Местоположение Капха, Питта, Вата

Доша Вата концентрируется в теле от пупка до ступней ног. Контролирует следующие функции и распадается на пять категорий: Вата в сердце называется «Прана», в прямой кишке – «Алана», аккумулированная в районе пупка – «Самана», в горле – «Удана», пронизывающая все наше тело – «Виана».

Прана Вата. Функции – вдох и выдох. Управляет сердцем, прохождением пищи в желудок, циркуляцией крови по всем частям тела.

Апана Вата. Функция состоит в дальнейшем втягивании воздуха, что помогает дыхательному действию Праны. Она помогает движению вниз стула, мочи и спермы. В женском организме часть ее функции – сохранять плод в матке, изгонять плод при родах, а также способствовать истечению менструации.

Самана Вата. Она активизирует пищеварительный «огонь», так как способствует секреции пищеварительных желез и желчи. Помогает полупереваренным частицам пищи проходить из желудка в двенадцатиперстную кишку и затем в тонкие кишки, помогает также перевариванию пищи усиленным выделением пищеварительной секреции тонких кишок. После переваривания она отделяет полезные частицы и проталкивает бесполезные остатки вниз, в толстую кишку. Самана Вата способствует поддержанию Праны и Аланы в состоянии равновесия.

Удана Вата. Посредством ее мы можем производить звуки, можем говорить и петь. Рафинированная эссенция ее питает и развивает наш ум и способность к запоминанию.

Виана Вата. Она пробуждает и производит циркуляцию крови и других флюидов во всех частях тела в соответствии с местными потребностями. Она также управляет сжиманием и расширением тела, поддерживает ток крови к мозгу и производит потение.

Доша Питта концентрируется в области желудка и двенадцатиперстной кишки, то есть от пупка до груди. Питта под пятью различными названиями выполняет «огненные функции» в нашем теле. Эти пять названий таковы: Пачака Питта – пищеварительная желчь; Ранджака Питта – пигментная секреция; Садхака Питта – энергетическая секреция; Алочака Питта – секреция, стимулирующая зрение; Бхаджака Питта – секреция, создающая цвет лица.

Пачака Питта. Производится в печени и поджелудочной железе. Она переваривает пищу, превращает полезные части пищи в жидкость и выводит бесполезные остатки пищи через мочу, стул и пот. Она устраняет яды болезней путем создания необходимого жара в теле, управляет температурой тела и помогает образованию антител.

Ранджака Питта. Это пигментные секреции, производимые в печени.

Садхака Питта. Ее влияние создает энергию для продолжительных усилий и способствует рвению для совершения почти невозможных нагрузок и преодоления препятствий. Лучшие части пищеварительной и пигментной секреции превращаются в нее. Она также способствует росту силы, интеллекта, воспитанию способности к пониманию.

Алочака Питта. Тончайшая эссенция желчи поступает в район органов зрения и соответствующим образом трансформируется в зрительную энергию.

Бхаджака Питта. Лучший и питательный элемент желчной секреции придает светлое сияние цвету нашего лица. Эта секреция занимает свою позицию в коже и отражает атаки ядов.

Доша Капха концентрируется в верхней части тела: груди и голове. Эта Капха в пяти различных формах создает форму и поддерживает стабильность нашего организма. Названия этих пяти форм Капхи следующие: Кледана, Аналамбана, Расана, Скехана и Шлешмана.

Кледана Капха. Она взбалтывает пищу в кашицу из мельчайших частиц посредством пищеварительного сока. Пищеварительная секреция желудка и есть Кледана Капха. Пища варится на огне в воде для того, чтобы она стала мягкой.

Аналамбана Капха. Это особого рода слизь, защищающая «телесную машину» от жара, производимого желчью. Благодаря этой смазке сердце и легкие не трутся о стенки груди.

Расана Капха. Эта слизь производится в органе вкуса – языке. Она возбуждает ощущение вкуса и помогает Кледана Капха в процессе переваривания пищи.

Скехана Капха. Этот маслянистый флюид смягчает и питает все органы тела. Железы в теле нормально функционируют, получая питание от экстракта крови. Скехана – это внутренняя секреция эндокринных желез. Секреции мозговых желез являются важнейшими, поддерживающими жизненные способности нашего тела.

