Особенности взятия крови на биохимическое исследование
При взятии крови на биохимическое исследование медсестра должна помнить:
· забор крови для исследования производится утром строго натощак;
· перед исследованием не проводятся лечебные процедуры (внутримышечные, внутривенные инъекции, физиотерапия, массаж, рентгенологическое исследование и т.д.);
· время наложения жгута не должно превышать 1 минуты;
· кровь берется сухим охлажденным шприцем или сухой иглой и спускается в сухую центрифужную пробирку;
· во время забора крови пациент не должен сжимать пальцы рук и производить ими какие-либо движения;
· для определения 1-го показателя достаточно 1 - 2 мл крови;
· при назначении большого количества исследований следует исходить из расчета 1 мл крови на 1 исследование;
· кровь должна быть доставлена в лабораторию не позднее 1 - 5 часов после взятия.
5. Техника применения пузыря со льдом.
Оснащение:
· Пузырь для льда
· Кусочки льда
· Полотенце
· Ёмкость с дезинфицирующим 1% р-ром хлорамина
· Ветошь
· Вода 14-160С
· перчатки
Последовательность:
· Вымыть руки
· Заполнить пузырь для льда мелкими кусочками льда, залить их холодной водой 14-160С
· Положить пузырь на горизонтальную поверхность и завернуть крышку
· Положить на нужный участок тела на 20 минут
· Можно пузырь держать длительное время, но каждые 20 минут делать перерыв на 10-15 мин. по мере таяния льда, воду можно сливать, а кусочки льда добавлять.
· Убрать пузырь со льдом, вылить воду и удалить остатки льда
· Пациенту создать покой и удобное положение
· Вымыть руки, надеть перчатки
· Обработать пузырь для льда ветошью, смоченной в дез/р-ре хлорамина двукратно с интервалом 15 мин.
· Вымыть водой, высушить и хранить в спец. отведённом месте.
Эталон ответа к задаче № 2.
1. Рак молочной железы, что подтверждается наличием малоподвижного плотного образования в наружном квадранте левой молочной железы, изменением кожи ("лимонная корка"), выделениями из соска, увеличенным лимфоузлом в левой подмышечной впадине.
2. У пациентки нарушены, потребности: быть здоровой, чистой, работать, общаться, поддерживать состояние.
3. Проблемы пациентки:
Настоящие:
1.Эмоциональный страх перед операцией.
2.Страх косметического дефекта.
3.Дефицит знаний о характере операции.
Потенциальные:
1.Риск нагноения послеоперационной раны.
2.Риск возникновения отека левой руки.
3.Риск образования обезображивающего послеоперационного рубца.
4.Риск рецидива опухоли.
Приоритетная: страх перед предстоящей операцией.
4.Цель - уменьшить эмоциональную напряженность пациентки к моменту операции.
№ | Планирование | Мотивация |
Ознакомить пациентку с планом лечения, вселить уверенность в благополучный исход операции | Для психологической адаптации пациентки | |
Провести беседу с родственниками | Для моральной поддержки пациентки | |
Обеспечить взятие и выполнение анализов: клинического крови, общего мочи, группы крови и резус-фактора | Для подготовки к операции, предупреждения осложнений во время и после операции | |
Провести подготовку к операции по назначению врача: очистительная клизма, гигиеническая ванна, смена нательного белья; в день операции: сухое бритье левой подмышечной впадины, вечерняя и утренняя премедикация | Для подготовки к операции, предупреждения осложнений во время и после операции | |
Дать рекомендации пациентке по уходу за послеоперационным рубцом и левой рукой в домашних условиях | Для своевременной реабилитации | |
Измерение пульса, АД, ЧДД, температуры перед операцией | Для контроля за состоянием пациентки |
Оценка: Пациентка согласна на операцию. Цель достигнута.
5.Студент выполняет манипуляцию согласно алгоритму.
Определение группы провис применением цоликлонов.
Цель: умение определять группы крови применяя цоликлоны.
Показания: переливание крови и ее компонентов пациентам по назначению врача. Цоликлоны анти-А, анти-В и анти-АВ предназначены для определения группы крови человека системы АВО в прямых реакциях гемагглютинации и применяются взамен или параллельно с иммунными сыворотками.
Необходимые условия: флакон с кровью любой группы, цоликлоны анти-А, анти-В и анти-АВ, пластины или размеченный планшет, индивидуальные пипетки – 3, предметное стекло.
