Я фаза – фаза принятия основной изготовки
Включает в себя действия стрелка за период от момента начала подъема лука до касания тетивой ориентационных точек (до подбородка, кончика носа и т.п.).
Я фаза – фаза завершения выстрела
Включает в себя действия от момента касания тетивой ориентационных точек на лице (при фиксации правой руки, это носит название «укладка») до момента завершения выстрела.
Предлагаемая схема дает возможность определения достаточно точных временных границ перехода от одной фазы к другой, которые могут быть легко наблюдаемы и регистрируемы (с помощью секундомера) на достаточном удалении от стрелка. Это очень важно для проведения педагогических наблюдений и регистрации временных характеристик в соревновательных условия, т.к. тренер не имеет возможности находиться рядом со стрелком.
Далее каждая из фаз наполняется содержанием – определением действий и операций выполняемых в цикле выстрела из лука.
Примерный общий перечень основных действий и операций в цикле выстрела из лука.
1. Самооценка своего психофункционального состояния.
2. Определения установки на предстоящий выстрел.
3. Мысленные формулы оптимального психофизического состояния (ОПС).
4. Мысленные формулы состояния мобилизации.
5. Мысленные формулы состояния покоя.
6. Индивидуальный способ настройки на выполнение выстрела.
7. Идеомоторное представление программы предстоящего выстрела.
8. Представление отдельных, наиболее значимых для стрелка элементов техники выстрела.
9. Самооценка состояния готовности к выстрелу.
10. Самооценка точности выполнения хвата.
11. Самооценка точности выполнения захвата.
12. Самоконтроль за выполнением натяжения лука.
13. Самоконтроль за приемом основной изготовки.
14. Самооценка надежного упора в лук.
15. Саморегуляция точности основной изготовки.
16. Самооценка состояния готовности к завершающим действиям окончания выстрела.
17. Осознание момента касания спусковой кнопки рилиса (блочный лук).
18. Самоконтроль за координированием движений пальца, осуществляющего надавливание на кнопку рилиса (блочный лук) с колебаниями лука.
19. Самоконтроль за координированием расслабления пальцев осуществляющих выпуск тетивы с колебаниями лука.
20. Зрительно-чувственный контроль состояния метеорологических условий.
21. Самоконтроль положения мушки в районе прицеливания.
22. Самоконтроль положения тетивы относительно мушки.
23. Самооценка целесообразности дальнейшего выполнения и завершения выстрела.
24. Прогнозирование результативности выполняемого выстрела.
25. Удержание состояния мобилизации и основной позы изготовки после выпуска тетивы.
Этот примерный список основных действий и операций в цикле одиночного выстрела может быть изменен в зависимости от специализации (стрелок из классического или блочного лука), уровня подготовленности, задач на период подготовки и т.д.
После того, как основные действия и операции, совершаемые стрелком в цикле выстрела будут первоначально выявлены и разнесены относительно фаз, необходимо проверить полученную программу (схему) выстрела в обычных условиях.
Для этого на тренировке, желательно в помещении (по возможности без явных помех) тренер регистрирует временные характеристики отдельных фаз выстрела и отдельных его элементов, уточняя первоначальную программу организации выстрела в облегченных условиях.
Затем необходимо выявить основные факторы, которые могут негативно влиять на эффективность подготовки к выстрелу и его выполнения.
Для этого должны быть проведены многократные педагогические наблюдения с регистрацией временных характеристик выполнения отдельных элементов, фаз и всего выстрела в целом (при этом так же необходимо учитывать качество выполнения элементов выстрела, результат, реакции стрелка на успешное и неуспешное выполнение выстрела) в различных условиях соревнований и тренировок. Полученные тренером результаты должны сопоставляться с самооценкой их самим стрелком (стрелками) и таким путем выявляется негативное влияние на действия стрелка. Как правило по характеру эти факторы подразделяют на внешние и внутренние.
К внешним могут быть отнесены следующие:
- неожиданное увеличение интенсивности осадков,
- сильный порывистый ветер с разных сторон,
- недостаточная освещенность мишеней,
- звук (скрип) иногда возникающий при трении стрелы о кликер,
- неожиданно громкое объявление судьи-информатора,
- неожиданное изменение освещения,
- неожиданная поломка какого-либо компонента материальной части оружия или экипировки и т.д.
