Методы врачебно-педагогических наблюдений

Выбор методов врачебно-педагогических наблюде­ний, наиболее удобных и информативных, зависит от того, какие при этом ставятся задачи и с помощью какой формы организации врачебно-педагогических наблюдений они решаются. Следует учи­тывать также, что различные виды спорта (циклические, ацикли­ческие, скоростно-силовые и др.) предъявляют неодинаковые требо­вания к разным системам организма.

При врачебно-педагогических наблюдениях могут быть исполь­зованы любые методы исследования, описанные в предыдущих гла­вах. Но существует ряд методов исследования различных систем организма, которые наиболее часто применяются при врачебно-педагогических наблюдениях в силу своей простоты, доступности и достаточной информативности. Эти методы могут быть представ­лены в двух группах: первая группа — простейшие методы, не требующие сложной аппаратуры и специальных медицинских зна­ний; вторая группа — инструментальные методы, требующие слож­ной аппаратуры и специальных медицинских знаний.

К первой группе относятся: 1) анамнез и визуальные наб­людения — опрос о субъективных ощущениях в ходе тренировоч­ного процесса и наблюдения за внешними признаками утомления; 2) измерение веса тела; 3) определение частоты пульса; 4) изме­рение артериального давления; 5) проведение ортостатической пробы; 6) определение частоты дыхания; 7) исследование измене­ний ЖЕЛ и МВЛ; 8) определение изменений мощности вдоха и выдоха с помощью пневмотахометра; 9) методы исследования нервной и нервно-мышечной систем; 10) испытание с дополнитель­ными (стандартными и специфическими) нагрузками.

Вторая группа методов подразделяется на две подгруп­пы — Л и Б.

Подгруппа А включает методы с использованием датчика, соединенного проводом с регистрирующим прибором: 1) электро­кардиографию, 2) поликардиографию, 3) оксигемометрию, 4) хронаксиметрию, 5) миотонометрию, 6) электромиографию и др.

Подгруппа Б включает радиотелеметрические методы: 1) опре­деление частоты сердечных сокращений, 2) определение частоты дыхания, 3) электрокардиографию, 4) электромиографию и др.

Врачебно-педагогические наблюдения имеют особую ценность в том случае, если при них одновременно используются методы, позволяющие определять изменения функционального состояния не одной, а нескольких систем организма (поскольку длительность восстановления в различных системах организма после физических нагрузок неодинакова), изменения в межсистемных связях (сте­пень и характер их изменения являются надежными критериями в оценке воздействия нагрузки, длительности восстановления и дру­гих вопросах). Комплексная методика врачебно-педагогических наблюдений дает возможность более достоверно оценивать измене­ния в функциональном состоянии спортсмена под влиянием трени­ровки, а следовательно, и более точно управлять тренировочным процессом. Возможности комплексных исследований расширяются, если в них участвуют помимо врачей и тренеров физиологи, био­химики, психологи и другие специалисты.

Таким образом, необходимо использовать комплекс методов (хотя бы минимальный), позволяющий оценить, например, состоя­ние 2—3 систем организма (сердечно-сосудистой и нервно-мышеч­ной или других).

Ниже дается характеристика этих методов исследования.

Первая группа методов

Анамнез и визуальные наблюдения за внешними признаками утомлениядают врачу и тренеру представление о со­стоянии организма в целом, о степени напряжения, с которым зани­мающийся выполняет физические упражнения, помогают опреде­лить степень утомления. Для этого перед занятием расспрашивают спортсмена о самочувствии, о наличии ощущения усталости, жела­ния тренироваться и т. д. Во время тренировок также выясняют самочувствие спортсмена, его субъективную оценку достаточности интервалов отдыха, трудности выполнения отдельных упражнений и др. Отсутствие жалоб во время и после тренировки не всегда служит свидетельством хорошей переносимости нагрузок, так как некоторые явления перенапряжения сердца и других органов не проявляются в самочувствии, а могут быть обнаружены только специальными методами исследования.

Если же у спортсмена во время или после тренировки бывают какие-либо жалобы, это всегда означает несоответствие нагрузки уровню его подготовленности или нарушение в состоянии здоровья.

