Проверка наблюдательности и зрительной памяти

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Предисловие ……………………………………………………………… 4

Требования современного боя к подготовке снайперов………………… 5

Отбор кандидатов в снайперы…………………………………………… 6

Квалификационные требования к кандидату…………………………… 6

Проверка наблюдательности и зрительной памяти…………………… 7

Реакция на отдачу………………………………………………………… 7

Проверка и оценка физической подготовленности……………………. 8

Рекомендуемые темы и методические указания………………………… 9

Тактико-специальная подготовка………………………………………. 9

Огневая подготовка………………………………………………………. 10

Разведывательная подготовка…………………………………………… 21

Связь……………………………………………………………………… 22

Инженерная подготовка………………………………………………… 23

Военная топография……………………………………………………. 24

Техническая подготовка…………………………………………………. 25

Военно-медицинская подготовка………………………………………… 26

Физическая подготовка…………………………………………………… 26

Общественные дисциплины……………………………………………… 27

Требования, предъявляемые к выпускникам курсов снайперов……….. 28

Приложения:

1. План проведения сборов (вариант)………………………………… 32

2. План проведения комплексного контрольного занятия (вариант)… 39

3. Рекомендации руководителю занятий по огневой подготовке….. 42

4. Основные требования к ведению меткого огня снайпером………. 42

5. Установление телефонной радиосвязи…………………………….. 44

6. Мероприятия по организации сбора……………………………….. 45

7. Нормативы по физической подготовке…………………………….. 46

8. Справочный материал по Северному Кавказу…………………….. 47

9. Нормативные правовые акты……………………………………….. 49

10. Анкета ……………………………………………………………… 51

11. Психологическое тестирование……………………………………. 52

12. Самомассаж пальцев рук. Изометрические упражнения………… 74

13. Тактико-технические характеристики средств связи……………. 75

14. Таблицы стрельб и поправок для стрельбы из СВД……………… 76

15. Схема комплексного контрольного занятия и мишенной

обстановки (вариант)………………………………… … … … вклейка

ПРЕДИСЛОВИЕ

В условиях современного общевойскового боя, несмотря на применение современных средств борьбы, роль снайпера по-прежнему остается важной. В руках опытного снайпера винтовка – грозное оружие. Как показал опыт второй мировой и локальных войн, в среднем на одного убитого в войне тратится несколько тонн металла, снайпер же на выполнение боевой задачи расходует всего несколько граммов металла, поражая противника, как правило, с одного выстрела.

Снайпер – это специально подготовленный, особо меткий стрелок, превосходно владеющий искусством стрельбы, маскировки и наблюдения.

В современном бою к снайперу предъявляются высокие требования. Для успешных действий в бою снайпер обязан:

1. Постоянно содержать оружие и оптический прицел в отличном состоянии.

2. Искусно использовать местность и средства маскировки.

3. Непрерывно вести наблюдение за полем боя.

4. Осторожно и незаметно для противника подходить как можно ближе к избранной цели.

5. Уметь поражать цели одним выстрелом.

6. Уметь действовать ночью, в любую погоду, на любой местности, в населенных пунктах, в любое время года и суток.

И, конечно, каждый снайпер должен в наибольшей мере отвечать всем другим требованиям, которые предъявляются к любому стрелку на поле современного боя.

Снайперу в бою предоставляется значительная самостоятельность в решении боевой задачи, поэтому он должен быть тактически грамотным, уметь быстро и хорошо ориентироваться на местности, как днем, так и ночью, уметь читать топографическую карту, быстро, ловко и скрытно передвигаться на местности.

Важное значение в успешном решении боевых задач снайпера имеют умелое использование местности, искусство маскироваться и вести наблюдение. В современном бою, когда противник всемерно использует различные средства маскировки, обнаружить цель на поле боя – дело нелегкое. Используя каждую складку местности, умело выбирая укрытия, снайпер должен терпеливо и настойчиво наблюдать и выслеживать противника, не обнаруживая при этом себя. По малозаметным признакам он должен отыскать цель и, выждав удобный момент, поразить ее в самое короткое время первым же выстрелом.