Шлешмана Капха. Благодаря ей в суставах не происходит трения. Эта слизь сохраняет нервы и мускулы вокруг костных суставов сильными, здоровыми и эластичными.

Доша Вата жидкостных элементов не имеет. В теле создает сухость и холод.

Доша Питта в теле создает (в основном) тепло и влажность. Имеет в теле жидкостные элементы, обладающие едкостью.

Доша Капха в теле создает холод и слизь, содержит, в основном жидкостные элементы, дающие влажность.

Если доша Вата в норме – наше мышление хорошее, много энергии, кишечник функционирует хорошо, все циркуляции в теле нормальны.

Если произошло возбуждение доша Вата, то признаки этого следующие:

1. Моча прозрачная, как вода, сильно пенится, после отстаивания остается жидкой.

2. Хочется двигаться; появляются вздохи; сознание возбужденное.

3. Голова немеет и кружится; шум в ушах.

4. Язык сухой, красный, шершавый; во рту вяжущий привкус.

5. Бессонница, зевота, дрожь, потягивания, приступы гнева.

6. В пояснице и суставах боли, как от побоев (артрит).

7. Похудание, сухость кожи, колющие боли в затылке, груди и в челюстях.

8. Кашель с мутной мокротой, запоры, вечером боли после еды.

Если доша Питта в норме – тело теплое, хорошее пищеварение, мышление, приподнятое настроение, здоровая и красивая кожа. Признаки возбуждения доши Питта следующие:

1. Моча красно-желтая, с запахом и сильным паром.

2. Голова болит, тело горит, сухо в ноздрях.

3. Язык с толстым налетом, во рту кислый привкус.

4. На глазах желто-красное облачко, неожиданные колики.

5. Ночью бессонница, а днем невозможно заснуть.

6. Мокрота красно-желтая, солоноватая; жажда.

7. Потливость, запах.

8. В полдень и полночь боли при переваривании пищи.

Если доша Капха в норме – уравновешенный ум, подвижные суставы, в теле сила и функции тела сбалансированы, пропорции тела нормальны.

Признаки возбуждения доши Капха следующие:

1. Моча белесая с незначительным паром и запахом.

2. Язык и десны белесые, во рту пресный привкус.

3. Веки отечны, глаза белесы.

4. Сопли и мокрота в груди и голове, угнетенное состояние, тяжесть в теле.

5. Аппетит нарушен, пищеварение ослабленное.

6. Нет тепла, тело отекает, появляются гнойнички.

7. Болят почки и поясница, суставы тугоподвижны, кожа зудит.

8. Память плохая, сонливость, слабость.

Теперь разберем, что ухудшает, приводит к разбалансированию этих дош? Многократные наблюдения и практика показали, что ухудшение возникает в случае чрезмерного усиления одной доши в ущерб другим.

К чрезмерному усилению доши Вата приводят излишняя двигательная активность, малый сон, малое количество еды (избыток пространства в желудке) и голодание.

Чрезмерно усиливают дошу Питта избыточное тепло, загар, эмоции гнева и острая пища.

Чрезмерно усиливают дошу Капха – избыток покоя, сон в дневное время, долгий сон утром. Пища маслянистая, холодная, приводящая к полноте.

Теперь очень важно определить пропорцию дош Вата, Питта и Капха в своем теле с целью максимальной индивидуализации своего питания и поведения. Ведь в зависимости от преобладающей доши или дош человек отличается внешностью, физиологией, темпераментом и умом. Именно поэтому мы так не похожи друг на друга. Вот как это описано в «Чжуд-ши»:

Люди, рожденные ветром (Вата), сутулы, сухощавы, бледны, многословны, плохо переносят холод, при движении их слышится треск (суставов). Они бледны, недолговечны, телом небольшие, любят песни, смех, борьбу, стрельбу, предпочитают сладкое, кислое, жгучее, по повадкам похожи на грифов, ястребов и лис.

Люди (с конституцией) желчи (Питта) подвержены жажде и голоду, волосы и тело у них желтоватого цвета, ум острый, тщеславный. Они потеют и пахнут. Богатство и тело у них посредственны. Склонны к сладкому, горькому, терпкому, прохладному. По повадкам похожи на тигров, обезьян и якшасов (демонов).

