проявляются их внутренние конфликты. Установлено также, что в процессе переживания стрессогенных ситуаций у лиц с нарушением зрения чаще «срабатывают» такие механизмы психологической защиты, как вытеснение, сублимация и регрессия, что способствует невротизации их поведения, мешает конструктивному разрешению проблем.
Особенности деятельности
Для детей с глубокими нарушениями зрения характерно замедленное формирование различных видов деятельности, в т.ч. ведущей деятельности.
Предметная деятельность.
замедленный темп формирования предметных действий,
трудности переноса их в самостоятельную деятельность;
наблюдается значительное расхождение между пониманием функционального назначения предмета и возможностью выполнить конкретное действие с предметом.
Сюжетно-ролевая игра.
Трудности в овладении предметными действиями сказываются на формировании всех видов деятельности, в том числе игровой. У слепых детей отмечается:
бедность игрового сюжета и содержания игры;
схематизм игровых и практических действий;
конфликтность.
В тифлопсихологических исследованиях рассматривается положительная развивающая роль игровой деятельности -
возникновение компенсаторных процессов;
формирование предметных и игровых действий;
физическое развитие;
развитие зрительного восприятия;
развитие ориентации в пространстве;
формирование нравственных качеств;
коррекция и развитие средств общения.
Дети испытывают трудности общения и выстраивания социальных отношений в игре с 3-х лет, когда начинается совместная деятельность и предметное общение детей (до 3 лет деятельность построена на индивидуальном общении со взрослым). Подобные трудности сохраняются и в младшем школьном возрасте.
Учебная деятельность. Формирование учебной деятельности является длительным и сложным процессом.
1. Учебная деятельность протекает в более замедленном темпе, особенно на начальном этапе обучения Основа этого процесса – постепенное формирование готовности сознательно овладевать знаниями.
2. Учебная мотивация у слепых детей формируется позднее, чем у зрячих, поэтому их учебная деятельность часто протекает в форме игры дидактического характера.
3. У детей формируется особая чувствительность к оценке результатов учения – стремление исправить свои ошибки, желание решать “трудные” задачи.
4. Эмоционально-волевые усилия, связанные с выполнением заданий в процессе учебной деятельности, у слепых и зрячих не отличаются.
Успешность учебной деятельности детей с аномалией зрения обеспечивают умение добиваться результатов, регулирование своего поведения, преодоление трудностей, то есть волевые характеристики личности. Стимулирующую роль в формировании учебных навыков играет мотивация, в т.ч. интерес к содержанию и формам обучения, понимание поставленной цели, ее соотнесение со средствами выполнения.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Задания для самостоятельной работы:
1. Законспектировать работу Выготского Л.С. «Слепой ребенок» / Коррекционная педагогика и специальная психология: Хрестоматия / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. - Архангельск, 1999.
2. Составить и заполнить таблицу «Модели интегрированного обучения детей с нарушениями зрения» (при выполнении задания использовать материал статьи Солнцевой Л.И. «Модели интегрированного обучения детей с нарушениями зрения» // Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. – М., 2001. - С. 104-110.
Темы докладов и рефератов.
1. История развития учения о слепоте.
2. Изменение факторов, вызывающих нарушения развития зрительной системы у детей (сравнительный аспект середины и конца ХХ века).
3. Психологический портрет ребенка с нарушениями зрения: особенности познавательных процессов.
4. Психологический портрет ребенка с нарушениями зрения: особенности пространственной ориентации слепых.
5. Психологический портрет ребенка с нарушениями зрения: особенности речевой деятельности слепых и слабовидящих.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Брамбринг, М. Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье. – М., 2003.
2. Выготский, Л.С. Слепой ребенок / Коррекционная педагогика и специальная психология: Хрестоматия / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В.Калинникова. - Архангельск, 1999.
3. Вопросы работы тифлопедагога детского сада для детей с нарушением зрения // Дефектолог. – 2002. - № 6; - 2003. - № 3.
4. Каплан, А.И. Причины детской слепоты / Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. – М., 2001. - С. 293-305.
5. Лапшин, В.А. Основы дефектологии / В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов. - М., 1990. - С. 90-91.
