XI. Обследование грамматического строя
Содержание задания | Используемый речевой и наглядный материал | Ответы ребенка | Примечание (указать характер выполнения) |
1. Составление предложений по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок. Задаются вопросы, требующие ответов сложными предложениями (почему?, зачем? И т.д.) | Сюжетная картинка и серия картинок | ||
2. Составление предложений по опорным словам | Карточка с опорными словами: дети, лес, корзины, земляника, цветы, спелая, сладкая | ||
3. Составление предложений по отдельным словам, расположенным в беспорядке | Карточка со словами: на, катается, лыжах, Саша | ||
4. Подстановка недостающего предлога в предложении | Карточка с записью предложения: «Лампа висит… столом» | ||
5. Пересказ текста после прослушивания: а) знакомый текст б) незнакомый текст | Тексты сказок, рассказов Толстого, Ушинского | ||
6. Рассказ из собственного опыта (о любимых игрушках, книге, животном, празднике и т.д.) | |||
7. Словоизменение: а) употребление существительного единственного и множественного числа в различных падежах. Исследование ведется по картинкам: «Чем покрыт стол? Чем мальчик режет хлеб? Кого кормит девочка На кого смотрят дети? За чем дети идут в лес? | Сюжетные картинки | ||
б) образование форм родительного падежа множественного числа существительных. Задают вопросы: «Чего много в лесу? (деревьев, кустов, ягод, листьев), «Чего много в саду?», «Чего много в этой комнате?» | |||
в) преобразование единственного числа имен существительных во множественное по инструкции: «Я буду говорить про один предмет, а ты про много» (рука – руки) | Существительные: коза, глаз, стул, отряд, лоб, ухо, дерево, рот, билет, перо, окно, рукав, воробей, доктор, болото, лев, рог, хлеб, сторож, завод | ||
г) употребление предлогов. Предлагается ответить примерно на такие вопросы: «Где лежит карандаш?» (в коробке), «А теперь?» (вынуть из коробки и положить на стол), «Откуда я взял карандаш?» (из коробки), «Откуда упал карандаш?» (со стола), «Откуда ты достал карандаш?» (из-под стола), «Где лежит карандаш?» (за коробкой), «Откуда ты достал карандаш?» (из-за коробки, из-под коробки) | |||
8. Словообразование: а) образование уменьшительной формы существительного. Задание может быть таким: «Я буду говорить про большие предметы, а ты про маленькие» (стол – столик) | Слова: ковер, гнездо, голова, сумка, ведро, птица, трава, ухо, лоб, воробей, стул, дерево | ||
б) образование прилагательных от существительных. Предлагается ответить на вопросы: «Из чего сделан стул (шкаф)?» | Существительные: снег, бумага, стекло, пластмасса, мех, шерсть, пух | ||
в) образование сложных слов (из 2 слов образовать одно) | Камень дробить (камнедробилка), землю черпать (землечерпалка), сено косить (сенокосилка) |
ВЫВОДЫ: ИМЕЮТСЯ НАРУШЕНИЯ СОГЛАСОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ (АГРАММАТИЗМ).
Xii. Обследование чтения
Содержание задания | Речевой и наглядный материал | Ответы ребенка | Примечание (характер выполнения) |
Обследование усвоения букв 1.Назвать указанную букву | Буквы разрезной азбуки | ||
2.Найти буквы, обозначающие звуки (близкие по способу и месту образования и акустическим признакам) | п, б, с, з, ш, ж, р, л, с, ц, к, г | ||
3.Назвать буквы, написанные разными шрифтами | А, а, А, а, Б, б, Б, б | ||
4.Указать правильно написанную букву рядом с зеркальным её изображением | Р - , З - , С- Г - , Ь - | ||
5.Назвать букву, перечеркнутую дополнительными штрихами | П, Н, Р, С, Т, У, К, Ч | ||
6.Найти среди сходных по начертанию букв нужную | ла, лм, ад, лд, гб, вр, вз, вы, гт, ге, кж, гп, пи, пш, шц, сю, со, кх, ни, ор | ||
Обследование чтения слогов 1.Прочитать прямые слоги | са, шу, ха, ну, ос, ры, да | ||
2.Прочитать обратные слоги | ум, ах, ас, ор, ын, ус, ат, ом | ||
3.Прочитать слоги со стечением согласных | ста, кро, тру, гло, цви | ||
4.Прочитать слоги с твердыми и мягкими согласными | та-ты, ка-кя, зу-зю, ло-ле, са-ся, ду-дю | ||
Обследование чтения слов 1.Прочитать слова различной звукослоговой структуры (знакомые и малоупотребительные в речи) | рак, осы, яма, сажа, луна, очки, отряд, санки, дятел, рюкзак, снежок, ножницы, полотенце, спички | ||
