Изменение нормативно-правовой базы в отношении инвалидов
Глубокие изменения в обществе в последнее десятилетие XX в., вызванные коренной перестройкой экономики, появлением различных форм собственности, не могли не сказаться на развитии системы специального образования в России.
Особенно значимым является факт изменения отношения государства к лицам с нарушениями в развитии. Права детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности регулируются отечественным законодательством и международными конвенциями и соглашениями.
Принятая Генеральной ассамблеей ООН Конвенция о пра-I вах ребенка(26.01.1990) гарантирует права всех детей, в том I числе детей с ограниченными возможностями.
Принятый в 1992 г. и измененный в 1996 г. Закон РФ «Об образовании»дал возможность выбора родителям детей с отклонениями в развитии различных форм обучения.
Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»(1995) определил понятия «инвалид», «реабилитация», закрепил право на воспитание, образование и социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов. Для этого •Создаются соответствующие условия в учреждениях общего типа, специализированных учреждениях и на дому. Преду-пмптрено также оборудование жилых помещений специальными средствами в соответствии с программой реабили-Тиции.
Глава XII. Социализация детей с нарушением ОДА
Указ Президента РФ № 543 «О первоначальных мерах по реализации Всемирной Декларации об обеспечении выж и им • ния, защиты и развития детей в 90-е годы»,постановлений Правительства РФ № 848 от 23.08.1993 г. «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной Деклара-ции об обеспечении выживания, защиты и развития дотой в 90-е годы», «Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации до 2000 года»,принятый по«1 становлением Правительства № 69 от 31.01.1994, являнпщ основополагающими документами, обеспечивающими родч лизацию прав всех детей России, в том числе детей с отклов нениями в развитии на достойную жизнь, охрану здорош.н, получение образования, все виды реабилитации.
В соответствии со ст. 114 Закона РСФСР от 20.11.КММ) «О государственных пенсиях в РСФСР»детям с ограничен ными возможностями в возрасте до 16 лет назначается нОЧ циальная пенсия, равная минимальной пенсии по старо(УгИ|1 Материальное положение семей, имеющих детей, поддержи вается системой социальных пособий и компенсационных выплат, адресной натуральной помощью.
Помимо денежной и натуральной помощи детям с отри-1 ничейными возможностями гарантируется ряд льгот. Та Ни постановление Совета Министров СССР от 27.03.1986 № '100 «О мерах по улучшению условий жизни инвалидов с дечч-т«1 ва»устанавливает скидку 50% стоимости проезда в люГюм виде междугородного транспорта. В большинстве субъектом ' РФ проезд в транспорте городского и пригородного сообщо ний для инвалидов бесплатный, что закреплено местным :ш конодательством.
Правительством РФ (12.03.1997 № 288) принято «Типовое положение о специальном (коррекционном) обра:ю нательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», согласно которому дети с от ют нениями в умственном и физическом развитии содержит!-ц в специальных учреждениях бесплатно. Они имеют право пи первоочередное получение жилплощади на основании д<ч'1 ствующего постановления Совета Министров СССР от 13.01.1983 № 38 и приказа Минздрава СССР от 18.03.1<ЖЯ| №330.
§ 2. Изменение нормативно-правовой базы в отношении инвалидов
Изменение характера отношения государства к инвалидам отражает и постановление Правительства РФ от 14.01.2000 № 36 «О Федеральной целевой программе «Социальная поддержка инвалидов на 2000—2005 годы».
Программа состоит из следующих разделов:
1. Совершенствование нормативно-методического обес
печения, укрепление материально-технической базы
и развитие сети учреждений государственной службы ме
дико-социальной экспертизы.
2. Развитие инфраструктуры государственной службы реа
билитации инвалидов, разработка и внедрение современ
ных реабилитационных технологий.
3. Развитие реабилитационной индустрии как промышлен
ной основы социальной защиты населения.
4. Информатизация и кадровое обеспечение деятельности
государственных служб медико-социальной экспертизы,
реабилитации инвалидов и реабилитационной индустрии.
5. Государственная поддержка общественных объединений
инвалидов.
В перечне 56 мероприятий программы учитывается информационный компонент:
— создание телевизионных программ для инвалидов, в том
числе по проблемам детей-инвалидов и общественных
объединений;
— развитие полиграфической базы периодических печат
ных изданий ВОГ;
— организация и проведение рекламно-выставочной дея
тельности, семинаров, совещаний и конференций по про
блемам инвалидов;
— разработка и внедрение федеральной автоматизирован
ной информационно-справочной системы по проблемам
инвалидов.
На основании анализа перечня нормативно-правовых актов можно сделать вывод о том, что инвалиды в России все более начинают занимать достойное положение.
Действительно, государство в последние годы немало сделало для людей с ограниченными возможностями здоровья, перестало замалчивать их проблемы, приняло ряд законодательных актов, обеспечивающих инвалидам равные со здоровыми людьми права, возможности реабилитации, льготы, материальную поддержку.
Позиция федеральных и местных органов власти также очень важна. Она задает вектор развития общества, направленный на реабилитацию, социальную адаптациюц интеграцию инвалидов. Для изменения отношения общества к людям с ограниченными возможностями потребуется гораздо больший промежуток времени, нежели для принятия законов.
Кроме того, принятие законов еще не гарантирует их исполнения. На местном уровне зачастую издаются законы, противоречащие федеральным. Пока не будет контроля государства за исполнением законов, трудно ожидать заметного улучшения ситуации в отношении к инвалидам.
§ 3. Отношение разных слоев общества к интеграции инвалидов
общества и государства к людям с проблемами, ростом активности общественных объединений родителей детей-инвалидов и самих ш:валидов отмечается улучшение социального самочувствия инвалидов, в том числе инвалидов-опорников.
В Институте специальной педагогики и психологии С.Б. Федоровым(2000) под руководством Л.М. Шипицыной был проведен ссциально-психологический мониторинг по проблеме социальной интерации.
Исследование было направлено на оценку уровня интеграции инвалидэв-опорников (в частности детей, страдающих церебральным параличом) в общество, выявление картины отношения некоторых групп населения к инвалидам, взаимосвязи между информированностью населения о проблемах инвалидов и готовностью принять их в качестве полноправных членов общества, анализ изменения отношения к людям с отклонениями в развитии.