Эмпирические, практико-ориентированные классификации.

В отечественной и зарубежной психиатрии и патопсихологии выделены различные варианты дизонтогенеза. Традиционно выделяется физический и психический дизонтогенез. Классификацией видов психического дизонтогенеза занимались многие отечественные и зарубежные психиатры. Американский психиатр Л.Каннер предложил выделить два вида психического дизонтогенеза:недоразвитие и искаженное развитие. Из отечественных авторов классификация видов психического дизонтогенеза была предложена одним из выдающихся отечественных психиатров Г.Е.Сухаревой, соратницей Л.С.Выготского. Она выделила три вида вида психического дизонтогенеза:задержанное, поврежденное и искаженное развитие. В основе задержанного развития лежит ретардация – общее или частичное запаздывание или приостановка в развитии психических функций у ребенка. В основе поврежденного развития – регресс, распад уже сформировавшихся психических функций. Искаженное развитие является следствием асинхронии, что проявляется в выраженном опережении одних психических функций и свойств формирования личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств. Это становится основой диспропорционального и дисгармонического развития личности.

В основе наиболее широко использующейся в настоящее время классификации видов психического дизонтогенеза, предложенной В.В.Лебединским, лежат представления отечественных и зарубежных ученых (Л.С.Выготский; Г.Е.Сухарева, 1959; В.В.Ковалев, 1979; Л.Каннер, 1955) об основных направлениях качественно несводимых друг к другу нарушений психического развития. В.В.Лебединский выделяет шесть форм дизонтогенеза, это:

1) психическое недоразвитие, что наблюдается у детей с умственной отсталостью;

2) задержанное психическое развитие, наблюдаемое у детей с задержкой психического развития различных форм;

3) поврежденное развитие, которое обусловлено более поздним (после 2,5-3 лет) патологическим воздействием на мозг ребенка;

4) дефицитарное развитие, наблюдаемое у детей с недоразвитием анализаторных систем (слуховые, зрительные, двигательные);

5) искаженное развитие, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций;

6) дисгармоническое развитие, в основе которого лежит врожденная или рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере.

Классификация В.В.Лебединского построена на основе качественного анализа нарушений психического развития ребенка, с выделением ведущих признаков нарушений в зависимости от времени возникновения дефекта, его тяжести и локализации.

Чем вызваны аномалии Аномалии (группа) Модель аномалии
Отставание в развитии 1. Общее стойкое недоразвитие олигофрения (умственная отсталость различной степени тяжести)
  2. Задержанное развитие задержка психического развития
Поломка в развитии 3. Поврежденное развитие органическая деменция
(выпадение отдельных функций) 4. Дефицитарное развитие а) первичная недостаточность (тяжелые нарушения) анализаторных систем - зрения, слуха речи, опорно-двигательной; б) инвалидизирующие /хронические соматические заболевания: сердечно-сосудистой системы (порок сердца), дыхательной (бронхиальная астма), ряд эндокринных заболеваний и т.д.
Асинхрония- (диспропорциональ-ность) в развитии 5. Искаженное развитие Синдром раннего детского аутизма
(с преобладанием эмоционально-волевых нарушений)* 6. Дисгармоничное развитие а) психопатии, б) патологическое развитие личности, в основе которых лежит дизонтогенез эмоционально-волевой сферы.

· Дети с данным типом отклоняющегося развития в связи с отсутствием явной органической причины нарушения первоначально не были отнесены к категории аномальных детей (см. Л.С. Выготский - т.5, с. 181-183).

Данная классификация дифференцирует отдельные варианты аномалий, исходя из основного качества нарушения развития.

Как показывают клинико-психологические данные, при одном и том же заболевании могут существовать различные варианты дизонтогенеза. Например, при ранней детской шизофрении можно наблюдать: 1) задержанное и искаженное развитие; 2) недоразвитие; 3) поврежденное развитие.

Эта особенность позволяет рассматривать отдельные варианты дизонтогенеза не как самостоятельные, независимые образования, а скорее, как синдромы аномального развития, которые нередко могут сочетаться друг с другом при преобладании какого-либо ведущего.

На основе классификаций Сухаревой и Лебединского Н.Я.Семаго и М.М.Семаго разработали типологию отклоняющегося развития, включив в нее четыре основных блока: недостаточное развитие, асинхронное развитие, поврежденное развитие и дефицитарное развитие. Внутри каждой группы выделены отдельные подгруппы, отличающиеся друг от друга качественными характеристиками. Например, группа недостаточного развития включает в себя тотальное недоразвитие, задержанное развитие и парциальную несформированность высших корковых функций. Внутри группы тотального недоразвития выделяется несколько типов: простой, уравновешенный, аффективно-неустойчивый и тормозно-инертный.

Как отмечает И.И.мамайчук, классификация видов психического дизонтогенеза должна быть построена с учетом четырех основных факторов: каузального, уровневого, динамического и клинико-психологического. Каузальный – отражает причину, лежащую в основе дефекта; уровневый – уровень развития гностических, эмоционально-волевых и личностных характеристик; динамический – динамику развития психических процессов, свойств личности и психических состояний ребенка; клинико-психологический – взаимоотношение первичных, вторичных и третичных симптомов в развитии познавательной деятельности и личности ребенка, а также выделение основного системообразующего фактора, лежащего в основе психического дизонтогенеза. Данные факторы по-разному выступают при различных вариантах нарушений психического развития в детском возрасте и образуют определенную системно-структурную модель психического дизонтогенеза.

Раздел II.

ОБЩЕЕ СТОЙКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ

1. Понятие общего стойкого недоразвития. Этиология.

2. Олигофрения как основная форма умственной отсталости.

3. Психолого-педагогическая симптоматика детей-олигофренов.

Наши рекомендации