Гиперактивный ребенок и школа (советы родителям)
Ну вот и настал момент, когда перед вами и вашим ребенком уже больше не стоит выбор «идти или не идти?». Школа – это не детский садик, идти в нее придется и именно с нее начинается настоящее приобщение ребенка «к взрослой» жизни, жизни со своими обязанностями, необходимостью делать то, что не нравится, жертвуя тем, что нравится и ну очень хочется сделать.
Если ваш ребенок хотя бы год ходил в детский сад, то многое не будет для него в новинку, если же – нет, то тогда процесс адаптации к школе может занять чуть дольше время.
Что можно и нужно учесть, отправляя малыша в первый класс, каким образом можно снизить стресс, возникающий при столкновении с новым, необычным, не всегда приятным и не всегда комфортным миром школы.
Прежде чем начать думать о том, что необходимо учесть при выборе школы для гиперактивного ребенка, хотелось бы обратить внимание родителей на то, что школа ни в коем случае родителей не заменяет и не снимает с них обязанности продолжать заниматься развитием и воспитанием своего ребенка. В школе ребенок может только проявить то, что вы в него уже заложили и продолжали закладывать. Все основы хорошего тона, воспитанности, терпимости к людям, все качества, необходимые для успешной учебы и просто для жизни: терпение, аккуратность, трудолюбие, расположенность к людям, умение думать не только о себе, но и том, кто рядом и т.д. воспитываются и приобретаются не в школе, а только и исключительно в семье. Воспитывается же и приобретается все это не путем постоянного использования различных способов «воспитательного воздействия», но только путем наблюдения ребенка за вами, путем, как это ни прискорбно, вашего личного примера. Отчасти вы заметили это, когда ребенок учился говорить – он повторял абсолютно все ваши словечки и высказывания, даже те, которые вы не хотели бы, чтобы он повторял. То же самое касается и поступков и выбора линии поведения в жизни.
Как нам кажется, при выборе школы для дошкольника должны быть учтены два основных момента:
1) до школы должно быть удобно добираться
2) учитель начальных классов должен быть добрым и любить детей (по возможности).
И – на этом все. Школа может быть любой – самой простой муниципальной, находящейся во дворе дома, где вы живете, главное, она должна соответствовать данным требованиям.
Если школа находится в другом конце города, то необходимость раннего подъема, непременная нервотрепка, связанная с пробками, опасением опоздать, вашей связанностью – что делать три-четыре урока – до дома только доберешься, уже нужно ехать обратно, одного ребенка не отпустишь – никак – все это будет служить дополнительным источником нервозности и создавать дополнительный стресс. Это не полезно для любого ребенка, а для гиперактивного – тем более.
Учитель начальных классов должен любить детей – это обязательное условие. В начальной школе интерес ребенка к познанию окружающего мира еще очень высок, но, с другой стороны, в этот период ребенок особенно раним и чувствителен к негативным воздействиям со стороны окружающих. Он учится познавать мир, определять как, когда и на что нужно реагировать. Поведенческие стереотипы, складывающиеся в начальной школе крайне сильны. Если на данном этапе «отбить» у ребенка охоту к учебе, то восстановить будет практически невозможно – потребуется ждать, пока у вашего ребенка возникнет осознанная необходимость в получении знаний, то есть, фактически его взрослости. Главным «убийцей» детского интереса к учебе является страх. Если по каким-то причинам посещение школы и пребывание в ней ассоциируется у него со страхом и вы вовремя не заметите и не решите данной проблемы, то не исключено, что на долгие годы школа станет самым нелюбимым местом в мире.
Что касается обучения в различных гимназиях, дополнительных занятий (имеются в виду учебные занятия – языки, математика и т.д., а не развивающие – танцы, рисование, гимнастика и т.п.), то хочется, чтобы вы просто знали – физиологичной нагрузкой для ученика начальных классов является нагрузка в три-четыре урока в день. Причем, в первом классе длительность урока должна быть не более тридцати минут, постепенно увеличиваясь до сорока минут. Кроме того, гиперактивный ребенок по определению не способен концентрировать на чем-то свое внимание дольше десяти-пятнадцати минут подряд. Нагрузка, превышающая данные нормы является нефизиологичной и создает предпосылки для возможного возникновения трудностей не только психологического характера (вызванных стрессом на фоне постоянных перегрузок), но и характера физического (как известно, именно стресс и постоянные перегрузки являются причиной многих болезней).
Итак, основные требования к школе мы вам привели, все остальное вы можете решить сами, когда сядете «семейным советом» и определите, чего вы ждете от школы для своего малыша. Решая данный вопрос, не забудьте поинтересоваться и мнением самого ребенка, возможно, его отношение к данной теме весьма вас удивит.
Теперь немного о том, что же можно и нужно сделать для того, чтобы ваш ребенок чувствовал себя в школе максимально комфортно.
Ваши действия должны быть направлены по трем основным направлениям:
1) психологическая подготовка и выработка социальных навыков, необходимых для нормальной адаптации в школьном коллективе;
2) физическая подготовка – школа это и большая физическая нагрузка, прежде всего, если ваш ребенок здоров, физически крепок, то ему гораздо легче будет перейти в новую ипостась;
3) формирование необходимых учебных навыков.
Попробуем чуть более подробно разобраться в том, что мы можем сделать для своего ребенка в каждом из этих направлений.
