Врачебный контроль за детьми
Врачебный контроль за детьми, занимающимися физической культурой и спортом, должен осуществлять спортивный врач-педиатр. Основные вопросы медицинского обеспечения детской физической культуры и спорта изложены в соответствующих руководствах (см. Детская спортивная медицина, 1980). Однако врач-терапевт, занимающийся врачебным контролем за взрослыми, должен иметь представление о некоторых вопросах детского спорта.
Хотя физическое развитие детей сегодня значительно
превышает лучшие показатели довоенных лети находится на высоком уровне, в состоянии здоровья детей все еще имеются существенные отклонения.
В первую очередь к ним относятся наблюдающиеся еще нарушения опорно-двигательного аппарата, осанки (кифозы, сколиозы), снижение остроты зрения (близорукость), изменения со стороны сердечно-сосудистой системы (в частности гипертония), системы дыхания (бронхиальная астма и т. д.) и нервной системы (функциональные заболевания) и т. д..
Занятия физической культурой и спортом в детском возрасте, т. е. до окончания физического развития человека (до 20—21 года), ставят перед собой очень ответственную задачу — укрепление здоровья детей и обеспечение их гармонического развития.
Эти задачи могут быть успешно решены только при строгом соблюдении двух основных условий. Во-первых, они должны осуществляться с учетом особенностей возрастного физического развития и, во-вторых, под тщательным врачебным наблюдением, которое имеет свою специфику и во многом не повторяет врачебные наблюдения за взрослыми физкультурниками и спортсменами.
На основании динамики возрастного развития в спортивной медицине принято делить детей на 5 групп. Две первые — это дошкольный возраст — первая от 1 до 3 лет — называется преддошкольной, вторая — от 4 до 6 лет — дошкольной. Детей школьного возраста делят на 3 группы: младший школьный (от 7 до 11 лет), средний школьный (от 12 до 14 лет) и старший школьный возраст (от 15 до 18—19 лет).
Детей среднего школьного возраста называют подростками, не разделяя по полу, а старший, до окончания развития, делят и называют юношами и девушками. Это связано с тем, что занятия физической культурой и спортом с 15 лет, т. е. с периода полового созревания, следует проводить раздельно. Отличия между этими возрастными периодами иногда существенны, так как развитие человека в детском возрасте идет неравномерно, гетерох-ронно.
Основные принципы врачебного контроля за взрослыми людьми нельзя механически переносить на детей. У детей свои особенности сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, эндокринной систем и т. п. Реакция детей на внешние воздействия, в частности на физическую
нагрузку, также своеобразна. И, наконец, у детей своя патология.
Врачебные наблюдения за детьми должны проводиться с учетом особенностей возраста, причем необходимо систематически проводить врачебно-педагогические наблюдения.
Как и в отношении взрослых людей, к спортивным тренировкам могут допускаться только абсолютно здоровые дети. Особое внимание надо обращать на выявление ОХИ и их санацию (см. главу II). Необходимо также активно выявлять нарушения ритма сердца, нередко наблюдающиеся у подростков, юношей и девушек. Иногда эти нарушения ритма (чаще всего экстрасистолйя) могут быть функционального происхождения, однако нередко они являются следствием наличия ОХИ или органического поражения сердечной мышцы (миокардити-ческий кардиосклероз, дистрофия миокарда вследствие физического перенапряжения — ДМФП и т. д.).
Иногда у юношей и девушек определяется повышение АД. Одно время существовал термин «юношеская гипертония», причем считалось, что она свойственна возрасту и со временем сама по себе проходит. Сегодня такая точка зрения принята быть не может. Всякое повышение АД свидетельствует о наклонности к прессор-ным реакциям, и это не «юношеская гипертония», а «гипертония у юношей», наблюдающаяся, к сожалению, достаточно часто — 15—17% у мальчиков и 13,3% у девочек в возрасте 10—15 лет [Янушкевичус 3., 1983]. Такие повышения АД требуют к себе серьезного внимания врача, ибо при правильном применении физических упражнений можно предотвратить развитие гипертонической болезни. Чрезмерные нагрузки, наоборот, способствуют ее развитию.