Визуальные наблюдения во время тренировок позволяют по внешним признакам судить о степени утомления. При этом обра­щают внимание на окраску кожи, потливость, характер дыхания, координацию движений, внимание. Нормальная окраска кожи ли­ца или ее небольшое покраснение, незначительная потливость, уча­щенное дыхание, отсутствие нарушения координации движений и нормальная, бодрая походка говорят об отсутствии или небольшой степени утомления. Средняя степень утомления характеризуется значительным покраснением кожи лица, большой потливостью, глубоким и учащенным дыханием, нарушением координации дви­жений при выполнении упражнений, неуверенным шагом, покачи­ванием при ходьбе. Большая степень утомления, граничащая с переутомлением, проявляется в резком покраснении или побледне­нии или даже синюшности кожи, очень большой потливости с вы­падением соли на висках, рубашке, майке, резко учащенном по­верхностном, иногда беспорядочном дыхании с отдельными глубо­кими вдохами, значительном нарушении координации движений (нарушения техники, покачивание, иногда падение). В зависимо­сти от степени утомления может в той или иной мере ухудшаться и внимание спортсмена.

При оценке изменения окраски кожи и потливости следует учи­тывать, что на них помимо интенсивности нагрузки и состояния спортсмена влияют температура окружающего воздуха, наличие или отсутствие ветра, количество выпитой жидкости. В сутки с по­верхности кожи человека с потом выделяется около 900 г воды. Умеренная нагрузка вызывает потерю воды с потом до 2 л в сутки, а напряженная нагрузка в жаркую погоду при обильном употреб­лении жидкости — до 8 л. Происходящая при этом значительная потеря солей может нарушить солевой и другие виды обмена. В слу­чаях необычно возросшей потливости у спортсмена необходимо выяснить, следствием чего это является — обильного питья, или не­рациональной одежды, или чрезмерной нагрузки и др. Обильная потливость во время и после спортивных нагрузок, сопровождаю­щаяся плохим самочувствием, одышкой, может быть проявлением какого-либо заболевания или переутомления.

Большое значение для оценки влияния физических нагрузок име­ет наблюдение за выражением лица, которое считают отражением внутреннего физического состояния человека.

Занимающиеся, которые по внешним признакам отличаются от общей группы более выраженным утомлением и предъявляют ка­кие-либо жалобы, требуют обязательного последующего обследова­ния во врачебном кабинете.

Методы расспроса и визуального наблюдения являются основ­ными также при изучении врачом условий, организации и методи­ки проведения занятий.

О значении измерения веса тела сказано в главе 10.

Наиболее распространенными методами при врачебно-педагоги­ческих наблюдениях являются определение частоты пуль­са, артериального давления и проведение орто­статической пробы до и после физической нагрузки. Это объясняется их простотой и доступностью, а также большой инфор­мативностью, позволяющей оценить воздействие нагрузки и дли­тельность восстановления.

Определение частоты пульса проводится перед занятием или со­ревнованием (предстартовые сдвиги), после разминки, отдельных упражнений, интервалов отдыха или периодов снижения интенсив­ности нагрузок. Поскольку при значительном учащении пульса (до 170—180 в 1 мин.) определить его на лучевой артерии нелегко, лучше считать пульс на сонной артерии или определять частоту сер­дечных сокращений по верхушечному толчку сердца.

Исследование изменений частоты пульса позволяет оценить пра­вильность распределения нагрузки во время занятия, т. е. рацио­нальность его построения и интенсивность нагрузки. Сопоставляя характер нагрузки с изменениями частоты пульса и быстротой его восстановления, определяют уровень функционального состояния > спортсмена. Например, если при беге 400 м в течение 70 сек. выяв­лено повышение частоты пульса до 200 ударов в 1 мин. при дли­тельности восстановления (до 120 ударов) до 3 мин., тогда как ра­нее учащение пульса при такой же нагрузке и интенсивности вы­полнения составляло 160 ударов, а восстановление — 2 мин., это может свидетельствовать об ухудшении функционального состоя­ния спортсмена и требует тщательного его обследования.

О важности исследования частоты пульса в процессе тренировки говорит и тот факт, что в настоящее время в некоторых видах спор­та (прежде всего циклических) появилась тенденция вводить в сис­тему тренировки планирование объемов и интенсивности трениро­вочных нагрузок не только в метрах (или других единицах) но и по частоте пульса, который отмечается при данной работе. Возмож­ность такого планирования особенно расширяется при использова­нии кардиолидеров, позволяющих спортсмену в соответствии с кардиопрограммой выполнять тренировочную нагрузку при определен­ной частоте пульса.