Для того чтобы добиться наилучших результатов в подготовке снайперов, командирам необходимо:

· осознать цели и задачи этой подготовки и такое же понимание и целеустремленность вырабатывать у обучаемых;

· отчетливо представлять содержание, последовательность и способы подготовки (обучения и воспитания) снайперов;

· ясно и доходчиво излагать учебный материал и связывать его с ранее изученными вопросами; на каждом занятии проверять, как снайперы усваивают изучаемый материал.

Основными условиями успешного выполнения задач по подготовке снайперов являются:

· высокая теоретическая, практическая и методическая подготовка офицеров и сержантов, руководящих подготовкой снайперов;

· отвечающая требованиям подготовки снайперов материальная база;

· постоянное поддержание оружия в боевой готовности.

Подготовку снайперов следует проводить на основе принципа соблюдения последовательности в изучении теории и практики (перехода от простого к сложному).

Важнейшим условием для твердого усвоения предмета служит повторение ранее изученного и систематичность тренировок. Кроме того, должны учитываться индивидуальные особенности каждого обучаемого, которые помогут командиру достигнуть наибольших результатов, развивать способности снайперов, добиться мастерства подчиненных в снайперском деле. Необходимо указывать обучаемым их недостатки и пути их устранения.

ТРЕБОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО БОЯ К ПОДГОТОВЕ

СНАЙПЕРОВ

В современном бою, характеризующемся исключительной динамичностью, острой борьбой за инициативу, снайперу для успешного выполнения боевой задачи, как показал опыт необходимо:

· содержать оружие в постоянной боевой готовности, в совершенстве знать материальную часть снайперской винтовки, возможные задержки и неисправности при стрельбе и способы их устранения, порядок проверки боя винтовки и приведения ее к нормальному бою, выверку оптического прицела, порядок осмотра, выверку и подготовку ночного прицела к работе;

· довести до автоматизма владение приемами стрельбы из различных положений, как в движении, так и с места с использованием различных укрытий;

· владеть приемами скрытного передвижения на поле боя, выбора и занятия места для стрельбы, оборудования, маскировки позиции и быстрой ее смены;

· уметь вести непрерывное и тщательное наблюдение за полем боя и по малозаметным демаскирующим признакам отыскивать цели, не обнаруживая при этом себя;

· своевременно и правильно выбирать цель для поражения, быстро и точно готовить данные для стрельбы;

· уметь вести огонь по различным целям и умело его корректировать;

· тактически грамотно действовать на поле боя в одиночку и в составе снайперской пары;

· вырабатывать такие качества, как мужество, упорство, отвага, сила, выносливость, ловкость, быстрота, выдержка, терпение, решительность, хладнокровие, стойкость, сила воли и другие.

Весь комплекс знаний, умений и навыков, которым должен отвечать современный снайпер, формируется и совершенствуется в ходе повседневной боевой учебы.

ОТБОР КАНДИДАТОВ В СНАЙПЕРЫ

Подготовка снайпера включает подбор соответствующих требованиям, предъявляемым к снайперу, военнослужащих и последующее их специальное обучение способам действий с учетом вооружения, снаряжения и тактики действий в бою.

Подбор начинается с изучения документов военнослужащих, личных беседах, наблюдении за военнослужащими в ходе занятий и в повседневной жизни. Основное внимание должно обращаться на тех военнослужащих, которые имеют спортивные разряды, прежде всего по стрельбе, с детства были приобщены к охоте , наблюдательны, неторопливы, по характеру выдержаны и спокойны, обладают хорошей физической подготовкой на завершающем этапе одиночной подготовки солдат и на основании результатов, показанных по основным предметам обучения, и в первую очередь по стрельбе, намечаются командиром сводного подразделения и подаются в штаб части кандидатуры в снайперы.

Квалификационные требования к кандидату

1. Годен по состоянию здоровья для прохождения службы в разведывательных подразделениях СВ (ВДВ);

2. Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - не менее 1 года службы в развернутых мотострелковых, разведывательных (разведывательно-десантных), воздушно-десантных подразделениях, подразделениях морской пехоты, частях специального назначения, изъявивших желание после окончания курсов продолжить службу по контракту.

