Тема 1. Перинатальная психология как раздел перинаталогии
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Изучение дисциплины направлено на приобретение студентом:
Знаний: | - общих, специфических (при разных типах нарушений) закономерностей и индивидуальных особенностей психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях; - основных методов психолого-педагогических исследований; - методов диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов; - как организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую; - социальной значимости своей профессии, этических принципов работы. | ОПК – 1 ОПК – 2 ОПК – 3 ОПК – 5 ОПК – 8 |
Умений: | - учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях во взаимодействии с субъектами образовательного процесса; - применять количественные и качественные методы психолого-педагогических исследований; - применять методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов; - организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую; - качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики. | ОПК – 1 ОПК – 2 ОПК – 3 ОПК – 5 ОПК – 8 |
Навыков и/или опыта деятельности: | - применения знаний и комплексных умений во взаимодействии с субъектами образовательного процесса с учетом их общих, специфических (при разных типах нарушений), возрастных закономерностей и индивидуальных особенностей психического и психофизиологического развития, особенностей регуляции поведения и деятельности; - применения основных методов психолого-педагогических исследований; - анализа результатов диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов; - организации различных видов деятельности: игровой, учебной, предметной, продуктивной, культурно-досуговой; - ответственного подхода к качественномурешению профессиональных задач, соблюдая этические принципы работы. | ОПК – 1 ОПК – 2 ОПК – 3 ОПК – 5 ОПК – 8 |
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина относится к вариативной части учебного плана образовательной программы. В соответствии с учебным планом дисциплина изучается на 1 курсе (1, 2 семестры) по очной форме обучения. Вид промежуточной аттестации: зачет, экзамен. Для успешного освоения дисциплины необходимы входные знания, умения и навыки студента, полученные по следующим дисциплинам: «История психологии», «Психология развития», «Общая и экспериментальная психология».
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
Контактная работа преподавателей с обучающимися | 72 | 36 | 36 | |||||||
В том числе: | ||||||||||
Лекции | 30 | 14 | 16 | |||||||
Семинары | 42 | 22 | 20 | |||||||
Практические занятия | ||||||||||
Лабораторные работы | ||||||||||
Промежуточная аттестация (зачет, экзамен) | экз. | зач. | экз. | |||||||
Самостоятельная работа студента | 108 | 54 | 54 | |||||||
Общая трудоемкость | часы | 180 | 90 | 90 | ||||||
зачетные единицы | 5 | 2,5 | 2,5 |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Тема | Лекции | Семинары | Самостоятельная работа студента | Всего часов |
Тема 1. Перинатальная психология как раздел перинаталогии | |||||
Тема 2. Родительство в аспекте перинатальной психологии | |||||
Тема 3. Психология зачатия | |||||
Тема 4. Психология беременности | |||||
Тема 5. Психология родов | |||||
Тема 6. Психология раннего постнатального периода | |||||
Тема 7. Психологические особенности развития в период младенчества и раннего детства | |||||
ИТОГО (в часах) |
Темы и их краткое содержание
Первый курс (1 семестр)
Тема 3. Психология зачатия
Лекция №1 (2 часа)
Зачатие как начало репродуктивного процесса. Ситуация зачатия человека, её влияние на последующую жизнь. Травматическое зачатие. Родовые сценарии. Сценарии «происхождение».
Лекция №2 (2 часа)
Конструктивные и деструктивные мотивы зачатия. Факторы риска психической патологии. Зачатие на разных стадиях жизненного цикла семьи.
Семинарское занятие №1 (2 часа)
Травматическое зачатие. Родовые сценарии. Сценарии «происхождение».
Семинарское занятие №2 (2 часа)
Особенности зачатия. Периоды пренатального развития. Психосоматика репродуктивной сферы. Музыка для будущих родителей.
Семинарское занятие №3 (2 часа)
Проблемы зачатия. Влияние желанности-нежеланности ребёнка на процесс зачатия. Зачатие в любви. Материнская йога.
