Анатомо-физиологические особенности и методика обследования костно-мышечной системы у детей. Схема появления зубов.

Окружность головы и грудной клетки. При рождении окружность головы у доношенных детей 33—37,5 см, она не должна превышать окружность грудной клетки больше чем на 1—2 см. В первые 3—5 мес ежемесячная прибавка составляет 1—1,5 см, а затем 0,5—0,7 см в месяц.

К году окружность головы увеличивается на 10—12 см и достигает 46—48 см. Окружность головы ребенка в возрасте 1—3 лет увеличивается на 1 см в год. С 4 лет окружность головы ежегодно увеличивается на 0,5 см. К 6 годам она равна 50—51 см, а за все последующие годы увеличивается на 5—6 см.

Окружность грудной клетки у новорожденных 33— 35 см. Ежемесячная прибавка на первом году жизни составляет в среднем 1,5—2 см. К году окружность грудной клетки увеличивается на 15—20 см, затем интенсивность нарастания этого показателя снижается, и к дошкольному возрасту окружность грудной клетки в среднем увеличивается на 3 см, а в школьном — на 1—2 см в год. Переднезадний размер грудной клетки у большинства доношенных новорожденных меньше поперечного размера или равен ему. Уже в конце первого года жизни поперечный размер начинает превышать переднезадний и форма грудной клетки начинает приближаться к конфигурации взрослого, т. е. уплощается. Для оценки пропорциональности развития ребенка можно использовать некоторые антропометрические индексы.

Индекс Чулицкой: 3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени — длина тела у детей до 1 года равняется 25—20 см, а в 2—3 года — 20 см, в 6—7 лет — 15—10 см.

Индекс Эрисмана: окружность грудной клетки превышает полурост у детей до 1 года на 13,5—10 см, в 2—3 года — на 9—6 см, в 6—7 лет — на 4—2 см, в 8—10 лет — больше на 1 см или меньше на 3 см.

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ

При осмотре обращается внимание на внешний вид, телосло­жение, конституцию, питание, выражение лица, состояние кожных покровов и слизистых оболочек.

ТЕСТ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ИСТИННОГО СКОЛИОЗА.

Истинными сколиозами можно считать только те, которые сопровождаются торсией. Торсия - поворот позвоночника относитель­но собственной вертикальной оси, при котором остистые отростки позвоночника уклоняются в ту или иную сторону от срединной плос­кости, образуя выпуклость, видимую при наклоне туловища. Ос­новным приёмом для выявления истинного структурного сколиоза считается осмотр со сгибанием позвоночника и наклоном туловища вперёд. Наклон туловища проводится медленно, при этом руки сво­бодно свисают вниз, ноги выпрямлены. При наличии сколиоза оп­ределяется асимметричное реберное выбухание в грудном отделе и мышечный валик в поясничном отделе. Для более точного выявле­ния торсни позвоночника осмотр следует проводить в двух поло­жениях: сзади и спереди. При осмотре сзади, наклоняя туловище ребёнка от себя, можно выявить торсию грудопоясничного и по­ясничного отделов. При осмотре спереди, наклоняя туловище ребёнка к себе, можно обнаружить торсию верхнегрудного и грудного отделов.

Данное тестовое обследование проводится врачом или меди­цинской сестрой ДДОУ. Все дети с подозрением на сколиоз должны быть направлены к ортопеду.

ТЕСТ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ.

Наиболее часто встречающейся патологией опорно-двигательно­го аппарата у детей является деформация свода стопы - ее уплоще­ние. Речь идет о продольном плоскостопии, так как поперечное плос­костопие в детском возрасте встречается сравнительно редко. Для своевременного назначения ортопедических мероприятий важное значение имеет выявление начальных форм деформации свода сто­пы. При этом метод визуальной оценки состояния свода стопы не может быть признан достаточно объективным для диагностики про­дольного плоскостопия. Необходимо обследовать стопы, применяя плантографию (получение отпечатков стоп с помощью плантографа). Для массовых обследований дошкольников наиболее удобна оценка плантограммы по методу В.А. Яралова-Яралянца с соавт.).