3. Для военнослужащих, проходящих службу по контракту, - кроме перечисленных предыдущем пункте предпочтительно – имеющие опыт боевых действий в зонах локальных конфликтов. Первая возрастная группа.

4. Спортивный разряд не менее второго, предпочтительно:

Биатлон, легкая атлетика, пулевая стрельба, спортивное ориентирование, охота на “лис “, лыжный спорт, многоборье ГТО, туризму, горному туризму.

5. Не являющиеся единственными детьми в семье, единственными кормильцами.

6. Предпочтительно не женатые.

7. Предпочтительно не мусульмане.

8. Предпочтительно некурящие.

9. Успешно сдавшие тест на психологическую пригодность по будущей специальности.

10. Успешно сдавшие тесты по:

· физической подготовке в объеме и по нормативам ВСК 1 ст.;

· стрельбе из СВД (АК);

· Общеобразовательной базе (Вариант: 45 минут на сочинение по теме : “Почему я хочу стать снайпером? “).

ТЕХНИКА МЕТКОГО ВЫСТРЕЛА

Как уже было отмечено, меткость стрельбы зависит:

- от обученности снайпера;

- от полного и правильного учета внешних условий;

- от оружия и патронов;

При подготовке следует обратить особое внимание на техническую подготовку.

Техническая подготовка снайперов должна быть направлена на овладение ими правильными приемами стрельбы, то есть такими действиями, которые необходимо выполнить, чтобы выстрел был метким.

В стрелковой практике эти действия называются элементами техники меткого выстрела. Производство выстрела из винтовки складывается из следующих элементов: изготовка; прицеливание; задержка дыхания; спуск курка.

Изготовка.

В бою снайперу приходится вести огонь из различных положений (лежа с упора и с руки, сидя, с колена, стоя). Каждое положение имеет свои специфические особенности.

Наиболее устойчивым является положение лежа с упора или с руки. Кроме того, это положение делает снайпера менее заметным для противника, а следовательно, и менее уязвимым. В обороне оно является основным и обеспечивает наилучшие результаты стрельбы. Стрельбу стоя из окопа также можно рассматривать как частный случай стрельбы лежа, так как руки снайпера при этом занимают то же положение, что и при стрельбе лежа.

Стрельба стоя и с колена применяется чаще всего в наступлении. Эти положения, особенно стоя, следует применять в тех случаях, когда у снайпера нет времени принять более устойчивое положение или он уверен в том, что цель будет поражена и из этих положений.

Не останавливаясь на детальном рассмотрении каждого положения для стрельбы, которые достаточно подробно рассмотрены в наставлениях, руководствах и пособиях, следует отметить, что во всех случаях изготовка снайпера должна быть такой, чтобы обеспечить наибольшее удобство стрелку и устойчивость оружия при производстве выстрела, не вызвать напряжения, так как только в этом случае снайпер сумеет достаточно долгое время удерживать принятое им положение, не утомляясь и не ухудшая результатов стрельбы.

Положение корпуса, рук, ног, головы при изготовке к стрельбе и высота упора не могут быть для всех снайперов одинаковыми и не являются шаблонам. Приемами нужно руководствоваться с учетом индивидуальных особенностей стрелка (его роста, телосложения и т.д.) и вырабатывать на основании этого наиболее выгодное, удобное и устойчивое положение для стрельбы.

Главное – изготовка и прикладка должны быть всегда однообразны для получения одинаковых углов вылета и сохранения кучности стрельбы. Основное, как в изготовке, так и в прикладке – никакого напряжения.

Прицеливание

Обучение стрелков прицеливанию с открытым прицелом достаточно широко и подробно описано в различных методических пособиях.

Прицеливание с использованием оптического прицела, несмотря на относительную простоту и легкость, имеет свои особенности, которые должны хорошо усвоить обучаемые.

Особенности прицеливания с использованием оптического прицела связаны с проявлением явления, которое называется параллаксом.