2. Прочитать слова и ответить на вопросы: «Где ты видел этот предмет? Что им делают?» | бровь, журавль, сточка, кастрюля, мотоциклист, здравница, белка, балка, баран, банки | ||
3. При обследовании понимания слов предлагаются такие задания: а) прочитать слово, найти его изображение по картинке, положить соответствующую надпись | картинки с изображениями предметов, животных и т.д..; карточки с надписями к этим картинкам | ||
б) прочитать слово, напечатать на карточке, и по памяти найти соответствующую картинку | картинки и карточки с надписями к этим картинкам | ||
в) прочитать слова, сходные по буквенному составу, а после прочтения найти картинки, соответствующие словам-паронимам | зуб-суп, жук-сук, папа-баба, коза-коса, уточка-удочка, шкаф-шарф, стол-ствол | ||
г) прочитать слова с пропущенными буквами | руч…ка, …апочки, к…ыш…а, конво… | ||
Обследование чтения предложений Предлагаются следующие задания: | |||
а) прочитать предложение и выполнить соответствующее действие | Карточки с заданиями: «Покажи глаз», «Подойди к стене», «Возьми ручку», «Встань со стула» | ||
б) прочитать предложение, найти соответствующую картинку (прелагаются фразы различной синтаксической конструкции). После этого ответить на вопросы | Сюжетные картинки и карточки с предложениями: «Лампа стоит на круглом столе», «Мама разливает из кастрюли суп в тарелки», «Собака хозяина убежала в сад», «Хозяин собаки привязал ее к конуре», «Оля старше Кати» | ||
Обследование чтения текста Проводят на основе пересказа и ответов о прочитанном | Рассказы Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и другие, соответствующие знаниям ребенка, доступные по объему и содержанию, отвечающие программным требованиям того класса, в котором обучается обследуемый |
Выводы: неусвоение букв, побуквенное чтение, послоговое чтение, искажение звуковой структуры слова, нарушение понимания читаемого.
XIII. Обследование письма
Прием | Речевой и наглядный материал | Письменная работа ребенка | Примечание (характер выполнения) |
Письмо по слуху: 1. Записать буквы: | |||
а) строчные (в случае забывания обозначить букву точкой) | и, и, ш, т, ы, ш, з, ц, е, г, л, д, у, б, в, ж, ь, х | ||
б) прописные | Г, З, Д, Р, Ы, К, Ч, У, Е, Т, Ц, П, Л, В, М, Ф, Е, Ж, Щ | ||
в) близкие по месту образования и акустическим признакам | с, ш, ч, х, з, ц, л, р | ||
2. Записать слоги: | |||
а) прямые | на, ба, са, ко, ку, шо, чи, мя, ня, ля | ||
б) обратные | ан, от, ас, яр, ац | ||
в) закрытые | рак, сом, сон, нам, там, дам, ком | ||
г) со течением согласных | ста, дро, тру, мло, кру, мто | ||
д) слоги, в которых один и тот же согласный звук входит то в мягкий, то в твердый слог | ма-мя, лу-лю, та-тя, ра-ря, са-ся, зу-зю, ка-кю, до-де | ||
е) оппозиционные слоги | са-за, па-ба, та-да, ку-гу, ша-жа, во-фо | ||
3. Диктант слов различной структуры | куст, щука, грач, утка, природа, лыжи, шарф, сильный, пружина, старушка, чтение, заснуть, перепрыгнуть | ||
4. Запись предложения после однократного прослушивания | На лужайках зеленая трава. Космонавт управляет космическим кораблем | ||
5. Диктант из текста должен отвечать программным требованиям того класса, в котором обучается ребенок | Текст должен включать слова, содержащие звуки, близкие по способу и месту образования и акустическим признакам | ||
6. А. Списывание рукописными буквами с печатного абзаца а) букв (прописных строчных) | К П Р В С Э З Н А Ж с с е э п н о р в ш ц л м ж к | ||
б) слогов | Со, се, эс, са, за, чу, уч, пи, ни, Ки, жи, ши, щи | ||
б) слов | бант, насмешка, ус, несет, ножницы, скворец, гнездо, морковь | ||
в) предложный с рукописного текста | Наши бойцы защитили город на Волге | ||
г) предложений с печатного текста | Вот мелькали в воздухе белые пушистые снежинки | ||
д) текста | В Москве Москва – центр страны. Хороша Москва летом. Зеленые деревья украшают город. В садах и на бульварах много цветов | ||
Б Списывание печатными буквами с рукописного образца а) букв (строчных и прописных) | у д в б р п ф м ж к ш щ и ц л э с К М Н П Г Е О Э Р В Ч У З Ш Щ Ц | ||
б) слогов | ву, би, ки, по, эи, со, се, са, чу, уч, ри, пи, цу, жи | ||