По частоте пульса во время тренировочной работы можно опре­делить ее энергетическую стоимость. Для этого используются так называемые сумматоры пульса — электронные устройства со счет­чиком, суммирующие частоту пульса за определенное время.

 
  методы врачебно-педагогических наблюдений - student2.ru

Установленных показателей сдвигов пульса для определения степени нагрузки не существует, так как многое зависит как от ин­дивидуальных особенностей различных лиц, так и от характера двигательной деятельности. Тем не менее можно считать, что если в течение занятия частота пульса достигает 100—130 ударов в 1 мин., это характеризует небольшую по интенсивности нагрузку; частота пульса до 140—170 ударов в 1 мин. свидетельствует о на­грузке средней интенсивности или выше средней; учащение пульса до 180—200 ударов в 1 мин. — о предельной для спортсмена нагрузке. Большие сдвиги пульса, вероятно, связаны с ухудшением функционального состояния сердца или его перенапряжением. С улучшением тренированности спортсмена показатель учащения пульса на нагрузку одной и той же мощности снижается. Увеличе­ние частоты пульса при обычной нагрузке у тренированного спорт­смена, как правило, указывает на ухудшение функционального состояния, которое может быть связано с переутомлением, пере­напряжением или каким-либо заболеванием.

Известно, что чем большее учащение пульса вызывает физиче­ская работа, тем короче время, в течение которого можно выпол­нять ее без отдыха. Обычно более значительное учащение пульса после работы требует и несколько большего отдыха. Однако наиболее важным показателем функционального состояния организма является быстрота восстановления пульса. У хорошо тренирован­ных спортсменов его частота уменьшается в течение 60—90 сек. с 160—180 до 120 в 1 мин.

При этой частоте пульса тренированные спортсмены в большин­стве видов спорта бывают готовы к повторному выполнению уп­ражнения.

Оценка приспособляемости организма спортсмена к различным нагрузкам по реакции пульса на отдельные упражнения и длитель­ности его восстановления дает возможность врачу и тренеру совершенствовать тренировочный процесс, исключать или ограничивать упражнения, к которым спортсмен недостаточно адаптирован, на­ходить оптимальные интервалы отдыха, правильное чередование упражнений и различных средств тренировки.

Исследование частоты пульса применяется при всех фор­мах организации врачебно-педагогических наблюдений. Например, можно выявить изменения функционального состояния у спортсме­нов, сравнивая частоту пульса в покое (утром, натощак) в течение недельного цикла. На рис. 69 показаны изменения средней частоты пульса у членов волейбольной команды в течение 2 микроцик­лов 5:1, а затем 2 микроциклов 3:1. К концу второго цикла 5:1 час­тота пульса у волейболисток существенно возросла, что в комплек­се с другими данными свидетельствовало об их переутомлении. Это послужило основанием для некоторого снижения нагрузки и пере­хода на цикл 3:1. К концу второго цикла 3:1 частота пульса в покое почти нормализовалась.

Измерение артериального давления позволяет выявить сдвиги, которые хорошо отражают приспособляемость организма к физиче­ским нагрузкам. На тренировочном занятии в зависимости от задач врачебно-педагогических наблюдений артериальное давление мо­жет измеряться или после каждого упражнения и интервалов от­дыха после них, или после отдельных серий упражнений и в восста­новительном периоде после них, или только после отдельных частей урока.

При оценке сдвигов артериального давления учитываются изме­нения артериального (степень увеличения), минимального (на­правленность) и пульсового давления. По изменениям максималь­ного давления судят о величине нагрузки и реакции на нее сердеч­но-сосудистой системы. Так, если максимальное давление повыша­ется до 180—200 мм рт. ст., то интенсивность нагрузки следует счи­тать большой, а реакцию сердечно-сосудистой системы сильной. Повышение максимального давления до 140—170 мм рт. ст. харак­терно для средних нагрузок, реакция в этом случае оценивается как средняя. Небольшие нагрузки вызывают слабую реакцию сер­дечно-сосудистой системы, характеризующуюся повышением мак­симального давления до 130—140 мм рт. ст. Резкое увеличение (до 220—240 мм рт. ст.) максимального давления после нагрузки (ги­пертоническая реакция) скоростно-силового характера должно рас­сматриваться как неблагоприятная реакция.