Плантограф представляет собой деревянную рамку (высотой 2 см и размером 40х40 см), на которую натянуто полотно (или мешкови­на) и поверх него полиэтиленовая пленка. Полотно снизу смачива­ется чернилами для авторучки или штемпельной краской. На пол под окрашенную сторону плантографа кладётся чистый лист бума­ги. Обследуемый становится обеими ногами или поочередно то од­ной, то другой ногой на середину рамки, обтянутой полиэтиленовой пленкой. Окрашенная ткань прогибается, соприкасаясь в местах давления стоп с бумагой, и оставляет на ней отпечатки стоп плантограмму. При этом необходимо следить, чтобы обследуемый стоял на двух ногах с равномерной нагрузкой, При раздельном получе­нии отпечатков одна нога ставится на середину плантографа, дру­гая рядом с плантографом на пол.

ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ.

Физическая подготовленность - это комплекс навыков и умений, физических качеств, которыми владеет индивидуум в данный момент. Чем большим количеством разнообразных навыков овладевает ре­бенок, тем выше его физическая подготовленность. Физическими (двигательными) качествами принято называть отдельные стороны двигательных возможностей человека, как-то:

1. Мышечная сила (максимальная, скоростная и силовая вынос­ливость)

2. Выносливость общая (выносливость сердечно-сосудистой и дыхательной систем)

3. Быстрота (быстрота движении и быстрота реакций)

4. Гибкость (подвижность в суставах)

5. Координационные способности и т.д.

Существует достаточно много различных тестов и систем оценки физической подготовленности как детей, так и взрос­лых. Наиболее правильным в настоящее время является тести­рование физической подготовленности в связи с состоянием здоровья. С этой позиции особенно важны следующие три ее компонента:

- выносливость (общая),

- силовые качества (силовая выносливость),

- гибкость

В общем виде можно сказать, что выносливость обеспечивает большой запас жизненной энергии, сила придает энергичность вы­полняемой работе, а гибкость - пластичность движениям, но только совокупность всех трех характеристик обеспечивает высокую рабо­тоспособность.

СРОКИ ПРОРЕЗЫВАНИЯ ЗУБОВ:

Прорезывание зубов — акт физиологический и никаких заболеваний вызывать не может. Признаками правильного прорезывания является парное прорезывание симметричных зубов в определенной последовательности — вначале на нижней челюсти, затем на верхней. Прорезывание зубов — показатель правильного развития ребенка.

Во втором полугодии 1-го года жизни у ребенка прорезываются зубы и он постепенно приучается к жеванию.

Ребенок рождается, как правило, без зубов; случаи внутриутробного прорезывания наблюдаются редко. Прорезывание зубов начинается образованием на десне нижней челюсти плотных выбуханий, так называемых холмиков, по величине и форме соответствующих будущим коронкам молочных зубов. На 6—8-м месяце жизни ребенка на поверхности десны появляются режущие края двух центральных резцов: сначала резца нижней челюсти, потом верхней. Далее прорезываются боковые резцы нижней челюсти, за которыми следуют боковые резцы верхней челюсти. Таким образом, к началу 2-го года жизни ребенок должен иметь 8 зубов. После небольшого перерыва в 2—3 мес прорезываются первые молочные моляры, за ними — клыки и последними — вторые молочные моляры. К 2—3 годам заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов, которые обозначают формулой с использованием римских цифр:

V IV III II I I II III IV V
V IV III II I I II III IV V

Сроки прорезывания молочных зубов:

I резец — 6—8-й месяц

II резец — 8—12-й месяц

III резец — 16—20-й месяц

IV первый моляр — 12—16-й месяц

V второй моляр — 20—30-й месяц.

Сроки прорезывания постоянных зубов:

  Девочки Мальчики
Зубы верхней челюсти 5, 4, 2,1 1, 2, 3, 4, 5, 6,
Возраст в годах 12, 6, 10, 9, 10, 7, 7 7, 7, 9,
Зубы нижней челюсти 5, 4, 2,1 1, 2
Возраст в годах 6, 10, 9, 9, 7, 6 6, 7, 9, 9, 10,

Наши рекомендации