Анатомо-физиологические особенности и методика обследования костно-мышечной системы у детей. Схема появления зубов.
Окружность головы и грудной клетки. При рождении окружность головы у доношенных детей 33—37,5 см, она не должна превышать окружность грудной клетки больше чем на 1—2 см. В первые 3—5 мес ежемесячная прибавка составляет 1—1,5 см, а затем 0,5—0,7 см в месяц.
К году окружность головы увеличивается на 10—12 см и достигает 46—48 см. Окружность головы ребенка в возрасте 1—3 лет увеличивается на 1 см в год. С 4 лет окружность головы ежегодно увеличивается на 0,5 см. К 6 годам она равна 50—51 см, а за все последующие годы увеличивается на 5—6 см.
Окружность грудной клетки у новорожденных 33— 35 см. Ежемесячная прибавка на первом году жизни составляет в среднем 1,5—2 см. К году окружность грудной клетки увеличивается на 15—20 см, затем интенсивность нарастания этого показателя снижается, и к дошкольному возрасту окружность грудной клетки в среднем увеличивается на 3 см, а в школьном — на 1—2 см в год. Переднезадний размер грудной клетки у большинства доношенных новорожденных меньше поперечного размера или равен ему. Уже в конце первого года жизни поперечный размер начинает превышать переднезадний и форма грудной клетки начинает приближаться к конфигурации взрослого, т. е. уплощается. Для оценки пропорциональности развития ребенка можно использовать некоторые антропометрические индексы.
Индекс Чулицкой: 3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени — длина тела у детей до 1 года равняется 25—20 см, а в 2—3 года — 20 см, в 6—7 лет — 15—10 см.
Индекс Эрисмана: окружность грудной клетки превышает полурост у детей до 1 года на 13,5—10 см, в 2—3 года — на 9—6 см, в 6—7 лет — на 4—2 см, в 8—10 лет — больше на 1 см или меньше на 3 см.
МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ
При осмотре обращается внимание на внешний вид, телосложение, конституцию, питание, выражение лица, состояние кожных покровов и слизистых оболочек.
ТЕСТ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ИСТИННОГО СКОЛИОЗА.
Истинными сколиозами можно считать только те, которые сопровождаются торсией. Торсия - поворот позвоночника относительно собственной вертикальной оси, при котором остистые отростки позвоночника уклоняются в ту или иную сторону от срединной плоскости, образуя выпуклость, видимую при наклоне туловища. Основным приёмом для выявления истинного структурного сколиоза считается осмотр со сгибанием позвоночника и наклоном туловища вперёд. Наклон туловища проводится медленно, при этом руки свободно свисают вниз, ноги выпрямлены. При наличии сколиоза определяется асимметричное реберное выбухание в грудном отделе и мышечный валик в поясничном отделе. Для более точного выявления торсни позвоночника осмотр следует проводить в двух положениях: сзади и спереди. При осмотре сзади, наклоняя туловище ребёнка от себя, можно выявить торсию грудопоясничного и поясничного отделов. При осмотре спереди, наклоняя туловище ребёнка к себе, можно обнаружить торсию верхнегрудного и грудного отделов.
Данное тестовое обследование проводится врачом или медицинской сестрой ДДОУ. Все дети с подозрением на сколиоз должны быть направлены к ортопеду.
ТЕСТ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ.
Наиболее часто встречающейся патологией опорно-двигательного аппарата у детей является деформация свода стопы - ее уплощение. Речь идет о продольном плоскостопии, так как поперечное плоскостопие в детском возрасте встречается сравнительно редко. Для своевременного назначения ортопедических мероприятий важное значение имеет выявление начальных форм деформации свода стопы. При этом метод визуальной оценки состояния свода стопы не может быть признан достаточно объективным для диагностики продольного плоскостопия. Необходимо обследовать стопы, применяя плантографию (получение отпечатков стоп с помощью плантографа). Для массовых обследований дошкольников наиболее удобна оценка плантограммы по методу В.А. Яралова-Яралянца с соавт.).
Плантограф представляет собой деревянную рамку (высотой 2 см и размером 40х40 см), на которую натянуто полотно (или мешковина) и поверх него полиэтиленовая пленка. Полотно снизу смачивается чернилами для авторучки или штемпельной краской. На пол под окрашенную сторону плантографа кладётся чистый лист бумаги. Обследуемый становится обеими ногами или поочередно то одной, то другой ногой на середину рамки, обтянутой полиэтиленовой пленкой. Окрашенная ткань прогибается, соприкасаясь в местах давления стоп с бумагой, и оставляет на ней отпечатки стоп плантограмму. При этом необходимо следить, чтобы обследуемый стоял на двух ногах с равномерной нагрузкой, При раздельном получении отпечатков одна нога ставится на середину плантографа, другая рядом с плантографом на пол.
ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ.
Физическая подготовленность - это комплекс навыков и умений, физических качеств, которыми владеет индивидуум в данный момент. Чем большим количеством разнообразных навыков овладевает ребенок, тем выше его физическая подготовленность. Физическими (двигательными) качествами принято называть отдельные стороны двигательных возможностей человека, как-то:
1. Мышечная сила (максимальная, скоростная и силовая выносливость)
2. Выносливость общая (выносливость сердечно-сосудистой и дыхательной систем)
3. Быстрота (быстрота движении и быстрота реакций)
4. Гибкость (подвижность в суставах)
5. Координационные способности и т.д.
Существует достаточно много различных тестов и систем оценки физической подготовленности как детей, так и взрослых. Наиболее правильным в настоящее время является тестирование физической подготовленности в связи с состоянием здоровья. С этой позиции особенно важны следующие три ее компонента:
- выносливость (общая),
- силовые качества (силовая выносливость),
- гибкость
В общем виде можно сказать, что выносливость обеспечивает большой запас жизненной энергии, сила придает энергичность выполняемой работе, а гибкость - пластичность движениям, но только совокупность всех трех характеристик обеспечивает высокую работоспособность.
СРОКИ ПРОРЕЗЫВАНИЯ ЗУБОВ:
Прорезывание зубов — акт физиологический и никаких заболеваний вызывать не может. Признаками правильного прорезывания является парное прорезывание симметричных зубов в определенной последовательности — вначале на нижней челюсти, затем на верхней. Прорезывание зубов — показатель правильного развития ребенка.
Во втором полугодии 1-го года жизни у ребенка прорезываются зубы и он постепенно приучается к жеванию.
Ребенок рождается, как правило, без зубов; случаи внутриутробного прорезывания наблюдаются редко. Прорезывание зубов начинается образованием на десне нижней челюсти плотных выбуханий, так называемых холмиков, по величине и форме соответствующих будущим коронкам молочных зубов. На 6—8-м месяце жизни ребенка на поверхности десны появляются режущие края двух центральных резцов: сначала резца нижней челюсти, потом верхней. Далее прорезываются боковые резцы нижней челюсти, за которыми следуют боковые резцы верхней челюсти. Таким образом, к началу 2-го года жизни ребенок должен иметь 8 зубов. После небольшого перерыва в 2—3 мес прорезываются первые молочные моляры, за ними — клыки и последними — вторые молочные моляры. К 2—3 годам заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов, которые обозначают формулой с использованием римских цифр:
V IV III II I I II III IV V
V IV III II I I II III IV V
Сроки прорезывания молочных зубов:
I резец — 6—8-й месяц
II резец — 8—12-й месяц
III резец — 16—20-й месяц
IV первый моляр — 12—16-й месяц
V второй моляр — 20—30-й месяц.
Сроки прорезывания постоянных зубов:
Девочки | Мальчики | ||||||||||
Зубы верхней челюсти | 5, 4, | 2,1 | 1, 2, | 3, | 4, | 5, | 6, | ||||
Возраст в годах | 12, | 6, | 10, 9, | 10, | 7, 7 | 7, 7, | 9, | ||||
Зубы нижней челюсти | 5, 4, | 2,1 | 1, 2 | ||||||||
Возраст в годах | 6, | 10, 9, | 9, | 7, 6 | 6, 7, | 9, | 9, | 10, |