У людей (с конституцией) слизи (Капха) прохладное тело, суставы и кости не выделяются, они мясисты и белы. Формы округлы. Голод, жажду, страдания переносят легко. Тела у них крупные, живут долго, богато, сон у них крепкий. Они широки душой, от природы имеют хороший нрав. Похожи по повадкам на львов и буйволов.

По аюрведической науке существует 7 типов людей. Три типа, у которых больше всего выражена одна из дош; три типа смешанных – двудошных: Вата – Питта, Вата – Капха и Питта – Капха; и один тип уравновешенный – у которого все три доши относительно равны.

На основании вышеизложенного мной составлен опросник, который поможет вам определить пропорцию дош в вашем теле.

Опросник для определения пропорции дош

I. Внешние данные

ВАТА

1. Тонкокостный, худощавый человек.

2. Кисть тонкая, на ощупь холодная и сухая.

3. Движения быстры, походка легкая, воздушная.

ПИТТА

1. Среднее телосложение; волосы рыжеватые, склонен к ранней седине или облысению.

2. Кисть средняя, на ощупь теплая, приятная.

3. Движения уравновешены, походка нормальная.

КАПХА

1. Ширококостный, склонный к полноте человек.

2. Кисть широкая, на ощупь холодная и влажная.

3. Движения плавные, замедленные, походка неторопливая.

II. Физиология тела

ВАТА

1. Процессы протекают быстро.

2. Несмотря на нормальное питание, поправляется очень плохо, проблемы с пищеварением.

3. Сон быстрый, поверхностный.

ПИТТА

1. Процессы в теле протекают в серднем темпе.

2. Пищеварение хорошее, но если вовремя не поест, чувствует себя раздраженным.

3. Сон нормальный, со сновидениями.

КАПХА

1. Процессы в теле протекают медленно.

2. Несмотря на небольшое, питание поправляется, вес теряет с трудом.

3. Спит больше 8 часов, сон спокойный.

III. Психология и умственные способности

ВАТА

1. Свойственны энтузиазм и живость.

2. Быстро схватывает информацию и быстро ее забывает.

3. Считается заводилой в любой компании.

ПИТТА

1. Старается быть точным и организованным.

2. Информацию запоминает и анализирует очень хорошо.

3. Может легко раздражаться по пустякам.

КАПХА

1. С трудом поддается на разнообразные начинания.

2. Информацию усваивает с трудом, но зато хорошо помнит и реализует.

3. Спокоен и не раздражителен (трудно вывести из себя).

IV. Предпочитаемая пища, сезоны года и перенесенные заболевания

ВАТА

1. Теплая, маслянистая, кушать любит плотно.

2. Плохо переносит холодное время года; зимой кожа становится сухой.

3. Суетливость, похудание, сухость кожи, запоры, артрит.

ПИТТА

1. Прохладная, кушает в меру, но склонен к переданию.

2. Плохо переносит жару, летом быстро устает.

3. Склонен к различным воспалениям с подъемом температуры; изжоге, язвам в желудке, раздражителен.

КАПХА

1. Любит теплую, сухую, нежирную пищу, ест мало.

2. Беспокоит дождливая погода, особенно влажный сезон.

3. Склонен к ожирению, депрессии; чувство холода в теле, бледность кожи, насморк и мокроты.

Оцените по пятибалльной системе:

0 – характеристика не для вас;

1 – что-то такое у вас есть;

2 – имеется слабо;

3 – средне выражена;

4 – хорошо выражена;

5 – эта характеристика у вас наиболее выражена.

Проставьте баллы, которые, как вы считаете, вам соответствуют. Затем отдельно сложите баллы доши Вата, Питта и Капха и посмотрите, какая доша или доши по сумме преобладают. Если сумма одной доши будет на 10 баллов больше ближайшей, то у вас она преобладает и вы относитесь к монодошному типу; если суммы двух дош примерно равны, вы относитесь к двудошному типу; если все три примерно равны, то вы уравновешенный тип.

Теперь, зная, что такое доши, какую роль они играют в нашем теле, где концентрируются и так далее, мы можем через них регулировать наше самочувствие.