Большое значение для оценки приспособляемости к нагрузкам имеет сопоставление сдвигов частоты пульса и максимального артериального давления. При хорошей приспособляемости эти сдвиги должны быть пропорциональными, т. е. при значительном учащении пульса максимальное давление также должно значитель­но повышаться и наоборот. Одним из признаков ухудшения при­способляемости считается уменьшение сдвигов максимального дав­ления при сохранении или увеличении сдвигов частоты пульса. Крайним ее выражением является описанная выше (глава 11) ас­теническая реакция. Она может быть при утомлении, связанном с выполнением упражнений на выносливость.

Нормальная реакция минимального артериального давления на физическую нагрузку проявляется в его уменьшении. Однако в некоторых случаях оно может или не изменяться или повышаться. Как уже говорилось в главе 11, повышение минимального давления рассматривается как не совсем адекватная реакция на нагрузку, т. е. может быть признаком ухудшения приспособляемости к физи­ческим нагрузкам.

Таким образом, в случаях, когда уровень подготовленности спортсмена соответствует выполняемой нагрузке, сердечно-сосудис­тая система реагирует сочетанным учащением частоты сердечных сокращений, повышением максимального и увеличением пульсово­го давления. Резкое учащение пульса, снижение максимального давления при неизменном или увеличенном минимальном, в ре­зультате чего снижается пульсовое давление, характеризует край­нюю степень утомления сердца и, значит, плохую адаптацию к на­грузке.

Характер изменения адаптации к одной и той же нагрузке при исследованиях, проведенных на разных этапах тренировки, позволяет судить как об улучшении функционального состояния орга­низма, так и о его ухудшении. На основании этого оценивается пра­вильность построения тренировочного процесса и в необходимых случаях вносятся соответствующие коррективы.

 
  методы врачебно-педагогических наблюдений - student2.ru

Исследование артериального давления применяется не только на тренировочных занятиях или соревнованиях. Так, при необходи­мости проводятся, например, ежедневные или периодические иссле­дования артериального давления перед тренировочными занятия­ми, которые могут выявить его изменения, свидетельствующие о переутомлении или неполном восстановлении. При этом может от­мечаться как снижение уровня давления в покое (например, 90/60— 85/50 мм рт. ст.), так и его повышение (135/80—150/85 мм рт. ст. и др.).

Определение пульса и артериального давления — основные ме­тоды оценки реакции организма на так называемую дополнитель­ную нагрузку (см. дальше).

Ортостатическая проба (ортопроба)— эффективный метод оценки степени восстановления после тренировочных занятий. По­этому данную пробу лучше проводить по утрам, подсчитывая пульс в положении лежа еще до подъема с постели, а затем стоя. Если нужна характеристика всего тренировочного дня, то ортостатиче­ская проба проводится утром и вечером. На рис. 70 показаны ре­зультаты ежедневного исследования с применением ортопробы в микроцикле у двух спортсменов. У спортсмена А. наблюдались ми­нимальные колебания показателей. Это говорит о том, что он легко справлялся с тренировочными нагрузками. У спортсмена Б. начи­ная с 3-го дня тренировки показатели ортопробы были резко повы­шены, что свидетельствует о недостаточном восстановлении от тре­нировки к тренировке и о том, что последующий цикл он начинал, находясь в сниженном функциональном состоянии. Это подтвержда­ют данные электрокардиографических исследований и функцио­нальных проб с физической нагрузкой.

Исследование показателей функции внешнего дыханияпри врачебно-педагогических наблюдениях имеет относительно мень­шее значение по сравнению с исследованием показателей сердечно­сосудистой системы, так как функциональные резервы дыхания очень велики и почти никогда не используются полностью. Тем не менее наблюдение за некоторыми показателями в определенных случаях помогает оценить степень воздействия нагрузки и длитель­ность восстановления после нее. В первую очередь это относится к врачебно-педагогическим наблюдениям, проводимым на трениро­вочных занятиях.