Самостоятельная работа (18 часов)
Психология и психофизиология репродуктивного цикла. Психическая, физиологическая и телесная составляющие репродуктивного цикла. Психология менструального цикла, зачатия, беременности, родов, послеродового периода.
Изучение темы направлено на приобретение:
знаний – социальной значимости своей профессии, этических принципов работы;
умений - качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики;
навыков - ответственного подхода к качественномурешению профессиональных задач, соблюдая этические принципы работы.
Тема 5. Психология родов
Лекция №1 (2 часа)
Роды. Родовая доминанта. Психофизиология родов. «Родовая травма». «Первичный шок». Влияние особенностей течения родов на развитие человека.
Лекция №2 (2 часа)
Естественные роды. Партнерские роды. Варианта поведения мужчин в партнерских родах. Адаптация плода к родам.
Семинарское занятие №1 (2 часа)
Физиологические и психологические механизмы течения родов. Измененные состояния сознания в родах. Опыт деторождения.
Семинарское занятие №2 (2 часа)
Партнёрские роды. Альтернативные методы родовспоможения. Рекомендации ВОЗ по организации родовспоможения.
Семинарское занятие №3 (2 часа)
Роды в разных условиях. Позиции женщины в родах. Диагностика и тренинг готовности к родам. Психофизиологическая подготовка к родам. Состояние женщины накануне родов.
Самостоятельная работа (18 часов)
Прелиминарный период, длительность и особенности протекания. Физиология первого периода родов, длительность и особенности протекания. Определение силы и интенсивности схватки. Состояние ребенка в родах. Состояние новорожденного в первые минуты жизни. Шкала Апгар, её смысл и значение для дальнейшего развития новорожденного. Работа с болью в родах.
Изучение темы направлено на приобретение:
знаний – социальной значимости своей профессии, этических принципов работы;
умений - качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики;
навыков - ответственного подхода к качественномурешению профессиональных задач, соблюдая этические принципы работы.
Развитие движений. Двигательная активность ребёнка. Я-образ младенца. Развитие телесного Я-образа. Я и незнакомец Я-концепция и социум. Отношение к себе. Развитие телесного, физического и социального пространства младенца. Рефлексы новорождённого. Кризис 1 года. Итоги возраста.
Лекция №3 (2 часа)
Особое значение раннего детства для психического развития детей. Восприятие, память и мышление раннего возраста. Умственное развитие. Воображение и фантазия. Развитие речи. Эмоциональность, чувство юмора, моральные и эмпатические переживания, гордость и самоуважение, эстетические и интеллектуальные чувства, эмоциональные нарушения.
Лекция №4 (2 часа)
Доминирующие установки, мотивация достижения, влияние игры на развитие мотивационной сферы. Особенности половой идентификации, самооценка, роль оценочных воздействий взрослого. Особенности поведения в кругу сверстников. Формирование предметной деятельности. Кризис 3-лет. Особенности игровой деятельности. Итоги возраста.
Семинарское занятие №1 (2 часа)
Развитие ребенка в младенчестве. Период новорожденности. Эмоциональное общение между взрослым и ребенком. Развитие произвольных действий. Развитие речи, ориентировки в пространстве.
Семинарское занятие №2 (2 часа)
Я-образ младенца. Развитие телесного Я-образа. Я и незнакомец Я-концепция и социум. Отношение к себе. Развитие телесного, физического и социального пространства младенца. Рефлексы новорождённого. Кризис 1 года.
Семинарское занятие №3 (2 часа)
Развитие речи, ориентировки в пространстве. Характеристика развития ребенка в раннем возрасте. Основные достижения раннего детства: прямохождение, развитие предметной деятельности, развитие речи.
Семинарское занятие №4 (2 часа)
Умственное развитие ребенка. Предпосылки развития личности в раннем детстве. Кризис 3 лет.
Семинарское занятие №5 (2 часа)
Контрольная работа №2.
