ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ (максимальное количество баллов – 41)
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ОЛИМПИАДЫ ПО БИОЛОГИИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ (максимальное количество баллов – 41)
На выполнение работы отводится 120 минут
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным укажите в матрице ответов.
1. Морская капуста может размножаться:
а) только половым путем; б) только вегетативно; в) только бесполым путем;
г) бесполым и половым путями.
2. Порфира относится к:
а) бурым водорослям; б) лишайникам; в) красным водорослям; г) моховидным.
3. Мутовчатое листорасположение характерно для:
а) липы; б) сирени; в) дуба; г) вороньего глаза.
4. Из перечисленных организмов к простейшим относятся:
а) сувойки; б) тихоходки; в) коловратки; г) гастротрихи.
Из перечисленных простейших-возбудителей заболеваний человека к споровикам
относится:
а) балантидий; б) лейшмания; в) трипаносома; г) токсоплазма.
6. Выделительная система у круглых червей (класс Nematoda):
а) представлена протонефридиями; б) представлена метанефридиями;
в) представлена кожными железами; г) отсутствует.
7. Водные рачки циклопы (род Cyclops) относится к отряду:
а) жаброногих; б) веслоногих; в) равноногих; г) усоногих.
8. Из перечисленных насекомых к двукрылым не относится:
а) жужжало; б) звонец; в) журчалка; г) щелкун.
9. Вакцины используют для формирования у человека:
а) естественного врожденного иммунитета;
б) естественного приобретенного иммунитета;
в) искусственного активного иммунитета;
г) искусственного пассивного иммунитета.
Повреждение наружных покровов, вызванное действием высокой температуры
окружающей среды, – это:
а) потертость; б) опрелость; в) ожог; г) отморожение.
11. Для экосистемы таёжных лесов типичны:
а) бурый медведь, белка, сойка, глухарь;
б) бурундук, соболь, клёст-еловик, кедровка;
в) лань, росомаха, колонок, тетерев;
г) лось, летяга, снегирь, соня-полчок.
12. Гриб, живущий на мертвом дереве, можно отнести к:
а) сапротрофам; б) гетеротрофам; в) редуцентам; г) все перечисленное верно.
13. Верное расположение эр на геохронологической шкале в историческом порядке:
а) Палеозой – Докембрий – Мезозой – Кайнозой;
б) Докембрий – Мезозой – Палеозой – Кайнозой;
в) Докембрий – Палеозой – Мезозой – Кайнозой;
г) Кайнозой – Мезозой – Палеозой – Докембрий.
14. Продукты световых реакций фотосинтеза, поступающие в темновую фазу:
а) углекислый газ и АТФ; б) вода и НАДФ окисленный;
в) АТФ и НАДФ восстановленный; г) сахар и кислород.
15. В образовании первичной структуры белка участвуют группы:
а) СО--NН; б) СО—СО; в) NH--NH; г) СО—СОН
16. В ДНК бактерии аденин составляет 22% всех оснований. Содержание цитозина в
этой ДНК равно:
а) 22%; б) 25%; в) 26%; г) 28%.
Язвительная шутка «От редьки вершки, от капусты корешки» была посвящена
растению, выведенному в 20-х годах в Ленинграде под руководством:
а) Николая Ивановича Вавилова; б) Ивана Владимировича Мичурина;
в) Трофима Денисовича Лысенко; г) Георгия Дмитриевича Карпеченко.
18. В результате скрещивания пчелиной матки с трутнем было получено поколение F1, где самцы имели генотипы АВ, Ав, аВ, ав, а самки – АаВв, Аавв, аавв. Генотип родителей:
а) Аавв х АА; б) АаВв х ав; в) ааВВ х Ав; г) ААВВ х ав.
19. . Эндосперм в семенах цветковых растений имеет набор хромосом:
а) тетраплоидный б) триплоидный в) диплоидный г) гаплоидный.
20. . Транспирация позволяет растению:
а) иметь запас питательных веществ в разных органах;
б) поглощать энергию солнца;
в) осуществлять вегетативное размножение;
г) регулировать температуру и постоянно получать минеральные вещества.
21. Удобрение, способствующее росту корней и других подземных органов - это:
а) калийное; б) азотное;в) навоз; г) фосфорное.
Часть II.
Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех
возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс
Ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Из перечисленных ниже паразитов растений к грибам относятся:
1) спорынья;
2) ржавчина листьев цитрусовых;
3) ржавчина пшеницы;
4) головня;
Повилика.
а) 1, 2, 3;
б) 1, 4, 5;
в) 1, 3, 4;
г) 2, 3, 4;
д) 2, 4, 5.
2. Для царства Грибов характерны признаки:
1) структурный компонент клеточной стенки – хитин;
Структурный компонент
клеточной стенки – целлюлоза;
3) запасной продукт – гликоген;
4) запасной продукт – багрянковый крахмал;
Свинья.
а) 1, 2;
б) 2, 5;
в) 1, 4;
г) 1, 3, 5;
д) 2, 4, 5.
4. Рудименты таза и задних конечностей имеются у:
1) водяного ужа;
2) медянки:
3) песчаного удавчика;
4) желтопузика;
Степной гадюки.
а) 1, 2;
б) 2, 3;
в) 2, 4;
г) 3, 4;
д) 4, 5.
5. При спокойном выдохе воздух «покидает» легкие, потому что:
1) уменьшается объем грудной клетки;
2) сокращаются мышечные волокна в стенках легких;
3) диафрагма расслабляется и выпячивается в грудную полость;
4) расслабляются мышцы грудной клетки;
В скелетных мышцах.
а) 1, 2, 3, 4;
б) 2, 3, 4, 5;
в) 1, 2, 3, 4, 5;
г) только 1, 2, 4;
д) только 2, 3, 5.
7. Рост плотности популяции ограничивают факторы:
1) территориальность; а) наличие паразитов; 3) недостаток пищевого ресурса;
РНКаза.
а) 1, 2, 3;
б) 1, 3, 4;
в) 2, 4, 5;
г) 3, 4, 5;
д) 1, 4, 5.
10. К реакциям матричного синтеза относятся:
1) синтез ДНК; 2) синтез белка; 3) синтез РНК; 4) синтез жирных кислот;
Синтез полисахаридов.
а) 1, 3;
б) 1, 2;
в) 1, 2, 3;
г) 2, 3, 5;
д) 2, 4, 5.
Часть III.
Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых
следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за каждое задание).
1. Опенок осенний – паразит деревьев.
2. Дрожжи осуществляют молочнокислое брожение.
3. У морской капусты хлоропласты одеты двумя мембранами.
4. После оплодотворения семязачатки превращаются в семена, а завязь в плод.
5. У большинства пиявок имеются глаза.
6. У всех беспозвоночных животных оплодотворение внешнее.
7. Радула – тонкая подвижная диафрагма глаза с отверстием в центре.
8. Первые крокодилы были сухопутными рептилиями.
9. Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.
10. Т-хелперы являются мишенью ВИЧ.
11. Стенка левого желудочка сердца человека имеет большую толщину, чем у правого желудочка.
12. В организме женщины при отсутствии патологий никогда не образуются мужские половые гормоны.
13. Партеногенез – это форма полового размножения.
14. Дегенерация – один из способов достижения биологического прогресса.
15. Мутации могут происходить во всех клетках, содержащих ДНК.
Часть IV.
Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия.
Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 8. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
Задание 1. [мах. 3 балла] Соотнесите форменные элементы крови человека (А, Б) с признаками (1 – 6), характерными для них.
Живут около 120 суток.
Признак | ||||||
Форменные элементы |
2. Приведите в соответствие тип изменчивости и его свойства (2,5 балла)
Свойства 1) передаётся по наследству 2) не передаётся по наследству 3) возникает случайно 4) соответствует воздействию внешней среды 5) ненаправленность | Тип изменчивости А) модификационная Б) мутационная | |||||
Тип изменчивости | ||||||
Свойства | ||||||
3. Приведите в соответствие отделы головного мозга и их функции (2,5 балла)
Функции отделов мозга 1) координация движений, равновесие тела 2) регуляция обмена веществ, терморегуляция 3) регуляция защитных рефлексов: кашля, чихания 4) регуляция поведения, мышления, памяти 5) регуляция работы сердца, органов дыхания, пищеварения | Отделы головного мозга А) Продолговатый мозг Б) Передний мозг В) Промежуточный мозг Г) Мозжечок | |||||
Функции отделов мозга | ||||||
Отделы головного мозга | ||||||
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ОЛИМПИАДЫ ПО БИОЛОГИИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ (максимальное количество баллов – 41)