Физиология и психология беременности

Продолжительность беременности при нормальном ее течении составляет 10 лунных месяцев, или 280 дней. В развитии пренейта выделяют эмбриональный, или зародышевый (первые восемь недель), плодный, или фетальный (последующие недели) периоды. В течение этого времени происходят значительные изменения в женском организме, развиваются системы и органы пренейта, а также органы, обеспечивающие их совместную жизнедеятельность. Все это сопровождается значительными изменениями психики женщины, постепенным становлением и развитием психических функций пренейта. Чтобы происходили эти сложнейшие процессы развития пренейта, организм беременной женщины и ее психика подвергаются серьезной перестройке. Значительные изменения касаются прежде всего функционирования эндокринной системы, центральной нервной системы, обменных процессов. При этом прекращаются месячные. Для здоровой женщины с регулярным циклом задержка месячных является весьма вероятным признаком наступления беременности. Отражением гормональных изменений являются также усиление пигментации сосков, увеличение размера молочных желез, нередко появление молозива. На коже груди и живота могут появиться так называемые растяжки беременных.

Рефлексивное принятие своего нового образа «я в положении» называют «аффектом осознания себя беременной». Она считает, что с момента осознания и внутреннего принятия себя беременной у женщины обнаруживается симптом противоречивого отношения к беременности. Даже желанная беременность всегда вызывает у женщины противоречивые эмоции: радость и печаль, оптимизм и страх.

Изменения психического функционирования и поведения женщины во время беременности связаны с процессами адаптации ее организма и личности к новому физиологическому состоянию.

В начале беременности важными изменениями функционирования центральной нервной системыженщины при этом у беременных отмечается некоторая заторможенность, повышается потребность во сне. Подобные изменения носят адаптивный характер, так как приводят к благотворным для диады снижению активности женщины (в том числе сексуальной), к увеличению времени, отводимого на отдых и сон, к ограничению контактов беременной с внешней средой. Женщине необходимо время, чтобы привыкнуть к изменениям форм тела, а также к нередко встречающимся в разных сочетаниях слабости по утрам, тошноте, сонливости, к болям в пояснице и в животе, к судорогам в ногах, к учащению мочеиспусканий (тахиурии), склонности к запорам и пр.

Физиологические изменения, связанные с беременностью, влияют на эмоции женщины: с одной стороны, женщина испытывает радость, удовлетворение и чувство гордости в связи с состоявшимся материнством, с другой – страх взросления, опасения осложнений течения беременности и родов, сомнения в своей материнской компетенции и состоятельности.

Первые месяцы беременности характеризуются становлением гестационной доминанты. Отношение женщины к предстоящему материнству еще амбивалентно, настроение ее без видимых причин может колебаться от подавленности до уровня эйфории. Во втором и третьем триместре гестационная доминанта уже сформирована. При нормальном течении беременности у женщины преобладают положительные эмоции, фон настроения относительно стабилен.

К основным неблагоприятным значимым биологическим факторам следует отнести:

• особенности конституции женщины: рост менее 150 см и масса на 25% выше или ниже нормы;

• возраст женщины до 18 лет многие исследователи справедливо считают фактором повышенного риска возникновения нервно-психических нарушений у беременных;

• возраст беременной женщины старше 35 лет, коррелирует с большей тревожностью;

• возраст мужчины старше 40 лет;

• состояние соматического здоровья женщины и мужчины в момент зачатия;

• состояние соматического (и гинекологического, в частности) здоровья женщины на момент зачатия и во время беременности;

• состояние психического здоровья женщины во время беременности.

К наиболее часто встречающимся факторам, которые можно считать и биологическими, и социальными, относятся:

• наличие у женщины и мужчины профессиональных вредностей;

• наличие у женщины и мужчины любых форм химической зависимости (курение табака, алкоголизация, наркотизация);

• неблагоприятные социально-бытовые условия, недоедание;

• неблагоприятная климатическая и экологическая среда обитания;

• отсутствие возможности у женщины медицинского наблюдения, обследования и консультаций.

К основным неблагоприятным психосоциальным факторам можно отнести:

• незапланированную беременность;

• нежелательность беременности (как на сознательном уровне, так и на бессознательном) женщиной, мужчиной, ее значимыми близкими родственниками;

• дисгармоничные супружеские отношения;

• дисгармоничные отношения с близкими родственниками;

• желанная по неконструктивным мотивам беременность;

• наступление беременности в неблагоприятную стадию формирования супружеского холона (вне брака, на стадиях конфронтации, экзистенциального личностного кризиса);

• течение беременности на фоне значительных повседневных перегрузок;

• хроническая психотравмирующая ситуация, на фоне которой протекает беременность, угрожающая нарушением границ, утратой значимых ценностей, здоровья, жизни;

• критические события во время беременности, которые можно датировать и локализовать во времени и в пространстве;

• стресс и связанная с ним психическая травма.

Важно отметить, что сам факт беременности может восприниматься женщиной как психическая травма.

Выделяют критические периоды пренатального онтогенеза, во время которых пренейт становится особо восприимчив к воздействию патогенных факторов. В эти периоды возрастает риск возникновения нарушений физиологических и нервно-психических процессов у будущей матери, что может оказать влияние, и подчас необратимое, на реализацию генетического потенциала пренейта.

К критическим периодам относятся:

• первые 5–6 дней после зачатия. За это время оплодотворенная яйцеклетка должна пройти маточную трубу и закрепиться в матке. При нарушении процесса прохождения, при неудачном месте имплантации или недостаточно качественном закреплении в слизистой матки возможно прерывание беременности (выкидыш);

• период с 4-й по 6-ю неделю беременности, во время которого устанавливаются симбиотические отношения женщины и пренейта, согласуются зрелая физиология организма взрослой женщины и находящаяся в периоде развития и становления физиология пренейта;

• период с 20-й по 24-ю неделю беременности, во время которого идет становление основных систем организма пренейта, приобретающих к концу 24-й недели свойства, характерные аналогичным органам и системам новорожденного.

Было установлено, что на формирование эмоциональной сферы ребенка наибольшее влияние оказывают факторы, воздействующие на него в течение 4-го, 5-го и 6-го месяцев внутри­утробного развития.

Ребенок живет практически одной жизнью с матерью. Поэтому сильные нарушения в протекании физиологических и нервно-психических процессов у будущей матери могут оказать влияние, подчас необратимое, на реализацию генетического потенциала ребенка и затруднить его последующее взаимодействие с окружающей средой.

Испытываемые матерью эмоции испытывает и плод, так как плацентарный ба­рьер пропускает выделяемые при этом эндорфины и катехоламины. Эмоции, превалирующие во вpeмя бepeмeннocти (особенно такие, как страх, агрессия), отмечались после рождения и у ребенка.

Таким образом, состояние беременной женщины, особенно в критические периоды развития органов и систем плода, может существенно влиять на его развитие в целом, на осо6енности формирующихся психических функций будущего ребенка, а значит, и определять во многом его постнатальное развитие и здоровье.

Наши рекомендации