Примерный перечень внутренних факторов может быть следующим:
- чрезмерное волнение,
- недостаточная мобилизация,
- излишняя ответственность,
- утомление,
- посторонние мысли не связанные с подготовкой к выстрелу,
- мысли непроизвольно возникающие в процессе выполнения выстрела,
- опасения неожиданного порыва ветра,
- неудовлетворительное состояние материальной части,
- резкое ощущение боли при натягивании тетивы,
- неожиданно высокий результат и т.д.
Список факторов может быть изменен в зависимости от индивидуальных особенностей стрелка, уровня его мастерства и подготовленности.
После того, как факторы выявлены, желательно их проранжировать по степени значимости для спортсмена и подобрать средства и методы направленные на снижение или полное устранение их негативного влияния.
Аналогично, согласно данным определениям, разрабатываются модели поведения в цикле стрелковой серии и выполнения упражнения в целом.
Принято считать, что модель спортивной деятельности (или ее слагаемых) спортсмена специализирующегося в одном из видов стрелкового спорта может быть представлена как в общей, так и в очень конкретной и подробной форме.
Подобная модель может быть математической, графической, словесной и т.д. Для удобства пользования и более эффективного управления поведением стрелка модель тактики выполнения упражнения в стрельбе из лука может быть разработана в словесно-формализованной форме. Это позволяет более рационально объединить различные способы самоуправления стрелком своим поведением в процессе стрельбы в усложненных соревновательных условиях, характеризующихся иногда неожиданными изменениями различных ситуаций.
Тактика управления поведением спортсмена во время стрельбы имеет разноплановый характер и определяется в основном (в зависимости от требований, опыта и уровня подготовленности) выбором из достаточно широкого арсенала средств наиболее рациональных, составляющих, как правило, основу планируемой тактики выступлений в соревнованиях различного ранга.
При разработке модели организации своего поведения в цикле стрелковой серии, стрелку необходимо учитывать те действия и операции, которые он выполняет между циклами одиночных выстрелов, например:
- замена стрелы,
- возможное внесение изменений в прицельное приспособление,
- увеличение или уменьшение времени отдыха и возможного изменения его содержания,
- принятые решения (на основе имеющейся или вновь поступившей информации) о выполнении всей серии или двух и более выстрелов без отдыха и т.д.
При разработке модели тактики выполнения стрелкового упражнения необходимо в первую очередь учитывать:
1) Цели и задачи соревнования
2) Уровень тактической, психологической, технической, физической и интеллектуальной подготовленности
3) Условия предстоящего соревнования: климатические, метеорологические и т.д.
4) Состав команд соперников и уровень их подготовленности
5) Трудности и препятствия, с которыми, возможно, придётся иметь дело
6) Приёмы и средства (педагогические, технические, функциональные, двигательные), которые составляют основу планируемой тактики выступления
7) Возможность изменения запланированных действий.
В процессе разработки модели поведения необходимо обращать внимание на интеллектуальные особенности личности стрелков, т.к. они проявляются достаточно отчётливо уже в том, как действует стрелок в проблемной ситуации. В зависимости от имеющегося опыта оказываются различными возможности спортсменов (даже одинаковой квалификации) увидеть задачу и сформулировать её, по разному анализируются и используются исходные данные одной и той же задачи. В зависимости от этого применяются те или иные средства и приёмы, используемые стрелками, меняются способы их выполнения.
Одна из схем для формирования модели может быть следующая:
· тактические требования, задачи;
· арсенал тактических и технико-тактических приёмов, которыми
владеет (должен овладеть) стрелок;
· прогнозируемые ситуации, которые могут возникнуть в процессе стрельбы;
· факторы, затрудняющие решение тактических задач;
· факторы, способствующие решению тактических задач;
· способы управления (самоуправления) поведением.
В процессе педагогических наблюдений, опроса, бесед, самооценок, получения объективных данных с помощью инструментальных методик, тренер совместно со стрелком (в том случае, если стрелок обладает необходимыми знаниями и опытом) может дорабатывать, уточнять и совершенствовать индивидуальную модель организации одиночного выстрела, поведения стрелка в цикле стрелковой серии и в процессе выполнения упражнения в целом.
Эта модель должна соответствовать спортивной квалификации, уровню общей подготовленности, индивидуальным и личностным особенностям конкретного спортсмена.
Однако разрабатываются и более общие модели, соответствующие определенному уровню спортивного мастерства и квалификации спортсменов. Это нужно для того, чтобы тренер сопоставляя модельные характеристики с имеющимися достижениями на данный момент, имел возможность определить уровень их соответствия и в зависимости от этого мог грамотно планировать дальнейший процесс тактической подготовки.