Самостоятельная работа (18 часов)
Кризис 1 года. Изучение развития образа себя у младенцев. Определение основных достижений и проблем в период младенчества. Роль матери в жизни ребёнка. Особенности воспитательных воздействий. Психологическая атмосфера семьи, её влияние на развитие ребёнка. Влияние взрослых и сверстников на развитие личности дошкольника. Роль волевых действий в поведении дошкольника. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника. Особенности предметных и сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста. Значение игры для психического развития ребенка.
Изучение темы направлено на приобретение:
знаний – общих, специфических (при разных типах нарушений) закономерностей и индивидуальных особенностей психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях; как организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую;
умений - учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях во взаимодействии с субъектами образовательного процесса; организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую;
навыков - применения знаний и комплексных умений во взаимодействии с субъектами образовательного процесса с учетом их общих, специфических (при разных типах нарушений), возрастных закономерностей и индивидуальных особенностей психического и психофизиологического развития, особенностей регуляции поведения и деятельности; организации различных видов деятельности: игровой, учебной, предметной, продуктивной, культурно-досуговой.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
5.1. Перечень примерных контрольных вопросов для самостоятельной работы
1. Что изучает перинатальная психология?
2. Что такое «зачаточная установка»?
3. В какие стадии формирования супружеского холона и почему зачатие благоприятно?
4. Что такое психологический компонент гестационной доминанты?
5. Какие есть неблагоприятные для здоровья будущего ребёнка типы психологического компонента гестационной доминанты?
6. Какие существуют типы привязанности?
7. Какой тип привязанности благоприятен для здоровья и развития ребёнка?
8. Роль отца на ранних этапах онтогенеза.
5.2. Перечень примерных заданий для самостоятельной работы
1. Составьте итоговую таблицу, характеризующую основные теории, изученные в курсе перинатальной психологии и психологии родительства: теорию привязанности, концепцию С. Грофа, этологические теории и концепцию гестационной доминанты.
2. Составьте итоговую таблицу, характеризующую основные направления развития ребенка до рождения.
3. Составьте итоговую таблицу, характеризующую основные направления развития ребенка в первый год жизни.
4. Проведите сравнительный анализ традиций в деле подготовки к беременности и родам в разных странах.
5. Разработайте план работы с семьёй находящейся на стадии «конфронтация».
6. На основе анализа литературы разработайте технологию адаптации женщины к беременности.
7. Составите программу психологической диагностики тревоги у беременных 2-3 триместра беременности.
8. Опишите и обоснуйте основные актуальные направления и формы плановой работы психолога с беременной женщиной(1-го, 2-го, 3-го триместра беременности).
9. Разработайте коррекционное занятие для будущих мам.
10. Используя 2-3 методики проведите диагностическое обследование семьи ожидающей ребёнка и проинтерпретируйте результаты.
Перечень вопросов к зачету
1. Перинаталогия как наука, основные направления исследований.
2. Основные разделы перинатологии и их направления.
3. Общая характеристика представлений о родительстве: родительство, представления об идеальном родителе, об идеальной матери и идеальном отце.
4. Психологическая готовность к материнству: структура, уровни готовности, материнский инстинкт,факторы, способствующие созреванию и проявлению инстинкта материнства.
5. Мотивы сохранения беременности.
6. Типология матерей. Девиантное материнство.
7. Психологическая готовность к отцовству: роль отца на ранних этапах онтогенеза, значение отцовства для мужчины, структура отцовства.
8. Типы представлений об отцовстве. Представления об отцовстве у юношей из полных и неполных семей.
9. Психологическая подготовка родителей к рождению ребёнка: цели перинатального воспитания, методы подготовки беременных к родам, задачи психологической помощи семье.
10. Зачатие как начало репродуктивного процесса: «ситуация зачатия», «травматическое зачатие», «родовые сценарии».
11. Мотивы зачатия: конструктивные и деструктивные.
12. Зачатие на разных стадиях жизненного цикла семьи.
13. Физиология и психология беременности.
14. Основные неблагоприятные значимые факторы, влияющие на беременность.
15. Критические периоды пренатального онтогенеза.
16. Психологический компонент гестационной доминанты: понятие, типы.
