Формирование необходимых учебных навыков
Если бы нас с вами сейчас заставили поступать в первый класс, то, не исключено, что мы просто-напросто не сдали бы столь модный сейчас для дошколят экзамен или не прошли бы не менее модное собеседование. Требования, предъявляемые к уровню знаний первоклашек столь высоки, что иногда задаешься вопросом – а для чего они идут в школу, если они уже и так знают все, что может реально пригодиться им в жизни.
Тем не менее, все-таки нам придется соответствовать требованиям современной школы и даже если до этого вы считали, что не стоит омрачать ребенку детство лишними занятиями и ограничениями двигательной активности, все же непосредственно перед поступлением в школу, придется всей семье вновь основательно засесть за учебник и пройти «школьную программу», необходимую для поступления в школу.
Требования, предъявляемые разными школами настолько различны – в какой-то школе достаточно просто знать алфавит, иметь начальные навыки письма, уметь читать несложные тексты, а в какой-то необходимо владеть чуть ли не всеми арифметическими действиями, читать вслух с хорошей техникой чтения, быстро и без ошибок, уметь пересказывать тексты, писать небольшие сочинения и тому подобное. Поэтому в данном случае следует поступить точно также, как вы когда-то поступили с детским садом – когда вы определитесь со школой, необходимо пойти и узнать у учителей начальных классов, либо у администрации школы – что должен знать ребенок, приходящий к ним в первый класс.
Кроме этого, опытные учителя начальных классов советуют родителям действовать в двух направлениях – развивать мелкую моторику руки и прививать навыки и интерес к чтению.
Развитие мелкой моторики руки необходимо для формирования навыков графики, то есть умения правильно писать буквы. У детей дошкольного возраста мышцы кисти еще недостаточно развиты, поэтому зачастую плохой почерк и неправильно, неаккуратно написанные буквы связаны не с тем, что ребенок не хочет хорошо выполнить письменное задание, а с тем, что он просто не может – мышцы кисти, отвечающие за точность движений недостаточно развиты. Учителя начальных классов (Максимова Е.Л.) советуют выполнять такие простые и часто интересные для детей упражнения, как штриховка и обведение. Для развития мышц, отвечающих за мелкую моторику, вы можете приучать ребенка не просто раскрашивать картинки в раскрашках, но штриховать их ровными, желательно с одинаковым интервалом, штрихами. Вы можете сами придумывать картинки, использовать трафареты, кстати, обводить трафареты – это тоже хорошее упражнение для развития мелкой моторики рук. Данные упражнения легко превратить в игру, однако, выполняемые регулярно, они помогут вам избежать в дальнейшем проблем с каллиграфией. Очень важно «поставить» руку ребенка, развить ее, подготовить к такой сложной работе, как письмо.
Что же касается навыков выражения мысли, то, как правило, от дошкольника при поступлении в школу требуют, чтобы он умел внимательно слушать чтение книги или рассказ взрослого, понимал то, что ему читают или рассказывают, умел правильно, грамотно и последовательно излагать свои мысли. Как правило в современной школе также требуют, чтобы ребенок умел читать как минимум по слогам.
Чтение книг, а не только просмотр мультфильмов, необходимо ребенку, так как именно во время чтения развивается способность ребенка к образному мышлению (мультик такой возможности не дает, он предлагает уже готовые зрительные образы), восприятию информации на слух, тренируется долговременная память, способность к анализу и творческой интерпретации услышанного.
Лучший способ привить любовь к чтению – это создать еще одну семейную традицию, традицию чтения сказок перед сном. Причем, если перед дневным сном это придется делать маме, то чтение сказки папой перед ночным сном ребенка даст обоим замечательную возможность побыть немного вместе, установить тесный эмоциональный контакт. Чтение сказок папой формирует у ребенка уверенность в защите, добром отношении со стороны отца, учит его доверять папе, формирует отношения, которые потом будут длится в течение всей жизни.
Чтение перед сном можно использовать днем в качестве дополнительного упражнения по развитию речи – занимаясь с ребенком, мама всегда может спросить у него, что ему вчера читал папа. Пересказывая услышанное, ребенок учится не только правильно строить предложения и передавать свою мысль, но и анализировать суть прочитанного. Кроме того, обсуждение ситуаций и поведения героев, может быть использовано родителями в воспитательных целях.