Контроль способности к восстановлению после
Тренировок и соревнования
При большом объеме интенсивности и частоте многолетних тренировочных и соревновательных нагрузок не все спортсмены обладают одинаковой способностью к быстрому восстановлению. Естественно, что стрелки, обладающие высокой скоростью восстановительных процессов, имеют больше возможностей для быстрого роста своих достижений.
Учет и анализ показателей функциональных состояний проводится регулярно на основе накопленных данных в результате самоконтроля, бесед, анкетирования, тестирования. Полученные показатели, сравниваются с запланированными, выявляется их соответствие или расхождение и случае необходимости проводится коррекция в системе подготовки.
Контроль уровня общей и специальной подготовленности
Для осуществления полноценного контроля общей и специальной подготовленности стрелка, необходимо определить ведущие элементы технико-тактических действий, физические и психические качества, интеллектуальные возможности, а также установить количественные оценки сторон подготовленности. Все эти качественные и количественные характеристики должны быть строго дифференцированы для соответствующей квалификации стрелков, периода и этапа подготовки.
Психологическая подготовленность во многом оценивается качеством выступления стрелка на соревнованиях. Специальные психические качества стрелка во многом зависят от типологических особенностей, основных черт характера, направленности личности; от стабильности психических процессов и способности управлять психическим состоянием, переносить специфические нагрузки; от состояния сенсорных и мыслительных процессов.
Физическая подготовленность. В качестве ориентира для определения уровня общей физической подготовленности можно использовать контрольные нормативы, предусмотренные программой по пулевой стрельбе для спортивных школ.?
Уровень развития специальных физических качеств стрелка (статическая выносливость, координация, устойчивость системы «стрелок-оружие-мишень» и др.) целесообразно контролировать с помощью упражнений – тестов.
Техническая подготовленность характеризуется четкостью, согласованностью и эффективностью выполнения технических элементов и движений, степенью кучности стрельбы, результативностью, величиной разницы в оценке между «отметкой» выстрела с фактическим попаданием в мишень.
Тактическая подготовленность может контролироваться по времени затраченному стрелком на выполнение одиночного выстрела (в медленных стрельбах) или серию выстрелов в различных условиях. Необходимо анализировать характер и время пауз отдыха, темп, ритм стрельбы в зависимости от воздействия внешних и внутренних факторов на спортсмена, степень рациональности принятых решений и эффективности выполненных действий (тактических приемов) и т.д.
Интеллектуальная подготовленность. Для выявления степени интеллектуальной подготовленности необходимо комплексное исследование всех интеллектуальных способностей, а также знаний спортсмена. Для этого используют следующие приемы:
1. Устный опрос и проверку домашних заданий интеллектуального характера;
2. Метод независимых характеристик – определение интеллектуальной подготовленности стрелка им самим и другими стрелками, тренером, психологом команды;
3. Определение кратковременной зрительной памяти;
4. Определение продуктивности оперативной памяти;
5. Определение логичности мышления;
6. Определение интенсивности и быстроты протекания мыслительных процессов;
7. Определение интенсивности и устойчивости внимания;
8. Определение степени распределения внимания;
9. Определение простой и сложной реакции: на свет и звук;
10. Определение реакции на движущийся объект.
Важнейшим дополнением к педагогическому контролю может и должен служить самоконтроль стрелка.
Самоконтроль- это система наблюдений спортсмена за своим здоровьем, функциональным состоянием, переносимостью тренировочных и соревновательных нагрузок, подготовленностью физической, технической и психологической. Самоконтроль дает информацию, дополняющую данные, полученные при обследованиях.
Тренер и врач должны объяснить стрелку, каковы цель и форма ведения дневника, что следует отражать в записях.
Велико воспитательное значение самоконтроля, так как при его использовании совершенствуются личностные качества: организованность, собранность, обязательность, дисциплинированность, исполнительность, развивается способность анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, вырабатывается потребность соблюдать правила личной гигиены.
Самоконтроль должен быть постоянным и вестись не только на всех этапах тренировки, но и во время отдыха.
Данные педагогического, врачебного контроля, а также самоконтроля дают основание утвердиться в правильности построения учебно-тренировочного процесса или сделать вывод о необходимости внесения корректив при определенных показателях. Если спортсмен увидит, что его информация помогла тренеру своевременно внести в учебно-тренировочный процесс изменения, давшие положительные результаты, то он будет с большей ответственностью проводить регистрацию тех или иных показателей своего самочувствия и настроения.