6. Литвак, А.Г. Сорокин В.М., Головина Т.П. Практикум по тифлопсихологии / А.Г. Литвак, В.М. Сорокин, Т.П. Головина. - М., 1989. - С.44-107.
7. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих / А.Г. Литвак. – М., 2005.
8. Лонина В.А. Цели, задачи и содержание работы тифлопсихолога // Дефектология. – 1995. – № 1.
9. Никулина Г.В. Охраняем и развиваем зрение. – СПб.: «Детство-Пресс», 2002.
10. Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения / Л.И. Плаксина. – М., 1998.
11. Солнцева, Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и школьного возраста / Л.И. Солнцева. – М., 1998.
12. Солнцева, Л. И. Психология детей с нарушениями зрения (детская тифлопсихология) / Л.И. Солнцева. - М., 2006.
13. Солнцева, Л.И. Современные проблемы тифлопедагогики и тифлопсихологии / Л.И. Солнцева // Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Сост. Н.Д.Соколова, Л.В. Калинникова. – М., 2001. - С. 286-293.
14. Феоктистова, В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей / В.А. Феоктистова. – СПб., 2005.
Дополнительная литература.
1. Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения // Дефектология. – 2005. – № 6.
2. Развитие обоняния у детей с нарушением зрения // Дефектология. – 2005. - № 4.
3. Развитие пространственного (глубинного) зрения на уроках ИЗО деятельности в школе для слабовидящих детей // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. – № 2.
4. Развитие взаимодействия и общения у дошкольников с нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 2.
5. Развитие осязательного восприятия у тотально слепых младших школьников // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – № 1.
6. Солнцева Л.И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения // Дефектология. – 1998. – № 4.
7. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возрастов. - М.: «Полиграф сервис», 2000.
8. Солнцева Л.И. Психология детей с нарушением зрения (детская тифлопсихология). – М.: Классик-Стиль, 2006. – 256 с.
9. Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей. – СПб.: Речь, 2005.
Дети с нарушениями слуха
Сурдопсихология- психология лиц с нарушениями слуха.
Поражение внутреннего уха, стволовой части слухового нерва в большинстве случаев приводит к глухоте.
Поражение среднего уха чаще ведет к частичной потере слуха.
Этиология (причины нарушения слуха)связана с экзогенными и эндогенными факторами. В их числе:
1. Заболевания - менингит, энцефалит, корь, скарлатина, отит, грипп и его осложнения.
2. Врожденная деформация слуховых косточек, атрофии или недоразвитие слухового нерва, химические отравления (например, хинином), родовые травмы (например, деформации головы ребенка при использовании щипцов).
3. Механические травмы - ушибы, удары, воздействия сверхсильных звуковых раздражителей (свистков, взрывов и т.п.).
4. Наследственные факторы - в семьях глухих случаи рождения детей с нарушениями слуха встречаются значительно чаще, чем в семьях слышащих.
В последние годы ведущая роль отводится генетическим факторам - более 50% случаев глухоты и тугоухости считаются наследственно обусловленными (глухота после перенесенной инфекции нередко объясняется наследственной предрасположенностью).
5. Вероятность рождения глухих детей повышается в случае брака между близкими родственниками, при большой разнице в возрасте вступивших в брак.
6. Алкоголизм родителей, “кессонная болезнь” у отца (летчика, водолаза).
Звуки характеризуются следующими свойствами:
· частотой,
· интенсивностью,
· продолжительностью звучания.
Диапазон частот разговорной речи находится в пределах от 500 до 3500 Гц (колебаний в секунду). Если нарушение слуха не позволяет воспринимать эти диапазоны частот - это означает, что восприятие разговорной речи невозможно.
Сила, интенсивность звука измеряется в децибелах (дБ). Разные звуки имеют разную интенсивность звучания.
Например - шелест листьев -10 дБ,
шепот (около уха) - 25-30 дБ,
речь средней громкости -60-70 дБ,
громкая музыка по радио - 80 дБ и т.д.
Понижение слуха, при котором не воспринимается звук силой
· до 80 дБ - тугоухость;
· 80 дБ и более – глухота (Л.В. Нейман).
У детей с нарушенным слухом снижена способность к приему, переработке, хранению и использованию информации; обеднено взаимодействие со средой и затруднено общение с окружающими; преобладают наглядно-образное мышление и письменная речь.