Определение рынка медицинских услуг

    Рынок медицинских услуг – совокупность медицинских технологий, изделий медицинской техники, фармацевтических средств; методов организации медицинской деятельности, реализуемой в условиях конкурентной экономики. Рынок медицинских услуг – это составляющая часть рынка общественного здоровья.

Особенности рынка начинают проявляться в самом товаре — медицинской услуге, которая обладает следующими отличительными свойствами:

– неосязаемость (пациент не может заранее знать результаты посещения врача);

– неотделимость от источника оказания услуги (пациент получает уже не ту услугу, если попадет к другому врачу);

– непостоянство качества (качество медицинской услуги может колебаться в широких пределах);

– несохраняемость во времени (невозможно разделить процесс производства и потребления, нельзя заготавливать и складировать услуги)

Структура медицинского рынка:

Рынок медицинских услуг

Рынок лекарственных препаратов

Рынок труда медицинских работников

Рынок научно-медицинских разработок

Рынок медицинского оборудования и техники

Рынок ценных бумаг и т.д

Основные элементы образующие рынок – это спрос, предложение,конкуренция, рыночная цена. Спрос и предложение – отражают желание экономических субъектов производить и покупать товары, а так же их возможности. При этом чем выше цена, тем меньшее количество товара приобретается, чем при низкой. Эта зависимость получила название «закон спроса»

Спрос – количество медицинских услуг, которые желают и могут приобрести пациенты за определенный период и по определенной цене. Факторы оказывающие влияние на спрос: Уровень доходов населения Изменения в структуре населения Численность пациентов в стране Изменение «вкусов» пациентов Необходимо отметить, что спрос на медицинские услуги постоянен.

Предложение – количество медицинских услуг, которые медицинские работники могут предложить (оказать) в определенный период времени населению. Факторы оказывающие влияние на предложение: Количество врачей Стоимость мед. оборудования Совершенствование мед. оборудования Налоги Выход на рынок медицинских услуг новых конкурентов

рынок медицинских услуг обладает следующими характеристиками:

- число продавцов ограничено, существует ограничение входа на рынок;

- неоднородность медицинской услуги, ее индивидуальность, уникальность;

- несовершенная информированность покупателей о рынке услуг;

- невозможность или затруднительность сопоставления цены и качества;

- наличие большого числа государственных или частных бесприбыльных организаций;

- для реализации товара в большинстве случаев требуется компетентный посредник, который и оплачивает значительную часть медицинской услуги.

Таким образом, рынок медицинских услуг в большей части можно отнести по структуре к рынку монополистической конкуренции и монополии.

рынок медицинских услуг имеет ряд специфических признаков. К ним можно отнести:

Во-первых, на рынке медицинских услуг высоко значение личного фактора при ока-

зании медицинской услуги, что выражается в положительном эффекте медицинских услуг

при взаимодействии производителя с потребителем медицинской услуги. Кроме того, конечным результатом оказания медицинской услуги является изменение состояния пациента.

Во-вторых, фаза производства медицинской услуги зачастую опережает ее потребле-

ние. Это связано с необходимостью проведения подготовительного периода при отдельных видах заболеваний, связанного с необходимостью проведения лабораторно-диагностических исследований и постановкой диагноза. Однако процесс производства и процесс потребления медицинской услуги совпадают по времени.

В-третьих, существует значительный временной лаг между моментом оказания меди-

цинской услуги и изменением состояния пациента, являющегося конечным результатом оказания медицинской услуги.

В-четвертых, невозможно определить точную стоимость конечных результатов функ-

ционирования рынка медицинских услуг.

Таким образом, можно констатировать, что рынок медицинских услуг является слож-

ной социально-экономической системой, обладающей рядом общесистемных и специфических признаков, деятельность которой направлена, главным образом, на удовлетворение потребностей производителей (организаций, предоставляющих медицинские услуги) и потребителей (пациентов) медицинских услуг с целью поддержания и укрепления здоровья населения, а также снижения уровня смертности для эффективного социально-экономического развития и национальной безопасности страны.

Маркетинг на рынке мед товаров и услуг (+14 вопрос)

Применительно к сфере здравоохранения Американская медицинская ассоциация определила маркетинг, как комплексный процесс планирования, экономического обоснования и управление производством услуг здравоохранения, ценовой политики в области лечебно- профилактического процесса, продвижение услуг (товаров медицинского назначения) и потребления, а так же управленческим процессом их реализации.