Определение частоты дыхания — наиболее про­стой и распространенный метод исследования. Оно проводится ви­зуально или пальпаторно (путем прикладываний руки к нижней части грудной клетки). Частота дыхания исследуется в покое, до тренировки, а затем, как и пульс, в течение всей тренировки. После физических нагрузок частота дыхания достигает 20—40—60 в 1 мин. в зависимости от характера и интенсивности нагрузки. Срав­нение сдвигов в частоте дыхания и длительности его восстановле­ния с характером нагрузок позволяет в известной степени оценить воздействие нагрузки, функциональное состояние спортсмена, до­статочность интервала отдыха и др.

Исследование изменений ЖЕЛ и МВЛ прово­дится в процессе тренировочного занятия, до и после него, а также до и после соревнования.

ЖЕЛ и МВЛ после легких тренировочных занятий могут не из­меняться, повышаться или немного понижаться (ЖЕЛ — на 100— 200 мл, МВЛ — на 2—4 л). Очень большие тренировочные или со­ревновательные нагрузки могут вызывать снижение ЖЕЛ на 300—500 мл и МВЛ — на 5—10 л.

Степень уменьшения ЖЕЛ и МВЛ после отдельных упражне­ний на занятии и быстрота их восстановления в период отдыха ха­рактеризуют воздействие нагрузки и функциональное состояние спортсмена. Например, уменьшение ЖЕЛ и МВЛ после выполне­ния комбинации вольных упражнений гимнастом, ранее не влияв­шей существенно на эти величины, является неблагоприятной реак­цией на нагрузку.

Определение изменений мощности вдоха и выдоха с помощью пневмотахометра, так же как ЖЕЛ и МВЛ, помогает в оценке воздействия нагрузки на функци­ональное состояние спортсмена. Например, если до тренировки мощность вдоха равнялась 6 л/сек, а после тренировки — 4 л/сек, это свидетельствует о значительном утомлении.

Методы исследования нервной и нервно-мышечной системзани­мают во врачебно-педагогических наблюдениях значительное мес­то, так как физические нагрузки, особенно спортивная тренировка и соревнования, предъявляют высокие требования к этим системам. Известно, что нерациональная тренировка нередко ведет к трав­мам и заболеваниям нервно-мышечного аппарата у спортсменов. В связи с этим при врачебно-педагогических наблюдениях необхо­димо широко применять методы исследования, позволяющие оце­нивать воздействие нагрузок на эти системы. К простейшим из них относятся: исследование быстроты движений конечностей, силы и статической выносливости мышц, точности воспроизведения движе­ний по амплитуде и силе при выключенном зрении, координацион­ные пробы Ромберга и определение тремора.

На тренировочном занятии такие исследования рекомендуется проводить после отдельных частей урока, после наиболее трудных серий упражнений и в конце интервалов отдыха после них. Однако чаще они применяются при тех формах организации врачебно-пе­дагогических наблюдений, при которых оценивается степень вос­становления после тренировочных занятий или решаются другие вопросы, связанные с рационализацией тренировки. Для этого изу­чаются изменения различных показателей функционального со­стояния нервно-мышечной системы до и после тренировки, в позд­нем восстановительном периоде, в различные дни микроцикла.

Быстрота движений рукой или ногой опреде­ляется с помощью простых приборов — темпотестов. Основной частью такого прибора является электрический счетчик. Исследуе­мый за 10—15 или более секунд должен замкнуть и разомкнуть электрическую цепь рукой или ногой с помощью телеграфного клю­ча или рычага. Счетчик прибора показывает количество сделанных движений.

Общее утомление, снижение лабильности мышц, возникающие после больших нагрузок, закономерно ведут к снижению быстроты движений (т. е. их количества за исследуемый промежуток време­ни). Например, если до тренировки спортсмен способен сделать в среднем 60—90 движений за 10 сек., то после нее при выраженном утомлении — всего лишь 40—60.

Исследование изменения силы мышц под влия­нием физических нагрузок осуществляется с помощью динамомет­ров (ручных и становых). Статическая выносливость мышц кисти определяется с помощью специального водного динамометра, а мышц живота — по времени удержания ног под прямым углом к телу в упоре на руках. При большой нагрузке во время занятия (после отдельных упражнений) сила мышц кисти снижается на 3—8 кг, мышц спины — на 5—15 кг, после соревнова­ний или тяжелых тренировок — соответственно на 2—6 и 5—30 кг.

