Методы работы с детьми девиантного поведения
Методы работы с детьми девиантного поведения
Отклоняющееся поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами. Среди них важнейшее значение имеют:
Биологические факторы – это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и т.д.)
Психологические факторы – это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающие неадекватные реакции подростка.
Социально – психологические факторы выражаются в дефектах семейного, школьного и общественного воспитания, в их основе – игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящие к нарушению процесса социализации.
Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения уч-ся, а именно:
*дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, когда не выработаны единый подход, общие требования к ребенку.;
*конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях, в ситуациях развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
*асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье. Для нее характерны систематическое употребление алкоголя, наркотиков, проявление немотивированной жестокости и насилия.
Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. В связи с этим невозможно отделять проблемы ребенка и работать с ним, не изучая семью, стиль воспитания, и особенности взаимоотношений родителей и детей.
Социально-экономические факторы включают социальное неравенство, расслоение общества, обнищание значительной части населения, безработица и, как следствие социальную напряженность.
Морально-этические факторы проявляются в понижении морально нравственного уровня общества, отсутствие определенной системы ценностей, которая бы оказывала влияние на развитие и социализацию личности.
Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка условия, в которых он оказался, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.
В современной педагогике выделяют 3 технологии: социально-педагогическая профилактика, психолого-педагогическое сопровождение и социально психологическая реабилитация.
Технология социально –педагогической профилактики направлена на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин или условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков. Данная технология относится к категории групповой, массовой работы. В рамках образовательного учреждения она реализуется в системе воспитательной работы.
Технология психолого-педагогического сопровождения является индивидуальной и осуществляется по запросу классного руководителя, администрации и родителей. Она включает в себя сбор информации, первичное формулирование проблемы, психолого-педагогическую диагностику, разработку рекомендаций для ребенка, родителей, классного руководителя, учителей-предметников.
В рамках общеобразовательных учреждений технология социально-психологической реабилитации не используется.
При работе с детьми девиантного поведения можно использовать следующие рекомендации.
ТЕОРИИ АГРЕССИВНОСТИ.
20 век – самый агрессивный век.
Наличие некоторых гормонов влияет на появление агрессивности.
Теории агрессивности.
· Агрессивность врождённая черта характера.
· Агрессивность – порождение воспитания, социализации.
· Психоаналитическая теория Фрейда.
У человека заложено два основных инстинкта: «донатас» – инстинкт стремления к смерти, «натас» - инстинкт стремления к жизни (sex). Агрессивность – врождённая черта человека, поэтому всегда будут войны. Эта теория не объясняет, почему агрессия проявляется по-разному.
· Теория фрустрации агрессии.
Агрессия проявляется в определённых ситуациях, когда не удовлетворяется наша потребность. Не до конца объяснила, почему люди ведут себя по-разному.
· Теория социального научения.
Проявление агрессии связано с окружением, социумом.
Основной этап.
Задачи основного этапа:
· профилактическая деятельность;
· снижение уровня конфликтности;
· снижение уровня агрессии и враждебности.
Основной этап при работе с детьми разделен на 8 блоков, в каждом из которых проводятся мероприятия на сплочение коллектива, снятие накопившегося внутреннего напряжения, формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности, эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности и т.д.
С родителями в процессе реализации основного этапа проводятся следующие мероприятия:
- Лекторий на тему « Девиантное поведение что это?»
- Беседа «Воспитание, как основа будущего ребенка».
- Семинары – практикумы на темы: «Гиперактивный (агрессивный, замкнутый) ребенок почему он такой?»
- Индивидуальные беседы и консультирование.
Завершающий этап.
Задачи этапа: проведение повторного тестирования, выявление эффективности программы.
В процессе реализации третьего этапы проводятся следующие мероприятия:
- Повторное анкетирование родителей.
- Беседа с родителями с целью выявления изменений произошедших в поведении старших дошкольников.
- Повторная диагностика с целью выявления снижения уровня агрессии, гиперактивности и замкнутости. Тест по «Методике диагностики показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки.
- Сопоставление результатов, анализ работы и выявление эффективности данной программы.
