Социальные функции семьи

Функции семьи – это способы проявления ее активности;

жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья выполняла следующие функции:

- воспроизводства населения (физическое и духовно-нравственное

воспроизводство человека в семье);

- воспитательная функция – социализация молодого поколения,

поддержания культурного воспроизводства общества;

- хозяйственно-бытовая функция – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

- экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

- духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное

взаимообогащение;

- социально-статусная – предоставление определенного статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

- досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение

интересов;

- эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия;

- сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений.

Практически во всех обществах мы можем выделить нуклеарную семью, состоящую из двух взрослых, живущих вместе, ведущих свое домашнее хозяйство и имеющих собственных либо приемных детей. Когда родственники, не являющиеся супружеской парой с детьми, живут вместе либо находятся в близком контакте, мы говорим орасширенной семье.Расширенную семью можно определить как группу людей, состоящую из трех или более поколений, живущих либо в одном и том же помещении, либо очень близко друг от друга. Она может включать бабушек, дедушек, братьев и их жен, сестер и их мужей, тетей, дядей, племянников и племянниц.

Семьи, как нуклеарные, так и сложные, по отношению к рассматриваемому индивиду могут подразделяться народительские и репродуктивные семьи. К первому типу относится семья, в которой человек рождается, ко второму — семья, которую человек образует, став взрослым, и внутри которой воспитывается новое поколение детей.

Моногамия в Беларусизакреплена законом. Тем не менее, учитывая высокий уровень разводов (в год заключается примерно 70 тыс. браков и более 50% из них распадаются в ближайшие 5 лет), можно назвать сложившуюся моногамиюпериодической. Индивидам позволяется иметь последовательно несколько супругов, хотя никто не может иметь более чем одну жену или мужа одновременно.

Отрицательный прирост населения за последние 12 лет в Беларуси составляет, в среднем, 46,5 тыс чел. в год. Общий коэффициент рождаемости сократился с 13,9 на 1000 населения до 9,1.

Снижение рождаемости обусловлено воздействием ряда факторов: ухудшением экономического положения населения в середине 90-х годов; ухудшением репродуктивного здоровья населения; изменениями шкалы жизненных ценностей молодого поколения. Современные параметры рождаемости почти в 2 раза меньше, чем требуется для замещения поколений.

Растет число людей, проживающих без регистрации брака и никогда не состоявших в браке. Высокий уровень разводов, внебрачных рождений, а также вдовства вследствие более высокой смертности мужчин увеличивает количество неполных семей, доля которых в настоящее время составляет 22 процента от общего числа семей, имеющих детей в возрасте до 18 лет. В настоящее время преобладает ориентация супружеских пар на 1-2-детную семью. Доля семей с одним ребенком в общей численности семей, имеющих несовершеннолетних детей, составляет 65% (в 1989 году - 48 процентов). Троих и более детей имеют 6 % семей, остальные – двоих.

Закрепление социальной нормы однодетности в массовом сознании может привести к необратимости процесса сокращения рождаемости, а следовательно, и численности населения.

Статистика:В 2006 г. в РБ было сделано около 58,5 тыс. абортов, а в 2007 г. – 38,7 тыс. Так, на 100 родов пришлось более 45 абортов.

В начале 2011 г. в Беларуси на 1тыс. заключаемых браков пришлось 673 развода.

В 2010 г. этот показатель был на уровне 555 разводов.

Каждый год в РБ происходит более 25 тыс. разводов.

Насилие в семье: ежегодно регистрируется около 120 тыс. обращений в органы внутренних дел, по поводу семейно-бытовых конфликтов.

Приоритетными направлениями для РБ в сфере семейно-брачных отношений, является: формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя и более детьми; создание условий для реализации репродуктивных установок семей и укрепление семьи; охрана здоровья беременных женщин и т.д.

Лекция 12.Виды и типы социологического исследования.

1.Структура, функции и виды социологического исследования.

2. Социологические исследования в Беларуси и их значение.

Развитие социологии связано с исследованием. Эмпирическая социология связана с конкретным исследованием.

Вообще идея исследования заимствована из естественных наук. Некоторые методы социологии можно отнести к общенаучным методам.

Под социологическим исследованием понимают систему логически последовательных, методических и организационно-технических процедур, связанных с получением объективных, достоверных данных в обозначаемом процессе или явлении для их последующего практического использования.

Социологические исследования состоят из трех уровней:

1.Методологический – основан на определенной позиции автора, теоретико-методологической точки зрения, которая является основой для интерпретации социальных проблем, предмета и результата исследования.

2.Методический – существование теории измерений и основанных на ней методов сбора информации.

3.Процедурный – характеризует непосредственную организацию проведения методологического исследования.

Социологическое исследование проводится тогда, когда определенный процесс, явление рассматривается проблемным для общества.

Проводится социальное исследование чаще всего по чьему-то заказу – государства, организации и т.д.

Виды социологического исследования:

1.Социологические исследования делятся на теоретические и эмпирические. Теоретические служат для разработки теорий и концепций. Эмпирические исследования касаются изучения конкретных социальных проблем для решения конкретных задач.