17. Развитие эмбриона и плода.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Запись лекции – одна из форм активной самостоятельной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки. Студент должен научиться пользоваться и применять по ходу записи лекции терминологию, категориальный аппараты данной науки.
Культура записи лекции – один из важнейших факторов успешного и творческого овладения знаниями по современным социальным проблемам в обществе. Последующая работа над текстом лекции воскрешает в памяти ее содержание, позволяет развивать профессиональное мышление.
В конце лекции преподаватель оставляет время (5 минут) для того, чтобы студенты имели возможность задать уточняющие вопросы по изучаемому материалу. Лекции имеют в основном обзорный характер и нацелены на освещение наиболее трудных и дискуссионных вопросов, а также призваны способствовать формированию навыков работы с научной литературой. Предполагается также, что студенты приходят на лекции, предварительно проработав соответствующий учебный материал по источникам, рекомендуемым программой.
Семинарские занятия являются основным средством развития самостоятельности, познавательной и творческой деятельности студентов. Именно здесь происходит преобразование теоретических знаний в профессионально направленную форму, пригодную для включения в систему деятельности социального работника. Именно на семинарском занятии каждый студент имеет возможность проверить глубину усвоения учебного материала, показать знание категорий, положений и инструментов социальной политики, и уметь их применить для аргументированной и доказательной оценки социальных процессов, происходящих в современном мире.
Участие в семинаре позволяет студенту соединить полученные теоретические знания с решением конкретных практических задач и моделей в области социальной работы с семьей. Семинарские занятия в равной мере направлены на совершенствование индивидуальных навыков решения теоретических и прикладных задач, выработку навыков интеллектуальной работы, а также ведения дискуссий. Конкретные пропорции разных видов работы в группе, а также способы их оценки, определяются преподавателем, ведущим занятия.
Основным методом обучения является самостоятельная работа студентов с учебно-методическими материалами, научной литературой, статистическими данными. Постоянная активность на занятиях, готовность ставить и обсуждать актуальные проблемы курса – залог успешной работы и положительной оценки.
При изучении курса рекомендуется:
– основное внимание уделять усвоению определений базовых понятий;
– при изучении отдельных учений, подходов и систем делать акцент на их онтологическую и гносеологическую составляющие;
– не ограничиваться использованием только лекций или учебника и использовать дополнительную литературу из рекомендованного списка;
– не просто заучивать и запоминать информацию, но понимать ее;
– понимание существенно экономит время и усилия, и позволяет продуктивно использовать полученные знания;
– использовать профессиональную терминологию в устных ответах, докладах, рефератах и письменных работах, что развивает необходимый навык обращения с понятиями и категориями, способствует их усвоению и позволяет продемонстрировать глубину знаний по курсу;
– аргументировано излагать свою точку зрения, при этом учитывая, что каждый имеет право на собственное мнение, но точкой зрения это мнение становится только тогда, когда оно корректно и убедительно обосновано;
– при подготовке к семинарским занятиям, в устных ответах, докладах и письменных работах выделять необходимую и достаточную информацию – изложить подробно и объемно не означает изложить по существу;
– соотносить полученные знания с имеющимися знаниями из других областей науки, в первую очередь – из областей, связанных с будущей профессиональной деятельностью социального работника.
Для более рационального использования времени, при работе с литературой рекомендуется:
– в первую очередь вычленять информацию, относящуюся к конкретным изучаемым темам (по отдельным проблемам или вопросам);
– из дополнительной литературы, прежде всего, обращать внимание на профессиональную периодику;
– использовать справочную литературу – словари, справочники и энциклопедии, которые зачастую содержат более подробную информацию, чем учебники; кроме того, справочная литература содержит корректные и принятые в современной науке определения понятий и категорий;
– использовать предметные и именные указатели, содержащиеся во многих учебных и академических изданиях – это существенно сокращает время поисков конкретной информации.
При подготовке к семинарским занятиям рекомендуется:
– ознакомиться с планом темы и перечнем контрольных вопросов к ней (по методическим пособиям) – это позволит получить общее представление о рассматриваемых проблемах;
– ознакомиться с учебными материалами по теме (конспекты лекций, учебник, учебно-методические пособия) и определить степень его достаточности;
– выбрать наиболее актуальный, интересный вопрос (вопросы), по которым предполагается развернутый ответ или активное участи в обсуждении (в норме подробно готовится именно вопрос, показавшийся наиболее интересным, но общее представление о теме и знание базовых положений и определений необходимо и обязательно);
– ознакомиться с доступной (имеющейся в библиотеке или на электронных ресурсах) дополнительной литературой, в случае необходимости или по желанию использовать самостоятельно выбранные источники;
– четко сформулировать основные моменты предполагаемого устного ответа – ответ должен быть связным, целостным и законченным сообщением по конкретному вопросу, а не набором реплик по поводу;
– не ограничиваться заявленными вопросами по теме и попытаться предположить, какие вопросы могут возникнуть по ходу обсуждения темы, или сформулировать свои вопросы для обсуждения (в том числе, оставшиеся неясными или непонятными при изучении темы);
– регулярно готовиться к семинарам, даже если не планируется активное участие в них – регулярная подготовка способствует постепенному и поэтому качественному усвоению курса и существенно облегчает последующую подготовку к экзамену (независимо от субъективных психологических особенностей, сравнительно небольшие объемы информации, получаемые в течение длительного времени запоминаются и усваиваются лучше, чем большие объемы той же информации в сжатые сроки и в состоянии сессионного стресса).
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Реализация учебной дисциплины «Перинатальная психология» осуществляется с использованием материально-технической базы, обеспечивающей проведение всех видов учебных занятий обучающихся, предусмотренных данным учебно-методическим комплексом:
· аудитории, оборудованные мультимедийными средствами обучения;
· современное техническое обеспечение, в частности ноутбук, проектор, настенный экран, и современные компьютерные программы (Power Point);
· помещения для проведения психологических тренингов и групповых занятий;
· практический инструментарий, наглядные пособия (программа занятий с беременными в Школе материнства, тест движений плода «Считай до 10», тест отношений беременной (И.В. Добряков), методика «Типовое семейное состояние», опросник «Анализ семейной тревоги», тест-опросник родительского отношения к детям (ОРО), тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС), опросник анализа семейного воспитания (АСВ), методика PARI (Е. Шеффер и Р. Белл), модифицированная методика «Родительское сочинение»);
· библиотечный фонд ВУЗа, представленный учебниками, учебными пособиями, методическими разработками.
11. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН лекций, лабораторных, практических и семинарских занятий по дисциплине
№ п/п | Дата проведения | Темы лекций, лабораторных, практических и семинарских занятий | Перечень необходимого оборудования, наглядные пособия | Количество часов и вид занятия | |||
Перинатальная психология как раздел перинаталогии | ноутбук, проектор | лекция 2 часа | |||||
Родительство в аспекте перинатальной психологии | ноутбук, проектор | лекция 4 часа | ноутбук, проектор | ||||
Психология зачатия | ноутбук, проектор | лекция 4 часа | |||||
Психология беременности | ноутбук, проектор | лекция 4 часа | |||||
Психология родов | ноутбук, проектор | лекция 4 часа | |||||
Психология раннего постнатального периода | ноутбук, проектор | лекция 4 часа | |||||
Психологические особенности развития в период младенчества и раннего детства | ноутбук, проектор | лекция 8 часов | |||||
Перинатальная психология как раздел перинаталогии | ноутбук, проектор | семинарское занятие 4 часа | |||||
Родительство в аспекте перинатальной психологии | ноутбук, проектор | семинарское занятие 6 часов | |||||
Психология зачатия | ноутбук, проектор | семинарское занятие 6 часов | |||||
Психология беременности | ноутбук, проектор | семинарское занятие 6 часов | |||||
Психология родов | ноутбук, проектор | семинарское занятие 6 часов | |||||
Психология раннего постнатального периода | ноутбук, проектор | семинарское занятие 4 часа | |||||
Психологические особенности развития в период младенчества и раннего детства | ноутбук, проектор | семинарское занятие 10 часов |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Контрольные работы
Контрольная работа №1 по темам (время выполнения 2 часа): «Перинатальная психология как раздел перинаталогии», «Родительство в аспекте перинатальной психологии», «Психология зачатия», «Психология беременности»
Вопросы 1 варианта:
1. Перинатальная психология. Диадический подход.