Так как тренировочные нагрузки велики и оказывают значительное влияние на функциональное состояние важнейших систем организма, тренер должен знать оптимальный уровень тренировочных нагрузок для каждого спортсмена, чтобы избежать отрицательного влияния утомления, возможных переутомления или перетренированности. Следует систематически проводить обследования спортсменов до и после тренировок. Для этого можно использовать методики, фиксирующие данные о чувстве времени, мышечной памяти, СПРЭИ (скорости оценки зрительной информации). Эти обследования врач проводит при помощи спортсменов старших групп. Тренер остро нуждается в тех данных, которые может дать только спортивный врач.
Основные обязанности врача
Врач должен не только осуществлять контроль состояния здоровья спортсменов, но и принимать участие в планировании учебно-тренировочного процесса, опираясь на методические основы и достижения современной спортивной медицины.
Перед врачом стоят следующие задачи:
- систематическое обследование занимающихся пулевой стрельбой и своевременное выявление признаков утомления;
- проведение общеукрепляющих, профилактических, восстановительных и лечебных мероприятий;
- осуществление санитарно-гигиенического надзора за местами и условиями проведения учебно-тренировочных занятий и соревнований;
- медико-санитарное обслуживание учебно-тренировочных сборов и соревнований;
- контроль за питанием и витаминизацией во время учебно-тренировочных сборов;
- наблюдение за режимом учебно-тренировочных занятий и отдыха спортсменов;
- контроль за спортивным и лечебным массажем;
- участие в планировании учебно-тренировочного процесса группы и спортсменов-разрядников;
- проведение врачебно-спортивных консультаций с тренерами и спортсменами, санитарно-просветительной работы с занимающимися и желательно с родителями.
Врачебный контроль осуществляется в виде обследований:
- углубленное медицинское обследование (УМО)проводится дважды (в начале и в конце учебного года) в условиях врачебно-физкультурных диспансеров или поликлиник с привлечением специалистов разных профилей; оцениваются состояние здоровья, физического развития, уровень функциональных и резервных возможностей; по этим показателям вносятся коррективы в индивидуальные планы подготовки: уточняются объемы и интенсивность нагрузок, сроки изменений тренировочного режима, даются рекомендации по профилактике, восстановительным мероприятиям, лечению, мерам повышения витаминной обеспеченности;
- этапное комплексное обследование (ЭКО), являясь основной формой, используется для контроля за состоянием здоровья, динамикой тренированности стрелка и оценки эффективности системы подготовки, рекомендованной по результатам УМО, при необходимости внесения поправок, дополнений, частичных изменений; этапные обследования проводятся 3-4 раза в годичном тренировочном цикле во время и после выполнения физических нагрузок для оценки общей и специальной работоспособности; измеряются частота сердечных сокращений, артериальное давление, проводятся орто-клино пробы, электрокардиография, тремография, рефлексометрия, различные корректурные пробы, стабилография, критическая частота световых мельканий;
- текущее обследование (ТО) проводится в дни больших
тренировочных нагрузок для получения информации о ходе тренировочного процесса, функциональном состоянии организма спортсмена, эффективности применяемых средств восстановления.
Врачебный контроль - необходимое условие успешного выполнения одной из важнейших задач, стоящих перед тренером-педагогом, - укрепление здоровья юного стрелка. Так как необходима уверенность в том, что занятия в избранном виде спорта не вызывают негативных проявлений и последствий, врачебный контроль должен осуществляться постоянно, систематически. Грамотное использование в процессе многолетней подготовки результатов всех видов обследований, помогает следить за динамикой показателей состояния здоровья, физического развития и функциональной подготовленности спортсменов, дает возможность прослеживать, как переносятся тренировочные и соревновательные нагрузки, корректировать их объемы и интенсивность, а при необходимости своевременно принимать лечебно-профилактические меры, проводить повторные обследования и консультации с врачами-специалистами.
Санитарно-просветительскую работу врач должен проводить, учитывая возраст и общую подготовленность спортсменов.
В группах начальной подготовкирешаются следующие задачи: ознакомление юных спортсменов с содержанием и значением для занимающихся спортом понятий: гигиена личная и мест занятий спортом, общий режим дня, вредные привычки, привитие гигиенических навыков, привычки неукоснительно выполнять рекомендации врача, контроль за состоянием здоровья юных спортсменов.
