Вопрос № 1. Общее понятие о специальной психологии
Вопрос № 1. Общее понятие о специальной психологии
Специальная психология – отрасль психологии, изучающая психологические особенности детей с нарушениями в развитии.
Объект изучения специальной психологии –дети с врожденными или приобретенными нарушениями физического и психического развития.
Предметом специальной психологииявляются закономерности развития и проявлений психики различных групп детей с нарушениями в развитии.
Задачи специальной психологии:
1) раскрытие закономерностей развития и проявлений психики, общих для нормально развивающихся детей и детей с нарушениями в развитии;
2) исследование закономерностей развития и проявлений психики,специфичных для детей с нарушениями в развитии;
3) изучение нарушений в развитии и формировании конкретных форм психической деятельности и психических процессов у различных групп аномальных детей;
4) выявление путей, средств и способов компенсации нарушений в развитии у детей.
Основной задачей специальной психологии на современном этапе является формирование адекватной личности в условиях применения специальных методов и приемов воспитания и обучения, за счет которых происходит замещение и перестройка нарушенных функций.
Л.С.Выготский был первым в мировой психологии, выделившим общие закономерности психического развития при разных дефектах: умственной отсталости, глухоте, недостатках зрения, нарушениях речи. Благодаря этому стало возможным объединение отдельных ветвей психологии, изолированно изучавших детей и взрослых с такими недостатками, в специальную психологию. Существенный вклад в ее развитие внесли такие крупные отечественные ученые, как Г.Я. Трошин, Л.В. Занков, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф, Г.М. Дульнев, Р.Е. Левина, И.А. Соколянский.
В своем развитии специальная психология опирается на достижения медицинских наук, как физиология, невропатология и психиатрия. Глубокий учет медицинских данных позволяет получить представление о причинах возникновения, структуре и механизмах того или иного дефекта, помогает в изучении особенностей психики аномального ребенка.
Специальная психология является частью патопсихологии. Патопсихология изучает структуру и закономерности распада сформировавшейся психической сферы и личности, особенность же психики аномального ребенка – развитие в условиях текущего или закончившегося патологического процесса. Кроме того, патопсихология ориентирована на решение задач, поставленных клинической психиатрией, а специальная психология – на теорию и практику коррекционной педагогики.
Взаимосвязь специальной психологии с педагогикой выражается в том, что вопросы обучения и воспитания детей с аномалиями в развитии разрабатываются на основе общей теории дидактики и частных методик обучения. Специальная психология теснейшим образом связана с коррекционной педагогикой.
Вопрос № 4. Аномальное развитие
При аномальном развитии недостаточность формирования тех или иных функций, а также регуляторных систем приводит к недоразвитию, задержке или нарушениям формирования всех зависящих от них функций.
К аномальным относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению общего развития. Дефект одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных обстоятельствах. Аномальными считаются дети с нарушением психического развития вследствие дефекта и нуждающиеся в специальном обучении и воспитании. Существуют и другие группы детей с нарушениями и отклонениями в развитии, например дети с психопатическими формами поведения.
Категории аномальных детей.
В зависимости от вида аномалий выделяются следующие категории аномальных детей:
1. с нарушением интеллекта или умственно отсталые; 2.с нарушением слуха глухие слабослышащие;
3. Дети с нарушением зрения слепые слабовидящие; 4.с нарушением речи; 5.с нарушением опорно-двигательного аппарата; 6. с ЗПР; 7. со сложным дефектом (комбинированные нарушения);
8. с нарушениями эмоц. сферы (синдром раннего детского аутизма);9. с нарушениями поведения (дети с различными психопатиями)
Статистический подход
является понимание нормы как чего-то среднего, установившегося, не выделяющегося из массы, как наиболее приспособленного, адаптированного к окружающей среде.Быть нормальным значит соответствовать усредненному стандарту (среднестатистическому нормативу) оценки возможностей человека.
МКБ10 – оценка умственной отсталости по IQ.
Ниже 20 – глубокая умственная отсталость
85–114 – НОРМА
135 и выше – гений
Адаптационный подход
Быть нормальным значит быть приспособленным, адаптированным. Этот подход наиболее близок к целостному взгляду на человека, живущего в изменяющихся условиях.
Для нормы характерным признаком является наличие жизненной цели; наличие устойчивых структурных черт личности в процессе её развития и тех черт, которые изменяются в процессе её развития.