Иными словами, в маркетинге группируются в единый технологический процесс, практически все элементы лечебно-профилактической и фармацевтической деятельности. С помощью маркетинга руководители органов и учреждений здравоохранения могут владеть необходимой информацией о том, какие медицинские услуги и почему именно их хотят получить пациенты. Сколько они готовы заплатить, каким образом конкуренты добиваются более высокого объема оказываемых медицинских услуг. Сделать это возможно только при наличии достоверной информации и тщательного анализа ее.


В плане маркетинга любого медицинского учреждения должны быть предусмотрены следующие вопросы:

1. Какова ситуация с наличием услуг (товара) среди определенной группы населения или на определенной территории?

2. Каков спрос на данный вид услуг (товар) ?

3. Каковы производственные и транспортные затраты на изготовление и доставку товара (реализации) услуг), то есть себестоимость?

4. Какова потребительская стоимость товара (услуг) на местном рынке?

5. Какова покупательская способность населения?

6. Каковы выигрышные, предпочтительные стороны предлагаемой продукции (или услуг) по сравнению с существующими на рынке?

7. Имеются ли медицинские, маркетинговые, психологические и рекламные условия для воздействия на потребности?

Наиболее эффективное использование концепции маркетинга может быть достигнуто лишь при комплексном подходе, который предполагает:

- изучение и прогнозирование рынка медицинских услуг;

- изучения поведения пациентов на рынке медицинских услуг;

- изучение спроса на медицинские услуги и факторов, определяющих его изменение;

- изучение конкурентов, оказывающих аналогичные услуги;

- изучение наиболее эффективных факторов продвижения оказываемых услуг;

Решение этих задач позволяет снизить степень неопределенности и риска в процессе управления учреждениями здравоохранения.

1. Составные элементы медицинского маркетинга.

1. Изучение пациентов – потребителей услуг.

Руководитель учреждения должен определить, какие оказываемые услуги будут пользоваться наибольшим спросом. Каков возрастной, социальный и профессиональный состав, обратившихся за услугами, какова их реакция на предлагаемые цены. Цель подобного анализа будет заключаться в получении информации для принятия конкретного решения о том, какое количество или какой объем медицинских услуг следует оказать.

2. Изучение методов поведения пациентов на рынке медицинских услуг.

Анализируя мотивы поведения пациентов, следует ответить на вопрос, почему пациенты стремятся получить именно данные услуги, отдавая им предпочтение.

Можно не только изучить их привычки, но и выявить причины такого поведения. В ходе анализа возможно применение специальных тестов, анкет, которые позволяют лечебным учреждениям изучить пациентов лечение пациентов в отношении тех или иных медицинских услуг. Полученная информация позволяет руководителю учреждения увеличить объемы, оказываемых медицинских услуг.

3. Изучение рынка медицинских услуг.

Именно с помощью этого анализа определяется тот объем медицинских услуг, который медицинское учреждение реально сможет оказать. Целесообразно проводить анализ по какой-либо одной услуге или группе услуг. Прежде всего, следует выявить факторы, которые могут активно влиять на спрос, и получать информацию о том, кто нуждается в услугах, каков спрос на них, какова платежеспособность населения. Таким образом, исходя из анализа различных факторов можно определить занимаемое Вами место на рынке медицинских услуг.

4. Изучение конкурентов.

Здесь нужно как можно точнее установить реальных конкурентов, выявить их преимущества. Необходимо получить информацию обо всех аспектах деятельности конкурентов – финансовое положение, цены на медицинские услуги, структура предлагаемых медицинских услуг.

Руководству лечебного учреждения обязательно нужно узнать сопоставление цен и затрат на медицинские услуги и услуги конкурентов, какие льготы предлагаются пациентам, постоянно обращающимся в данное учреждение.

В конечном итоге все это даст возможность понять, в чем заключаются ваши сильные и слабые стороны, что успешно двигаться вперед.


Исследование рекламной деятельности 14 вопрос:


Реклама в структуре медицинского маркетинга.

Формирование спроса и стимулирование сбыта медицинских услуг занимает достойное место в сфере современного маркетинга в здравоохранении. Самым действенным фактором в работе ЛПУ в этом направлении является реклама. Говоря об экономическом значении медицинской рекламы, следует отметить, что:

- Реклама предоставляет информацию, которая помогает пациентам в выборе необходимых ему услуг;

- Удачная реклама увеличивает объем оказываемых медицинских услуг, и, таким образом положительно влияет размер получаемой прибыли;

- Реклама в условиях конкуренции между ЛПУ стимулирует улучшения качества медицинских услуг.

