Коллективное творческое дело
КТД – вид познавательно-увлекательного мероприятия, в основе которого лежит самостоятельная деятельность детей. Любое дело становится коллективным и творческим, если его придумали, подготовили и провели сами дети, а не предложили со стороны в готовом виде.
Необходимо для:
· Развития творческих и нравственных качеств
· Сплочения
· Формирования ответственности и самостоятельности
· Создания благоприятного психологического климата.
Виды КТД:
· Творческие
· Спортивные
· Познавательные
· Художественно-эстетические
· Общественно-политические
· Трудовые
· Организаторские
· Тематические
Методика:
I. Предварительная работа. Продумать в какой форме будет проводиться дело?
II. Коллективное планирование. Выбирается совет дела. Здесь надо распределить обязанности между всеми, входящими в совет, каждому что-то поручается. Дети в отряде не все однородны, есть среди них те, которые с большей охотой будут организаторами, нежели участниками. Другие наоборот, будут участниками, а не организаторами.
III. Сбор организаторов. Обсуждение с советом, где найти материалы, выбор ответственных. Важен эмоциональный настрой, чтобы дети, входящие в совет дела (5-6 человек) зажгли остальных.
Вопросы, ответив на которые вы можете лучше организовать КТД (методика 7-ми вопросов Анохина):
1. Что? (Название)
2. Кому? (детям, вожатым, воспитателям, студентам и пр.)
3. Кто? (орг. комитет)
4. Спрос? (Масштабность, количество человек)
5. Фишка? (Интрига)
6. Где? Когда? Каким образом?
7. Факторы успеха и возможные препятствия.
IV. Проведение мероприятия.
1. Планирование времени. Точно ограничьте время подготовки. Но не забывайте, что вы помогаете ребятам и контролируете процесс, но ненавязчиво, в форме советов
2. Распределение и соблюдение зоны ответственности (не выполнять за человека то, что поручено ему)
3. Проведение.
Для каждого возраста существует свой лимит времени, дольше которого мероприятие лучше не планировать:
· Младший возраст (6-9 лет) – 20-30 минут
· Средний возраст (10-13лет) – 30-40 минут
· Старший возраст (13-16 лет) – до 60 минут
V. Подведение итогов. Обсуждение и подведение итогов проводится сразу после дела, а если нет, то чуть позже, акцентируя внимание детей на то, что в определенный момент «мы подведем итоги». Для этого вначале предложите обсудить дело в микрогруппах, в которых его готовили. Их представители выходят на весь коллектив. Наилучшим вариантом обсуждения будет настройка не на недостатки, а на положительные моменты, т.е. что получилось и что можно сделать лучше. Оценка должна быть обоснована каждым. Хорошо проговорить ближайшие последствия проведенного дела.
Итоги можно подводить по схеме:
«+» | «+ +» |
1. 2. 3. … | 1. 2. 3. … |
Что надо улучшить, что надо было сделать, чтобы получилось лучше. (Это делается для того, чтобы не осталось негатива).
Также обсуждается вопрос: для чего было проведено мероприятие?
Что нужно учитывать, выбирая тему и форму КТД:
· общие цели и задачи воспитания, развития и оздоровления детей;
· конкретные цели и задачи воспитательных мероприятий;
· возраст детей;
· ожидания детей;
· длительность подготовки мероприятий;
· условия для их подготовки;
· ваши возможности;
· умение организовать какую-либо форму игры, использовать различные методы;
· умение настроить детей и подростков на нужное дело;
· умение пробудить у детей интерес к данному делу;
· возможности ДОЛ;
· наличие соответствующего материала (сценария или отдельных заготовок, соответствующего музыкального оформления, инвентаря).
10 компонентов успеха:
· Интересные задания
· Красивое оформление
· Материальное обеспечение
· Музыкальное сопровождение
· Находчивый ведущий
· Компетентное жюри
· Эмоциональные зрители
· Исполнительные помощники
· Подготовленные команды
· Призы для победителей.
Как же сделать так, чтобы объединить различные интересы детей?
· Вы должны быть сами убеждены в правильности выбора, тогда вы сможете «заразить» отряд своей идеей.
· Мероприятие должно соответствовать возрасту, интересам ваших ребят.
· КТД должно стать полем для самовыражения личности ребенка.
· Любая разумная идея, прозвучавшая из уст детей, должна быть услышана, по возможности, в том или ином варианте сегодня или завтра.
· При подготовке к КТД каждый должен найти для себя место: художник, сценарист, оформитель, болельщик, игрок, ведущий, организатор и др.
ВИДЫ ИГР
Игра – пример универсальной деятельности детей, т.к. включает в себя многие качества разных видов деятельности: ум, чувство, воображение, волю; способствует развитию кругозора, внимательности, наблюдательности.
Необходимо помнить6 участие в игре по желанию, без принуждения.
Цели игр:
· Развитие ребенка;
· Самовыражение ребенка;
· Способ выплеснуть энергию;
· Живое общение детей и вожатого;
· Развитие фантазии;
· Способ организации;
· Утверждение лидерства вожатого;
· Выявление способных и замкнутых детей;
· Способ смены деятельности.
Правила проведения игр:
· Точно знать правила игры;
· Игры должны быть интересными;
· Уметь организовать игру;
· Безопасность (не должно быть прутьев, осколков и др., соответствующая одежда, маленькие дети не должны носиться);
· Заняты должны быть ВСЕ (если ребенок отказывается – назначить его ведущим);
· Следует учитывать возраст и количество игроков;
· Вожатый должен быть участником игры, а не сторонним наблюдателем. Когда игра надоест, он должен сменить игру, или усложнить ее, т.е. должно быть чередование подвижных и интеллектуальных игр.
Классификация игр.
I. по месту проведения:
· на воде. Цель: отдых, обучение, физическое развитие ребенка, хорошее средство повышения настроения.
Игры: «Салочки», «Водное поло» и др.
· в зале. Цель: предназначены для «разогрева» зала перед общелагерным или отрядным делом и занятия пауз во время проведения отрядных и общелагерных дел.
Игры: «ежики, ежики», «дракончики» и др.
· на дискотеке. Цель: разнообразить деятельность, развеселить нетанцующих.
Игры: «бразильская палочка» и др.
· на воздухе. Цель: живое общение, занятость ребенка, физическое развитие, сплочение коллектива.
Игры: «Хвост дракона», «Третий лишний», «Арам-шим-шим» и др.
II. по возрастам:
· Младший (7-9 лет) – подвижность, без упора на инвентарь, короткие и понятные правила, недолго, больше игр на воздухе.
· Средний(9-11 лет) – половые различия, замкнутость, разная скорость восприятия, делать упор на не заумные интеллектуальные игры.
· Старший (12-15 лет) – девиз «делай как все!», теневых лидеров делать официальными, не допускать группировок, тренинги, тесты.
III. по времени проведения (на выявление лидера, на знакомство – начало сезона, ролевые – середина сезона). Особое место можно отнести ролевым играм, целью которых является развитие способности поставить себя на место другого, найти новые выходы из ситуации, открыть что-то новое в себе, поделиться идеями, отточить навыки принятия быстрых решений.
IV. по целям:игры на знакомство, на объединение, на эмпатию, на коммуникабельность, игры-шутки.