В целом норма и ненорма – это всегда процесс, в ходе которого личность достигает или не достигает своего функционального оптимума.
Психопатологический подход
Норма понимается, прежде всего, как отсутствие каких-либо выраженных патологических симптомов. Если у человека этих симптомов не обнаруживается, значит, он нормален, значит, он здоров. Здоровье определяется через нездоровье, норма – через аномалию.
Вопрос № 10. Дизонтогенез
Дизонтогенез - это нарушение развития организма на каком-либо этапе онтогенеза (расстройства, отклонения в индивидуальном развитии ребенка в период морфологического созревания органов и систем организма, несоответствие интеллекта и психики в целом возрастным нормам).
Термин «дизонтогения» впервые использован Й. Швальбев 1927 году для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития.
факторы: 1.генетические, внутриутробные наруш.; 2.патология родов; 3.интоксикации; 4.органические повреждения; 5.травмы; 6.вредные экологич. воздействия; 7.недоедание; 8.депривация; 9.педагогич. запущенность; 10.неблагоприятные условиявоспитания и др.
Механизмы нарушений описываются в следующих терминах: 1.регресс (возврат функции на более ранний этап возрастного развития); 2.распад(выпадение функции); 3.изоляция и фиксация функции (нарушение ее взаимодействия с другими психическими функциями и невключение ее в сложные системы иерархических связей).
механизмы формируют различные типы нарушений: 1.ретардации - незавершенности отдельных периодов развития; 2.патологической акселерации - чрезвычайно раннего развития отдельных психических функций;
3.сочетания ретардации и акселерации разных психических функций.
Конкретные виды дизонтогенеза зависят от ряда факторов: функциональной локализации нарушения; времени поражения; взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом; наличия нарушений межфункциональных взаимодействий.
К конкретным видам и формам дизонтогенеза относят: 1.олигофрении; 2.различ. варианты клинического инфантилизма, замедления темпа психического развития; 3.аутизм; 4.психопатии; 5.нарушения психического развития, обусловленные сенсорным дефицитом; 6.неспособность к обучению, к которой относят трудности при овладении чтением, письмом, счетом.
для обозначения различных типов дизонтогенеза часто используются термины «задержки психического развития», «аномалии развития».
Вопрос № 29 Эпилепсия
Эпилепсия — одно из самых распространённых хронических неврологических заболеваний человека, проявляющееся в предрасположенности организма к внезапному возникновению судорожных приступов.
Является хроническим расстройством мозга. характерны повторяющиеся припадки, проявляющиеся в виде кратковременных непроизвольных судорог в какой-либо части тела (парциальные судороги) или по всему телу (генерализованные судороги) и иногда сопровождаются потерей сознания и утратой контроля над функциями кишечника или мочевого пузыря. Эти эпизоды являются результатом избыточных электрических разрядов в группе клеток мозга. могут возникать в различных участках мозга. могут иметь форму как незначительных провалов в памяти или мышечных спазмов, так и тяжелых, продолжительных конвульсий. по частоте как менее одного раза в год и до нескольких раз в день. признаки изменчивы и зависят от того, в каком участке мозга начинается нарушение и как далеко оно распространяется. Могут иметь место временные симптомы, такие как, например, потеря ориентации или сознания, а также нарушения движения, ощущений (включая зрение, слух и вкус), настроения или психических функций.
Наиболее общим типом является идиопатическая эпилепсия, которая не имеет установленных причин. Во многих случаях здесь имеют место генетические причины.
Эпилепсия, причина которой известна, именуется вторичной эпилепсией, или симптоматической эпилепсией. Причины вторичной эпилепсии:
· 1.повреждение мозга в предродовой или перинатальный период (гипоксия или родовая травма, низкая масса тела при рождении);
· 2.врожденные отклонения от нормы или генетические состояния при наличии пороков развития головного мозга, которые обусловлены этими факторами;
· 3.сильный удар по голове;
· 4.инсульт, вызывающий гипоксию;
· 5.инфекция мозга, например менингит, энцефалит, нейроцистицеркоз;
· 6.некоторые генетические синдромы;
· 7.опухоль мозга.
можно успешно лечить (то есть полностью контролировать припадки) при помощи антиэпилептических лекарственных средств (АЭЛС). Через два года — пять лет успешного лечения примерно 70% детей и 60% взрослых людей могут прекратить прием лекарств без риска рецидива.