2. Психологическая готовность к материнству.
3. Ситуация зачатия и её влияние на развитие человека. Мотивы зачатия.
4. Психологический компонент гестационной доминанты. Оптимальный и эйфорический типы.
Вопросы 2 варианта:
1. Перинатология. Перинатальный период.
2. Психологическая готовность к отцовству.
3. Зачатие на разных стадиях жизненного цикла семьи.
4. Психологический компонент гестационной доминанты. Гипогестогнозический и депрессивный типы.
Контрольная работа №2 по темам (время выполнения 2 часа): «Психология родов», «Психология раннего постнатального периода», «Психологические особенности развития в период младенчества и раннего детства»
Вопросы 1 варианта:
1. Психофизиология родов.
2. Кризис рождения.
3. Типы привязанности ребёнка к матери.
4. Комплекс оживления.
Вопросы 2 варианта:
1. Партнёрские роды.
2. Рефлексы новорождённого.
3. Развитие познавательной сферы в младенчестве.
4. Кризис 3-ох лет.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Тексты/конспекты лекций
Тема 3. Психология зачатия
Вопросы:
1. Зачатие как начало репродуктивного процесса.
2. Мотивы зачатия.
3. Зачатие на разных стадиях жизненного цикла семьи.
Мотивы зачатия
Беременность может менять взаимоотношения супругов как в лучшую сторону, так и ухудшать их. Мужчина может испытывать к жене чувство благодарности, стать более нежным и внимательным. Порой известие о беременности вызывает у мужчин психологический дискомфорт, раздражение, делает их агрессивными. Во многом состояние взаимоотношений супругов зависит от стадии формирования супружеского холона, на которой возникла беременность.
Желание беременности обоими супругами – залог психологического комфорта, семейного счастья, благоприятной ситуации для течения беременности и родов. Иногда запланированная, желанная беременность не сближает супругов, а, наоборот, приводит к отчуждению, делает напряженными отношения, семейную ситуацию. Все зависит от преобладания конструктивных и неконструктивных мотивов, но и мужчина, и женщина.
Мотивы женщины и мужчины могут быть разными. Выявить их непросто. При этом следует установить конструктивные мотивы, способствующие укреплению семьи, личностному росту супругов, благополучному рождению и развитию ребенка, и деструктивные, приводящие к обратным результатам. Один и тот же мотив в одной ситуации может быть конструктивным, а в другой – нет.
Конструктивные мотивы связаны с чувством любви:
• стремление к бессмертию путем повторения себя в ребенке;
• выражение благодарности любимому человеку за счастье, которое он доставляет;
• желание творчества (рождение и воспитание такого человека, которого еще не было).
Деструктивно (относительно деструктивно) сказывается на семейных отношениях, наличности каждого из супругов, на воспитании ребенка и его развитии зачатие, имеющее следующие цели:
• вынудить партнера жениться;
• укрепить отношения в семье («привязать» к себе, вернуть мужа, предотвратить его уход и т. п.);
• родить «назло» партнеру;
• родить, «чтобы был хоть один близкий человек», чтобы было о ком заботиться;
• заменить родившимся ребенком утраченного близкого человека (умершего, бросившего);
• изменить социальный статус;
• «быть как все»;
• показать родителям, что стала (стал) взрослым человеком;
• вынудить родителей смириться с браком;
• выполнить настойчивую просьбу родителей о рождении внука или внучки;
• родить «для здоровья» (нередко по совету врача);
• получить материальные выгоды (пособие, алименты, улучшить жилплощадь и пр.) и многое другое.