Для реализации цели программы используются следующие формы работы: групповая работа, беседы, мини — лекции, творческие задания, а так же проведение первичной и вторичной диагностики.
Тематический план программы:
Подготовительный этап
Тема | Основные цели |
Знакомство. Правила групповой работы. | Цель: Создание благоприятных условий для работы в группе, знакомство с принципами работы тренинга. |
Тестирование | Цель: определение уровня и форм агрессии. |
Анкетирование «Что такое девиантное поведение?» | Цель: выявление уровня знаний о причинах и формах проявление девиантного поведения дошкольников. |
Коллектив. Взаимопомощь, взаимоподдержка, взаимовыручка. | Цель: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия. |
Основной этап
Тема | Основные цели |
1. «ЗНАКОМСТВО» 1) «Интервью» 2) « Дракон кусает свой хвост» 3) «Баржа» 4) «Связующая нить» | — создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии. — снятие напряженности, невротических состояний, страхов. — снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных процессов, преодоление неуверенности в себе. — формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности. |
2. «НАСТРОЕНИЕ» 1) Сказка «Репка» (инсценировка) 2) Рисование своего настроения 3) «Колокол» | — снятие накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочение группы. — упражнять детей передавать свое настроение через цветовые пятна, изображенные на листе бумаги. — сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства. |
3. «МЫ ТЕБЯ ЛЮБИМ» 1) «Связующая нить» 2) «Подари улыбку» 3) «Ласковое имя» 4) «Мы тебя любим» | — формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности. — создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние. — создание позитивного настроении, развитие чувства доверия участников друг к другу, формирование в группе атмосферы взаимной поддержки. — эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений. |
4. «МЫ С ТОБОЙ ТАК ПОХОЖИ» 1) «Связующая нить» 2) «Передай сигнал». 3) Танец «Цветок» 4) «Зеркало» | — сплочение группы, развитие способности к сосредоточению и чувства ответственности. — энергетическая подпитка, восстановление сил, развитие умения побыть наедине с собой, прислушаться к внутреннему “Я”. — эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности. |
5. «ДРУЖБА» 1) «Связующая нить» 2) «Только вместе!» 3) «Обзывалки» 4) «Взаимоотношения» | — физический контакт, возможность почувствовать друг друга, настроиться на сотрудничество и взаимопонимание. — снятие агрессии, чувства вины, накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочение группы. — снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме. — формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру, формирование у детей моральных представлений. |
6. «МЫ ВМЕСТЕ» 1) «Закончи предложение» 2) «Разведчики» 3) «Аэробус» 4) «Доброе животное» | — повышение уверенности в себе, в своих силах. — развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных и организаторских способностей, формирование чувства доверия и ответственности. — учить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей по “команде” дает уверенность и спокойствие. — способствовать сплочению группы, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать. |
7. «ТУХ-ТИБИ-ДУХ» 1) «Рубка дров» 2) «Ворвись в прут» 3) «Тух-тиби-дух!» 4) Игра «Газета» | — помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, почувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и “истратить” ее во время игры. — снятие эмоционального напряжения, возможность исполнить роль тирана, пережить чувство отверженности, приобрести навыки конструктивного поведения в подобных ситуациях, развитие групповой сплоченности. — снять негативные настроения и восстановить силы. — сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства. |
8. «ВОЛШЕБНАЯ ИГРА» 1) «Бумажные мячики» 2) «Два барана» 3) «Попроси игрушку» 4) «Липучка» | — дать детям возможность вернуть бодрость и активность, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм. — снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность “легальным образом” выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло. — обучить детей эффективным способам общения. — сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства. |
Завершающий этап. | |
Повторная диагностика | Цель: отследить динамику изменений в поведении дошкольников. |
Сопоставление результатов | Цель: анализ работы, выявление эффективности программы |
Содержание завершающего этапа реализации социально-педагогической программы
Содержание этапа | |
1 направление: родители | 2 направление: дети старшего дошкольного возраста |
Повторные диагностики: 1. Повторное анкетирование. 2. Беседа. | Повторные диагностики: 1. Наблюдение с целью выявления изменений произошедших в поведении дошкольников. 2. Диагностика «Несуществующее животное» |
3. Анкетирование. 4. Тест по «Методике диагностики показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки |
Приложение 1
«Кактус»
графическая методика М.А. Панфиловой
Тест проводится с детьми с 4-х лет.