В учебно-тренировочных группахследует углубить имеющиеся сведения и расширить знания, включив данные о гигиене жилищ, сна, одежды, ознакомить со значением и использованием разных видов водных процедур и природных факторов для закаливания организма; контролировать уровень развития функциональных систем, состояние здоровья и восстановление работоспособности занимающихся; приводя примеры пагубного воздействия вредных привычек (курения, алкоголя, наркотиков) и отрицательного влияния длительного пребывания перед экранами телевизора и компьютера, убеждать юных спортсменов в необходимости избегать ситуаций, ведущих к привыканию, к опасной зависимости.
В группах спортивного совершенствованиянеобходимо постоянно контролировать уровень функциональной подготовленности и состояние здоровья спортсменов, расширять знания спортсменов:
- о принципах построения рационального питания, его режиме, нормах потребления продуктов в зависимости от энергозатрат, значении витаминов и отдельных пищевых веществ;
- о различных заболеваниях, отрицательном воздействии длительных систематических занятии на опорно-двигательный аппарат стрелков и мерах по профилактике заболеваний;
- о симптомах утомления и переутомления, необходимости самоконтроля за этими состояниями;
- о вреде чрезмерного увлечения компьютером и длительного пребывания перед экраном телевизора.
Не менее важна задача врача по обеспечению должного санитарно-гигиенического состояния мест проведения учебно-тренировочных занятий и соревнований. Для создания оптимальных (комфортных) условий, обеспечивающих высокую работоспособность стрелков, в крытых тирах необходимо следующее:
- поддержание температуры в пределах 20°, чтобы разность температур окружающей среды и тела стрелка не приводили к переохлаждению или избыточному перегреву;
- подача приточной вентиляцией, свежего воздуха;
- освещение линии мишени, стрелковой галереи, огневого рубежа и других помещений должно быть достаточным, не вызывающим излишнего напряжения зрения стрелков, а ровный рассеянный свет в галерее должен предотвращать появление бликов на стрелах и прицельных приспособлениях оружия;
- покраска стен стрелковых галерей красками спокойной насыщенности светло-зеленого, салатного цветов.
Для врачебного контроля здоровья спортсменов, используются данные:
- объективные: артериальное давление, пульс, частота и глубина дыхания (спирометрия), вес тела, динамометрия (показатели мышечной силы), тремор, потоотделение, внимание;
- субъективные (для самоконтроля): самочувствие, настроение, сон, аппетит, желание тренироваться, работоспособность и т.д.
Спортсмены-разрядники должны вести дневник, фиксируя в нем данные самоконтроля. Учет этих данных поможет более объективно оценить состояние спортсмена, это необходимо для определения оптимальных объемов тренировочных нагрузок, их интенсивности. Временные ограничения и противопоказания к занятиям. Сведения о типовых травмах. Особенности спортивного травматизма. Причины возникновения травм, их профилактика. Оказание первой помощи: способы остановки кровотечений, перевязки, наложение первичной шины, приемы искусственного дыхания.
Медицинский контроль осуществляется работниками врачебно-физкультурного диспансера, кабинета врачебного контроля поликлиники или врачами спортивной школы. На каждого спортсмена заполняется врачебно-контрольная карта установленного образца, в которую заносятся данные медицинских обследований, начиная с первого года занятий пулевой стрельбой. Она хранится в личном деле спортсмена. Спортсмены высшего спортивного мастерства, а также мастера спорта и кандидаты в мастера спорта должны обслуживаться во врачебно-физкультурном диспансере.
Биохимический контроль
Выполнение физической нагрузки сопровождается увеличением скорости биохимических процессов под воздействием нейрогуморальной регуляции, что сопровождается потоотделением, увеличением легочной вентиляции, ЧСС и др. Чрезмерная тренировочная нагрузка приводит к состоянию утомления и перенапряжения, особенно при выполнении длительных статических напряжений. Мощность выполняемой работы и ее продолжительность отражается на величине биохимических сдвигов в организме спортсмена.
Анализ динамики биохимических показателей крови спортсменов позволяет использовать их в качестве маркеров специальной работоспособности, что является важным средством изучения адаптивных реакций в процессе тренировочных воздействий.