в) слов | щуки, чулок, малина, пружина, чтение, природа, бабушка, дедушка, внучка | ||
г) предложений | Легкий ветерок шелестит листьями деревьев. Наши бойцы защищали город на Волге. На перекрестке стоит милиционер. | ||
д) текста | В лесу. Пришли дети в лес. В лесу тишина. Только опавшие листья шуршат под ногами. Мальчики нашли в кустах ёжика. Он зарылся в сухие листья. Девочки собрали в лесу много красивых листьев. | ||
7. Самостоятельное письмо а) написать прописные гласные буквы, строчные согласные | |||
б) записать разные слоги (закрытые, открытые, прямые, обратные) | |||
в) написать одно-, двух-, трех-, четырех- сложные слова | |||
г) подписать предметные картинки (слова) | груша, яблоко, ножницы, свеча, заяц, помидор, огурец, тарелка, луна, куст, речка, трактор | ||
д) придумать предложение и записать его | |||
е) дать подписи к сюжетным картинкам (предложения) | сюжетные картинки: девочка поливает цветы, мальчик играет с собакой | ||
ё) составить предложения из данных слов и записать их | под, лежит, зайка, кустом, дождя, после, лужи на, листья, береза, пожелтели | ||
ж) составить и записать рассказ по серии сюжетных картинок (для учащихся 2-4 классов) | сюжетные картинки | ||
з) составить и записать рассказ на определенную тему |
Таблица анализа ошибок письма
Тип ошибок | Вид ошибок | Количество ошибок | Пример ошибочного письма |
1.ДИСГРАФИЧЕС- КИЕ 1) Ошибки в звуковом составе слова | а) замены гласных б) замены согласных в) пропуски гласных г) пропуски согласных д) пропуски слогов и частей слова е) перестановки ё) вставки ж) раздельное написание частей слова | ||
2) Лексико-грамматические | а) замена слов по звуковому сходству б) замена слов по семантическому сходству в) пропуски слов г) слитное написание слов д) нарушение согласования е) нарушение управления е) неправильное обозначение границ предложения | ||
3)Графические | а) замена букв по количеству элементов б) замена букв по пространственному расположению в) зеркальное письмо букв | ||
2. ОРФОРГРАФИ- ЧЕСКИЕ | ошибки на правила правописания в соответствии с программными требованиями того класса, в котором обучатся ребенок |
ВЫВОДЫ: ДИСГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ОТСУТСТВУЮТ; АРТИКУЛЯЦИОННАЯ форма ДИСГРАФИИ; ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ; ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ДИСГРАФИЯ; СОЧЕТАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННО- ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ С ОПТИЧЕСКОЙ.
Раздел II. ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные результаты обследования позволяют сформулировать логопедическое заключение, или заключение логопеда, которое состоит из двух частей
В первой части логопедического заключения указывается педагогический диагноз, который определяет структуру речевого дефекта (объем и характер нарушений структурных компонентов языка).
Вторая часть этого заключения отражает клиническую форму речевой патологии (нарушений устной и письменной речи) и ее особенности (вид, степень тяжести, период и др )
обусловливающие специфические затруднения ребенка, которые необходимо учитывать при организации индивидуального подхода как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях Примерами логопедического заключения могут быть следующие:
• фонетическое недоразвитие речи, обусловленное артикуляторно-фонетической мономорфной дислалией;
• фонетико-фонематическое недоразвитие речи, обусловленное открытой формой ринолалии послеоперационного периода; артикуляционная форма дисграфии;
• общее недоразвитие речи III уровня, обусловленное псевдобульбарной дизартрией выраженной степени: артикуляционно-фонематическая дисграфия в сочетании с оптической;
• общее недоразвитие речи III уровня, обусловленное моторной формой алалии, осложненной псевдобульбарной дизартрией легкой степени: и т.п.
Затем дается краткое обоснование логопедического заключения. Каждая часть логопедического заключения подтверждается конкретными данными, полученными в ходе логопедического обследования, на основе которых логопед сделал вывод о структуре речевого дефекта и форме речевой аномалии.
Раздел III. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН