Психолого-педагогическая симптоматика детей с ЗПР
По всем изучаемым показателям психосоциального развития дети с ЗПР отличаются от других дизонтогенетических расстройств, с одной стороны, и от «нормального» развития – с другой, занимая по уровню психического развития промежуточное положение между умственно отсталыми и нормально развивающимися сверстниками.
Дети с ЗПР, несмотря на значительную вариабельность, характеризуются рядом признаков, позволяющих отграничить это состояние как от педагогической запущенности, так и от олигофрении: они не имеют нарушений отдельных анализаторов, не являются умственно отсталыми, но в то же время стойко не успевают в массовой школе вследствие полиморфной клинической симптоматики – незрелости сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности. Патогенетической основой этих симптомов, как показывают исследования отечественных ученых, клиницистов и психологов, является перенесенное органическое заболевание центральной нервной системы (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер).
К детям с задержкой психического развития относятся дети, не имеющие выраженных отклонений в развитии (умственной отсталости, тяжелого речевого недоразвития, выраженных первичных недостатков в функционировании отдельных анализаторных систем). Дети данной категории испытывают трудности адаптации вследствие различных биосоциальных причин (остаточных явлений легких повреждений центральной нервной системы или ее функциональной незрелости, соматической ослабленности, церебрастенических состояний, незрелости эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, а также педагогической запущенности в результате неблагоприятных социально-педагогических условий на ранних этапах онтогенеза ребенка). Трудности, которые испытывают дети с ЗПР, могут быть обусловлены недостатками как в регуляционном компоненте психической деятельности (недостаточностью внимания, незрелостью мотивационной сферы, общей познавательной пассивностью и сниженным самоконтролем), так и в ее операциональном компоненте (сниженным уровнем развития отдельных психических процессов, моторными нарушениями, речевыми нарушениями, нарушениями работоспособности).
В общем виде детей с ЗПР можно охарактеризовать как детей с нереализованными возрастными потенциальными возможностями психического развития, общей психической незрелостью. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности, и в первую очередь продуктивной.
Перечисленные выше характеристики не препятствуют освоению детьми общеобразовательных программ развития, но обуславливают необходимость определенной их адаптации к психофизическим особенностям ребенка.
Первые онтогенетические проявления задержки в развитии психики можно наблюдать уже на ранних этапах жизни ребенка. Дети с минимальной мозговой дисфункцией беспокойны, раздражительны, часто кричат беспричинно. У них наблюдается нарушение сна и бодрствования, сна и питания. Активность младенца повышена и не всегда целенаправленна. Восприятие мира более хаотично, чем у нормально развивающегося ребенка. Сенсомоторное развитие идет с опозданием, поэтому у него вовремя не формируются адекватные реакции на поступающие воздействия. Часто наблюдается нарушение двигательных способностей. Дети чрезмерно подвижны и импульсивны. У них редко возникает чувство страха, тревоги, опасения.
Психологические проявления, свойственные дошкольному возрасту, у детей с ЗПР неполноценны. Так, игровая деятельность недостаточно сформирована. Такие дети предпочитают максимально простые игры, характерная же для старшего дошкольного возраста ролевая игра, требующая выполнения определенных правил, реализуется ими в ограниченной форме: дети соскальзывают на стереотипные действия, часто просто манипулируют игрушками. В целом игра носит процессуальный характер. Фактически дошкольники с ЗПР не принимают отведенной им роли и не выполняют функций, возлагаемых на них правилами игры. Они не проявляют интереса к играм по правилам, имеющим важное значение в подготовке к учебной деятельности. Такие дети предпочитают подвижные игры, свойственные младшему возрасту. Дошкольники с ЗПР не держат дистанцию со взрослыми, могут вести себя навязчиво, бесцеремонно, в процессе знакомства зачастую обследуют взрослого как неодушевленный предмет. Они редко завязывают длительные и глубокие отношения со своими сверстниками.
Несмотря на общительность, дети с ЗПР не имеют постоянных друзей. В отношениях со взрослыми бывают ласковыми и даже назойливыми, но в конфликтных ситуациях легко теряют чувство дистанции, возбуждаются, грубят. Нередко, стараясь произвести приятное впечатление, охотно берутся за выполнение поручений, но быстро теряют интерес. Заметно лучше они ориентированы в бытовых вопросах, но и здесь проявляют наивность, склонность к подражанию и поверхностность в суждениях. Их любопытство направляется не подлинной заинтересованностью, а повышенной аффективной «откликаемостью» на окружающую обстановку (И.А. Юркова).
Агрессивные тенденции у детей с ЗПР (желание драться, грубить) проявляется в четыре раза чаще, чем у нормально развивающихся сверстников (О.В. Защиринская).
Наиболее ярко симптоматика ЗПР проявляется с началом обучения в школе. Адаптация затягивается до 1-1,5 лет. Произвольность поведения и деятельности практически отсутствует, игровые интересы преобладают над учебными, доминирует наглядно-образное мышление, логические операции вызывают у детей непреодолимые затруднения. Ребенок не может усвоить программу общеобразовательной школы, переходит в категорию стойко неуспевающих и нуждается в специализированном образовательном учреждении (VII вид), обучающем детей с ЗПР по специальной образовательной программе.
В подростковом возрасте нарастают нарушения поведения, появляется агрессивность, трудности во взаимоотношениях в семье, в школе. «Бунтарский» дух, отрицание авторитетов, незрелое и безответственное поведение, тяга к употреблению алкоголя, пристрастие к табакокурению и наркотическим веществам, «установка на праздную жизнь».
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Задания для самостоятельной работы.
1. Опишите разные формы инфантилизма, опираясь на работы Г.Е.Сухаревой, И.А. Юрковой, К.С. Лебединской. Расскажите о классификации ЗПР М.С.Певзнер, построенной на сочетании гармонического инфантилизма с другими отклонениями развития ребенка.
2. Сравните классификацию ЗПР М.С. Певзнер с классификацией по этиологическому принципу К.С. Лебединской. В чем взаимодополняемость подходов?
3. Опишите основные этапы помощи детям с задержкой психического развития.
4. Назовите основные признаки, значимые для дифференциальной диагностики ЗПР и умственной отсталости у детей-дошкольников, младших школьников.
5. Проведите сравнительный анализ задержки психического развития и сходных с ней состояний.
Темы докладов и рефератов.
1. Подготовка к школьному обучению детей с ЗПР.
2. Социализация подростков с ЗПР.
3. Эмоциональный мир ребенка с задержкой психического развития
4. Мотивы учения младших школьников с ЗПР.
5. Организация коррекционной психолого-педагогической помощи детям с задержанным темпом психического развития.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития/Под ред. К.С. Лебединской. – М.: Педагогика, 1982. – 125с.
2. Дети с задержкой психического развития/Под ред. Т.А. Власовой, В.И.Лубовского, Н.А. Цыпиной; Научно-исслед. ин-т дефектологии АПН СССР. – М.: Педагогика, 1984. – 256с.
3. Лебединская, К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития//Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития. – М., 1982. – С.5-21.
4. Нарушения психического развития у детей/В.В. Лебединский. – М.: Изд-во московского университета, 1985. – 167с.
5. Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития у детей/В.И. Лубовский. – М.: Педагогика, 1989. – 100с.
6. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия /Сост. О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2003. – 432с.
7. Слепович, Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития/Е.С. Слепович. – М.: Педагогика, 1990. – 94с.
8. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития/У.В. Ульенкова. – Н.Новг.: НГПУ, 1994. – 230с.
Раздел IV.