3.5. Программный материал для практических занятий по каждому этапу подготовки с разбивкой на периоды подготовки
Целью освоения программыпо стрельбе из лука является формирование у спортсменов теоретических и практических знаний, умений и навыков в области вида спорта; ознакомление с разнообразными концепциями спортивной тренировки, современными методами организации учебно-тренировочного процесса; разработки технологий и условий повышения результативности на этапах спортивной подготовки; воспитания и развития юных спортсменов для обеспечения успешной спортивной специализации.
Пояснительная записка
В процессе спортивной подготовки юных и квалифицированных спортсменов выделяют три взаимосвязанных компонента: планирование процесса, его реализацию и контроль.
Определение структуры спортивной подготовки связано с выбором временных интервалов, в расчете на которые ведется конкретное планирование. Разработка структуры процесса спортивной подготовки рассматривается в трех вариантах: многолетнем, годичном и оперативном. Основными параметрами, определяющими процесс построения и структуры различных циклов подготовки высококвалифицированных, и юных спортсменов, являются:
- определение целевых показателей как итоговых, так и промежуточных (текущих), по которым можно дать оценку реализации поставленных задач;
- определение общего порядка построения соревновательного и тренировочного процесса на различных этапах и циклах подготовки;
- чередование тренировочных и соревновательных нагрузок и их показателей, а также системы восстановления работоспособности.
Таким образом, для повышения эффективности процесса построения спортивной подготовки спортсменов, необходимы следующие условия:
- знание и расчет необходимых суммарных затрат времени воздействия на организм в границах различных тренировочных этапов и циклов, для достижения поставленных задач;
- определение состава средств, параметров нагрузок и их чередование в рамках определенных интервалов времени.
Рациональное построение многолетней спортивной подготовки осуществляется на основе учета следующих факторов:
- оптимальные возрастные границы, в пределах которых обычно достигаются наивысшие результаты;
- продолжительность систематической подготовки для спортивных достижений;
- паспортный возраст, в котором спортсмен приступил к занятиям и биологический возраст, в котором началась специальная тренировка;
- индивидуальные особенности спортсмена и темпы роста его мастерства.
В зависимости от преимущественной направленности процесс многолетней подготовки стрелков из лука условно подразделяется на несколько этапов: этап начальной подготовки (до года и свыше года); тренировочный этап (этап начальной спортивной специализации – до двух лет и этап углубленной спортивной специализации – свыше двух лет); этап совершенствования спортивного мастерства, и этап высшего спортивного мастерства.
Продолжительность этапов обучения обусловлена уровнем спортивной подготовленности спортсменов. Решение вопроса о переходе к очередному этапу подготовки основано на паспортном и биологическом возрасте, уровне его физического развития и подготовленности, способности к выполнению возрастающих тренировочных и соревновательных нагрузок.
Спортсмен, специализирующийся в стрельбе из лука должен:
знать:
- основные этапы возникновения и развития стрельбы из лука в Древнем мире и в средние века; особенности техники выполнения выстрела из лука и различия в изготовлении материальной части оружия у различных народов мира; начало развития стрельбы из лука в СССР: первые спортивные секции, организации, соревнования; становление и дальнейшее развитие стрельбы из лука в Советском Союзе; участие стрелков из лука СССР и России в Олимпийских Играх, чемпионатах и первенствах мира и Европы; вклад представителей СССР и России в международное олимпийское и спортивное движение; успехи одаренных стрелков из лука на соревнованиях в стране и за рубежом, выступающих в разных возрастных группах; современное состояние и проблемы развития стрельбы из лука в России;
- правила техники безопасности при обращении с оружием (луком) и правила поведения в местах проведения мероприятий по стрельбе из лука (в тирах и на стрельбищах);
- основы анатомии и физиологии, строение и организацию работы сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, центральной и периферической нервной системы; влияние занятий физической культурой и спортом на жизнедеятельность человека; восстановительные средства и приемы рационального питания;
- основные положения теории и методики спортивной подготовки в стрельбе из лука на этапах спортивной подготовки;
уметь:
- выполнять профессиональные функциив качестве судьи и помощника судьи различной направленности, принимать участие в организации и проведении соревнований;
- применять природные факторы здоровья в системе организации спортивных мероприятий;
- устранять неполадки материальной части оружия (лука) и стрел; применять на практике знания подгонки и отладки различных компонентов оружия, грамотно использовать знания о законах внутренней и внешней баллистики;
владеть навыками:
- техники и тактики стрельбы из лука, развития общих и специальных физических качеств, необходимых для освоения навыков стрельбы из лука,
опытом соревновательной деятельности, регуляции психических состояний, формирования индивидуального оптимального психофизического состояния (ОПС);
- построения тренировочного процесса, владения средствами и методами спортивной тренировки в стрельбе из лука;
- педагогического, психологического и самоконтроля в процессе тренировки и соревновательных выступлений.