Наконец, при оценке состояния здоровья подростков следует иметь в виду возможное отставание роста величины сердца от роста опорно-двигательного аппарата, особенно учитывая акселерацию (см. дальше). Речь идет о так называемом малом сердце, синдроме, по поводу которого имеется большая клиническая литература. Малое сердце функционально менее полноценно и поэтому адаптация его к физической нагрузке осуществляется с большим напряжением, вследствие чего работоспособность обладателя такого сердца снижается. Обычно отставание размеров сердца с возрастом проходит и создается соответствие всех систем организма. Однако дети с
малым сердцем требуют особого внимания врачей и повышение физических нагрузок у них должно проводиться осторожно под тщательным врачебным наблюдением.
Вопрос о сроках начала занятий детей в различных видах спорта сегодня решается по-разному. Существуют официальные сроки начала занятий в детских и юношеских спортивных школах (ДЮСШ), опубликованные в 1970 г. (табл. 3), а также официальные указания, регламентирующие сроки начала выступлений в соревнованиях, масштаб и содержание этих соревнований и переходы в категорию взрослых спортсменов. Однако последнее время эти сроки далеко не всегда выдерживаются, поскольку появилась тенденция к омоложению спорта и возможно более раннему началу занятий.
Так, в книге «Детская спортивная медицина» (1980) рекомендуются другие сроки начала занятий спортом. Для спортивной и художественной гимнастики, акробатики, фигурного катания, прыжков в воду — не позднее 7 лет, для бега на короткие дистанции, прыжков, метаний и других — позже 9 лет, для плавания — 6—7 лет, для тяжелой атлетики, борьбы и бокса — не ранее 14 лет и т. д. Однако в той же книге приводятся данные В. И. Чудинова (1976), в которых рекомендуются совсем другие сроки начала занятий спортом.
В учебнике «Спортивная медицина» (1980) сроки начала занятий спортом существенно отличаются от приведенных выше. Очевидно, что ясности в этом вопросе сегодня еще нет.
Вместе с тем четкость в вопросах сроков начала тренировки необходима, так как преждевременное начало занятий, ранние выступления в соревнованиях, участие в соревнованиях со взрослыми отрицательно сказываются как на гармоничном развитии, так и на состоянии
здоровья детей.
При занятиях спортом детей существуют три этапа спортивной подготовки, в зависимости от которых используются различные средства физической культуры. ' Это начальная подготовка, специальная подготовка и спортивное совершенствование. На первом этапе, длящемся 1—2 года, основной задачей является общая физическая подготовка и обучение технике избранного вида спорта. Только к концу этого этапа допустимо участие в соревнованиях. На втором этапе происходит совершенствование техники, которое занимает все больше места и начинается тренировка в избранном виде спорта. На третьем этапе происходит спортивное совершенствование и объем общей физической подготовки несколько снижается. К сожалению, и в этом вопросе нет полной ясности. Так, например, в книге «Детская спортивная медицина» (1980) одни авторы (Р. Е. Мотылянская) считают, что этапов многолетней тренировки не три, а четыре, другие (В. Ф. Шварц) —
даже пять.
Следует упомянуть еще о том, что спортивные травмы у детей встречаются в 2 раза чаще, чем у взрослых. Процент тяжелых травм у детей вырос с 19 (от всех травм) в 1976 г. до 24 в 1982 г. На тренировочных сборах процент травмированных детей составляет 4—4,3. Это грозные цифры [Дембо А. Г., 1983].
Необходимо еще коротко остановится на двух очень важных и сложных вопросах, о которых должен знать любой спортивный врач. Первый касается периода полового созревания, второй — проблемы акселерации. Под половым созреванием следует понимать появление менструации у девочек, ломку голоса, появление растительности на лице (усы, борода) и т. п. у мальчиков.
Период полового созревания существенно влияет на темп и уровень физического развития детей. Более раннее половое созревание определяет более высокие темпы
физического развития, и наоборот. Это имеет значение в том смысле, что паспортный и биологический возраст у 40% детей в период полового созревания не совпадает.