первично-генерализованные приступы - двусторонние симметричные, без очаговых проявлений в момент возникновения. К ним относятся два вида: 1.тонико-клонические приступы; 2.абсансы - короткие периоды потери сознания.
Парциальные или фокальные приступы - наиболее частое проявление эпилепсии. возникают при повреждении нервных клеток в специфической зоне одного из полушарий мозга и подразделяются на:
Простые парциальные - не происходит нарушения сознания
Сложные парциальные - приступы с нарушением/изменением сознания, обусловлены разнообразными по локализации участками перевозбуждения и часто переходят в генерализованные.
вторично-генерализованные приступы - характерно начало в виде судорожного или бессудорожного парциального приступа или абсанса с последующим двусторонним распространением судорожной двигательной активности на все группы мышц.
Вопрос № 33 Мутизм. Алалия.
Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Диагностика алалии, как правило, проводится в возрасте 3 лет.
При алалии происходит запаздывание созревания нервных клеток преимущественно в височно-теменно-затылочных отделах, в лобно-височном и височном отделах доминантного полушария. Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются фонетико-грамматическая сторона и лексико-грамматический строй речи. Выделяются моторная и сенсорная формы алалии.
При моторной алалии затруднено произношение отдельных звуков и их слияние при проговаривании в слова.
Сенсорная алалия — нарушение понимания речи в результате поражения височной доли доминантного полушария. Слух у этих детей не нарушен, страдает анализ речевых звуков.
При патопсихологическом обследовании детей с алалией выявляются нарушения координации движений. Страдает слухоречевая память; зрительное запоминание — в пределах нормы. Отмечаются истощаемость и колебания внимания. У детей с алалией интеллект первично сохранен; они проявляют познавательный интерес, успешно справляются с невербальными пробами, способны к установлению связи и последовательности событий, аналогий, обобщений. Но за счет недостаточности общения, что приводит к исключению из детского коллектива, формируется вторичная задержка интеллектуального развития, а это приводит к недостаточности высших уровней обобщения, пробелам в осведомленности. Самооценка у детей с алалией занижена, эмоциональная лабильность. Дети с алалией нуждаются в раннем выявлении, обучении в специализированных логопедических детских садах и школах.
Мутизм. Иногда дети с нормальным физическим и психическим развитием не могут разговаривать, хотя физические дефекты и органические поражения у них не обнаруживаются. Эта болезнь-синдром изучена недостаточно и бывает редким явлением, распространенным среди маленьких детей и подростков.
Причины детского мутизма. При постановке диагноза «мутизм», причины могут быть различными психологическими и рассматриваются индивидуально. Часто мутизм проявляется своеобразным и молчаливым протестом, направленным против всех и всего мира. Так ребенок выражает молчаливую агрессию, обусловленную неумением самовыразиться, рассказать всем о себе и изложить свои желания в устной форме. Такие дети порой просто не имеют пространства для того, чтобы выразить свою агрессию и другие сильные эмоции адекватно. Родители, воспитатели и няньки не позволяют детям словами демонстрировать эту агрессию. Поэтому, не имея подходящих слов для выражения, ребенок просто замыкается в себе и протестует молча. Непонимание взрослых и недостаток внимания – весомые причины мутизма, так как ребенок не может правильно использовать свою речь, чтобы рассказать собеседнику о своем мироощущении и проблемах. Осознавая, что его не могут понять взрослые или сверстники, ребенок перестает делать попытки рассказывать о себе. Он выбирает позицию выжидания и изменения ситуации с надеждой, что его поймут.
Элективный мутизм у детей бывает нескольких вариантов и зависит от этиологического фактора:
Мутизм элективный социофобический проявляется при обнаружении ребенком собственной речевой и интеллектуальной несостоятельности, либо он возникает у конституционно сверхчувствительных детей, плохо переносящих новую обстановку или непривычное окружение.
Элективный истерический мутизм основан на неосознанном стремлении добиться привлечения к себе внимания и скорейшего выполнения своих капризов и желаний, на желании освободиться от чрезмерно-тяжелых психических нагрузок.
Элективный депрессивный мутизм выражается снижением витального тонуса, заторможенностью сфер: моторной и идеаторной.