Программный материал для практических занятий осваивается в соответствии с задачами каждого этапа подготовки (п.1.1 Программы).
Таблица № 15
Примерная программа для практических занятий по каждому этапу подготовки стрелков из лука
Этап начальной подготовки (до года и свыше года) | |
Общие требования | Минимальный возраст для зачисления 10-11 лет при отсутствии медицинских противопоказаний к занятиям стрельбой из лука. Общая продолжительность обучения 2-3 года. Минимальная наполняемость групп составляет 10-12 человек. |
Направленность подготовки | Спортсмены этапа начальной подготовки до года занимаются общей физической подготовкой в соответствии со школьной программой и требованиями данного возраста. Укрепление здоровья, ознакомление с общими правилами гигиены, режима дня. Спортсмены этапа начальной подготовки свыше года также занимаются общей физической подготовкой в соответствии со школьной программой и требованиями данного возраста. Строгое соблюдение последовательности и постепенности тренировочных нагрузок, направленных на всестороннее развитие подростка, с учетом сенситивных периодов развития физических качеств. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей выносливости, силы и быстроты, в основе которых лежат физиологические механизмы. |
Теоретическая подготовка: лекционный курс | История развития вида спорта в древности, в нашей стране и за рубежом. Находки древних луков и стрел. Национальные виды стрельбы из лука. Охотничья стрельба из лука. Изучение материальной части спортивного оружия (лука). Основы техники безопасности стрельбы из лука, правила поведения в местах проведения мероприятий по стрельбе из лука. Разметка спортивной площадки. |
Общая физическая подготовка | Укрепление здоровья, улучшение физического развития. Воспитание физических качеств. Приобретение разносторонней физической подготовленности на основе применения различных видов спорта. Привитие интереса к практическим занятиям спортом. Определение вида стрельбы. |
Специальная физическая подготовка | Воспитание приоритетных физических качеств необходимых для стрельбы из лука (силы, выносливости, координации, быстроты). |
Технико-тактическая подготовка | Ознакомление с материальной частью оружия (лук, стрелы, тетива и т.д.). Изучение базовой техники стрельбы из лука. Совершенствование техники стрельбы из лука. Выступление в соревнованиях различного уровня в соответствии с ЕКП и ЕВСК. |
Инструкторская и судейская практика | Второй год обучения: участие помощником судьи различной направленности. |
Тренировочный этап (этап начальной спортивной специализации – до двух лет и этап углубленной спортивной специализации – свыше двух лет) | |
Общие требования | Минимальная наполняемость групп составляет 8-10 человек. |
Направленность подготовки | Этап начальной спортивной специализации Общая продолжительность обучения до двух лет. На этапе начальной спортивной специализации спортсмены овладевают техникой стрельбы из лука. Достигают всесторонней физической и функциональной подготовленности. Приобретают соревновательный опыт путем участия в соревнованиях разного масштаба. Этап углубленной спортивной специализации Общая продолжительность обучения свыше двух лет. На этапе углубленной спортивной специализации стрелки совершенствуются в технике стрельбы из лука. Развивают специальные физические, психические, интеллектуальные способности. Повышают уровень функциональной подготовленности, накапливают соревновательный опыт в стрельбе из лука. |
Теоретическая подготовка: лекционный курс | Основные исторические события и факты развития стрельбы из лука в нашей стране и за рубежом. Ознакомление с правилами соревнований по стрельбе из лука, изучение Федерального стандарта по стрельбе из лука и нормативной части Программы по стрельбе из лука. Характеристика стрельбы из лука как вида спорта. Олимпийская программа по стрельбе из лука. Изучение основных тренировочных средств по стрельбе из лука. Знакомство с методами педагогического, врачебного контроля, самоконтроля. Знакомство и освоение основных средств и методов психологической и интеллектуальной подготовки. Получение опыта инструкторской и судейской практики. Изучение основных восстановительных средств и мероприятий в процессе спортивной подготовки. |
Общая физическая подготовка | Формирование комплексного подхода к разминке (общеразвивающие и специальные упражнения). Применение тренировочных нагрузок аэробной и аэробно-анаэробной зоны, специальные дыхательные упражнения. |