Рис. 71 демонстрирует возможность оценки воздействия трени­ровочных нагрузок с помощью исследований силы мышц кисти, проводимых на тренировочном сборе ежедневно утром и вечером. По мере того как спортсмен втягивается в большие нагрузки (при 2-разовых тренировках в день на тренировочном сборе), все меньше становится разница в силе мышц кисти утром и вечером. На этом же рисунке показаны результаты исследования с применением од­ного из вариантов пробы Ромберга (длительность удержа­ния равновесия стоя на одной ноге с закрытыми глазами), которая проводилась также утром и вечером. Если в первые дни пребыва­ния на тренировочном сборе видно значительное уменьшение дли­тельности пробы по вечерам, то к 10-му дню различия между пока­зателями утренних и вечерних исследований становятся минималь­ными.

Точность воспроизведения заданных движе­ний по амплитуде или силе при выключенном зрении, характеризующая состояние мышечно-суставной чув­ствительности и ее изменения под влиянием нагрузок, исследуется с помощью специальных приборов: кинематометров или динамо­метров. В первом случае ошибка определяется в градусах, во вто­ром — в килограммах. Увеличение ошибок после тренировки или в микроцикле от одной тренировки к другой свидетельствует об утом­лении или других неблагоприятных изменениях в функциональном состоянии спортсмена.

Тремор может оцениваться визуально (в пробе Ромберга) или с помощью специальных тремометров — спортсмен должен вво­дить специальный щуп в прорези тремометра, не касаясь их краев.

Счетчик прибора отмечает каждое касание, число которых при уве­личении тремора нарастает. Утомление, волнение, предстартовые реакции обычно увеличивают тремор. По мере восстановления пос­ле физических нагрузок он уменьшается.

 
  методы врачебно-педагогических наблюдений - student2.ru

Испытание с дополнительной физической нагрузкойполучило широкое распространение при врачебно-педагогических наблюде­ниях благодаря простоте, доступности и надежности информации о воздействии тренировочной нагрузки на функциональное состояние спортсмена. Особенно выгодно применять его при тех формах вра­чебно-педагогических наблюдений, при которых спортсмен иссле­дуется до и после тренировки, на следующий день после нее, ежед­невно перед тренировкой или в определенные дни микроцикла. Сравнение реакции на одну и ту же нагрузку до и после трениров­ки, в различные дни микроцикла и т. д. позволяет выявить степень изменения работоспособности спортсмена в связи с выполненной тренировочной нагрузкой.

В качестве дополнительной физической нагрузки может быть использована любая дозируемая функциональная проба. Лучше всего применять работу на велоэргометре определенной мощности и длительности, а если это невозможно, то степ-тест (восхождение на скамейку), бег на месте под метроном с подниманием коленей до определенного уровня и др.

При второй форме врачебно-педагогических наблюдений допол­нительная физическая нагрузка выполняется спортсменом непо­средственно перед тренировкой и через 10—20 мин. после нее. Ре­акция на дополнительную нагрузку оценивается как минимум по данным сдвигов и восстановления пульса и артериального давле­ния и проводится так же, как это делается обычно. Если ставится задача оценить функциональное состояние спортсмена, то испыта­ние с дополнительной нагрузкой проводится до и после занятия с предельными или околопредельными тренировочными нагруз­ками.

На дополнительную стандартную нагрузку могут быть три варианта реакции (рис. 72).

Первый вариант характеризуется несущественным отли­чием реакции на дополнительную нагрузку, выполненную после тренировки, от реакции на нее до тренировки. Могут быть только небольшие количественные различия в сдвигах пульса, артериаль­ного давления и длительности восстановления. При этом в одних случаях после тренировки реакция на нагрузку может быть менее выраженной (вариант I а), в других — более выраженной, чем до тренировки. В целом первый вариант показывает, что функцио­нальное состояние спортсмена после тренировки существенно не изменилось. Такая же реакция после тренировки с предельными нагрузками может свидетельствовать о хорошем функциональном состоянии спортсмена. Однако нужно учитывать, что она может быть и после тренировки с небольшой нагрузкой.

