Эпидемиологический метод. Распространенность психических заболеваний
До 50-х годов XX столетия развитие эпидемиологических исследований было в основном связано с изучением инфекционных заболеваний. Хотя еще в XIX в. описывались «психические» [Гезер Г., 1867] и «умственные эпидемии» [Реньяр П., 1889], именно при изучении инфекционных болезней были разработаны эффективные методы выявления заболеваний, оценки путей их распространения, расчета уровня риска.
Во II половине XX в. эпидемиологический метод стал широко применяться и для изучения неинфекционных болезней. Это в первую очередь было связано с потребностью общества в эффективном планировании деятельности медицинских учреждений. В настоящее время данные о распространенности заболеваний являются одной из основ организации системы здравоохранения, однако эпидемиологический метод оказался чрезвычайно полезен и для теоретического исследования природы неинфекционных заболеваний. Так, изучение распространенности психических заболеваний в различных культурах, географических зонах, среди разных рас и социальных слоев позволяет выявить факторы, существенно влияющие на риск возникновения болезни. Кроме того, эпидемиологический метод в процессе специальных исследований позволяет на практике оценить некоторые исходные теоретические положения. Например, при проведении массовых профилактических мероприятий весьма важно с помощью эпидемиологического метода подтвердить эффективность и правомочность предлагаемых мер профилактики.
Основными показателями в эпидемиологии являются заболеваемость, болезненность и риск развития того или иного заболевания.
Под заболеваемостью(incidence) обычно понимают число новых больных, появившихся среди населения за год, а под болезненностью(prevalence, пораженность, распространенность
болезни) — общее число больных, включающее ранее состоявших на учете и вновь заболевших за год. Как правило, эти показатели рассчитываются на 1000 или 10 000 населения. Риск по заболеваниюотражает вероятность появления соответствующего заболевания у каждого человека на протяжении так называемого «опасного возраста» данной болезни. Для оценки эффективности лечебно-профилактической работы могут использоваться и другие критерии, например интенсивные показатели инвалидизации и уровня профессиональной занятости больных.
Эпидемиологические исследования проводят чаще всего 2 основными методами: путем анализа прошлых событий, установления их значимости в происхождении и развитии болезней (ретроспективный метод) и путем непосредственного прослеживания определенных групп населения или больных с целью выявления факторов, имеющих этиологическое или патогенетическое значение (метод когорт). Каждый из этих методов обладает как определенными недостатками, так и преимуществами.
Необходимо учитывать, что при исследовании больших групп населения любой из эпидемиологических методов всегда предполагает существование некоего скрытого «резерва» неучтенных больных даже при соблюдении всех требований, предъявляемых к изучению распространенности заболеваний.
Официальные статистические показатели распространенности психических расстройств в России базируются на данных психоневрологических диспансеров (ПНД) и могут быть существенно ниже полученных при специальных научных исследованиях. При обследовании небольших групп населения (например, в малонаселенной сельской местности или изолированном трудовом коллективе) можно увеличить надежность выявления больных путем сплошного обследования (например, путем диспансеризации, в ходе переписей или с помощью подворных обходов).
Данные, полученные при сплошном изучении малых групп населения, могут быть перенесены на крупные популяции, однако для этого исследованная группа должна отличаться репрезентативностью, т.е. быть сопоставимой по составу и условиям жизни со всей популяцией.
Эпидемиологические данные имеют большое значение для развития научных исследований (аналитическая эпидемиология). Так, одним из методов, применяемых в генетике, являются эпидемиологические популяционные исследования. Поиск корреляций между эпидемиологическими показателями и условиями жизни населения дает важную информацию для установления этиологии и патогенеза заболеваний. Однако эпидемиологически значимые факторы не должны рассматри-
ваться как синонимы этиологических, поскольку среди них могут быть первичные (независимые) и вторичные (производные от многих других). Следует учитывать, что всегда значительно проще выявить факторы, непосредственно предшествовавшие появлению заболевания, и намного труднее — действовавшие задолго до возникновения болезненного процесса. Примером аналитических эпидемиологических исследований являются попытки установления корреляций между различными заболеваниями и социально-экономическим положением отдельных групп населения. Так, показаны преимущественная распространенность шизофрении и органических поражений головного мозга среди малообеспеченного населения и преобладание неврозов у богатых. Однако социально-экономические показатели не следует рассматривать как первичные, поскольку различия в учтенных случаях заболеваемости могут объясняться различной обращаемостью за помощью, а также возможным дрейфом душевнобольных из верхних в более низкие социально-экономические слои населения.
Сопоставимость результатов эпидемиологических исследований является важной проблемой, обусловленной различным уровнем выявления заболеваний, расхождением в диагностических подходах. Следует подчеркнуть, что, несмотря на различие в диагностических подходах, распространенность наиболее тяжелых психических расстройств (психозов) оценивается примерно одинаково в самых разных странах (1,5—3% от общей численности населения); при оценке частоты пограничных нарушений психики наблюдаются значительно большие расхождения (от 4 до 20%). Унификация диагностических подходов, создание тщательно разработанных международных классификаций (см. раздел 14.3) позволяют значительно повысить сопоставимость результатов.
Уровень выявления заболеваний во многом зависит от терпимости общества к психически больным, экономического состояния страны и доступности медицинской помоши. Так, в первой половине прошлого столетия показатель распространенности психических заболеваний для ряда европейских стран составлял 2—3 больных на 1000 населения, а в России был существенно ниже — 1 на 1000 населения [Яковенко В.И., 1906].
Сведения о динамике учтенной заболеваемости и болезненности в Российской Федерации за последние 30 лет приведены в табл. 1.6 и 1.7. Из представленных данных видно, что учтенная распространенность психических расстройств существенно возросла с середины 60-х годов и колеблется в последнее время от 42 до 48 человек на 1000 населения. Обращает на себя внимание и изменение структуры показателей. Так, если в середине 60-х годов около 40% всех психически больных составляли пациенты с тяжелыми расстройствами психи-
Таблица 1 .6. Динамика и структура психиатрической заболеваемости в России по годам (по данным официального учета, проводимого психоневрологическими диспансерами)
Заболеваемость (на 1000 населения) | |||||||||||
Взятые под диспансерное наблюдение, | 2,7 | 3,3 | 4,2 | 4,7 | 4,7 | 4,4 | 3,5 | 2,7 | 2,3 | ||
в том числе с | |||||||||||
— психозами — непсихотическими | 0,5 0,7 | 0,5 0,8 | 0,5 0,9 | 0,5 0,6 | 0,5 1,1 | 0,6 1,2 | 0,5 и | 0,4 0,7 | 0,4 0,6 | 0,3 0,5 | 0,3 0,5 |
расстройствами — умственной отсталостью — наркологическими | 0,2 0,6 | 0,4 1 | 0,3 1,6 | 0,4 2,4 | 0,4 2,7 | 0,4 2,5 | 0,5 2,3 | 0,4 2 | 0,3 1,7 | 0,3 1,6 | 0,3 1,2 |
расстройствами Взятые под консультативное наблюдение, | — | — | — | — | — | — | — | — | 3,8 | 3,6 | 3,1 |
в том числе с расстройст- | |||||||||||
вами | |||||||||||
— психическими | 1,4 | 1,6 | 1,5 | ||||||||
— наркологическими ИТОГО... | 2,7 | 3,3 | 4,2 | 4,7 | 4,7 | 4,4 | 3,5 | 2,4 6,8 | 2 6,3 | 1,6 5,4 |
Таблица 1.7. Динамика и структура психиатрической болезненности (распространенности болезней) в России ио годам (ио данным официального учета, проводимого психоневрологическими диспансерами)
Болезненность | |||||||||||
(на 1000 населения) | |||||||||||
Состоящие под диспансерным | 11,3 | 17,9 | 24,8 | 33,2 | 39,6 | 40,1 | 40,5 | 35,3 | 34,2 | ||
наблюдением, | |||||||||||
в том числе с | |||||||||||
— психозами | 4,5 | 5,2 | 6,2 | 7,1 | 7,4 | 7,5 | 7,5 | 7,2 | 6,9 | 6,7 | 6,6 |
— непсихотическими | 5,8 | 6,5 | 7,1 | 6,1 | 5,5 | 5,1 | 4,8 | ||||
расстройствами | |||||||||||
— умственной отсталостью | 1,5 | 4,2 | 4,9 | 5,6 | 5,7 | 5,6 | 5,5 | 5,4 | 5,4 | 5,3 | |
— наркологическими | 2,3 | 4,7 | 8,6 | 14,7 | 19,6 | 19,8 | 20,4 | 20,2 | 19,2 | 18,1 | 17,5 |
расстройствами | |||||||||||
Состоящие иод консультатив- | — | — | — | — | 5,9 | 6,3 | 7,6 | 8,6 | 8,2 | 8,2 | 8,2 |
ным наблюдением, | |||||||||||
в том числе с расстройст- | |||||||||||
вами: | |||||||||||
— психическими | 2,6 | 3,3 | 4,1 | 3,9 | 4,2 | 4,4 | |||||
— наркологическими | 3,3 | 3,3 | 4,3 | 4,5 | 4,3 | 3,8 | |||||
ИТОГО... | 11,3 | 17,9 | 24,8 | 33,2 | 45,5 | 46,4 | 48,1 | 47,6 | 45,2 | 43,5 | 42,4 |
ки (психозами), то через 20 лет их доля сократилась вдвое и около 80% пользующихся психиатрической помощью к середине 80-х годов составляли больные алкоголизмом, пациенты с мягкими непсихотическими расстройствами и умственной отсталостью.
