Социальные факторы и роль семьи
В последнее время по наблюдениям психологов все чаще встречаются случаи гиперактивности без нарушения внимания. Специалисты считают, что во многом гиперактивность обуславливается социальной средой и эмоциональной атмосферой, окружающей ребенка в семье.
Наблюдения показывают, что гиперактивность чаще всего отмечается в двух социальных группах семей – семей, в которых родители склонны к асоциальным поступкам (алкоголизм, наркомания, драки, регулярное избиение и унижение детей и т.п.), а также, как это ни удивительно, в очень обеспеченных семьях, имеющих, чаще всего, единственного ребенка, которого принято считать центром вселенной и который с младенческого возраста получает абсолютно все, что захочет и привыкает считать, что весь мир создан только для него.
Дети – удивительные создания. Они нуждаются не только в нашей безусловной любви, подтверждение которой они хотят получать каждый день, каждое мгновение своей жизни, но они так же нуждаются и в очень четко очерченных и, самое главное, - постоянных границах, которые устанавливаются не ради самоутверждения родителей, но ради обеспечения безопасности ребенка.
Если ребенку в семье недостает любви, или недостает явных ее проявлений (физического контакта с родителями, добрых слов, ласки), или к ребенку предъявляют слишком высокие требования, вырабатывая у него страх перед малейшей ошибкой или провинностью, то постепенно у него формируется комплекс собственной неполноценности. Поскольку человеку во что бы то ни стало необходимо ощущать себя востребованным, нужным и полноценным членом общества, то дети из таких семей, стараясь утвердиться в собственных глазах и глазах своих сверстников часто выбирают путь асоциального поведения, доказывая, таким образом, свои мужество, храбрость, ум и ловкость.
Кроме того, необходимо помнить то, что очень часто ребенок, особенно в школьном возрасте, избирает путь асоциального поведения для того, чтобы привлечь внимание родителей к собственной персоне, подать последний сигнал бедствия, предъявить мир свой счет на недополученную любовь и внимание. Родителям необходимо помнить, что никакие подарки, элитные школы, дорогая компьютерная и бытовая техника, никакие гувернантки, репетиторы и няньки не способны заменить утра, проведенного ребенка вместе с папой и мамой, совместного завтрака, проходящего в атмосфере любви и взаимопонимания, совместного похода в зоопарк или простой прогулки до ближайшей детской площадки или Луна-парка.
Но не менее чем психологическая заброшенность, для ребенка опасны и вседозволенность и положение кумира в семье. Как говорит доктор Е.О.Комаровский, ребенок «должен быть не более, но и не менее, чем обычным членом семьи, которому уделяется такое же внимание и посвящается такое же время, как и другим членам семьи». Кроме того, для того, чтобы ребенок чувствовал себя психологически комфортно, чувствовал себя в безопасности, ему необходимо очень четко, не только на уровне сознания, но, скорее, на уровне подсознания, понимать, что родители рядом и они всегда позаботятся о его безопасности. Наличие рамок, ограничений и определенных границ – одно из условий данной безопасности. Такие простые, с точки зрения взрослого, вещи, как режим дня, ограничение в сладком и времени, которое ребенок может провести за компьютером без ущерба для своего психологического и физического здоровья, ограничение программ и фильмов соответствующими возрасту ребенка, соблюдение возрастных физиологических норм при планировании занятий в школе и различного рода кружках и секциях – все это является жизненно важным и необходимым для ребенка. Не менее важным является и то, что любой нормальный ребенок периодически проверяет границы дозволенного и для его же собственного психологического комфорта необходимо, чтобы они были незыблемыми и не менялись произвольно в ту или иную сторону.
Поясним на простом примере режима дня. Общеизвестно, что психика маленького ребенка – малыша, дошкольника, младшего школьника находится еще в стадии формирования. В этом возрасте малыш еще неспособен произвольно управлять центрами торможения и если его мозг получает слишком много информации и не в состоянии с ней справится, то процессы торможения могут полностью отключится, наступает перевозбуждение и с данным состоянием ребенок не может справится сам, без помощи взрослых. Если с самого первого дня жизни ребенка в семье принято строго соблюдать режим дня и чередовать режимы активного бодрствования с периодами сна или хотя бы просто отдыха в кровати, то во время сна психика ребенка может отдохнуть, впечатления немного «остывают» и «устаканиваются», малыш «приходит в себя» и может продолжать активное познание окружающего мира. Причем родителям необходимо помнить, что если в младенчестве ребенок, устав, способен уснуть прямо в манеже на груде игрушек, то , подрастая, он теряет эту спасительную способность и чем больше он перевозбуждается, тем сложнее его уложить и уговорить поспать. Поэтому привычка к соблюдению режима дня становится спасительной в тот момент, когда психика малыша еще недостаточно окрепла, чтобы обрабатывать впечатления целого дня, а физические силенки уже позволяют проводить долгое время бодрствуя.
То же самое касается и режима питания. Современные диетологи и психологи установили, что зачастую проблемы с лишним весом уходят корнями в раннее младенчество и детство ребенка, когда родители или бабушки кормили ребенка при малейшем плаче, не разбираясь – плачет он от голода или дискомфорта. Таким образом, от великой любви, от желания покормить родного и любименького чем-то вкусненьким, сладеньким, свеженьким, в ребенке формируются две вреднейшие привычки, вызывающие наличие лишнего веса во взрослом возрасте:
– есть в любое время вне зависимости от реально испытываемого голода
– «заедать» все свои неприятности, стрессы, неприятные моменты в жизни какой-либо калорийной пищей.
Глава 3. ЧТО ДЕЛАТЬ?
(что предлагает официальная медицина для терапии (лечения) СДВГ)