Специальная физическая подготовка | Разучивание специальных упражнений для развития специальной силовой статической и динамической выносливости. Освоение выполнения специальных упражнений, направленных на развитие силовых и скоростных и координационных способностей. |
Технико-тактическая подготовка | Ознакомление с материальной частью оружия (лук, стрелы, тетива и т.д.). Изучение базовой техники стрельбы из лука. Увеличение специализированной тренировочной нагрузки. Расширение и углубление знаний о выстреле и элементах техники его выполнения. Участие в соревнованиях различного уровня: классификационных и календарных, и др. Выполнение спортивных нормативов в соответствии с ЕКП и ЕВСК. Завоевание права быть в составе сборных команд. |
Инструкторская и судейская практика | Участие в судейской коллегии и помощника судьи различной направленности. |
Этап совершенствования спортивного мастерства | |
Общие требования | Минимальная наполняемость групп составляет 4-7 человек. Общая продолжительность без ограничений (ориентировочная продолжительность три года). |
Направленность подготовки | Совершенствование техники стрельбы из лука в усложненных условиях. Совершенствование специальных физических качеств и навыков. Повышение уровня специальной подготовленности и функциональных резервов. Освоение установленных тренировочных нагрузок. Достижение спортивных результатов, характерных для этапа спортивной подготовки. Формирование модельного уровня спортивного мастерства. Выполнение звания Мастера спорта. Пополнение соревновательного опыта. Завоевание права быть в составе сборных команд. |
Теоретическая подготовка: лекционный курс | Изучение научных исследований и новейших разработок в стрельбе из лука и смежных видах спорта. Изучение международного опыта стрельбы из лука. Анализ спортивных выступлений спортсменов на международной арене. Мониторинг спортивных выступлений главных соперников на международной арене. Использование результатов, полученных в процессе педагогического, врачебного контроля, также самоконтроля в тренировке и соревнованиях. Особенности использование приемов психологической и интеллектуальной подготовки в процессе тренировок и соревнований. Совершенствование интеллектуальных способностей. Проверка знаний о мерах безопасности при обращении с оружием (луком). Изучение новых моделей луков, устранение неполадок оружия. Ремонт оружия. Расширение и углубление знаний о судействе, участие в организации и проведении соревнований. Опыт тренерской деятельности. |
Общая физическая подготовка | Использование комплексного подхода в разминке (общеразвивающие и специальные упражнения). Совершенствование приемов тренировочных нагрузок аэробной и аэробно-анаэробной зоны, специальные дыхательные упражнения. |
Специальная физическая подготовка | Обучение применению средств контроля психофункциональной работоспособности в тренировочном процессе. Обучение использованию результатов субъективной оценки утомления в процессе спортивной тренировки и способов контроля выполнения прицельного выстрела из лука и ведения стрельбы. Совершенствование выполнения специальных упражнений на поддержание специальной выносливости, силы и быстроты. Совершенствование выполнения специальных упражнений направленных на устойчивое сохранение координационных способностей. |
Технико-тактическая подготовка | Тренировка и контроль техники стрельбы из лука. Увеличение специализированной тренировочной нагрузки. Совершенствование контроля временных показателей выстрела из лука. Совершенствование контроля пауз отдыха между выстрелами и отработки их содержания. Совершенствование контроля интенсивности стрелковой подготовки с выходом на соревновательный уровень интенсивности. Организация мероприятий направленных на повышение скорострельности. Отработка командных стрельб и спаррингов. Участие в международных соревнованиях разного уровня в соответствии с ЕКП и ЕВСК. Выполнение и подтверждение звания МС и МСМК, завоевание права быть в составе сборных команд. |
Инструкторская и судейская практика | Участие в работе судейской коллегии. Работа в качестве судьи. Участие в организации и проведении соревнований. |
Этап высшего спортивного мастерства | |
Общие требования | Минимальная наполняемость групп составляет 1-4 человека. Общая продолжительность обучения без ограничений. |
Направленность подготовки | Подготовка к соревнованиям и успешное участие в них. Повышение специализированности тренировочного процесса. Индивидуализация и повышение надежности стрельбы в условиях экстремальной деятельности (большой объем тренировочных нагрузок, приближенный к условиям соревнований). Соответствие модельным характеристикам международного уровня спортсменов. |
