Тема 6. Психология раннего постнатального периода
Лекция №1 (2 часа)
Период новорождённости. Акт рождения. Импринтинг. Кризис новорожденности. Причины кризиса новорожденности. Рефлексы новорожденного.
Лекция №2 (2 часа)
Социальная ситуация развития. Новообразования периода новорожденности. «Комплекс оживления». Бондинг и грудное вскармливание. Привязанности и её типы.
Семинарское занятие №1 (2 часа)
Психологическое состояние после родов. Особенности адаптации к ребёнку. Период новорожденности.
Семинарское занятие №2 (2 часа)
Послеродовая депрессия, возможные причины возникновения и методы коррекции. Психосоматические нарушения в раннем возрасте. Послеродовая депрессия.
Самостоятельная работа (18 часов)
Формирование материнского поведения. Сопровождение семьи в послеродовый период. Работа с семьей в постнатальный период. Основные правила успешного грудного вскармливания. Постнатальная депрессия: этиология возникновения, симптомы и особенности, профилактика. Психологическое сопровождение перинатальных и неонатальных потерь.
Изучение темы направлено на приобретение:
знаний – методов диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов;
умений - применять методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов;
навыков - анализа результатов диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов.
Тема 7. Психологические особенности развития в период младенчества и раннего детства
Лекция №1 (2 часа)
Новорождённость. Кризис рождения. Врождённые формы психики и поведения. Развитие ощущений, восприятия, памяти. Мышление и речь младенца. Комплекс оживления. Социальная улыбка. Эмоциональная депривация. Нарушения эмоциональной сферы младенца.
Лекция №2 (2 часа)
Развитие движений. Двигательная активность ребёнка. Я-образ младенца. Развитие телесного Я-образа. Я и незнакомец Я-концепция и социум. Отношение к себе. Развитие телесного, физического и социального пространства младенца. Рефлексы новорождённого. Кризис 1 года. Итоги возраста.
Лекция №3 (2 часа)
Особое значение раннего детства для психического развития детей. Восприятие, память и мышление раннего возраста. Умственное развитие. Воображение и фантазия. Развитие речи. Эмоциональность, чувство юмора, моральные и эмпатические переживания, гордость и самоуважение, эстетические и интеллектуальные чувства, эмоциональные нарушения.
Лекция №4 (2 часа)
Доминирующие установки, мотивация достижения, влияние игры на развитие мотивационной сферы. Особенности половой идентификации, самооценка, роль оценочных воздействий взрослого. Особенности поведения в кругу сверстников. Формирование предметной деятельности. Кризис 3-лет. Особенности игровой деятельности. Итоги возраста.
Семинарское занятие №1 (2 часа)
Развитие ребенка в младенчестве. Период новорожденности. Эмоциональное общение между взрослым и ребенком. Развитие произвольных действий. Развитие речи, ориентировки в пространстве.
Семинарское занятие №2 (2 часа)
Я-образ младенца. Развитие телесного Я-образа. Я и незнакомец Я-концепция и социум. Отношение к себе. Развитие телесного, физического и социального пространства младенца. Рефлексы новорождённого. Кризис 1 года.
Семинарское занятие №3 (2 часа)
Развитие речи, ориентировки в пространстве. Характеристика развития ребенка в раннем возрасте. Основные достижения раннего детства: прямохождение, развитие предметной деятельности, развитие речи.
Семинарское занятие №4 (2 часа)
Умственное развитие ребенка. Предпосылки развития личности в раннем детстве. Кризис 3 лет.
Семинарское занятие №5 (2 часа)
Контрольная работа №2.
Самостоятельная работа (18 часов)
Кризис 1 года. Изучение развития образа себя у младенцев. Определение основных достижений и проблем в период младенчества. Роль матери в жизни ребёнка. Особенности воспитательных воздействий. Психологическая атмосфера семьи, её влияние на развитие ребёнка. Влияние взрослых и сверстников на развитие личности дошкольника. Роль волевых действий в поведении дошкольника. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника. Особенности предметных и сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста. Значение игры для психического развития ребенка.
Изучение темы направлено на приобретение:
знаний – общих, специфических (при разных типах нарушений) закономерностей и индивидуальных особенностей психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях; как организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую;
умений - учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях во взаимодействии с субъектами образовательного процесса; организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую;
навыков - применения знаний и комплексных умений во взаимодействии с субъектами образовательного процесса с учетом их общих, специфических (при разных типах нарушений), возрастных закономерностей и индивидуальных особенностей психического и психофизиологического развития, особенностей регуляции поведения и деятельности; организации различных видов деятельности: игровой, учебной, предметной, продуктивной, культурно-досуговой.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
5.1. Перечень примерных контрольных вопросов для самостоятельной работы
1. Что изучает перинатальная психология?
2. Что такое «зачаточная установка»?
3. В какие стадии формирования супружеского холона и почему зачатие благоприятно?
4. Что такое психологический компонент гестационной доминанты?
5. Какие есть неблагоприятные для здоровья будущего ребёнка типы психологического компонента гестационной доминанты?
6. Какие существуют типы привязанности?
7. Какой тип привязанности благоприятен для здоровья и развития ребёнка?
8. Роль отца на ранних этапах онтогенеза.
5.2. Перечень примерных заданий для самостоятельной работы
1. Составьте итоговую таблицу, характеризующую основные теории, изученные в курсе перинатальной психологии и психологии родительства: теорию привязанности, концепцию С. Грофа, этологические теории и концепцию гестационной доминанты.
2. Составьте итоговую таблицу, характеризующую основные направления развития ребенка до рождения.
3. Составьте итоговую таблицу, характеризующую основные направления развития ребенка в первый год жизни.
4. Проведите сравнительный анализ традиций в деле подготовки к беременности и родам в разных странах.
5. Разработайте план работы с семьёй находящейся на стадии «конфронтация».
6. На основе анализа литературы разработайте технологию адаптации женщины к беременности.
7. Составите программу психологической диагностики тревоги у беременных 2-3 триместра беременности.
8. Опишите и обоснуйте основные актуальные направления и формы плановой работы психолога с беременной женщиной(1-го, 2-го, 3-го триместра беременности).
9. Разработайте коррекционное занятие для будущих мам.
10. Используя 2-3 методики проведите диагностическое обследование семьи ожидающей ребёнка и проинтерпретируйте результаты.