Но прежде чем заняться этим, давайте тщательно разберемся, с помощью чего же мы будем их регулировать. А так как в этой книге речь идет об оздоровлении с помощью питания, то поговорим о пище и о той информации, которая в ней заложена.

Вкусы

«Каждый, кто встанет от сна поутру, / Вкус ощутит он во рту непременно. / Если он ощутит сладкий привкус, / Тяжесть ощутит в мозгу и в теле.

Нужно пустить ему кровь непременно. / Дальше пойдем, объясним все натуры. / Горький во рту коль ощутит кто вкус, / Пусть же он знает – Сафра в том причина. / Хладным и кислым он должен питаться – / Недугу это не даст разрастаться.

Если во рту кислый вкус он ощутит, / Сразу известно – Савда здесь причина. / Есть ему следует сладкое с жирным, / Если быть хочет здоровым и сильным.

Вкус неприятный во рту если будет – / Знай, это Лимфа скопилась чрезмерно, / Пищей горячей он должен питаться, / Также и сухость дающую пищей.

Если такой он режим соблюдает, / Пусть он в годах уже будет преклонных / Снова здоровым, как юноша станет.

Если во рту ощутит вкус он соленый, / Значит, скопились дурные материи, / Прежде всего он пусть вызовет рвоту. / Пусть слабительное примет вскоре.

Выучишь если ты сие наизусть, / Путь преградишь ты болезням без спора».

(Отрывок из книги Тиби Юсуфи Юсуфова «Древняя таджикская медицина о здоровье», Душанбе, 1984 г .)

Согласно понятиям древних мудрецов, опорой вкусов являются пять первоэлементов. Земля дает основу, Вода – влажность, Огонь – теплоту, Воздух – подвижность и Эфир – место.

Сочетание...............Дает вкус

Земля – Вода.........сладкий

Огонь – Земля.......кислый

Огонь – Вода.........соленый

Воздух – Земля.....горький

Огонь – Воздух.....жгучий

Вода – Воздух.......вяжущий

По лечебной силе и способности жизнедеятельности (от сильного до слабого) они располагаются так: сладкий, кислый, соленый, горький, жгучий и вяжущий.

А теперь отрывок из «Чжуд-ши» о вкусах:

Когда пробуешь что-либо сладкое, оно нравится языку, и хочется еще. Кислое действует на зубы, морщит лицо, вызывает слюну. Соленое вызывает ощущение жара и слюнотечение. Горькое удаляет запах изо рта, угнетает аппетит. Жгучее обжигает рот и язык и вызывает слезы. От вяжущего язык и гортань делаются жесткими.

В частности, сладкое укрепляет, увеличивает силы тела; оно полезно старикам, детям, истощенным, при болезнях горла и легких; телу дает крепость, затягивает раны, улучшает цвет, обостряет восприятие, удлиняет жизнь, изгоняет яды, ветер и желчь. Избыток сладкого порождает слизь, ожирение, угнетает тепло, тело толстеет, появляется мочеизнурение, зоб и рмен-бу. Кислое рождает тепло, возбуждает аппетит, насыщает, размельчает пищу, способствует перевариванию, обостряет осязание, освобождает ветер; избыток его порождает желчь, кровь, медбал, мелкие сыпи, головокружение, скйарбаб, ор, слабость, раб-риб, жажду и римс. Соленое вытягивает затвердевшее, застрявшее, закупорившее, в компрессах оно вызывает потоотделение и тепло, избыток соленого приводит к облысению, поседению, морщинам, упадку сил, жажде, мзде, ме-дбал, усиливает желчь и кровь. Горькое лечит потерю аппетита, болезни от червей, жажду, мзде, обмороки, римс, рвоту, болезни желчи, отравления; сушит жир, костный мозг, кал и мочу, проясняет сознание; лечит болезни грудных желез и потерю голоса. Избыток его истощает силы тела, усиливает ветер и слизь. Жгучее лечит болезни гортани, сужение (горла), мзде, ор, язвы, вызывает тепло, улучшает пищеварение и аппетит, сушит жир и гной, раскрывает сосуды. При избытке уменьшается семя и силы, появляется дрожь, обмороки, боли в пояснице и в спине. Вяжущее сушит гной, кровь, желчь, заживляет раны, улучшает цвет кожи. Но при избытке его скапливаются слюни, сохнет кал, вздувается живот, сердце болит, стягивает жилы.