Теоретическая подготовка: лекционный курс | Формирование концептуальных основ развития современной стрельбы из лука. Использование международного опыта стрельбы из лука. Соответствие результатов стрельбы международному уровню. Использование результатов, полученных в процессе педагогического, врачебного контроля и самоконтроля в тренировке и соревнованиях. Особенности использования приемов психической саморегуляции в зависимости от условий спортивной деятельности стрелков из лука. |
Общая физическая подготовка | Совершенствование использования комплексного подхода в организации и проведении разминки. Совершенствование использования приемов тренировочных нагрузок аэробной и аэробно-анаэробной зоны. Совершенствование выполнения комплекса специальных дыхательных упражнений. |
Специальная физическая подготовка | Увеличение объема специализированной тренировочной нагрузки. Повышение роли результатов субъективной оценки утомления в процессе спортивной тренировки и способы его снижения при распределении приоритетов тренировочных воздействий. Совершенствование выполнения комплексов специальных упражнений направленных на поддержание специальной выносливости, силы, быстроты и координационных способностей. |
Технико-тактическая подготовка | Увеличение специализированной тренировочной нагрузки. Совершенствование контроля техники выполнения прицельного выстрела из лука и ведения стрельбы в процессе соревновательной деятельности. Совершенствование навыков вариативности и помехоустойчивости техники стрельбы из лука. Совершенствование контроля временных и силовых показателей выполнения выстрела в соревновательных условиях. Совершенствование использования приемов психической саморегуляции, направленных на повышение уровня концентрация внимания в процессе стрельбы в различных усложненных условиях. Совершенствование использования методов интеллектуальной подготовки в процессе стрельбы. Совершенствование навыка внесения необходимых изменений в технику выполнения выстрела, либо в прицельные приспособления при получении данных контроля средней точки попадания. Отработка командных стрельб и спаррингов. Участие в соревнованиях разного уровня, в соответствии с ЕКП и ЕВСК. Выполнение и подтверждение звания МСМК, завоевание права быть в составе сборных команд. |
Инструкторская и судейская практика | Работа в составе судейской бригады, участие в организации и проведении соревнований. Расширение опыта тренерской деятельности. |
3.6. Рекомендации по организации психологической подготовки
Подготовка стрелка из лука к спортивной деятельности заключается в формировании его общей готовности (физической, технической, психологической, тактической, интеллектуальной) к эффективному участию в ней.
Для того, чтобы наиболее полно и продуктивно реализовать накопленный в результате различных видов подготовок потенциал стрелок должен быть подготовлен психологически, так как приобретенные им знания, умения и навыки он должен будет применять в напряженных, подчас меняющихся, а значит, новых и, порой, неожиданных для него условиях. Это значит, что ему нужно будет эффективно осуществлять свою деятельность в тех ситуациях, в которых, возможно, раньше он этого никогда не делал. Следовательно, его необходимо к этому готовить.
Для решения этой задачи существует психологическая подготовка, в процессе которой происходит формирование и совершенствование наиболее значимых для спортивной деятельности свойств личности стрелка, психических процессов, обеспечивающих ее продуктивность и обучение спортсменов наиболее эффективным приемам и методам произвольной саморегуляции психических состояний с целью формирования и поддержания состояния психической готовности к многолетнему тренировочному процессу и участию в соревнованиях любого ранга.
Наиболее важным, во всех отношениях, для стрелка человеком, с которым ему необходимо постоянно контактировать является тренер. Именно от тренера в наибольшей мере зависит как общая готовность стрелка, так и непосредственно его психоэмоциональное состояние при выходе на огневой рубеж. Именно тренер может произвольно или непроизвольно повлиять на психоэмоциональное состояние стрелка в любой момент напряженной тренировки или ответственных соревнований. Следовательно, тренер, также как и стрелок обязан учиться контролировать и регулировать свое психическое состояние.
Принципиальная схема психологической подготовки
В стрельбе из лука
Психологическая подготовка тренера
Как правило, управление всем процессом психологической подготовки стрелка любой стрелкой специализации осуществляет в основном тренер.<