Замещение (фиксация тревоги)


Отказ от деятельности на том основании, что отсутствуют необходимые способности Непререкаемый оптимизм, уверенность в отсут­ствии реальной угрозы или препятствия (наибо­лее выражено при маниакальном синдроме) Появление более ранних, детских моделей по­ведения в ответ на стрессовую ситуацию (ярко выражена при истерических реактивных психо­зах, например при синдроме Ганзера) Моделирование собственного поведения по об­разцу другого, более авторитетного человека (особенно выражена у демонстративных лично­стей)

Приписывание человеку или событию выдуман­ных безусловно хороших (или безусловно пло­хих) свойств

Сильные чувства отделяются от вызвавших их стрессовых ситуаций

Выделение в собственной психике признаков второй личности, которой и приписываются от­рицательные мысли и поступки (чаще встреча­ется у личностей истерического склада) Неосознанное «забывание» неприятных фактов и нереализованных потребностей, замещение их вполне достижимыми целями Вариант вытеснения, при котором чувство тре­воги инеудовлетворенности преобразуется в со­матические, неврологические или психические расстройства по механизму самовнушения (яв­ляется типичным механизмом возникновения соматических расстройств при истерии) Отрицание наличия каких-либо потребностей вообше, пессимизм, бездеятельность (характер­но для депрессивного синдрома) Вариант обесценивания, при котором логичес­кие рассуждения применяются для того, чтобы объяснить отсутствие потребности как таковой (часто наблюдается у лиц с развитым логичес­ким, рациональным мышлением) Уменьшение чувства тревоги и неудовлетворен­ности, которое связывается с определенными ситуациями. В дальнейшем появляется ложное ощущение, что, избегая неприятных ситуа­ций, можно предотвратить возникновение тре­воги (примером являются ритуалы и ограничи­тельное поведение при неврозе навязчивых со­стояний)



Продолжение таблицы

Название Проявление в повелении
Гиперкомпенсация (реактивное обучение) Проекция (концеп­туализация) Интеллектуали­зация Развитые защитные механизмы Сублимация Подавление Постоянные защиты («броня характера») Принятие чувств или совершение поступков, противоположных тем, что были вытеснены, с целью еще большего их подавления (например, приступы нелепого упрямства у тревожно-мни­тельных личностей) Неприемлемые импульсы приписываются дру­гим людям (так, например, формируются сверх­ценные идеи преследования у паранойяльных личностей) Замещение нежелательного импульса сложными логическими построениями, сопоставлениями (характерно для личностей шизоидного круга) Удовлетворение неприемлемой потребности в форме, которая поощряется обществом и при­носит человеку истинное удовольствие, по­скольку осуществленная цель нравственно выше первоначальной, нереализованной (например, воплощение сексуального влечения в художе­ственном творчестве) Активное перенесение конфликта в область под­сознания: чувства сдерживаются, но не теряют силы Юмор, альтруизм, фантазии, ирония, постоян­ная улыбка, высокомерие, дерзость, аутизм

низмов. С точки зрения Фрейда, несовершенство механизмов защиты может быть обусловлено задержкой (фиксацией) на определенных стадиях психосексуального развития. Психотера­пия в этом случае направлена на осмысление подсознательных процессов и поощрение активного преодоления ситуации фру­страции.

Когнитивный подход рассматривает человека как уникальное существо, наделенное в отличие от животных способностью не только наблюдать, но и понимать окружающий мир. Умение человека выделять существенное (форму, гештальт) из окру­жающих объектов рассматривается как одна из основ гештальт-психологии. Изучению логических процессов и этапов форми­рования мышления были посвящены работы выдающихся пси­хологов В.Келлера (1887-1967) и Ж.Пиаже (1896-1980). Осо­бое развитие когнитивная психология получила в эпоху при­менения компьютерной техники. Информационные теории (теория игр, понятие обратной связи) дали новый толчок к изучению мышления человека и созданию искусственного ин-

теллекта. Представители когнитивного направления связывают появление психических расстройств с ошибками в осмыслении ситуации, основанными на заложенных в человеке глубинных потребностях (потребность рассчитывать на поддержку других, потребность быть любимым, проявлять свою компетентность). По мнению А.Эллиса (1962), причиной большинства неадек­ватных поступков человека являются иррациональные представ­ления («главное — заставить всех, с кем приходится сталкивать­ся, полюбить себя», «важно всегда проявлять компетентность, вести себя, сообразуясь с обстоятельствами, и доводить до успешного конца любое начинание», «жизнь представляется катастрофой, если события представляются не так, как того хотелось бы», «людей, желающих нам зла, следует всегда по­рицать и наказывать», «против суровой жизненной реальности всегда можно найти эффективное средство»). В клинической психиатрии можно уловить подобные представления при лич­ностной патологии — типах личности с преобладанием рацио­нального мышления над эмоциями (психастеники, паранои­ки). На принципах когнитивного подхода основан метод ког­нитивной психотерапии.

С точки зрения социокультурального подходапсихические заболевания представляют собой не более чем «миф»; «ярлык», приклеиваемый обществом к человеку, который отличается от многих других людей своими мыслями и поведением, что по­буждает его вести себя, как подобает «больному». Если такой подход в какой-то мере правомерен для культур, в которых аномальные психические процессы поощряются и специально культивируются, то в развитых обществах он неприемлем, ибо противоречит медицинской сущности психиатрии. Социокуль-туральная концепция теоретически тесно смыкается с филосо­фией экзистенциализма, а в психиатрической практике она привела к появлению такого движения, как антипсихиатрия, оказавшего крайне неблагоприятное влияние на развитие пси­хиатрической помощи и положение больных в некоторых стра­нах.

Наши рекомендации