Вкусы оказывают свое действие только тогда, когда они не подверглись изменениям. Изменения вкусов могут происходить: 1) при различных способах обработки; 2) при переваривании; 3) при их сочетании.

Отсюда сразу же вытекают следующие рекомендации:

1) обработка продуктов должна быть минимальной, во избежание изменения вкуса;

2) при переваривании пищи следующие вкусы становятся:

Местоположение Капха, Питта, Вата - student2.ru

Таким образом, вторичных вкусов три: сладкий, кислый и горький;

3) сочетать пищу с разными вкусами необходимо с учетом их вторичных вкусов.

«Если добавить к чему-то несовместимое, то оно подавит предыдущее. И если все составные части совместимы, вкус окажет свое действие».

Существуют три вкуса, усиливающие дошу, и три, уменьшающие.

1. Когда налицо признаки возбуждения доши Вата, то ее приводят к балансу с помощью вкусов: сладкий, кислый, соленый. Чрезмерному усилению Вата способствует пища с горьким, вяжущим, жгучим вкусом.

2. Когда налицо признаки возбуждения доши Питта, то ее балансируют с помощью вкусов: сладкий, горький, вяжущий. К чрезмерному усилению Питта приводит пища с кислым, соленым, жгучим.

3. Когда налицо признаки возбуждения доши Капха, ее балансируют с помощью вкусов: вяжущий, горький, жгучий. Чрезмерному усилению Капха способствует пища со сладким, соленым, кислым.

Доши Вата и Капха – антагонисты, это даже видно по вкусам. Питта занимает промежуточное положение. Отсюда, чтобы не было взаимного подавления вкусов, нужно пользоваться правильными сочетаниями.

Если придерживаться вышеизложенного, то вы будете вторичными вкусами стимулировать или одну дошу, или две.

Помимо вкусов, существуют три пары качеств (Гун) дош. Эти Гуны свойственны дошам и могут влиять на них.

Три пары Гун (качеств):

1. Тяжесть – легкость. Увеличивает дошу Вата – легкость, холодность, сухость. Уменьшает – тяжесть, горячность, маслянистость.

2. Горячность – холодность. Увеличивает дошу Питта – легкость, горячность, сухость. Уменьшает – тяжесть, холодность, маслянистость.

3. Маслянистость – сухость. Увеличивает дошу Капха – тяжелый, холодный, маслянистый. Уменьшает – легкий, горячий, сухой.

Согласно этим качествам вкусы распределяются по следующим рядам:

1. Соленое, жгучее, вяжущее, сладкое – последующее «тяжелее» предыдущего в ряду.

2. Соленое, вяжущее, сладкое – это ряд по нарастанию «маслянистости».

3. Вяжущее, горькое, сладкое – ряд по свойствам «сухости».

4. Кислое, жгучее, горькое – ряды по «холодности» и «горячности».

Теперь можно поговорить и о продуктах, которые имеют свои вкусы и качества и которыми можно поддерживать и угнетать наши доши. Обратимся опять к «Чжуд-ши» и выберем, что подходит для нас, ибо в Средние века ели многое, что сейчас кажется диким.

Все злаковые (крупы) обладают сладким вкусом после переваривания, подавляют страсть и Вата, порождают силу и Капха.

Рис «маслянист», «холоден» и «легок», останавливает похоть, рвоту и понос. Просо «тяжелое», «холодное», укрепляет и соединяет треснувшее и сломанное. Ячмень «холоден», «легок», вызывает аппетит. Пшеница «холодна», «тяжела», «питательна», угнетает Вата и Питта. Овес «прохладен», «легок», подавляет слизь Капха и Питта. Стручковые бобы и горох, вкус вяжущий и сладкий, они «холодны», «легки», удаляют Капха, останавливают понос. Зерна льна сладковато-горькие, «маслянистые», помогают при Вата. Гречиха, вкус сладкий, «холодна», «легка», порождает три порока. Все зерна свежесобранные, сырые «тяжелы», а созревшие, высохшие и старые «легки». Сырые зерна, сваренные и поджаренные становятся «легче», лучше перевариваются и усваиваются.