Параллакс - это кажущееся смещение наблюдаемого предмета, вызванное изменением точки наблюдения (смещением глаза наблюдателя вверх, вниз или в сторону от главной оптической оси прицела). В результате кажущегося смещения наблюдаемого предмета (цели) получается ошибка в прицеливании, которую называют параллаксической ошибкой. Поэтому при прицеливании с помощью оптического прицела необходимо соблюдать следующие правила:

- держать глаз на главной оптической оси прицела;

- совместить глаз с выходным зрачком прицела;

- поле зрения прицела должно быть совершенно чистое.

Появление в поле зрения затемнений (лунообразных теней) говорят о смещении глаза стрелка от главной оптической оси прицела в ту сторону, где появилась лунообразная тень. А пули при таком прицеливании отклоняются в сторону, противоположную тени (смещению глаза).

Если затемнение со всех сторон совершенно равное, то отклонений пуль не будет, так как глаз стрелка находится на главной оптической оси прицела, но смещен ближе или дальше выходного зрачка прицела, от чего и получилось круговое затемнение, которое уменьшает поле зрения прицела и мешает наблюдению, прицеливанию и корректированию стрельбы.

Обучаемым очень важно понять сущность параллаксической ошибки и сознательно ее избегать.

Единственным верным способом и средством устранения вредного влияния параллакса на точность прицеливания является соблюдение основного правила: при прицеливании через оптический прицел глаз снайпера должен располагаться каждый раз в точно определенном месте относительно окуляра, а именно - в точке расположения выходного зрачка прицела.

Привычка правильно ставить глаз относительно окуляра, доведенная до автоматизма, приобретается в процессе выработки правильной изготовки и прикладки с прицеливанием на специальных занятиях и тренировках с винтовкой.

Обучение снайперов прицеливанию нужно начинать в классе. Занятия сопровождать пояснительными чертежами, плакатами и примерами.

Хорошие результаты в начальной стадии обучения правильному прицеливанию дает метод, при котором стрелок производит прицеливание из винтовки, установленной в прицельном станке, и по окончании прицеливания фиксирует ее положение, а руководитель занятия проверяет правильность прицеливания и указывает на ошибки, допущенные стрелком.

В ходе повседневных тренажей обучаемых в прикладке и прицеливании с проверкой через снайперский ортоскоп приобретается необходимый навык, и прицеливание производится быстро и точно.

Задержка дыхания

Задержка дыхания необходима для меткого выстрела, чтобы обеспечить наилучшую устойчивость оружия в момент прицеливания и спуска курка. Задержка дыхания должна производиться на естественном выдохе, при этом не следует перед этим делать излишне глубоких вдохов и выдохов (гипервентиляцию легких).

По времени задержка дыхания не будет превышать 15 секунд, что вполне достаточно для производства меткого выстрела. При более длительной задержке дыхания стрелок начинает испытывать кислородное голодание, желание сделать вдох и меткого выстрела не получится.

Спуск курка

Спуск курка с боевого взвода производится плавным нажатием на спусковой крючок сгибом между второй и третьей фалангами указательного пальца правой руки. Движение пальца должно быть плавным, без рывков, но достаточно уверенным и быстрым. Направление усилия нажима должно быть строго параллельно оси канала ствола винтовки.

При объяснении этого элемента и его значения руководитель занятия должен подчеркнуть, что плавный спуск курка - залог меткого выстрела . Под плавным спуском курка подразумевается не замедленное движение пальца, а такое его движение, которое не сбивает наводку оружия.

Плавное движение пальца не самоцель, а средство достижения элемента внезапности. Под элементом внезапности следует понимать производство выстрела в какой-то промежуток времени (5-10 с), без знания точного момента, когда он произойдет, вследствие чего выстрел получается как бы неожиданно для стрелка и почти всегда бывает метким, так как в этом случае отсутствует реакция на выстрел.

Если же стрелок дергает за спусковой крючок и не сбивает наводку оружия (скажем, при стрельбе лежа с упора это сделать довольно сложно), но, зная точно момент выстрела, он делает движение, компенсирующее движение оружия при отдаче (как бы "идет" на выстрел). При этом происходит смещение наводки и получается промах.

