Основные этические принципы социальной работы с группой
Идеология социальной работы с группой основывается на том утверждении, что человек может изменить трудную жизненную ситуацию, если ему оказывать содействие. В этом проявляется гуманистическая сущность социальной работы вообще и групповой практики в частности. Социальная работа направлена на повышение индивидуального функционирования, в групповой работе реализацию этой потребности осуществляет межгрупповое взаимодействие, в основе которого лежат следующие принципы.
1. Признание уникальности каждого клиента в межгрупповом взаимодействии.
2. Признание широкого разнообразия групп как видов человеческого сообщества.
3. Принятие индивида с его уникальными возможностями, способностями, слабостями и своеобразием.
4. Утверждение целенаправленных взаимодействий между членами группы и социальным работником.
5. Поддержка и предоставление полезных контактов всем членам группы.
6. Модификация группового процесса в контексте изменения групповых задач.
7. Поддержка каждого члена группы, предоставление ему возможности для реализации и актуализации своих потребностей.
8. Предоставление каждому члену группы возможности участвовать в групповом процессе, решая свои индивидуальные проблемы.
9. Создание условий членам группы для получения нового опыта социальных отношений.
10. Разумное использование ограничений, оценивание индивида и его ситуации в групповом взаимодействии.
11. Целенаправленное использование программы работы с группой с целью достижения поставленных задач.
12. Проявление теплых и дружеских отношений со стороны социального работника ко всем членам группы [10. — Р. 261 — 262].
Процесс урегулирования
Немаловажным составляющим элементом в групповой работе является процесс урегулирования отношений. Содержание групповой работы включает в себя использование определенного накопленного опыта, возможностей творческого индивидуального роста, поэтому процесс урегулирования рассматривается в групповой работе как способ достижения поставленных целей, завершающий этап в работе с группой.
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В ГРУППЕ
Группа рассматривается как система обслуживания клиентов, она представляет собой определенный континуум, в котором осуществляется процесс интеракций, направленный на решение проблем клиентов. Групповой континуум состоит из определенных составных частей, куда входят: организационный процесс, работа по привлечению новых членов группы, выявление проблем и интересов, заключение контракта, обеспечение обслуживания в соответствии с условиями агентства и целями группы.
Групповой континуум требует, чтобы социальный работник выполнял определенные нормы и процедуры. Так как процесс группового развития осуществляется непрерывно, социальный работник должен обеспечить условия его развития с учетом действий и вклада отдельных членов группы.
Достижение целостности группы, реализация принципа «группа как целое» осуществляется путем выявления общности: общие интересы, сходные трудные жизненные ситуации, одна этническая принадлежность, полоролевая идентификация и т.д. Такие факторы являются межабонентскими связями. Они позволяют группе вместе проходить все стадии группового развития.
Основной задачей социального работника является усиление группового и индивидуального социального функционирования. Это достигается постоянной помощью группе в принятии решений, оценке ситуаций, результатов действий. Социальный работник помогает формировать нормы, решать конфликты, управлять ситуацией — это важно для продвижения группы на всех стадиях ее развития [8. — Р. 56].
Социальный работник рассматривает группу как открытую систему, он информирует ее членов о своих намерениях, действиях и стратегиях. Таким образом, члены группы имеют возможность принимать, отклонять, изменять действия социального работника. В этой открытой системе осуществляется процесс интернализации ценностей и действий социального работника, усваиваются методы помощи себе и другим людям.
Методы помощи, используемые социальным работником, позволяют изменять условия существования группы, вовлекая клиентов в терапевтический процесс, учат согласовывать личные нужды и проблемы с проблемами группы.
Парадигма вмешательства в терапевтический процесс социальным работником достаточна большая, и она может включать в себя как игры и моделирование ситуаций, так и работу с фантазиями [8; 14].