Механизмы элективного мутизма могут быть смешанными и иметь разную классификацию: постоянную, ситуационную, элективную и тотальную с транзиторной или континуальной длительностью. Элективный мутизм констатируют в случае отсутствия речевого контакта в воспитательно-образовательных учреждениях в целом, либо только в помещении класса. Ребенок может не разговаривать со всеми или только с определенными учителями или детьми. Если сравнивать с ранним детским аутизмом, при котором отсутствует речевой контакт с окружающими, элективный мутизм характерен нарушением речевой коммуникации после нормального речевого общения. Его характер будет избирательный, связанный с определенным лицом, помещением или ситуаций. При элективном мутизме будут отсутствовать симптомы, типичные для аутизма: стереотипия с играми и нелепыми сверхценными увлечениями, тотальными нарушениями поведения на фоне вычурных страхов, мимики и моторики с учетом к этому глубокой интровертированности и дисгармоничного психического развития.
Акинетический мутизм проявляется нарушениями речевых и двигательных функций. Ребенок не будет разговаривать и отвечать на вопросы, вступать в контакт с окружающими при полном сознании. При этом он будет неподвижно лежать с открытыми глазами, устремленными в одну точку, но взгляд будет фиксироваться на предметах, что движутся. При резких раздражителях (болевых, световых или звуковых) произойдет ответная двигательная реакция. Этот вид мутизма возникает при поражении оральных отделов ствола мозга и лимбико-ретикулярной системы в активизирующих отделах. Причиной становятся черепно-мозговые травмы и опухолевый, воспалительный или сосудистый процессы.
Тотальный мутизм констатируют при полном молчании ребенка в любой обстановке, со всеми окружающими его людьми. Причиной являются шизофрения и органические заболевания мозга головы.
При речевом фобическом элективном мутизме ребенок боится услышать свой голос, что характеризуется ритуальным поведением.
Лечением мутизма занимается психолог или психотерапевт с использованием сказок и игр, песочной и гипносуггестивной терапии для корректировки невроза, ставшего причиной патологии, исправления ситуации в семье и школе.
Вопрос № 1. Общее понятие о специальной психологии
Специальная психология – отрасль психологии, изучающая психологические особенности детей с нарушениями в развитии.
Объект изучения специальной психологии –дети с врожденными или приобретенными нарушениями физического и психического развития.
Предметом специальной психологииявляются закономерности развития и проявлений психики различных групп детей с нарушениями в развитии.
Задачи специальной психологии:
1) раскрытие закономерностей развития и проявлений психики, общих для нормально развивающихся детей и детей с нарушениями в развитии;
2) исследование закономерностей развития и проявлений психики,специфичных для детей с нарушениями в развитии;
3) изучение нарушений в развитии и формировании конкретных форм психической деятельности и психических процессов у различных групп аномальных детей;
4) выявление путей, средств и способов компенсации нарушений в развитии у детей.
Основной задачей специальной психологии на современном этапе является формирование адекватной личности в условиях применения специальных методов и приемов воспитания и обучения, за счет которых происходит замещение и перестройка нарушенных функций.
Л.С.Выготский был первым в мировой психологии, выделившим общие закономерности психического развития при разных дефектах: умственной отсталости, глухоте, недостатках зрения, нарушениях речи. Благодаря этому стало возможным объединение отдельных ветвей психологии, изолированно изучавших детей и взрослых с такими недостатками, в специальную психологию. Существенный вклад в ее развитие внесли такие крупные отечественные ученые, как Г.Я. Трошин, Л.В. Занков, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф, Г.М. Дульнев, Р.Е. Левина, И.А. Соколянский.
В своем развитии специальная психология опирается на достижения медицинских наук, как физиология, невропатология и психиатрия. Глубокий учет медицинских данных позволяет получить представление о причинах возникновения, структуре и механизмах того или иного дефекта, помогает в изучении особенностей психики аномального ребенка.
Специальная психология является частью патопсихологии. Патопсихология изучает структуру и закономерности распада сформировавшейся психической сферы и личности, особенность же психики аномального ребенка – развитие в условиях текущего или закончившегося патологического процесса. Кроме того, патопсихология ориентирована на решение задач, поставленных клинической психиатрией, а специальная психология – на теорию и практику коррекционной педагогики.
Взаимосвязь специальной психологии с педагогикой выражается в том, что вопросы обучения и воспитания детей с аномалиями в развитии разрабатываются на основе общей теории дидактики и частных методик обучения. Специальная психология теснейшим образом связана с коррекционной педагогикой.