Этапы | Обоснование |
1.Нанести на планшет или пластину индивидуальными пипетками цоликлоны анти-А, анти-В и анти-АВ по одной большой капле (0,1 мл) под соответствующими надписями. | Необходимые требования согласно инструкции Минздравмедпрома России от 17.03.1995 г. и утвержденной зам. начальника Управления научных исследований Минздравмедпрома России Бельговым В.Е. |
2.Рядом с каплями антител нанесите по одной маленькой капли исследуемой крови (0,01 - 0,03 мл). | |
3.Смешайте кровь с реагентом разными концами предметного стекла. | Не допускать смешивания с разными реагентами. |
4.Наблюдайте за ходом реакции с цоликлонами визуально при легком покачивании пластины в течение 3-х минут. Агглютинация эритроцитов с цоликлонами обычно наступает в первые 3-5 секунд, но наблюдение следует вести 3 минуты. | |
5.Результат выражается в агглютинации эритроцитов видных невооруженным глазом в виде мелких красных агрегатов, быстро сливающихся в крупные хлопья – это положительный. При отрицательной реакции капля остается равномерно окрашенной в красный цвет, агглютинация в ней не обнаруживается. | |
6. Интерпретация результатов: - при отсутствии агглютинации во всех трех реагентах – первая группа крови; - при наличии агглютинации с цоликлоном анти-А – вторая группа крови; - при наличии агглютинации с цоликлоном анти-В – третья группа крови; - при наличии агглютинации во всех трех реагентах – четвертая группа крови. | Результат читается по наличию агглютинации с цоликлонами. |
№ 27.
Задача № 1.
Пациентка Г., 68 лет, доставлена в терапевтическое отделение машиной скорой помощи с диагнозом левосторонний экссудативный плеврит. Предъявляет жалобы на слабость, сухой сильный приступообразный кашель, субфебрильную температуру. Плохо спит с первых дней заболевания - не может заснуть до 2-3-х часов утра, оставшееся время дремлет с перерывами. Утром чувствует себя разбитой, болит голова. Раньше проблем со сном не было, связывает их появление с болезненным надсадным кашлем.
Температура 37° С. Частота дыхания 20 в минуту, пульс 80 в минуту, удовлетворительных качеств, АД 130/80 мм рт.ст.
Задания
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Объясните пациентке правила взятия крови на общий анализ.
3. Подготовьте набор для плевральной пункции.
Задача № 2.
Мальчик 10 лет находится на стационарном лечении. Диагноз «Острая ревматическая лихорадка, полиартрит». При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: мальчик жалуется на боли в левом коленном суставе, из-за болей не встает, не может менять положение ноги в постели.
Для этого (3-4 дня назад) беспокоили боли в правом голеностопном суставе, в анамнезе 3-и недели назад болел ангиной.
Объективно: Температура 37,8ºС; кожные покровы бледные, чистые, синие тени под глазами, положение в постели пассивное. Левый коленный сустав на ощупь горячий округлой формы увеличен в размере, движения болезненные. Пульс 100 ударов в минуту. ЧДД-22 в минуту.
Врачебные назначения:
1. Диклофенак 25 мг х1 раз в день после еды
2. Амоксициллин внутримышечно 0,5 х 4 раза в день
3. Строгий постельный режим
Задания:
1. Выявите, удовлетворение, каких потребностей нарушено.
2. Определите проблемы больного ребенка, выделите приоритетную.
3. Определите цели, и составите план сестринского вмешательства с мотивацией
4. Наложите согревающий компресс на сустав.
Эталон ответа к задаче № 1.
Проблема пациентки:
не может спать из-за сильного сухого кашля
Цель: пациентка будет спать не менее 7 часов ночью
План | Мотивация |
1. М/с рекомендует пациентке теплое питье. | Для уменьшения раздражения слизистой бронхов |
2. М/с обучит пациентку самостоятельному проведению ингаляций | Для уменьшения раздражения слизистой бронхов и уменьшения кашля |
3. М/с информирует о правильном приеме противокашлевых средств по назначению врача | Для угнетения кашлевого центра и уменьшения кашля |
Оценка. Пациентка отметила улучшение сна, спала ночью, почти не просыпаясь. Жалоб на постельный дискомфорт не предъявляет. Цель достигнута.
Эталон ответа к задаче № 2.
1. Нарушены потребности: двигаться, одеваться и раздеваться, поддерживать температуру тела, спать, отдыхать, быть здоровым.
Проблемы пациента:
Настоящие –
- ограничение физической активности,
- боль в суставе,
- лихорадка
Потенциальные
- риск возникновения пролежней.
- риск возникновения запора.
- риск нарушения жизнедеятельности, связанный с дефицитом отдыха
2.Приоритетная проблема: боль в суставе.
