Значение знаний о ВАиФ для педагогов системы спец. обр-ния

Значение знаний о ВАиФ для педагогов системы спец. обр-ния

ВА рассматривает процесс развития индивида в теч. всей его жизни. ВФ изучает особен-ти жизнедеят. орг-ма в разл периоды онтогенеза; рассматривает ff органов и систем, а также орг-ма в целом по мере его роста и развития и особенности этих ff на каждом возрастном этапе.

Предметом изучения ВАиФ явл. изуч. анатомо-физиологических особ-тей детей и подростков в процессе их индивид. развития.Важной задачей современных общеобр-ных, коррекционных школ и ДОУ явл. сохранение здоровья ребенка, гармоничное развитие его умственных и физич способностей.Решение этой задачи нуждается в обеспечении соответствующих условий: режима учебы, анатомо-физиологических особ-тей детей и подростков, целеустремленного влияния на их рост и развитие, повышение работоспособ. и функциональных возможностей орг-ма детей, расширение пределов их адаптационных возможностей.Я считаю, что главной задачей данной дисциплины будет явл. формирование у будущих педагогов знаний о возрастных особенностях строения и ff детского орг-ма; о закономерностях, которые лежат в основе сохранения и укрепления здоровья ребенка, поддержания его высокой работоспособ. во время разных видов учеб. и труд. деят.; о гигиенических требов. по орг-ции учебно-воспит работы в коррекционных учр.

Гигиена учебно-воспитательного процесса в школе

Орг-ция учеб процесса должна учитывать физиологические принципы изменения работоспособ орг-ма детей.

Правильная орг-ция учеб.проц. предусматривает рациональное чередование разных видов деят. и отдыха.

На сб и пн следует предусматривать меньшее кол-во учеб.ч., преимущественно отводить их предметам, не требующим от учащихся большого умственного напряжения. Max продолжительность урока установлена в 45 мин. Для учащихся средних и старших классов такая продолжительность урока оптимальна, для младших классов она предельна. Поэтому длительность уроков в 1-х классах принята 35 мин.

Возрастные особенности

Процесс окостенения позвон.столба происходит в строго опред порядке: ядра окостенения сначала появляются в грудных позвонках (уже на 2месяце внутриутробного развития), и затем окостенение распространяется по направлению к шейному отделу и копчиковому.

Груд.кл. у ребенка имеет коническую форму – сжата с боков. У взрослого преобладает поперечный размер груд.кл. Форму взрослого она приобретает к 12-13 годам.

Грудина начинает окостеневать на 2 месяце внутриутробного развития, а окончательное окостенение приходится на 25 лет.

Окостенение ребер начинается на 6-8 неделе внутриутробного развития.

Скелет конечностей начинает окостеневать на 2-3 месяце внутриутробного развития.

Лопатка полностью окостеневает к 16-18 годам.

Кости запястья и предплюсны становятся оформленными только к 7годам, окостеневают к 12.

Окостенение фаланг пальцев заканчивается к 11 годам.

Ядра окостенения костей таза появляются в период от 3,5 и 4,5 месяцев утробного периода. Срастание всех трех костей таза происходит в 14-16 лет, а окончательное окостенение приходится на 25 лет. Половые различия формы таза появляются после 9 лет.

Утомление, его физиологическая сущность. Профилактика детского утомления

Утом – это физиологич.сост., наступ. вслед. напряженной или длит. деят. и выраж-ся в снижении работоспособ. Выделяют скрытую (преодолеваемое У.) и явную (непреод) фазы У. При скрытой фазе работосп. поддерживается на протяжении деят. При явной У. наступает при дальнейшем продолжении работы.

У. у детей.Чем меньше реб., тем скорее наступает У. из-за незрелости мышечной и НС. Проявляться может и в физич. и в умств.деят. У. наступает при: низкой продолжительности ночного сна, при нарушении дневного сна, при недостаточном пребывании на свеж.воздухе. Признаки У:ухудшение внимания, падает точность работос., наступ. двигат. беспокойства, нарушение точности и координации движ. Если отдых после У. недостаточен, то работоспособ не восстанавливается, развивается переутомление. При переУ.: бледность кожных покровов, легковозбудимость, плаксивость, двиг.бесп., тремор рук, падает умств. работосп.

Необходимо наладить режим дня, чередование умств. с физич. деят., увелич. Прогулки на свеж. воздухе.

Желудочки ГМ. Образование и отток ликвора

Полостями полушарий БМ явл боковые желудочки (1,2), расположенные в толще белого в-ва под мозолистым телом. У каждого жел. выдел 4 части: передний рог, центральная часть, задний рог, нижний рог. Полость ПроМ (3) предст собой узкую полость м/у таламусом и гипоталамусом), в его стенке-таламус (высш центр чувст+подкорковый центр зрен). Полость ЗМ (4) – полость в ромбовидном мозге.

Водопровод ChV – узкий канал, кот соед 3 и4 жел. Сосудистые сплетения в жел продуцируют ликвор (спинномозговая жидкость). f:поддержание постоянства внутр ср мозга. Циркуляция ч/з отверстия, соед жел м/у собой и с каналом CМ.

Желудочки головного мозга

Это своеобразные пустоты, сообщающиеся между собой, выстланы эпендимой. В процессе онтогенеза из полости нервной трубки образуются мозговые пузыри, которые потом трансформируются в желудочковую систему. Желудочки головного мозга связаны между собой субарахноидальным пространством, благодаря чему возможен транспорт церебральной жидкости из боковых в третий, а потом в четвёртый отдел.

Конечным этапом циркуляции является отток ликвора через грануляции паутинной оболочки в венозные синусы.

Функции лобной доли

В лобной доле расположены зоны контроля следующих функций:

-Нервное ядро (скопление тел специфичных нейронов) двигательного анализатора. Сюда приходят нервные волокна от таламуса (см. первую часть), несущих информацию от рецепторов глубокой чувствительности (проприоцептивных рецепторов).

-Здесь же расположены области, отвечающие за сознательную регуляцию движений. Поражение правой или левой половины лобной доли приводит к параличу противоположной половины тела.

-В лобной доле так же расположен центр письма. Поражение этого центра лобной доли приводит к нарушению навыков письма под контролем зрения (аграфии).

-Здесь же располагается речедвигательный центр. При его повреждении в правом полушарии нарушается способность менять тембр и интонацию речи. Речь становится монотонной.

При повреждении речедвигательного центра лобной доли слева, теряется речевая артикуляция, способность к членораздельной речи (афазия) и пению (амузия).

При частичных повреждениях развивается неспособность правильно строить фразы (аграмматизм).

-В лобной доле располагается обширная ассоциативная зона коры головного мозга, отвечающая за программирование сложного поведения, принятие решений, планирования, анализ полученных результатов, а так же волевого (произвольного) поведения.

Повреждение этой области, как правило, приводит к полной или частичной утрате ощущения человеком своего «Я» и неминуемо отражается на его жизненных ценностях.

-Так же лобная доля содержит в своем составе центры обонятельного анализатора

Функции теменной доли

В теменной доле расположены локации нейронных ядер выполняющие следующие функции:

-анализ информации характеризующей общую чувствительность: болевую, температурную, тактильную.

Повреждения теменной доли приводят к нарушениям процессов узнавания предметов на ощупь без помощи зрения.

-регулирование способности осуществлять сложнокоординированные действия, за которые отвечает центр праксии. Эта область активно взаимосвязана и взаимодействует с корой лобной доли и со всеми сенсорными зонами задней части мозга.

-понимание читаемого текста. Повреждение соответствующего зрительного (оптического) центра речи приводит к невозможности понимать читаемый текст (алексия).

Функции затылочной доли

В затылочной доле расположены несколько локаций нейронных ядер отвечающих за следующие функции:

-зрение. В затылочной доле расположен отдел, отвечающий за зрение как таковое. Потому что человек видит окружающий мир не глазами, а мозгом. Именно затылочная доля отвечает за зрение, поэтому её повреждение приводит к частичной или полной слепоте.

-зрительная память. Повреждение соответствующих участков затылочной доли может привести к потере зрительной памяти, способности ориентироваться в незнакомой обстановке, нарушаются функции бинокулярного зрения – способность с помощью зрения оценивать форму предметов, расстояние до них.

Функции височной доли

Височная доля мозга выполняет следующие функции:

-В височной доле расположен корковый слой слухового анализатора. Его повреждение приводит к глухоте.

-Кроме того в височной доле расположен так же слуховой центр речи Вернике. Его повреждения нарушают способность человека понимать устную речь других людей – речь воспринимается просто как шум.

-Здесь же, в височной доле расположены нейронные центры вестибулярного аппарата. Их повреждение приводит к нарушениям чувства равновесия тела.



Значение знаний о ВАиФ для педагогов системы спец. обр-ния

ВА рассматривает процесс развития индивида в теч. всей его жизни. ВФ изучает особен-ти жизнедеят. орг-ма в разл периоды онтогенеза; рассматривает ff органов и систем, а также орг-ма в целом по мере его роста и развития и особенности этих ff на каждом возрастном этапе.

Предметом изучения ВАиФ явл. изуч. анатомо-физиологических особ-тей детей и подростков в процессе их индивид. развития.Важной задачей современных общеобр-ных, коррекционных школ и ДОУ явл. сохранение здоровья ребенка, гармоничное развитие его умственных и физич способностей.Решение этой задачи нуждается в обеспечении соответствующих условий: режима учебы, анатомо-физиологических особ-тей детей и подростков, целеустремленного влияния на их рост и развитие, повышение работоспособ. и функциональных возможностей орг-ма детей, расширение пределов их адаптационных возможностей.Я считаю, что главной задачей данной дисциплины будет явл. формирование у будущих педагогов знаний о возрастных особенностях строения и ff детского орг-ма; о закономерностях, которые лежат в основе сохранения и укрепления здоровья ребенка, поддержания его высокой работоспособ. во время разных видов учеб. и труд. деят.; о гигиенических требов. по орг-ции учебно-воспит работы в коррекционных учр.


Наши рекомендации