Бихевиористские подходы в социальной работе

Бихевиоризм Теория социального научения
Классическое определение Уотсона. Оперантное научение. Б.Скиннер Поздняя теория научения. Главный представитель А. Бандура
Характерные признаки
Главная роль принадлежит внешне наблюдаемому поведению. Поведение является результатом научения. Научение основывается на взаимодействии событий и последствий поступков человека. Широкое использование в исследованиях животных, попытки экспериментов с людьми В научении играет роль не только поведение, но также мышление и чувства человека. Научение происходит при активном установлении связей с ранее накопленным опытом. Исследуют научение в «социальных ситуациях»
Модели действия
Корректировка поведения, непосредственно отражающая теорию бихевиоризма. Методики, основанные на принципах бихевиоризма, применяются в тех учреждениях социальной работы, где бихевиоризм входит в теоретическую базу работы Краткосрочные модели Рейда и Эпштейна, ориентированные на решение задач
Ценностные ориентации
В момент зарождения человек рассматривался как «пустой ящик». Личность формируется посредством научения. При правильном обучении можно создать человека в соответствии с социальным заказом. Планируя научение людей, можно задать направление развития общества Человек научается таким способам поведения, которые бы обеспечили его выживание и наилучшее существование. Человек научается, взаимодействуя со средой, и в то же время влияет на свои способности к научению; человек очень активен и может изменять среду
Ориентация отношений
Зависит от научения; человек перенимает неадекватные формы поведения и может научиться целесообразным формам. Тщательный анализ поведения проводится перед этапом выбора мер воздействия Отношения ориентированы на выполнение задачи и ограничены во времени. Направлены на решение проблем, где целью нередко является изменение социальной функции. Также можно изменить основания социальной функции, связанные со средой
Критика
Механистический взгляд на научение человека. Воздействие на поведение человека в ходе работы может быть использовано в целях манипуляции пациентом. Отказ от использования наказания как негативного последствия поведения Рассматривает социальные проблемы через призму социальной функции и «не замечает» социального контекста

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

В ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

Абрахам Маслоу (1908—1970)

Развивая подходы в психологии, которые исследовали Я-концепцию и самоактуализацию человека, А. Маслоу ввел в научный оборот понятие самоактуализация — центральное понятие в его концепции гуманистической психологии.

Под самоактуализацией А. Маслоу понимал наиболее полное раскрытие способностей и реализацию потенциала человека. Изучив восемнадцать выдающихся личностей истории и современности, он выделил характеристики самоактуализирующихся людей:

1) более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней;

2) принятие (себя, других, природы);

3) спонтанность, простота, естественность;

4) центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе);

5) некоторая отъединенность и потребность в уединении;

6) автономность, независимость от культуры и среды;

7) постоянная свежесть в оценке;

8) мистичность и опыт высших состояний;

9) чувство сопричастности и единения с другими;

10) более глубокие межличностные отношения;

11) демократическая структура характера;

12) различие средств и целей, добра и зла;

13) философское, невраждебное чувство юмора;

14) самоактуализирующееся творчество;

15) сопротивление аккультурации, трансцендирование любой частной культуре [15. — С. 410 — 411].

Самоактуализация рассматривалась А. Маслоу как процесс, который состоит из определенных поведенческих актов, наиболее важные из которых связаны с переживанием, решением задач в пользу личностного роста, обретением реальности, принятием ответственности за свои действия и т.д.

А. Маслоу выдвинул концепцию о фундаментальных потребностях человека, которые делятся на нижележащий и вышележащий уровни. Эти потребности, с его точки зрения, находятся в определенной иерархии, неудовлетворение их ведет к неврозам и психологической неприспособленности личности. Иерархия потребностей выглядит следующим образом:

1) физиологические потребности — потребность в еде, питье, дыхании, сне и сексе;

2) потребность в безопасности — чувства стабильности, порядка, защищенности, отсутствие страха и тревоги;

3) потребность в любви и чувстве общности, принадлежности к определенной группе;

4) потребность в уважении со стороны окружающих и в самоуважении;

5) потребность в самоактуализации [17. — С. 410 —411]. Теоретические подходы А. Маслоу нашли отражение в сфере образования, психиатрии, социальной работы.