3. Краткосрочная цель: уменьшить боль в течении 1-2 –х дней.
Долгосрочная цель: пациент будет адаптирован к своему состоянию и жизни в обществе к моменту выписки.
ПЛАН | МОТИВАЦИЯ |
1. Медицинская сестра обеспечит физический и психический покой | 1. Для улучшения состояния пациента. |
2. Медицинская сестра обеспечит вынужденное положение пациенту в постели. | 2. Для уменьшения боли. |
3. Медицинская сестра осуществит комплекс мероприятий по уходу за пациентом | 3. Для соблюдения правил личной гигиены. |
4. Медицинская сестра обеспечит постановку холодного компресса на область сустава (по назначению врача) | 4. Для уменьшения боли. |
5. Медицинская сестра будет проводить простейший комплекс ЛФК и массаж (по назначению врача) | 5. Для профилактики гиподинамии и пролежней |
6. Медицинская сестра проведет беседу с родственниками о психологической поддержке пациента, о щадящем режиме его физической активности. | 6. Для облегчения адаптации пациента к своему состоянию. |
7. Медицинская сестра проведет беседу с пациентом о гиподинамии и ее последствиях | 7. Для профилактики гиподинамии. |
8. Медицинская сестра обеспечит выполнение назначений врача. | 8. Для лечения пациента. |
ОЦЕНКА: состояние пациента значительно улучшится, уменьшится боль в суставе. Цель будет достигнута.
Неотложная помощь:
1. Уложить ребёнка горизонтально с приподнятыми ногами (на 50-60 0).
2. Обеспечить свободное дыхание и достаточный приток свежего воздуха.
3. Обрызгать лицо холодной водой.
4. Дать вдохнуть пары нашатырного спирта или уксуса.
5. При гипогликемическом состоянии ввести 20-40% р-р глюкозы 20-40 мл.а/вено струйно.
6. При выраженной артериальной гипотензии ввести 1% р-р мезатона 0,1мл/год жизни (не более 1 мл) п/кожно или в/мышечно.
При кратковременном обмороке рекомендовать пациенту обратиться к врачу. При затянувшемся вызвать скорую помощь, госпитализировать в соматическое отделение.
Капли в нос (сосудосуживающие)
ЦЕЛЬ:
· обеспечение терапевтического эффекта.
ОСНАЩЕНИЕ:
· сосудосуживающие капли в нос;
· стерильные пипетки в мензурке;
· электроотсоса или резинового баллончика;
· салфетки;
· почкообразный лоток (2 шт.);
· маска, перчатки.
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ:
· капли в нос закапывают после очищения носовых ходов от содержимого.
Этапы | Обоснование | |
ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ | ||
- Надеть маску | - Обеспечение инфекционной безопасности | |
- Объяснить ребенку/родственникам цель процедуры | - Обеспечение прав ребенка, родителей на информацию, мотивация к сотрудничеству | |
- Подготовить необходимое оснащение | - Обеспечение четкости выполнения процедуры | |
- Вымыть и осушить руки, надеть перчатки | - Обеспечение инфекционной безопасности | |
- Ребенка старшего возраста усадить, маленького - уложить на пеленальный стол | - Облегчение проведения процедуры | |
- Очистить при наличии слизи носовые ходы с помощью электроотсоса (резинового баллончика); если в носовых ходах имеются корочки, удалить их жгутиками, смоченными в стерильном масле Примечание: при вязком секрете для его разжижении используют раствор фурациллина 1:5000 или 2% раствор натрия бикарбоната - Ребенок старшего возраста должен высмаркиваться без напряжения, поочередно из каждой ноздри | - Создание условий для попадания лекарственного вещества на слизистую оболочку носа - Предупреждение инфицирования среднего уха через слуховую трубу | |
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ: | ||
- Придать ребенку правильное положение: слегка запрокинуть голову малыша и повернуть ее в сторону той половины носа, куда закапывают капли | - Обеспечение правильного положения головы для введения капель в левую половину носа | |
- Набрать в пипетку лекарственное средство, приподнять кончик носа ребенка пальцем и закапать 2 - 3 капли по наружной стенке в одну половину носа | - Создание условия для равномерного распределения лекарственного средства по боковой стенке и проникновения в носовые ходы | |
- Прижать пальцами крыло носа к носовой перегородке, удерживая ребенка в зафиксированном положении, и сделать легкие вращательные движения | - Создание условий для лучшего распределения и всасывания лекарства в носовой полости | |
- Через 1 - 2 мин., соблюдая те же правила, ввести капли в другую половину носа | - Выполнение процедуры | |
ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ: | ||
Использованную пипетку, резиновый баллончик погрузить в дезраствор | Обеспечение инфекционной безопасности | |
Снять маску, перчатки, вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности | |
Сделать запись о введении лекарственного средства и реакции пациента | Документирование процедуры | |
№ 28.
