Задачи врачебно-педагогических наблюдений
При проведении врачебно-педагогических наблюдений должны решаться следующие пять основных задач.
1. Оценка условий и организации учебно-тренировочных занятий, проверка качества работы тренера или преподавателя с медицинских позиций.
2. Уточнение состояния здоровья занимающихся или оценка изменений в нем, выявление предпатологических состояний и патологических изменений, которые могут возникать непосредственно в процессе тренировки.
3. Определение функционального состояния организма спортсмена для оценки специальной тренированности.
4. Оценка адекватности применяемой системы тренировки возможностям спортсмена в целях совершенствования планирования и индивидуализации учебно-тренировочного процесса.
5. Оценка и выбор медицинских, педагогических и психологических средств и методов, направленных на улучшение восстановительных процессов после больших физических нагрузок (медикаментозные средства, физиотерапия, различные виды массажа, водные процедуры, баня, смена характера работы, волнообразное изменение объемов и интенсивности нагрузок, аутогенная тренировка и др.).
Задачи врачебно-педагогических наблюдений должны быть только конкретными, имеющими целью решение строго определенного вопроса. Эти задачи определяет как врач, так и преподаватель и тренер.
При врачебно-педагогических наблюдениях, проводимых с целью оценки условий и организации занятий, уточнения состояния здоровья у спортсменов и др., инициатива в постановке задач принадлежит врачу. Если же в задачу этих наблюдений входит оценка тренированности, решение вопросов, связанных с улучшением восстановительных процессов, совершенствованием планирования учебно-тренировочного процесса, то инициатива в определении задач должна принадлежать тренеру и преподавателю. Только тре неры и преподаватель хорошо знают, что именно важно оценить на том или ином этапе тренировки, в конкретном занятии, микроцикле и т. д. Врач же, уяснив поставленную задачу, должен выбрать такую форму организации врачебно-педагогических наблюдений и такие методы исследования, которые позволят наилучшим образом ее решить.
Изучать условия, в которых проводятся занятия, необходимо потому, что неблагоприятная обстановка может быть иногда причиной отрицательного воздействия на состояние здоровья, в частности причиной спортивного травматизма. Врач должен выявить недостатки, связанные с условиями, а также с организацией и методикой проведения занятий (например, скученность, неправильная смена снарядов и упражнений, неправильная страховка или ее отсутствие, недостаточная разминка), и вместе с тренером и преподавателем принять меры для их устранения.
При врачебно-педагогических наблюдениях продолжается изучение воздействия на организм занятий физическими упражнениями, начатое во врачебном кабинете. Во время выполнения больших тренировочных и соревновательных нагрузок могут проявиться скрытые отклонения в состоянии здоровья, которые не удалось обнаружить при исследовании в кабинете врача.
Изучение влияния нагрузки на организм занимающегося физическими упражнениями, имеющего отклонения в состоянии здоровья или сниженные показатели физического развития, позволяет проверить правильность отнесения его к определенной медицинской группе.
Исследования непосредственно на занятиях и соревнованиях помогают уточнить изменения функционального состояния организма спортсменов, без чего нельзя оценить состояние тренированности.
Наибольшее значение данные врачебно-педагогических наблюдений имеют для совершенствования управления тренировочным процессом. В этом случае, как уже было сказано, решающая роль в определении частных задач этих наблюдений принадлежит тренеру.
Примером подобных частных задач могут быть: оценка правильности построения, выбора и последовательности использования различных средств тренировки в одном занятии или микроцикле; определение количества повторений упражнений, интервалов отдыха между ними; определение величины нагрузки на занятии и ее соответствия возможностям спортсмена; оценка длительности и полноценности восстановления после одного (наиболее трудного) занятия в течение микроцикла или нескольких микроциклов; оценка результатов тренировки за определенный этап (после тренировочного сбора, подготовительного периода, предсоревновательной подготовки).
Применение интенсивных физических нагрузок в современном спорте требует тщательного анализа протекания восстановительного периода после тренировки, в пределах одного или нескольких микроциклов и т. д. Необходимость применения медицинских, педагогических и психологических средств, способствующих лучшему протеканию восстановительных процессов, очевидна. В правильном выборе этих средств помогает целенаправленное проведение врачебно-педагогических наблюдений. Эффективность этих наблюдений, надежность получаемой информации во многом зависят от правильности выбора формы их организации.