Карл Роджерс (1902—1987)

В подходах к теории личности К. Роджерс разработал определенную систему понятий о самопредставлении индивида в процессе жизненного развития, формируя на этих подходах концепцию полноценно функционирующего человека.

Человек, с его точки зрения, представляет собой субъект, который находится в постоянной тревоге из-за несоответствия, выражающегося в стремлении быть самим собой и в то же время «смертельно боящегося быть им», в стремлении познания своего реального жизненного опыта и «в то же время очень боящегося это сделать».

К.Роджерс говорит о том, что стремлению человека «быть самим собой» мешают определенные тенденции, осложняющие его жизненное функционирование. К ним он относит подчинение образу «кем он должен быть» и страх «двигаться прочь от "Я", которым на самом деле он не является».

Человек, находящийся под таким контролем, не может самоактуализироваться, развиваться на основе самодостаточности, жизненного опыта, он не может полноценно функционировать. Полноценно функционирующий человек при осознании им своего опыта, индивидуального, не конформного, социализированного, имеет конструктивное поведение, которое соответствует реальности и ведет к «обогащению не только своей личности, но и личности окружающих людей» [10].

Характеризуя полноценно функционирующего человека, К.Роджерс отмечал в нем:

открытость переживанию;

тенденцию вести экзистенциальный образ жизни;

организмическое доверие;

эмпирическую свободу, жизнь без запретов и ограничений;

креативность [16. — С. 548 — 550].

Большое внимание в своей теории К. Роджерс уделял личностному опыту человека, который приобретается в процессе жизни, он называл его «феноменальным полем». В связи с этим он предложил понятия конгруэнтность — неконгруэнтность.

Конгруэнтность — степень соответствия между сообщением (то, что вы выражаете), опытом (то, что происходит в вашем поле) и сознаванием (то, что вы замечаете). Неконгруэнтность — степень несоответствия между сообщением и опытом.

Так же как А. Маслоу, К. Роджерс рассматривал самоактуализацию как важнейший феномен человеческой жизни. Стремление к самоактуализации он считал наивысшим психическим уровнем развития человека, которое характеризуется так:

открытость по отношению к опыту любого типа;

намерение жить полной жизнью в любой момент жизни;

способность прислушиваться больше к собственным инстинктам и интуиции, чем к рассудку и мнениям окружающих;

чувство свободы в мыслях и поступках;

высокий уровень творчества [17. — С. 478].

Большое влияние на развитие психологии и практики социальной работы оказала клиент-центрированная терапия К.Роджерса. А его концепт социального функционирования стал базовым в теории и практике социальной работы.

Виктор Франкл (р. 1905)

В психологической системе В.Франкла большое значение придается такой категории, как свобода. Применительно к человеческому бытию она выступает как условие для автономного духовного существования человека.

Свобода рассматривается по отношению к трем феноменам:

к влечениям;

к наследственности;

к среде [11.-С. 106-107].

Рассматривая таким образом понятие свободы, В. Франкл приходит к пониманию человека в контексте биологических, наследственных факторов и факторов среды: «человек — это меньше всего продукт наследственности и окружения; человек в конечном счете сам решает за себя!» [11. — С. 109].

Не менее важной проблемой в его подходах к человеку является рассмотрение смыслов как мотивационной силы жизнедеятельности человека. Они трактуются как в контексте психического здоровья личности, так и в контексте ее судьбы.

Стремление к смыслу, с точки зрения В.Франкла, является базовой потребностью человека, важным стимулом в чрезвычайных ситуациях, определяющих причину продолжения/не продолжения жизни. Поиски смысла могут выступать в качестве стимулирующей задачи, позволяющей человеку увеличивать внутреннюю напряженность и тем самым формировать предпосылки для роста психического здоровья. С его позиций, жизнь, лишенная напряжений, обречена на развитие неврозов.

Большое место в его концепции уделено общечеловеческим ценностям, которые формируются в результате жизненного опыта, особенно связанного со страданиями. В. Франкл выделяет три группы ценностей, влияющих на жизнь человека: творческие ценности, ценности переживаний, ценности отношений.

Творческие ценности осознаны в творческой и производственной деятельности.

Ценности переживаний проявляются в отношении к красоте мира природы или искусства.