Второй вариант свидетельствует об ухудшении функцио­нального состояния, проявляющемся в том, что при стандартной нагрузке, выполняемой после тренировки, сдвиг пульса становится большим, а подъем максимального давления меньшим, чем до тре­нировки (феномен «ножниц»). Длительность восстановления пуль­са и артериального давления обычно также увеличивается. Если оно затягивается более чем на 24 часа, это свидетельствует об ухудшении функционального состояния. Это ухудшение может быть связано или с недостаточной тренированностью спортсмена, или с очень большой интенсивностью тренировочных нагрузок, вы­звавших выраженное утомление.

 
  методы врачебно-педагогических наблюдений - student2.ru

Третий вариант реакции характеризуется дальнейшим ухудшением приспособляемости к дополнительной нагрузке. В этом случае после тренировки, направленной на развитие вынос­ливости, появляется астеническая (гипотоническая) или дистони­ческая реакция после скоростно-силовых упражнений — гипертони­ческая реакция или одна из первых двух. Восстановление значи­тельно удлиняется. Этот вариант свидетельствует о значительном ухудшении функционального состояния спортсмена, причиной чего может быть недостаточная его подготовленность, переутомление или чрезмерная нагрузка на занятии. При выявлении третьего ва­рианта реакции требуется повторить исследование на другой день после тренировки, чтобы определить, произошла ли нормализация функционального состояния спортсмена.

Кроме оценки реакции на дополнительную стандартную нагруз­ку по сдвигам пульса и артериального давления и их восстановле­нию можно использовать количественные методы определения ра­ботоспособности: PWC170, МПК (определяемое косвенным методом по частоте пульса при субмаксимальной нагрузке), Гарвардский степ-тест и др.

Испытание с дополнительной стандартной нагрузкой может с успехом применяться не только при исследованиях до и после тре­нировочных занятий, но и при других формах врачебно-педагогиче­ских наблюдений, задачей которых является внесение коррективов в планирование тренировочных нагрузок в различных микроцик­лах.

 
  методы врачебно-педагогических наблюдений - student2.ru

В качестве дополнительной нагрузки, как отмечалось выше, применяют, помимо стандартной, также специфические на­грузки, выбранные тренером в зависимости от специализации и квалификации спортсмена. Например, при исследовании спринте­ров, футболистов, хоккеистов рекомендуется бег на 50—80 м, для бегунов на средние дистанции — бег на 150—200 м, для пловцов — проплывание 25—50-метровой дистанции. В этих случаях специфи­ческая дополнительная нагрузка первый раз выполняется после разминки, а второй раз — в конце тренировки, после выполнения всей запланированной тренировочной работы. При этом спортсмен должен стремиться каждый раз показать наилучший результат. Помимо реакции пульса и артериального давления на дополни­тельную специфическую нагрузку (т. е. помимо приспособляемо­сти) обязательно учитывается время прохождения дистанции (или другой спортивно-технический показатель), которое и определяет работоспособность спортсмена.

Различают четыре варианта реакций на специфи­ческую дополнительную нагрузку.

Первый вариант характеризуется тем, что работоспособ­ность и приспособляемость в конце тренировки существенно не из­меняются. Такой вариант указывает на хорошее функциональное состояние спортсмена (если нагрузка на занятии была достаточно велика).

Второй вариант характеризуется тем, что при сохранении работоспособности ухудшается приспособление к ней сердечно-со­судистой системы. Данная реакция наблюдается у спортсменов со сниженными функциональными способностями организма. Она мо­жет быть и у тренированных спортсменов после очень интенсивной нагрузки.

Для третьего варианта характерно снижение работо­способности и ухудшение приспособляемости к дополнительной на­грузке со стороны сердечно-сосудистой системы (гипертоническая, астеническая реакции, удлинение восстановления и др.). Такая реакция наблюдается у нетренированных спортсменов, а также при переутомлении

При четвертом варианте работоспособность снижается, а приспособляемость не изменяется. Эта реакция свидетельствует о снижении функционального состояния спортсмена под влиянием проведенного занятия. Анализ выполненной работы позволяет уста­новить, с чем это связано — с очень большой нагрузкой или с недо­статочной тренированностью спортсмена.