Любой руководитель ЛПУ должен ясно понимать следующее:

- Кто в данном регионе может быть основным пациентом ЛПУ?

- Что знает и чего не знает пациент (население) о медицинских услугах вообще и данном ЛПУ в частности?

- На какие медицинские услуги возможен наибольший спрос?

Затем работниками службы ЛПУ необходимо получить полную и достоверную информацию о том, что:

- какие медицинские услуги можно предложить, чтобы по уровню технического обеспечения и обслуживания в соответствии с потребностями пациентов они отличались от услуг конкурентов;

- кто ваш ближайший конкурент, в чем он превосходит вас;

- какие виды коммуникации с будущими пациентами могут оказаться наиболее эффективными (платная реклама в течение года, прямая реклама, плакаты, листовки);

- что должно быть главной темой в вашей рекламе;

- какие аргументы в пользу вашего учреждения могут быть наиболее привлекательными для пациентов;

- какой процент прибыли можно отдать на производство рекламной компании.

Особенности, которые необходимо учитывать:

- название ЛПУ имеет большое значение. Оно должно быть простым, легко запоминающимся, понятным, так как с этого начинается имидж ЛПУ;

- важным моментом рекламы является ее доверительность. Она должна быть разработана так, чтобы будущий пациент поверил вашему учреждению;

- что именно здесь и именно о нем позаботятся должным образом.

Таким образом, планирование рекламной компании своих услуг представляет совокупность действий и решений, предпринимаемых ЛПУ, которые ведут к разработке конкретных мер, предназначенных для того, что бы помочь медицинскому учреждению достичь краткосрочных и долгосрочных целей.

Уже известно, что правильно и грамотно составленная реклама, является мощным средством увеличения объемов оказания медицинских услуг. Поэтому необходимо четко рассчитать количество денежных средств, которые будут выделяться на рекламу, и экономическую отдачу от этого.


Функции мед рынка, его объекты, субъекты и разновидности

На рынке медицинских услуг выступают три группы субъектов:

Производитель, продавец медицинских услуг и товаров (медицинское учреждение, медицинский работник);

Покупатель (пациент);

Посредник (страховые медицинские организации)

основными функциями рынка медицинских услуг и товаров медицинского назначения являются:

-воспроизводственная, обеспечивающая непрерывность процесса производства и воссозда­ния, расширения всего многообразия медицинских услуг, лекарственных средств, специального обо­рудования и других товаров медицинского назначения;

-регулирующая, обеспечивающая сохранение управляемости в здравоохранительном ком­плексе при возникновении в нем негосударственного, частного комплекса;

-стимулирующая, выполняющая роль эффективного инструмента снижения удельных производственных затрат, содействующая экономии общественного труда и повышению продуктив­ной занятости медицинских работников. Рыночный механизм благодаря конкуренции и возможности выбора заставляет медицинские учреждения улучшать качество медицинских услуг. Даже самый строгий административный контроль не способен устранить с рынка услуги и товары низкого качест­ва;

-санирующая, проявляющаяся в том, что рыночные отношения заставляют уходил» с рынка устаревшие технологии;

конкурентная, выражающаяся в профессиональном и социально-экономическом сопер­ничестве за достижение высоких результатов в диагностике, лечении и реабилитации больных. В качестве объектов медицинского рынка могут быть:

- медицинские услуги (медицинская технология);

- лекарственные препараты;

- кадры - медицинские работники;

- научно-медицинские разработки;

- медицинское оборудование и мед. техника;

- ценные бумаги.

Субъектами рынка в здравоохранении являются:

- пациенты (потребители);

- медицинские учреждения, ВОП, частнопрактикующие врачи (производители);

- органы исполнительной власти, ФОМСы, страховые медицинские организации (по­купатели);

- территориальные и ведомственные органы управления здравоохранением;

- специалисты по маркетингу (маркетологи). Виды медицинского рынка:

рынок медицинских технологий; рынок медицинских учреждений; рынок труда медицинских работников; рынок фармацевтический; рынок медицинского оборудования; рынок медицинских инструментов; рынок научных разработок; рынок ценных бумаг.

Механизм рынка услуг здравоохранения функционирует благодаря взаимодействию трех основных параметров: спросу, предложению и цене.

Наши рекомендации