Мясо животных после переваривания сладкое. Мясо животных суши «прохладное», «легкое», подавляет жар Вата и Капха. Мясо животных воды (гусь, утка, рыба, раки) «маслянистое», «тяжелое», «горячее», полезно при холоде Вата в желудке, почках и пояснице. Баранина жирная, увеличивает тепло и силу, подавляет Вата, Капха, возбуждает аппетит. Говядина «холодна», жирна, устраняет жар Вата, конина останавливает гной, очищает почки и поясницу от холода. Свинина «холодна», «легка». Курятина увеличивает семя, полезна при ранах. Вообще дичь «легка», «холодна», подавляет жары сложной природы. Рыба излечивает болезни желудка, пробуждает аппетит, проясняет глаза, язвы, нарывы и Каф разрушает. У четвероногих мясо самок «легче», а у птицы наоборот. Свежее мясо «холодит», а старое «согревает» и насыщает. В частности, прошлогоднее мясо Вата угнетает, порождает Питта и тепло. Сырое, остывшее, подгоревшее переваривается тяжело и трудно. Сухое, сваренное – легче и переваривается лучше.

Масло сливочное и кунжутное, костный мозг и жир – вкус сладковатый, последующее «тяжелее» (предыдущего), они слабят и смазывают изнутри, увлажняют. Старикам и детям, ослабленным и утомленным, при истощении семени и крови, для прочищения кишечника, при душевных усилиях, то есть при всех возбуждениях Вата масло полезно. Свежее масло холодит, увеличивает страсть, цвет и силу, подавляет жар Питта. Масло старое помогает при безумии, потере памяти, обмороке и раны залечивает. Топленое масло придает остроту уму, память проясняет, порождает тепло и силу, жизнь удлиняет. Это лучшее из масел, оно тысячу дел совершает. Свежесбитое масло, пенки, сыр и прочее пробуждают аппетит, изгоняют высохший кал и слизь. Масло прогорклое подавляет Капха и Вата, рождает Питта и тепло. Масло яка и овцы удаляет холод Вата. Масло коровы и козы холодит и угнетает жар Вата. Кунжутное масло «горячее» и «жгучее», при истощении способствует росту мяса, полноту убавляет, укрепляет тело, изгоняет Капха и Вата. Горчичное масло угнетает Вата, возбуждает Капха и Питта. Костный мозг угнетает Вата, увеличивает сперму, силу и Капха. Жир лечит болезни суставов, ожоги и болезни Вата, изгоняет болезни уха, головы и матки. У людей, питающихся маслом, силен огонь внутри и внутри у них чисто, силы тела развиты, они бодры, цветом хороши, органы у них крепкие, в старости бодрость сохраняют, доживают до ста лет.

Пища, приготовленная по-разному, оказывает и разное действие. Разберем это на примере риса. Супов рисовых четыре: жидкий, погуще, густой и кашица – жидкий удаляет жажду, голод и усталость, всасываясь, он выравнивает силы тела, порождает тепло и размягчает полости сосудов. Суп погуще порождает тепло, помогает при голоде, жажде, утомлении, болезни растворяет, устраняет задержку нечистот. Суп густой останавливает понос, приятен, жажду утоляет. Каша рисовая, сваренная и сдобренная остреньким, будет «легкой» и хорошо переварится. На мясном бульоне и молоке она будет «тяжелой». Поджаренный рис прекращает понос, соединяет переломы костей. Поджаренный дробленый рис «легок», «горяч», подходит желудку.

Все застывшие блюда угнетают «огонь» желудка.

Бульон мясной дает крепость, насыщен, полезен при Вата. Суп из сухой муки – лучшее средство при Вата. Крапивный суп подавляет Вата, порождает Питта и Капха. Просвирник и одуванчик дают тепло и понос останавливают. Гороховый суп вызывает аппетит, возбуждает Капха и Вата, сгоняет жир. Суп из редьки вызывает тепло, останавливает понос. Суп из чеснока полезен при Вата. Соль всякой еде вкус придает, тепло порождает, облегчает пищеварение, выводит кал. Перец Бунге расширяет сосуды, порождает Вата и Капха. Имбирь вызывает тепло, подавляет Вата. Все приправы улучшают вкус пищи, аппетит порождают.