Для определения состояния специальной тренированности при врачебно-педагогических наблюдениях пользуются испытанием с повторными нагрузками, проводимым на тренировоч­ном занятии.

Величина этих нагрузок определяется совместно тренером и врачом, с учетом этапа тренировки, уровня тренированности и спортивной квалификации занимающегося. Нагрузка по интенсив­ности (или величине) должна приближаться к максимальной для обследуемого лица.

Подбор нагрузок зависит также от того, какие физические ка­чества (быстрота, выносливость, сила) должны быть оценены. Например, для оценки скоростной выносливости марафонца ему предлагают пробежать 8—10 раз 400 м с отдыхом 3—4 мин., для оценки выносливости — 3—4 раза 3 км с отдыхом 5—10 мин. При­мерные повторные нагрузки для различных видов спорта пред­ставлены в табл. 5.

Методика проведения испытания с повторной нагрузкой не сложна: перед ее выполнением подсчитывают пульс, измеряют арте­риальное давление, частоту дыхания и другие показатели; затем эти же исследования проводят после разминки и в период восста­новления между повторными нагрузками. Спортивная работоспо­собность оценивается по показываемым спортсменом результа­там — в секундах, минутах, метрах, километрах, килограммах и др.

При сопоставлении данных результативности выполнения спорт­сменом повторных нагрузок и приспособляемости организма к ним определяются четыре варианта реакции на повтор­ные нагрузки.

Первый вариант характеризуется устойчивыми высокими показателями работоспособности, хорошей приспособляемостью к нагрузкам, снижением сдвигов пульса и артериального давления по мере повторения нагрузок, быстрым восстановлением — к кон­цу интервалов отдыха наблюдается значительный спад всех пока­зателей. Такая реакция свидетельствует о высоком уровне специ­альной тренированности.

Для второго варианта характерны неустойчивые пока­затели двигательной деятельности: результативность то повыша­ется, то понижается. В соответствии с этим варьируют показатели реакции сердечно-сосудистой системы. Иначе говоря, имеются признаки неподготовленности спортсмена к тому, чтобы поддерживать значительное напряжение функций организма в течение необ­ходимого времени. Это свидетельствует о еще недостаточном уров­не тренированности.

 
  методы врачебно-педагогических наблюдений - student2.ru

При третьем варианте показатели работоспособности снижаются от повторения к повторению и сопровождаются значи­тельным ухудшением приспособляемости к нагрузкам — наблюда­ется резкое учащение пульса, максимальное давление почти не по­вышается или даже снижается (астеническая реакция и др.). В ин­тервале отдыха восстановления не происходит, и последующая на­грузка начинается на фоне утомления от предыдущей. Такой ва­риант реакции наблюдается у спортсменов с низким уровнем спе­циальной тренированности.

Четвертый вариант характеризуется тем, что при сохра­няющейся работоспособности по мере повторения нагрузок начина­ют выявляться признаки ухудшения приспособляемости. Данная реакция может свидетельствовать о недостаточной специальной тренированности или чаще о переутомлении спортсмена.

Испытание с повторными нагрузками не только служит тестом для определения специальной тренированности, но и помогает оце­нить правильность планирования тренировочного процесса, внести в него необходимые коррективы. Например, в процессе исследований может быть выявлено, что интервалы отдыха, установленные тре­нером, явно недостаточны или, наоборот, излишне длительны; коли­чество повторений чрезмерно (что ведет к перенапряжению) или, наоборот, выбранная интенсивность упражнений и количество пов­торений не вызывают существенных сдвигов в организме, а следо­вательно, не дают должного эффекта.

Вторая группа методов

При врачебно-педагогических наблюдениях может быть использован любой инструментальный метод исследования, но наиболее часто применяются электрокардиография, поликарди­ография, оксигемометрия, миотонометрия, хронаксиметрия и др.

Электрокардиографияпредставляет наибольшую ценность. На­личие портативного электрокардиографа с чернильной записью позволяет использовать этот метод при всех формах врачебно-педа­гогических наблюдений.

Хорошей реакцией на нагрузку считается сохранение синусово­го ритма, уменьшение длительности предсердно-желудочковой и внутрижелудочковой проводимости (которые оцениваются по ин­тервалу PQ и QRS), увеличение зубцов Р, R и Т. Если на

Наши рекомендации