Таким образом, «психиатрия психозов» превратилась в «психиатрию пограничных расстройств». Важно отметить также существенное снижение темпа роста контингентов больных. За 1985—1989 гг. численность больных, наблюдающихся в диспансерах, даже сократилась за счет введения категории консультативного учета.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. — Л.: Наука, 1988. - 262 с.
Вальдман А.В., Александровский Ю.А. Психофармакотерапия невротических расстройств (экспериментально-теоретический и клинико-фармакологический анализ) / АМН СССР. — М.: Медицина, 1987. - 288 с.
Годфруа Ж. Что такое психология: Пер. с франц. — В 2 томах. —
- М.: Мир, 1992.
Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений мозга. — М.: Медицина, 1977. — 360 с.
Жариков Н.М. Эпидемиологические исследования в психиатрии. — М.: Медицина, 1977.
Каплан Г.И., Сэдок БДж. Клиническая психиатрия. Пер. с англ. — М.: Медицина, 1994. - Т.1: 672 с. - Т.2: 528 с.
Кречмер Э. Строение тела и характер. — М.: Педагогика-Пресс, 1995. - 608 с.
Руководство по психиатрии / Под ред. А.В.Снежневского. — М.: Медицина, 1983. — Т.1-2.
Руководство по психиатрии / Под ред. А.С.Тиганова. — М.: Медицина, 1999. - Т.1—2.
Семичев СВ. Предболезненные психические расстройства. — Л.: Медицина, 1987. - 184 с.
Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы: Пер. с англ. — М.: Педагогика, 1993. — 144 с.
Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции: Пер. с нем. — М.: Наука, 1989.
Шмарьян А.С. Мозговая патология и психиатрия. — М.: Медицина, 1949. - 352 с.
Эфроимсон В.П., Блюмина М.Г. Генетика олигофрении, психозов, эпилепсии. — М.: Медицина, 1978. — 341 с.
Глава 2. ПСИХИАТРИЧЕСКОЕ
ОБСЛЕДОВАНИЕ
За последние десятилетия медицина обогатилась специальными методами лабораторных исследований, позволяющими выявлять патологические изменения в различных системах организма, однако при диагностике психических расстройств лабораторные данные по-прежнему чаще всего играют лишь вспомогательную роль. В настоящее время, как и ранее, основным является клинический (описательный) метод диагностики.
Клинический метод
Цель клинического метода — выявление психических феноменов, имеющих отношение к возникновению, течению и проявлениям психического заболевания.
Описывая психическую жизнь больного, врач пытается выделить типичные признаки заболевания и индивидуальные особенности его проявления у конкретного больного. К сожалению, результаты клинического обследования обладают большой долей субъективизма и во многом зависят от личного опыта и таланта врача. Практика показывает, что использование жестких схем лишь повышает формальность, поверхностность беседы. Вместе с тем существуют общие положения, следуя которым врач в большей мере может рассчитывать на получение объективной информации о больном и его недуге.
Клиническое исследование включает в себя осмотр, наблюдение и сбор анамнестических сведений.
Опрос больного и наблюдение
Вопреки представлениям обывателей о сложности ведения логически построенной беседы с душевнобольным, следует подчеркнуть, что именно разговор с пациентом дает наиболее важную информацию для постановки диагноза. Существует целый ряд симптомов, которые не могут быть выявлены иначе как при личной беседе с пациентом.
Опрос больного, как правило, проводят отдельно от родственников. Нередко беседу начинают, сразу выясняя цель посещения (если больной обратился к психиатру по своей инициативе), но в большинстве случаев уместнее сначала задать несколько вопросов ознакомительного характера — о возрасте, профессии, семье больного. Это снимает у него чувство тревоги и неудобства, а врачу позволяет сформировать соответствующий уровню больного план беседы. Часто, уже изла-
гая жалобы, пациент может описать важнейшие симптомы заболевания, однако при отсутствии критики он отрицает наличие болезни и настаивает на своем полном благополучии. Бывает и так: пациент настолько увлечен какими-либо болезненными идеями, что не может говорить ни о чем ином и возвращается вновь к интересующей его теме, несмотря на попытку врача перевести разговор в нужное русло. Поэтому следует настойчиво удерживать инициативу в беседе. Если больной испытывает страх или недоверие к врачу, он бывает чрезвычайно осторожен и скрытен. В этом случае особенно важно расположить его к себе, попытаться снять напряжение спокойной, доверительной речью.
Важно с самого начала уважительно обращаться к посетителю, называя его по имени и отчеству. В последующих беседах обращение к больному по его просьбе может стать менее формальным, но и тогда следует сохранять определенную дистанцию, не допуская фамильярности.
Всегда полезнее выслушать мнение пациента, чем спорить с ним или указывать на противоречия в его высказываниях. Важно стараться снять негативный оттенок с любого задаваемого вопроса. Например, вопрос «Вы злопамятны?» лучше заменить более мягким: «Насколько вы чувствительны к обиде й несправедливости?». Нередко многословный человек вдруг замолкает после очередного вопроса — это может указывать на особую эмоциональную значимость затронутой темы. Если больной уклоняется от дальнейшего обсуждения, не следует настаивать, но нужно обязательно запомнить вопрос, чтобы по возможности поднять его в дальнейших беседах, когда удастся достигнуть большей доверительности между врачом и больным.
Когда пациент не проявляет инициативы, всегда возникает соблазн «подтолкнуть» его, подсказать ответ. Такие «подсказки» — серьезный недостаток в проведении беседы. Врач должен тщательно следить, чтобы в вопросах не было никаких намеков на предполагаемый ответ: равнодушный, апатичный больной может признавать у себя наличие любого расстройства, которое назовет врач, пациент с симуляцией по упомянутым в вопросах симптомам может понять, как ему следует отвечать, чтобы произвести впечатление психически нездорового. Нужно добиваться, чтобы больной описывал имеющиеся расстройства собственными словами: иногда сам набор выбранных им слов настолько характерен, что выражения больного записываются в историю болезни дословно.
Вопросы, касающиеся интеллектуального уровня человека, его памяти и способности ориентироваться в месте и времени, могут вызвать у него раздражение, ощущение «проверки», «экзамена». Неловкость в этой ситуации можно снять при правильной постановке вопросов. Можно сначала спросить больного, не стало ли в последнее время ему трудно размышлять.
Неплохо уже в самом вопросе проявить уверенность в том, что больной легко справится с заданием («Вы ведь знаете, какое сегодня число?»), при этом следует обязательно добиться ответа на заданный вопрос, не пытаясь просто догадаться, что пациент сумеет сделать, а что нет. В целом, изучая психическое состояние человека, очень важно избегать попыток с помощью собственной интуиции понять его мысли. Врач, пытающийся догадаться, что имел в виду больной, скорее всего стремится приписать ему свои собственные мысли и логику.
Анализ сферы эмоций человека невозможен без внимательного наблюдения во время беседы за его мимикой, жестикуляцией и интонацией. Особенно важно отмечать расхождение между смыслом высказываний и внешним выражением эмоций. Так, если больной утверждает, что любит родителей, но говорит это монотонно и неэмоционально, то, вероятнее всего, в действительности он не испытывает к ним ярких чувств. Иногда выражение эмоций парадоксально по отношению к содержанию высказываний. То же самое можно сказать об анализе сферы воли и влечений. Часто больной декларирует свое стремление к какой-либо деятельности, хотя в действительности его не испытывает. В этом случае важно проанализировать конкретный результат деятельности в последнее время. Например, если больной утверждает: «Я очень люблю читать!», важно уточнить, какие книги он недавно прочитал. Нередко оказывается, что последняя книга была прочитана много лет назад.
Полученные в процессе беседы сведения (возможность вступить в контакт с больным, нарушения ориентировки, внешний вид, манера речи и поведения при беседе, демонстрируемые больным расстройства восприятия, мышления, памяти, интеллекта, эмоций и воли, поведение вне беседы с врачом, представления пациента о своем заболевании, наличие критики, высказываемые планы на будущее) заносятся в историю болезни в определенном порядке (см. приложение 1). Однако в беседе вопросы могут быть расположены более свободно и сначала можно обсудить то, что больше всего беспокоит больного. Важно, чтобы при изложении полученной информации в истории болезни врач стремился описать психические феномены, не обозначая их какими-либо медицинскими терминами, предоставляя читателю возможность при необходимости самостоятельно сформулировать заключение о сути наблюдаемых расстройств. Такой подход — единственно возможный способ избежать схематизма в анализе состояния, повысить объективность клинического метода, сопоставить впечатления о больном, полученные разными врачами в разные периоды болезни.