2.Задачи исследования: разведывательное – это самый простой вид, опрашивается небольшое количество людей. Такие исследования проводят перед большим социальным исследованием. Описательное исследование – получение целостных сведений об изучаемых событиях, явлениях. Проблема описывается, но в ее суть еще не вникают. Аналитическое исследование – выявляются причины, способы разрешения тех или иных проблем.

3.Социологические исследования разделяются по частоте проведения: Разовые – дают знание о явлениях на текущий момент времени. Повторные исследования – по единой программе одна и та же проблема изучается периодически в течении длительного времени. Есть лонгитюдные исследования – изучается одна и та же социальная группа.

4. Социологические исследования различаются по масштабу: международные, общенациональные, региональные, отраслевые, локальные.

В эмпирическом исследовании выделяют три этапа:

1.Подготовительный – связан с разработкой программы социологического исследования.

2.Основной – непосредственно проведение исследования.

3.Завершающий – связан с обработкой и анализом полученных данных.

Программа социологического исследования – это теоретико-методологический документ, который дает теоретическое обоснование методологическим подходам, технике изучения предмета и анализа.

Первая часть программы называется методологической и включает:

1.Формулировку и обоснование проблемы, т.е. что будет изучаться.

2.Определение целей и задач социологического исследования.

3.Гипотеза – предположение, которое будет подтверждено или опровергнуто в результате социологического исследования.

4.Операционализация понятий – разработка самих понятий (например, семья – это малая группа людей).

Вся общность, как объект исследования, на который распространяется проблема, носит название генеральной совокупности. Люди, входящие в совокупность – респонденты.

Определенное количество людей, отобранных по специальным параметрам из генеральной совокупности, которые подвергаются исследованию, называются выборкой (выборочной совокупностью).

Выборка может быть малой – до 30 человек, или большой – свыше 30 человек.

Данные социологического исследования, отклонение в которых от генеральной совокупности не превышает 5% принято называть репрезентативными или достоверными.

Методы сбора данных. Самым распространенным методом является метод наблюдения – метод сбора первичных данных, посредствам восприятия и регистрации событий, поведения людей и групп, касающихся изучаемого объекта и значимых для исследования.

Метод наблюдения делится на виды:

1.По положению наблюдателя. Наблюдение бывает включенным – наблюдатель внутри исследуемой группы, невключенным – наблюдатель вне этой группы.

2.По условиям организации. Полевое – в реальных условиях жизни и лабораторное.

3.По регулярности проведения. Систематическое и случайное.

Основной задачей наблюдателя является определенный предмет наблюдения и доказательство гипотезы.

Методы анализа документа.Документом считают любую информацию, зафиксированную на определенном носителе. Все документы делятся на группы – официальные и неофициальные, письменные (печатная продукция) и фонографические (все остальные).

Анализ документов производится двумя способами:

1.Традиционный анализ – прочтение документа, его анализ, интерпретация.

2.Формализованный анализ – это анализ содержания документа.

Социологический опрос – это метод исследования, связанный с непосредственным обращением к корреспонденту с вопросами, ответы на которые раскрывают изучаемую проблему. Собираются сведения касающиеся событий и фактов. Это самый распространенный метод исследования.

Есть виды социологического опроса:

1.Письменный (анкетный) опрос, является основным видом социологического опроса, так респонденты отвечают на вопросы в анкете. Есть открытые вопросы – нужно указать свой вариант ответа, есть закрытые и т.н. полузакрытые.

Опрос проводится среди подготовленной к этому аудитории.

Любая анкета содержит социально-демографический блок вопросов: пол, возраст, место жительства, уровень образования, место работы (учебы).

2.Интервью – проводится беседа по ранее намеченной теме.

3.Экспертный опрос – респондентами являются эксперты, которые обладают определенными знаниями и владеют проблемой и ее анализом. Критериями для этого опроса является род занятий, стаж работы, возраст. Очень важна компетентность экспертов. Они дают свою, субъективную оценку проблеме. Так, самым распространенным видом экспертного опроса является проведение «круглых столов».

4.Социометрический опрос – его используют для изучения малых групп, этот опрос в основном касается изучения взаимоотношений в коллективе и его лидеров. Собирается информация о межличностных отношениях внутри коллектива. Часто задается вопрос «кого бы вы взяли с собой на необитаемый остров».

Обработка, анализ и использование информации. После проведения исследования заказчику предоставляется документ – аналитическая записка. Она содержит в себе анализ полученных результатов в ходе проведения социологического исследования с подробным их описанием и распределением респондентов по определенным категориям, в соответствии с избранными ими вариантами ответов на вопрос. Это линейное распределение.

В аналитической записке, кроме анализа, содержатся рекомендации заказчику, позволяющие решить ему ту или иную проблему.

Обработку и анализ данных производят с помощью специальных программ, которые включают в себя редактирование информации, ее проверку и т.д.

Ремонтом выборки называется изъятие из выборочной совокупности определенных категорий, количество которых больше, чем это необходимо для целей исследования.

Кодировка информации – это перевод ее в компьютер.

Статистический анализ – это сводка информации, связанной со статистикой.

Наши рекомендации