Ценности отношений связаны с судьбой человека, которая рассматривается им как высшая ценность в иерархии человеческих ценностей. «Ибо действительно значимым является отношение человека к судьбе, выпавшей на его долю. Другими словами, человек сталкивается со своей судьбой и вынужденный ее принимать, все же имеет возможность реализовывать ценностные отношения. То, как он принимает тяготы жизни, как несет свой крест, то мужество, что он проявляет в страданиях, достоинство, которое он выказывает, будучи приговорен и обречен, — все это является мерой того, насколько он состоялся как человек» [11.-С. 174].

Рассматривая проблемы актуализации, В.Франкл выходит на определение психически здоровой индивидуальности. Он считал, что самоактуализация находится в оппозиции к самотрансценденции личности. С его точки зрения, если человек стремится к самоактуализации, то он теряет смысл своего существования. Для иллюстрации своей мысли он использует в качестве примера бумеранг. Цель бумеранга состоит не в том, чтобы возвратиться к человеку, а бумеранг возвращается к человеку, когда он не попал по цели [11. — С. 54 — 59]. Так же и люди возвращаются к себе тогда, когда потеряна цель в жизни. В этой связи он рассматривает характеристики, которые, с его точки зрения, присущи здоровой личности. Такие люди, как правило:

1) свободны в выборе собственного курса действий;

2) лично ответственны за свое поведение и отношения в жизни, которые они проводят в своей судьбе;

3) не подвержены силе извне;

4) нашли смысл в жизни, который их удовлетворяет;

5) сознательно контролируют свою жизнь;

6) способны к творчеству, сопереживанию;

7) имеют самотрансценденцию.

Помимо этих характеристик, автор отмечает, что ориентация на будущее имеет отношение к целям и задачам [26. — Р. 114-115].

Ролло Мей (1909-1994)

Развивая экзистенциальные подходы в психологии, Р. Мей выходит на свое понимание личности как «осуществление процесса жизни в свободном, социально интегрированном индивидууме, наделенном духовным началом» [6. — С. 12]. Личность осмысляется им как динамическая структура, которой присуща творческая активность. С точки зрения Р. Мея, личность имеет определенную структуру, важными компонентами которой являются: свобода, индивидуальность, социальная интегрированность, религиозность.

Свобода — вот что отличает человека от животного. С позиций Р. Мея, только человек может разорвать «прочную цепь стимулов и реакций», контролировать свои импульсы. Свобода является фактором развития личности, его душевного здоровья, которые находятся в прямо пропорциональной зависимости: «чем здоровее душевно становится человек, тем свободнее он или она творят себя из жизненного материала и тем больший потенциал приобретает в них свобода» [6. — С. 17—18].

Индивидуальность рассматривается им как уникальность, с которой человеку приходится жить и взаимодействовать с окружающим миром. Мир является тем отражением, которое позволяет личности не только определить свою «уникальную роль в обществе», но познать свою индивидуальность как форму жизни, «соединив сознательное "Я" с различными уровнями подсознания» [6.-С. 20-21].

Социальная интегрированность — это свойство, сформированное в процессе эволюционного развития человека. Оно выступает в качестве коллективного бессознательного. Р.Мей считал, что индивидуальность и социальная интегрированность образуют единое целое, так как «благодаря коллективному подсознанию мы уже внутри самих себя образуем единое целое с другими людьми» [6.-С. 28-29].

Религиозность, или духовность, рассматривается как внутреннее напряжение личности. Р. Мей считал, что бинарная оппозиция жизни, между телесной оболочкой и духовным миром, заставляет человека «поддерживать внутреннюю напряженную связь» между двумя этими противоположностями, эта связь подводит человека к духовности. «В месте пересечения вертикальных и горизонтальных плоскостей возникает понимание нравственных заповедей» [6. — С. 32 — 33].

Личность рассматривается Р. Меем как существующая в системе бытия—небытия. Бытие может подавляться человеком из-за конформистской позиции в общественных отношениях. Небытие — форма существования человека, когда в полной мере не может реализоваться его потенциал. Соответственно Р. Мей выделял три формы бытия человека в мире. Нахождение его во «внешнем мире» — мире природы и окружающей среды. Существование человека в «совместном мире» — в мире социального общения. Пребывание его во «внутреннем мире» — этот мир связан с саморазвитием индивида [7. — С. 143 — 144].

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ С КЛИЕНТОМ

Наши рекомендации