1. Психологическая подготовка и выработка необходимых социальных навыков
Школа – это уже совсем другой уровень познания ребенком окружающего мира. Это полная смена способа познания окружающего мира. Если в дошкольном возрасте основным средством познания мира была игра, то в школе ребенок должен осваивать новый вид деятельность – учебную. Конечно, при посещении занятий для подготовишек, в детском садике, дома с мамой, ребенок уже сталкивался с учебной деятельностью – у него были и занятия письмом, и устным счетом, и чтением. Но все-таки это не была его основная деятельность. Он занимался всем этим как бы «факультативно» во время, остающееся свободным от игры.
Когда ребенок идет в школу, то ситуация меняется с точностью до наоборот. Теперь основной его «работой» становится учеба, а играть он может во время, остающееся свободным от учебы. Это очень сложно и трудно для ребенка. Ребенок консервативен по своей природе и крайне неодобрительно относится к любым глобальным переменам в своей жизни – инстинктивно он воспринимает их как угрозу своему знакомому и привычному миру. Особенно это касается ребенка гиперактивного – привычный и однообразный распорядок дня, скрупулезное следование действий друг за другом в течение всего дня – единственное спасение для его еще не совсем сформировавшейся и склонной к перевозбуждению психики.
Поэтому со школой нужно поступать так же как вы поступали ранее с детским садом – начинать привыкать заранее и постепенно. Для гиперактивного ребенка крайне важно посещать подготовительные курсы – они помогут сделать переход от игры к учебе более плавным, постепенным. Очень важно, особенно если вы не посещали детский садик, самой заниматься с ребенком и понемногу переходить к тому, чтобы ваши занятия напоминали уроки по своей структурной организации – было четкое начало и завершение урока, вырабатывались и закреплялись правила, свойственные школе – не прерываться и не уходить без разрешения, учиться контролировать свое поведение, учиться сидеть смирно и не мешать соседу – в роли соседа можно «использовать» старших брата или сестру или просто друзей вашего ребенка.
Еще одной психологической проблемой, с которой сталкивается ребенок при поступлении в школу является высокий уровень самостоятельности. Здесь уже нет ни родителей, ни даже воспитательницы с нянечкой, которые постоянно помогали ему справляться с простыми и повседневными делами – обслуживать самого себя, содержать в порядке рабочее место за своей партой, ходить в столовую и т.п. К этому ребенка тоже нужно заранее и постепенно приучать. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Поручите ему какие-нибудь домашние дела, чтобы он научился выполнять свою работу без помощи взрослых.
Приучайте ребенка к жизни в коллективе, особенно, если он не ходил в садик. Ему будет очень сложно привыкать одновременно к новому виду деятельнсти – к урокам и к необходимости проводить много времени и вместе что-то делать в большом коллективе. Развивайте у него одновременно и способность к продуктивному сотрудничеству и способность постоять за себя, отстаивать свое мнение и «отвоевывать своем место под солнцем».
Ну и, наконец, главное, что может обеспечить нормальную психологическую адаптацию ребенка к школе – это тесный эмоциональный и психологический контакт с вами. Ребенок должен доверять вам, у него должно быть желание и развитая вами привычка постоянно рассказывать о том, что он делал, видел, думал в течение дня, привычка откровенно говорить о тех проблемах, с которыми он сталкивался в течение дня. Между вами и ребенком должно быть доверие. Вам следует интересоваться тем, что происходило с ним, не делая при ребенке акцента на том, что вы считаете проблемой, а он, возможно, пока еще не знает как к этому относиться, но делая все возможное, для того, чтобы проблему разрешить. Главное – никогда не паниковать и, даже паникуя, не показывать своей паники ребенку. Ну да, он подрался и пришел домой с синяками, но ведь это неизбежно, драться нужно тоже учиться, поэтому лучше для вас, чтобы вы просто в такой ситуации разобрались в чем причина, подсказали возможные пути мирного разрешения подобных ситуаций на будущее и научили ребенка правильно драться (правда лучше, если это сделает папа, мама по определению не способна научить правильно драться) на тот случай, если все-таки ситуация будет неразрешима мирным путем.
2. Физическая подготовка
Учеба – это не только эмоциональный стресс для ребенка, но и работа, требующая достаточно большой затраты физических сил. Как ни странно, но для того, чтобы сидеть на месте и делать уроки или слушать учителя ребенку нужно гораздо больше физических сил, чем для того, чтобы целый день носиться по полям и весям.
Поэтому вы должны заблоговременно позаботиться о том, чтобы ваш ребенок был в хорошей физической форме и был способен выдержать физическое напряжение спокойного сидения в течение трех уроков и затем еще во время выполнения домашнего задания.
Кроме того, регулярные физические нагрузки – это еще и замечательное дисциплинирующее, развивающее упорство и способность к повторению одних и тех же действий средство. Регулярные физические нагрузки – это и лучшее «укрепляющее организм вещество», действующее не хуже самых современных витаминов. Регулярные физические нагрузки нужны мамам и папам постоянно, не только во время подготовки их ребенка к школе, но подготовку ребенка к школе можно использовать в качестве средства, стимулирующего папу лишний раз сделать с ребенком зарядку, а маму – лишний раз пройтись с ребенком пешком до магазина или до ближайшего парка. В любом случае регулярные физические нагрузки могут оказаться отличным средством для «создания более спокойной атмосферы в семье». Так что, регулярные физические нагрузки – это одни сплошные плюсы при полном отсутствии минусов. Поэтому, бросайте книгу, переодевайтесь в спортивную форму или просто в удобную одежду, одевайте ребенка – идем гулять, бегать, делать зарядку.