Все нормативные требования в физической культуре и спорте основаны на паспортном возрасте. Вместе с тем, очевидно, что основное значение имеет возраст биологический. Это значит, например, что девочка, в 13 лет уже менструирующая, старше своей 14-летней подруги, у которой менструации нет (Подробнее см. Детская спортивная медицина, 1980).
Период полового созревания важен не только с медицинской точки зрения, но и с педагогической, ибо это самый трудный для воспитания возраст. Физическая культура и спорт играют особо важную роль в этом периоде. Не случайно сегодня стремятся развертывать спортивную работу с детьми по месту жительства, так как хорошо известна огромная воспитательная роль спорта в работе с так называемыми трудными подростками.
Что же касается акселерации, то врач и тренер, работающие с детьми, должны ясно себе представлять, что такое акселерация и какое это имеет значение в отношении физической культуры и спорта.
Термин «акселерация» введен в 1935 г. немецким ученым Кохом и означает ускорение роста и индивидуального развития ребенка. Факт ускорения роста человека известен давно, однако в последние годы темпы этого ускорения стали настолько выражены, что акселерацию стали называть загадкой двадцатого века.
Быстрее происходит и окончание процесса роста: в 18— 20 лет у мальчиков (вместо 20—22 лет) и в 16—18 лет у девочек (вместо 18—20 лет). Соответственно раньше наступает и половое созревание. Детей высокого роста называют акселератами, низкого — ретардантами.
Если в целом явление акселерации следует расценивать | положительно, все же ускорение роста может создавать дисгармонию физического развития и, в частности, отставание в развитии внутренних органов, в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной систем. У каждого 15-го подростка существует разрыв между темпом роста в целом и развитием сердечно-сосудистой системы, не успевающей за ростом организма. Поэтому у акселератов часты жалобы на быструю утомляемость, слабость, сердцебиение и т. п., т. е. имеет место синдром малого сердца.
Одновременно следует указать, что среди детей акселератов чаще стали встречаться кариес зубов, близорукость, диабет и некоторые другие заболевания; до 15% подростков страдают гипертонической болезнью, омолодился атеросклероз, выявляющийся иногда у 12—14-летних детей, онкологические заболевания. Как видно, проблема акселерации имеет огромное значение для врачей, работающих в области врачебного контроля.
Детский коллектив стал более разнообразен — среди 14-летних детей могут оказаться дети в 11- и в 16-летнем биологическом возрасте и это осложняет задачи как врачей, так и тренеров.
Установлено, что при правильном построении тренировочного процесса акселераты быстро прогрессируют в спорте. При этом, однако, надо иметь в виду, что в этот период имеется некоторое снижение выносливости кост-но-мышечной системы. Поэтому существенное место в тренировках должны занимать средства общей физической подготовки, необходимо очень постепенное, медленное увеличение специальных нагрузок. Существенное значение в решении этих вопросов имеют систематические врачебно-педагогические наблюдения и регулярные врачебные осмотры.
До сих пор нет ясности в причинах акселерации. Существует много гипотез, однако ни одна из них безоговорочно принята быть не может. Во всяком случае уже сейчас темпы акселерации замедляются и есть все основания ожидать стабилизации этого процесса.
В целом в отношении занятий физической культурой и спортом детей и подростков можно прийти к следующим выводам.
К занятиям спортом следует допускать только абсолютно здоровых детей на основании заключения врача-педиатра, а к занятиям физическими упражнениями — только на основании заключения врача-педиатра о «дозе» физической нагрузки.
Занятия физической культурой и спортом должны проводиться под постоянным врачебным наблюдением специалиста педиатра, знающего особенности возрастных периодов. Углубленное врачебное обследование необходимо повторять не реже 2 раз в год, врачебно-педагогические наблюдения проводить систематически.
Группа занимающихся детей должна быть составлена с учетом биологического возраста с одинаковым уровнем физической подготовки. Тренировочную нагрузку нужно
строго индивидуализировать. Врачебные рекомендации, в том числе режим быта, питания, достаточный отдых между нагрузками и полноценный 9—10-часовой сон, должны выполняться безоговорочно.
Таковы очень коротко изложенные некоторые основные, принципиальные вопросы врачебного наблюдения за детьми и подростками, которые должен знать любой врач, работающий в области врачебного контроля.