Говоря о технике меткого выстрела, необходимо указать на тесную взаимосвязь между ее элементами. Прицеливание, задержка дыхания и спуск курка производятся одновременно и зависят один от другого.

Так, например, при отклонении прицельных приспособлений в сторону от цели палец замедляет свое движение или даже останавливается. То же самое происходит, если снайпер не может дольше задерживать дыхание. В этом случае он ослабляет нажим на спусковой крючок, делает вдох-выдох и, затаив дыхание на выдохе, продолжает нажим на спусковой крючок.

Поэтому отработку элементов техники меткого выстрела следует производить в комплексе. Сначала без стрельбы патронами. И лишь достигнув определенной согласованности и уверенного выполнения всех элементов в комплексе, можно переходить к тренировкам с патронами. Сначала лучше по белому щиту или фанере на небольшие дальности, а затем и по мишеням.

Важно, чтобы с первых же дней обучения снайпер усвоил приемы и навыки и доводил их выполнение до автоматизма. Для этого нужно не только знать правила, как их выполнять, но, прежде всего, хорошо их понять и выполнять сознательно, вдумчиво, научиться самому находить свои ошибки, устанавливать причины ошибок и правильно их устранять.

Начинать стрельбу по мишеням следует без ограничения времени и только после того, как будет достигнута хорошая кучность при медленной стрельбе, можно переходить к тренировкам в стрельбе в ограниченное время и к обучению скоростной стрельбе. Путем тренировок надо добиться умения производить плавный спуск курка в течение 1-2 секунд.

Связь с другими дисциплинами

Одной из особенностей подготовки снайперов является необходимость самой тесной связи всех дисциплин с огневой подготовкой. Все дисциплины как бы должны "работать" на огневую подготовку.

Пример:

Тактико-специальная подготовка Инженерная подготовка Огневая подготовка
Изучается выбор мест для стрельбы, укрытий и упоров, выбор наиболее благоприятных для работы снайперов районов и участков, передвижение, применение к местности. Изучается устройство окопов, снайперского поста, маскировка снайперского поста, использование маскировочных свойств местности и подручных материалов. Раздел "Материальная часть оружия" изучается приклад со щекой, штык-нож и ножны; раздел "Основы стрельбы" – явление отдачи и ее влияние на оружие, стрелка и результата стрельбы; раздел "Приемы стрельбы" - прикладка с упором; раздел "Правила стрельбы" - оценка местности в интересах решения огневых задач, выбор позиций для стрельбы.

Совершенствование навыков обучаемых проходит на тактических и тактико-специальных занятиях, на стрелковых тренировках и при выполнении учебных упражнений и контрольных стрельб.

Рекомендуется тренировка.

Снайпер, пара или группа снайперов располагаются на подготовленной позиции, имея задачу уничтожить обнаруженные цели каждому в своем указанном секторе (полосе). Цели могут быть показаны через 20-30-40 и более минут после занятия позиции. Обучаемым не сообщается, когда и на какое время цели будут показаны. Тренировки проводятся в различных погодных условиях. Снайперов учат терпению и выносливости, умению переносить дождь и холод, принимать меры против обморожения и т.д.

Подобные тренировки проводятся с использованием имитационных средств - электронно-лазерного тира, телевизионных игр, пневматического оружия.

Хорошим средством выработки у снайперов умений действовать собранно и четко являются тренировки и зачеты по выполнению различных нормативов, летучек по решению огневых задач в полевых условиях по подготовке исходных данных для стрельбы со строгим ограничением времени на решения. Такие занятия вырабатывают у обучаемых не только необходимые навыки, волю, настойчивость, но и умение собраться, действовать в резко ограниченное время»

Необходимо подчеркнуть роль самих руководителей занятий в успехе воспитания у обучаемых твердой психологической устойчивости. Каждый руководитель для будущих снайперов должен служить примером не только мастерства владения оружием, но е примером уверенных и решительных действий в обычных повседневных условиях.

Все смежные дисциплины должны быть направлены на решение первостепенной задачи обучения меткой стрельбе и подчиняться главному в подготовке воина-снайпера – умению тактически грамотно мыслить и правильно действовать.