Молоко, вода излечивают болезни, но при неправильном применении, наоборот, их усиливают. У молока первичный и вторичный вкус – сладкие. Оно «маслянистое», «тяжелое», «холодное», увеличивает силы тела, дает цвет, угнетает Вата и Питта, возбуждает похоть и Капха. Сырое молоко «холодно», «тяжело», от него заводятся черви, возбуждается Вата. Кипяченое становится «легким» и «теплым». Сгущенное молоко «тяжелое» и плохо переваривается. Парное молоко подобно нектару. У кисло-молочного продукта типа йогурта из цельного молока оба вкуса кислые, он «холоден» и «маслянист», сушит кал, изгоняет жар Вата, возбуждает аппетит. Свежий кисло-молочный продукт типа кефира имеет вяжущий и кислый вкус, «легок», тепло порождает, лечит болезни селезенки, геморрой. О молоке помните, что было сказано ранее. К тому же современное молоко, полученное от коров, кормленных концентратами и прочим, отличается от натурального, о котором идет речь. Поэтому будьте уверены в качестве молока. Сыворотка от сыра подавляет Капха, не возбуждая Вата и Питта. Пища из овечьего молока «тепла» и сыта, из коровьего и козьего – «холодна» и «легка».

Вода бывает дождевой, снежной, речной, родниковой, колодезной, минеральной и древесной. Предыдущее в этом ряду лучше последующих. Вода, падающая с неба, не имеет вкуса, но приятна, насыщает, «прохладна», «легка», подобна эликсиру. Вода, которая падает со снежных гор, хороша и так «холодна», что огонь ее с трудом нагревает, но когда застаивается, от нее бывают черви и болезни сердца. Вода на чистой земле, доступная солнцу и ветру, хороша. Остальные виды воды порождают болезни. Холодная вода помогает при обмороках, похмелье, головокружении, рвоте, жажде, жаре тела, болезнях Питта и крови и отравлениях. Кипяток согревает, способствует пищеварению, подавляет икоту, удаляет слизь, вздутие живота, одышку. Охлажденный кипяток, не возбуждая Капха, удаляет Питта, но через день он становится как яд и возбуждает все пороки.

Травы: чеснок, лук и т. д. – жгучи. Одуванчик, латук и т. д. горьки. Они бывают разных видов: из сухого места или из сырого, сушеные и свежие, приготовленные и сырые. Первый «теплее» и «легче», они излечивают болезни Капха и Питта. Лук вызывает сон, аппетит, подавляет Капха и Вата. Чеснок «тяжел» и «холоден», изгоняет глисты, Питта и Вата. Редька молодая «легка», «горяча», вызывает тепло и огонь, а старая «тяжела», «холодна», умножает Капха. Репа похожа на нее, но оберегает еще от яда. Корневища ревеня и листья изгоняют слизь, вызывают аппетит. Солодка, виноград, спаржа, мед – сладкого вкуса. Гранатник, облепиха, айва, кизильник, кисло-молочные продукты – кислого вкуса. Каменная соль, нашатырь, квасцы, корица – соленый вкус. Борец разнолистный, шлемник, мускус, барбарис, мумие, горечавка крупнолистная, шалфей и подобные им горького вкуса. Перец черный, перец длинный, имбирь, фирула, лютик – жгучего вкуса. Сандал, миробалана, хебула, меконопсис цельнолистный, колеус, кора и желуди дуба – вяжущего вкуса.

Местоположение Капха, Питта, Вата - student2.ru

Согласно китайской теории пяти первоэлементов «У-син» каждый процесс имеет начало и конец, проходя последовательно через пять стадий, или этапов. Энергетика человеческого организма подчинена этой последовательности, функции организма включаются последовательно одна за другой, имея пик активности и спада. Вкус пищи стимулирует энергетику функций тела. Например, кислый – печень и т. д., смотрите таблицу. Но если человек увлекается одним вкусом, то, стимулируя одну функцию, он подавляет другую. Так, слишком много соли подавляет функцию сердца, а слишком много сладкого вкуса поражает функцию почек. Приведенная диаграмма в виде звезды в круге показывает эти закономерности – порождение по окружности и угнетение по лучам звезды. Используя это, вы сможете стимулировать отстающие функции и подавлять сильные.

Оджас

Индусские риши обнаружили, что в пище содержится нечто, что придает телу особую силу. Причем в одних продуктах питания его оказывалось больше, в других – меньше. Это «нечто» они назвали «Оджас». Оджас – последнее питательное вещество, которое находится на краю физиологического мира. По-другому, Оджас – место стыковки между Единым Полем и физиологией организма. По современным понятиям, это биоплазма, биоплазменное тело любого живого организма. Именно от крепости «биоплазменного скелета» зависит вся физиология нашего тела.

Риши установили, что для производства Оджаса нужна хорошая пищеварительная система и пища, содержащая как можно больше Оджаса и наиболее легко его отдающая.

Организм, наполненный Оджасом, испытывает блаженство, но блаженство, возникающее от алкоголя, является его антагонистом. Это два разных полюса.

Продукты, содержащие наибольшее количество Оджаса и поддерживающие в равновесии все 6 вкусов (три после переваривания), легкие, приятные, свежие получили название Саттва-пища.

Продукты острые, кислые, соленые, сухие, то есть не содержащие 6 вкусов и вносящие дисбаланс среди дош (в основном перестимулируются Питта и Вата), называются Раджас-питание.

Старая, безвкусная, имеющая мало Оджаса пища, не стимулирующая наши доши, называется Тамас-пища.

Продукты Раджас и Тамас хуже превращаются в Оджас и к тому же способствуют увеличению Ама (клейкое, белое вещество) в организме, которое закупоривает, «склеивает» и подавляет циркуляцию.

Язык, покрытый белым налетом, указывает на наличие Амы в теле.

Теперь перечислим пищу Саттва, Раджас и Тамас.

Саттва-пища: коровье молоко, сыр, сливочное масло, творог, топленое масло (Гхи), сливки; сладкие фрукты: яблоки, виноград, гранаты, апельсины, груши, персики, абрикосы, изюм, инжир; овощи: капуста, шпинат, помидоры, огурцы, картофель, тыква; орехи: миндаль, арахис, грецкие, фундук; злаки: пшеница, цельный рис, перловая, овес, ячневая и далее; бобовые: зеленые бобы, зеленые стручковые плоды, фасоль, горох, лимон, мед.

Раджас-пища: мясо, рыба, яйца, соль, перец, горчица, все кислое или горячее, чай, кофе, какао, рафинированный сахар, репа, пряности.

Тамас-пища: говядина, свинина, лук, чеснок, табак; прогорклая, стоявшая, рафинированная, дважды приготовленная пища (разогретая), все опьяняющие средства и лекарства.

А сейчас вы должны понять следующее. Независимо от комбинации дош в теле человека, если доши уравновешены и много Оджаса, это будет Саттва-человек.

Человек, у которого доши Ватта и Питта разбалансированы – Раджас-человек.

Тамас-человек – тот, у которого независимо от комбинации дош очень мало Оджаса или возбуждена доша Капха.

Следующий отрывок из «Бхагават-гиты» поможет нам лучше разобраться в вышеописанном.

Пища, которая дает долгую жизнь, гармонию, силу, здоровье, радость и умиротворение – вкусная, маслянистая, питательная и приятная, желанная для Саттва-человека.

Пища горькая, кислая, соленая, чрезмерно горячая, жгучая, грубая, которая вызывает жжение и болезнь, желанная для Раджас-человека.

Старая, безвкусная, протухшая (дурно пахнущая), стоявшая в течение ночи, оставшаяся с раннего утра (смешанная с остатками утренней еды) и нечистая пища полезна для Тамас-человека.

Риши утверждают, что, потребляя ту или иную пищу, мы можем активно влиять на свою кровь (вспомните саттвик, раджасик и тамасик крови), а уже через нее на все тело. Тело риши называют «Аннамайя Коша – оболочка, составленная из питания», а уже оболочка в свою очередь будет оказывать влияние на нашу психику. Из предыдущего нам известно, что современный взгляд на это в точности совпадает с аюрведическим.

Наши рекомендации