Задача № 1.
Пациент М., 68 лет, госпитализирован в пульмонологическое отделение с диагнозом экзогенная бронхиальная астма средней степени тяжести, обострение средней степени тяжести. Предъявляет жалобы на периодические приступы удушья, кашель с небольшим количеством вязкой мокроты. Отмечает некоторую слабость, иногда головокружение при ходьбе.
Врач назначил пациенту ингаляции препарата беротек при приступах. Однако сестра выяснила, что пациент допускает ряд ошибок при применении ингалятора, в частности, забывает встряхнуть перед использованием, допускает выдох в ингалятор, не очищает мундштук от слюны и оставляет открытым на тумбочке. По словам пациента, инструкция набрана очень мелким шрифтом и непонятна.
Дыхание с затрудненным выдохом, единичные свистящие хрипы слышны на расстоянии. Частота дыхания 20 в минуту, пульс 86 в минуту, удовлетворительных качеств, АД 140/90 мм рт. ст.
Задания
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Объясните пациенту методику подготовки к исследованию функции внешнего дыхания.
3. Продемонстрируйте правила пользования карманным ингалятором.
Задача № 2.
В послеоперационной палате находится пациент после резекции желудка по поводу язвенной болезни. К концу первых суток состояние больного ухудшилось, жалуется на усиление боли в животе, икоту.
Объективно: Общее состояние средней тяжести. Язык суховат, покрыт белым налетом. Живот вздут, дыхание затруднено, перистальтика кишечника не прослушивается, газы не отходят.
Задание:
1.Перечислите, удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента.
2.Сформулируйте проблемы пациента и выделите приоритетную.
3.Сформулируйте цель и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
4.Составьте набор инструментов для лапароцентеза.
Эталон ответа к задаче № 1.
Проблемы пациента:
Не умеет правильно пользоваться карманным ингалятором.
Риск падений
Неэффективно откашливается мокрота
Приоритетная проблема:
не умеет правильно пользоваться карманным ингалятором.
Цель: пациент продемонстрирует умение правильно пользоваться карманным ингалятором к концу беседы с сестрой.
План | Мотивация |
1. Беседа о правилах пользования ингалятором | Обеспечение права на информированное согласие |
2. Демонстрация ингалятора и правил обращения с ним | Обеспечение правильности выполнения назначений врача |
3. Адаптация имеющейся инструкции к уровню понимания гериатрического пациента и запись крупным шрифтом. | Обеспечение правильности выполнения назначений врача |
4. Контроль за правильностью применения ингалятора | Оценка сестринского вмешательства |
Оценка: пациент использует карманный ингалятор правильно. Цель достигнута.
Эталон ответа к задаче № 2.
1.У пациента парез кишечника – метеоризм.
2.У пациента нарушены потребности: быть здоровым, выделять, есть, работать, поддерживать состояние, общаться.
3. Проблемы пациента:
Настоящие:
1.Боль в животе.
2.Икота.
3.Задержка газов и стула.
Потенциальные:
1.Риск развития стойкой атонии кишечника.
Приоритетная - боль в животе, задержка газов.
4. Цель - уменьшить боль в животе, добиться отхождения газов.
№ | Планирование | Мотивация |
Вызвать врача | Для получения назначений | |
Приподнять головной конец кровати | Для облегчения дыхания (положение Фаулера) | |
Проводить дыхательную гимнастику | Для ликвидации застойных явлений в легких | |
Ввести назогастральный зонд в желудок и промыть его 2% раствором соды (50-100 мл) | Для отсасывания содержимого желудка | |
Ввести в/в гипертонический раствор хлорида натрия, в/м прозерин. | Для стимуляции работы кишечника | |
Поставить гипертоническую клизму, затем газоотводную трубку | Для отхождения газов и каловых масс | |
Помочь врачу выполнить околопочечную новокаиновую блокаду (0,25% раствор новокаина по 80 мл с каждой стороны) | Для улучшения перистальтики кишечника | |
Вести наблюдение за назогастральным зондом газоотводной трубкой | Для контроля за состоянием пациента |
Оценка: газы отошли, боль в животе уменьшилась. Цель достигнута.
5. Студент выполняет манипуляцию согласно алгоритму