Разведывательная подготовка.

Главными задачами изучения дисциплины являются:

· изучение с обучаемыми основ тактики вероятного противника;

· научить личный состав выявлять цели для поражения снайперским огнем по демаскирующим признакам.

При изучении основ тактики незаконных военных формирований, до личного состава доводятся основные способы и методы ведения партизанской войны, по опыту боевых действий в Афганистане, Чеченской республике и других локальных войнах. Разъясняются общие и отличительные черты партизанской тактики от «классической», ее сильные и слабые стороны.

Обучение выявлению целей для поражения проводятся в комплексе с занятиями по огневой подготовке на учебном месте «Разведка целей наблюдением», где на фоне практического выполнения другими обучаемыми упражнений учебных стрельб, ведется наблюдение за полем боя, выявляются цели, определяются дальности до них и результаты стрельбы.

Во время проведения занятий по тактико-специальной подготовке целесообразно организовать учебное место по ведению наблюдения за полем боя, для которого организуется имитация типовых целей для поражения снайперским огнем. Такие же учебные места организуются на комплексном занятии по ТСП.

В ходе обучения особое внимание обратить на способность самостоятельного выявления целей обучаемыми, определения ее полярных координат, целеуказания голосом снайперу с привязкой к местным предметам и ориентирам, способность корректировать стрельбу напарника, выявлять новые, нестандартные демаскирующие признаки.

Связь в бою

По дисциплине «Связь в бою» целесообразно провести 2 – 3 групповых занятия по одной теме: «Состав и боевые возможности переносных радиостанций, применяемых при действии снайперов в тактическом звене управления. Практическая работа на переносных радиостанциях с использованием документов СУВ в боевых группах снайперов».

Целью изучения данной темы ставится:

- изучить боевые возможности индивидуальных радиостанций (Р-157; Р-162-0,1Р; Р-163-0,5Р; Р-168-0,1У) и правила работы на них;

- ознакомить с боевыми возможностями радиостанций Р-158, Р-159М, Р-163-1У, Р-163-1К, Р-168-0,5У и правилами работы на них;

- научить правильно устанавливать связь, вести радиообмен с использованием документов СУВ в радионаправлении и радиосети.

На первом занятии целесообразно изучить боевые возможности индивидуальных средств радиосвязи, правила ведения радиообмена и практически поработать на них. Занятие проводится в классе, групповым методом.

Практически должен быть отработан вопрос по организации связи при действии снайперов одиночно (радионаправление).

На втором занятии необходимо ознакомить с боевыми возможностями радиостанций применяемых в боевых группах снайперов, с документами СУВ. Отработан вопрос по организации связи при действии в составе боевых групп (радиосеть). Занятие проводится в классе групповым методом.

На последующих занятиях совершенствуются практические навыки по работе на индивидуальных станциях и ознакомлении с боевыми возможностями переносных комплектов космических станций, а также станций, применяемых противником.

Кроме того, практические навыки работы на индивидуальных радиостанциях совершенствуются в ходе занятий по другим дисциплинам (ТСП, разведка, топография, инженерная подготовка), а также на комплексных занятиях и учениях.

При проведении комплексных занятий (учений) целесообразно для оценки работы слушателей озвучивать все создаваемые радиосети (радионаправления), применяя радиостанцию Р-159 с УНЧ.

Инженерная подготовка и тактическая маскировка

На занятиях по инженерной подготовке главное внимание обращается на глубокое изучение материальной части средств инженерного вооружения и практическое освоение приемов и способов их применения. Основной формой обучения являются практические занятия. Они проводятся, как правило, в поле или на инженерном городке. Количество учебных мест должно обеспечивать максимальный охват всех обучаемых.

· Первая тема по инженерной подготовке ставит своей задачей ознакомить курсантов с целями и задачами инженерной подготовки по подготовке снайперов.

· При изучении темы по маскировке курсанты знакомятся с табельными и подручными средствами маскировки, а также с порядком их использования для личной маскировки и маскировки огневых позиций. Особое внимание обращается на умелое использование видовых свойств местности.

· При проведении занятий проверяется действие курсантов и качество выполнения задач, обращая внимание на недопустимость однообразия приёмов маскировки и на правильное использование скрывающих свойств местности. Дальнейшее совершенствование навыков в выполнении задач по маскировке, привитие требований маскировочной дисциплины осуществляется на последующих занятиях и на совместных занятиях по тактике и комплексном тактическом учении.

· Первоначальное обучение установке и обезвреживанию противопехотных и противотанковых мин проводит только руководитель занятия. Последующие практические занятия проводятся совместно с занятиями по тактико-специальной подготовке, где курсанты лично используют инженерные боеприпасы для прикрытия огневых позиций, а также для прикрытия путей отхода с ОП после выполнения боевой задачи. В ходе выдвижения на огневую позицию и отхода с неё отрабатываются вопросы преодоления инженерных заграждений.

· На всех занятиях обращение с учебными минами и взрывателями должно быть таким же, как и с боевыми. Перед началом обучения руководитель занятия организует приём зачётов от курсантов в знании ими мер предосторожности и в умении правильно устанавливать, снимать и обезвреживать мины.

· На последующих занятиях, проводимых совместно с тактико-специальной подготовкой, курсанты применяют на практике полученные знания и умения по предыдущим темам. При проведении совместных занятий курсанты должны сами правильно выбрать место для огневой позиции, правильно оборудовать её в инженерном отношении с использованием необходимых средств инженерного вооружения. В ходе обучения используются комплексы учебно-имитационные ВКПМ-1, ВКПМ-2, КСФ с ПКМ, СМ.

· При изучении подрывного дела теоретические занятия по всем темам проводятся в специально оборудованном классе на инженерном городке методом рассказа с показом. Во время рассказа используются соответствующие макеты, модели, плакаты и схемы. Использование боевых взрывчатых веществ (ВВ) и средств взрывания (СВ) на занятиях в классе категорически запрещено. Перед практическим занятием курсанты должны изучить и твёрдо знать меры предосторожности при подрывных работах и ознакомиться с уголовной ответственностью за хищение ВВ и СВ.

· Первые часы занятий по подрывному делу проводятся в классе инженерного городка, где руководитель занятия на учебных средствах поясняет курсантам сущность и характер соответствующего способа взрывания, назначение, устройство СВ и принадлежностей, правила обращения с ними, а также меры предосторожности при данном способе взрывания. Последующие часы по этим темам проводятся на инженерном городке.

· В итоге занятий каждый курсант должен поучиться самостоятельно изготавливать и поджигать боевую зажигательную трубку, научиться изготовлению сетей с использованием детонирующего шнура. Каждая учебная группа во главе с командиром взвода и под его непосредственным наблюдением должна изготовить и подорвать реальную сеть из боевого детонирующего шнура (электровзрывную сеть). На заключительном занятии обучаемые по указанию руководителя практически подрывают отдельные элементы конструкций из дерева, стали, железобетона и камня.

· Занятия с использованием боевых ВВ и СВ проводятся только под руководством офицера (преподавателя, Командира подразделения, инструктора). Прежде, чем допустить курсантов к работе с боевыми ВВ и СВ, руководитель занятия обязан проверить знания каждым курсантом мер предосторожности, предусмотренных для данного вида подрывных работ. На занятиях должен присутствовать медицинский работник, а в распоряжении руководителя занятия должно быть транспортное средство. При подготовке и производстве взрывов выставляется оцепление и ведётся строгий учёт израсходованных ВВ и СВ.

· В ходе комплексного тактического учения (КТУ) отрабатываются все вопросы ранее изученных тем в комплексе с другими дисциплинами. В ходе КТУ курсанты должны сами выбрать необходимые средства инженерного вооружения в зависимости от полученной тактической задачи.

Военная топография

Целью занятий является привитие обучаемым необходимых умений и навыков:

- в ориентировании и движении на местности в различных условиях;

- в правильном использовании благоприятных свойств местности для достижения успеха в выполнении боевой задачи;

- в умении пользоваться топографической картой с целью изучения по ней маршрутов движения и участков местности, в определении координат объектов и целей.

Рекомендуются для изучения следующие темы:

Тема 1: «Измерения и ориентирование на местности без карты».

Занятие проводится в поле. Каждый обучаемый должен иметь компас, линейку и ручку. Целесообразно привлечение к проведению занятия специалистов по ориентированию.

Тема 2: «Изучение местности по топографической карте».

Занятие проводится в классе с использованием учебных карт масштаба 1:25000, 1:50000, У-34-37-В (СНОВ) издание 1991 года с имеющейся в зарамочном оформлении информацией:

- об условных знаках;

- системах координат;

- о порядке изучения рельефа местности.

Тема 3: «Ориентирование на местности»

Занятие 1: «Движение по азимуту»

Занятие 2: « Выход в заданную точку»

Занятие 3: « Выход ночью в заданную точку по топографической карте»

Занятие 2: « Выход ночью в точку «Белый лист»»

Занятия по данной теме проводятся в поле с использованием реальных топографических карт масштабов 1:25000 и 1:50000 на данную местность. Маршруты движения разрабатываются заблаговременно с учетом различных заданий на каждую пару.

При наличии времени рекомендуется провести занятие

Тема 4: « Системы координат, применяемые на топографических картах. Построение профилей местности. Определение полей невидимости».

Занятие проводится в классе.

Элементы ориентирования на местности должны отрабатываться в ходе тактико-специальных занятий и учений.

Техническая подготовка

На занятиях обучаемым доводятся краткая боевая и тактико-техническая характеристики бронетанковой и автомобильной техники.

Показать практически наиболее уязвимые места для поражения:

Для автомобильной техники: экипаж, топливные баки, колеса, радиатор, личный состав в кузове, фары.

Для бронетранспортеров:

· при движении по-походному – экипаж, десант;

· при движении по-боевому – смотровые люки механика-водителя и командира, колеса, топливные баки, входное окно прицела, осветитель башенной установки, фары.

Для танков и БМП:

· при движении по-походному – экипаж, десант;

· при движении по-боевому – приборы наблюдения, входные окна прицелов, осветители, фары.

Рекомендуемая тема:

«Особенности устройства, назначение и характеристика основных видов вооружения и военной техники (ГАЗ – 66, ЗИЛ – 131, УРАЛ – 4320, КАМАЗ, БТР – 70, БТР – 80, БМП – 1, БМП – 2, Т-72)».

Военно-медицинская подготовка

Основная задача обучения – практически подготовить личный состав к оказанию первой медицинской помощи в объеме само- и взаимопомощи при ранениях травмах и поражениях полученных в ходе выполнения боевых задач.

В ходе занятий необходимо:

изучить виды кровотечений травматический шок, ожоги и отморожения, признаки переломов костей;

научить правилам и приемам проведения противошоковых мероприятий, остановке наружного кровотечения, введению обезболивающих средств, наложению различных видов повязок и транспортной иммобилизации мест переломов костей, использованию табельных средств индивидуального медицинского оснащения (пакет перевязочный индивидуальный, индивидуальные средства обеззараживания воды). Научить использованию подручных средств для оказания первой медицинской помощи.

Особое внимание следует уделить практическому усвоению приемов и навыков оказания первой медицинской помощи.

Рекомендуемые для изучения темы:

Тема 1: «Само- и взаимопомощь при ранениях и кровотечениях, переломах костей и ушибах ожогах и обморожениях».

Тема 2: «Личная гигиена, индивидуальная аптечка первой медицинской помощи, средства защиты и жизнеобеспечения военнослужащих, действующих в отрыве от основных подразделений.

Физическая подготовка

Занятия по физической подготовке проводятся в форме утренних физических упражнений и тренировок в процессе боевой подготовки и учебных занятий. Характер занятий должен быть преимущественно тренировочным. Занятия проводятся комплексным методом при фронтальном и непрерывно-поточном способах организации обучаемых. На занятиях применяют физические упражнения прикладного характера.

В качестве основных средств для развития и совершенствования физических качеств в программу обучения необходимо включать следующие типы упражнений:

Наши рекомендации