Цель — выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!
Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа.
Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:
1.Кактус домашний или дикий?
2.Его можно потрогать? Он сильно колется?
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?
4.Кактус растет один или с каким то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
5. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?
Обработка результатов и интерпретация
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:
· пространственное положение
· размер рисунка
· характеристики линий
· сила нажима на карандаш
Агрессия — наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
Импульсивность — отрывистые линии, сильный нажим.
Эгоцентризм, стремление к лидерству — крупный рисунок, в центре листа.
Зависимость, неуверенность — маленькие рисунок внизу листа
Демонстративность, открытость — наличие выступающих отростков, необычность форм.
Скрытность, осторожность — расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
Оптимизм — использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов.
Тревога — использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии.
Женственность — наличие украшения, цветов, мягких линий, форм.
Экстровертированность — наличие других кактусов, цветов.
Интровертированность — изображен только один кактус.
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности — наличие цветочного горшка, изображение домашнего кактуса .
Стремление к одиночеству — изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус.
Приложение 2
Анкета для родителей
Обведите кружком цифры напротив тех высказываний, с которыми Вы согласны. Мой ребёнок
Очень подвижен, много бегает, постоянно вертится — 1
Спит намного меньше, чем другие дети — 2
Очень говорлив — 3
Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-то — 4
С трудом дожидается своей очереди(в играх, в магазине) — 5
Начинает отвечать, не дослушав вопроса, или, наоборот, задав вопрос, не слушает ответа — 6
Часто мешает другим, вмешивается в разговоры взрослых — 7
Не может спокойно дожидаться вознаграждения (если, например, обещали ему что-то купить) — 8
Часто не слышит, когда к нему обращаются — 9
Легко отвлекается, когда ему читают книгу — 10
Часто не доводит начатое дело(игру, задание)до конца — 11
Избегает занятий, где требуется длительное сосредоточение — 12
Методы работы с детьми девиантного поведения
Отклоняющееся поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами. Среди них важнейшее значение имеют:
Биологические факторы – это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и т.д.)
Психологические факторы – это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающие неадекватные реакции подростка.
Социально – психологические факторы выражаются в дефектах семейного, школьного и общественного воспитания, в их основе – игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящие к нарушению процесса социализации.
Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения уч-ся, а именно:
*дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, когда не выработаны единый подход, общие требования к ребенку.;
*конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях, в ситуациях развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
*асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье. Для нее характерны систематическое употребление алкоголя, наркотиков, проявление немотивированной жестокости и насилия.
Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. В связи с этим невозможно отделять проблемы ребенка и работать с ним, не изучая семью, стиль воспитания, и особенности взаимоотношений родителей и детей.
Социально-экономические факторы включают социальное неравенство, расслоение общества, обнищание значительной части населения, безработица и, как следствие социальную напряженность.
Морально-этические факторы проявляются в понижении морально нравственного уровня общества, отсутствие определенной системы ценностей, которая бы оказывала влияние на развитие и социализацию личности.
Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка условия, в которых он оказался, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.
В современной педагогике выделяют 3 технологии: социально-педагогическая профилактика, психолого-педагогическое сопровождение и социально психологическая реабилитация.
Технология социально –педагогической профилактики направлена на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин или условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков. Данная технология относится к категории групповой, массовой работы. В рамках образовательного учреждения она реализуется в системе воспитательной работы.
Технология психолого-педагогического сопровождения является индивидуальной и осуществляется по запросу классного руководителя, администрации и родителей. Она включает в себя сбор информации, первичное формулирование проблемы, психолого-педагогическую диагностику, разработку рекомендаций для ребенка, родителей, классного руководителя, учителей-предметников.
В рамках общеобразовательных учреждений технология социально-психологической реабилитации не используется.
При работе с детьми девиантного поведения можно использовать следующие рекомендации.