Если женщина после периода сомнений решает оставить беременность, то, как правило, она нуждается в психологическом сопровождении. При этом психолог должен разобраться в мотивах сохранения беременности. От аборта при нежелательной беременности женщин могут удерживать опасения за свое здоровье, религиозные представления о грехе доводы против, вовремя приведенные значимыми, уважаемыми людьми. Если женщина вынашивает нежеланного ребенка, то ее эмоциональный фон обычно характеризуется амбивалентностью. Во время беременности у таких женщин часто отмечаются вегетативные нарушения, обострения психосоматических и хронических физических заболеваний, токсикозы, различные невротические реакции, стертые депрессивные состояния. Все это приводит к искажениям антенатального взаимодействия в системе «беременная – плод». При этом беременные женщины оказываются не готовыми к родам, а ребенок уже в утробе лишается базового доверия к матери и окружающему миру, что впоследствии приводит к повышенной тревожности, снижению чувства собственного достоинства.
Нежеланных детей рожают преждевременно примерно в восемь раз чаще, чем желанных. Но даже у доношенных нежеланных детей в 45 % случаев отмечаются признаки морфофункциональной незрелости. Из числа нежеланных младенцев 46,9 % нуждаются в интенсивной терапии в связи с возникшими сразу же после родов соматическими и неврологическими осложнениями, среди желанных детей таких лишь 14,8 % (Брутман В. И., Северный А. А., 2001).
У нежеланных детей часто отмечаются факторы риска психической патологии:
• наследственно-конституциональный (наличие у родителей психических заболеваний и личностных девиаций);
• психологическая неготовность женщины к материнству (враждебность к плоду и связанные с ней нарушения сенсорного и гуморального взаимодействия в антенатальном периоде);
• психические, поведенческие, соматические нарушения у будущей матери во время беременности;
• задержки созревания плода и недонашиваемость.
Развитие эмбриона и плода
Первый месяц
Первый месяц внутриутробного развития – период наиболее интенсивного роста в жизни организма: по сравнению с зиготой эмбрион увеличивается в 10 000 раз. К концу месяца его длина достигает 1,3 см.
Кровь уже течет по артериям и венам эмбриона, хотя их размер очень мал. Сердце его по размеру сопоставимо с величиной строчной буквы, частота сердечных сокращений 65 ударов в минуту. На этом этапе уже присутствуют зачатки головного мозга, почек, печени и пищевого тракта. Начинает функционировать пуповина – связующее звено между эмбрионом и матерью. Под микроскопом на голове эмбриона можно разглядеть несколько выпуклостей, которые в дальнейшем преобразуются в глаза, уши, нос и рот. Определить пол будущего ребёнка ещё невозможно.
Второй месяц
К концу второго месяца: рост плода – менее 2,5 см, а его вес – 2,1 г. Длина головы равна половине длины всего тела. Чётко дифференцируются части лица, появляются зачатки зубов и языка. На руках выделяются кисти и пальцы, на ногах – колени, лодыжки и стопы. Плод покрыт тонкой кожей, можно получить отпечаток пальцев рук и ног. Костные клетки появляются на 8-й неделе внутриутробного развития.
Мозг координирует функционирование органонов. Идёт развитие половых органов. Сердечный ритм стабилен. В желудке вырабатываются пищеварительные соки; в печени идёт образование кровяных клеток. В почках кровь очищается от мочевой кислоты. Кожа реагирует на тактильные раздражения. На грубое механическое раздражение (удар) 8-недельный плод реагирует сгибанием туловища, разгибанием головы и отведением рук назад.
Третий месяц
К концу третьего месяца вес плода достигает 28 г, рост – 7,5 см. Плод имеет ногти, веки (которые пока закрыты), голосовые связки, губы и выступающий нос. Голова плода остаётся большой – примерно 1/3 длины плода, характерен высокий лоб. Пол будущего ребёнка на данном этапе определить легко.
Органы уже функционируют: плод может дышать(заглатывая амниотическую жидкость в лёгкие и выпуская её обратно), изредка происходит мочеиспускание. В рёбрах и позвоночнике соединительная ткань заменяется хрящевой.
Рефлексы плода достаточно разнообразны: он двигает ногами, руками, большими пальцами рук и головой; рот плода открывается и закрывается, совершает глотательные движения. При прикосновении к векам плод щурится, при